РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Внеурочной деятельности: пожарно-спортивный клуб «Спасатель»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Целью настоящей программы является совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_spasatel.docx | 76.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №26
Приказ от _______ № ____
_________ Овсянникова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Внеурочной деятельности: пожарно-спортивный клуб «Спасатель»
(основное общее образование)
5,6,7,8,9 КЛАСС
количество часов – 70
Учитель: Марков Руслан Валерьевич
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности: клуб «Спасатель». Основное общее образование (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского 4-е издание Москва «Просвещение», 2014 (Стандарты второго поколения).
2019 -2020 учебный год
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях, но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо ЧС, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость; учебная программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых.
Программа «Спасатель» рассчитана на 1 год обучения 70 часов в год и включает в себя ряд лекционных занятий, практические занятия, соревнования.
Цели и задачи.
Целью настоящей программы является
- совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.
- всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.
Основными задачами данной программы является:
- Привлечение подростков и молодежи к вопросам личной и коллективной безопасности;
- Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
- Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;
- Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни;
- Защита и пропаганда прав детей, подростков и молодежи, определенных отечественными правовыми нормами;
- Проведение различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях соблюдения здорового образа жизни;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения являются одной из наиболее острых социальных проблем. Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т. д. В подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия и высокий уровень преступности. Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой-либо одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных и образовательных средств в профилактической работе с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех. Значительную работу по созданию и реализации социально-педагогических и образовательных программ обучения детей действиям в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера ведут учреждения дополнительного образования детей туристской направленности. Хороших результатов в вопросах патриотического воспитания, социализации и подготовки детей и подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера достигли такие общественные объединения и движения, как: Российский союз молодежи, «Школа безопасности», «Спасатель», дружины юных пожарных и др. В социально-педагогической и образовательной деятельности используются различные формы работы: от семинаров с руководителями детско-юношеских объединений, организаций и учреждений, формирования и подготовки поисково-спасательных отрядов из числа педагогической и родительской общественности и до полевых и стационарных лагерей с учебно-воспитательными программами, тренировочными занятиями, походами и соревнованиями. Практика работы и анализ проведенных мероприятий позволяют сделать выводы о необходимости: развития указанных видов деятельности среди молодежи по профориентации и начальной профессиональной подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций; как и сети общественных пунктов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; объединения отрядов «Спасатель» в единую общественную организацию; координации деятельности учреждений дополнительного образования детей и подготовки кадров общественных спасателей, имеющих опыт поисково-спасательных работ. Программа «Спасатель» рассчитана на 1 год обучения 70 часов в год и включает в себя ряд лекционных занятий, практические занятия, соревнования.
Реализация этих мероприятий требует программно-целевого подхода.
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Основная задача теоретических занятий - дать необходимые знания об ЧС, истории и развитии туризма, гигиене, медицине и технике безопасности, познакомить с основами топографии, научить чтению карт.
Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.
Занятия кружка по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах х. Красный кут.
В практических занятиях, наряду с изучением и совершенствованием специальных умений и навыков, большое внимание уделяется всесторонней физической подготовке, направленной на развитие силы, быстроты, выносливости, координации. Для этого используются, как специальные комплексы упражнений, так и спортивные и подвижные игры.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.
Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля. Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.
Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:
- обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;
- значительному увеличению числа детей - участников общественного детско-юношеского движения «Школа безопасности» и подростковых объединений «Юный спасатель», вовлекая их в социально значимую деятельность;
- оздоровлению и физическому развитию молодежи, а также профессиональной ориентации участников движения.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные универсальные учебные действия:
- Положительное отношение к занятиям, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения занятий ребенок продолжает стремиться к занятиям.
- Проявление особого интереса к новому, собственно военно-патриотическому содержанию занятий;
- Формирование Я – концепции,
- Формирование адекватной самооценки;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию педагога;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- преодоление импульсивности и непроизвольности;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение слушать собеседника и педагога;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- умение работать в группе.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
- умение поставить перед собой цель и достичь ее.
Предметные результаты обучения
- знать основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);
- знать функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
- знать специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
- знать принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
- знать свои задачи, права и обязанности;
- знать способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
- знать последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;
- знать приемы оказания первой медицинской помощи;
- знать особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
- знать способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
- знать средства для оказания первой медицинской помощи;
- знать способы страховки и самостраховки;
- знать технику безопасности при выполнении АСР;
- уметь ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- уметь контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
- уметь применять приемы управления своим состоянием;
- иметь представление об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
- иметь представление о природных явлениях региона;
- иметь представление о процессе горения, пожаре и его развитии;
- иметь представление об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
иметь представление об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Содержание курса внеурочной | Формы организации | Виды деятельности | |||||
деятельности | |||||||
Специальная подготовка. | Урок изучения и закрепления | Конспектирование | |||||
Единая | государственная система | новых | знаний, | учебного материала, | |||
предупреждения | и | ликвидации | комбинированный урок, урок | беседа, просмотр | |||
чрезвычайных | ситуаций | и | совершенствования | знаний, | презентаций, | ||
Гражданская оборона России. | урок контроля оценки и | выступление | |||||
Виды чрезвычайных ситуаций | коррекции знаний | учащихся, работа с | |||||
Чрезвычайные | ситуации | текстом, практическая | |||||
природного характера | работа, работа с | ||||||
Правила | поведения | при | ЧС | раздаточным | |||
природного характера | материалом, | ||||||
Чрезвычайные | ситуации | проведение игры | |||||
техногенного характера | |||||||
Правила | поведения | при | ЧС | ||||
техногенного характера | |||||||
Чрезвычайные ситуации бытового | |||||||
характера | |||||||
Правила | поведения | при | |||||
возникновении | ЧС | бытового | |||||
характера. | |||||||
Стихийные бедствия, причины и | |||||||
последствия. | |||||||
Правила | поведения | при | |||||
возникновении | стихийных | ||||||
бедствий. | |||||||
Основы | выживания в | различных | |||||
чрезвычайных ситуациях. | |||||||
Способы выживания в различных | |||||||
ЧС. |
Виды аварий
Аварии на взрывопожароопасных
объектах.
Аварии на химически опасных
объектах.
Аварии на радиоактивно опасных
объектах.
Аварии на гидродинамических
объектах.
Выживание в природной среде.
Организация жилья, питания,
защиты в природных условиях.
Выживание в природной среде.
Определение места нахождения,
защита от животных и насекомых.
Противопожарная подготовка. | Урок изучения и закрепления | Конспектирование | ||||
Общие понятия о пожаре. | новых | знаний, | учебного | материала, | ||
Условия | и | причины | комбинированный урок, урок | беседа, | просмотр | |
возникновения пожаров. | совершенствования знаний, | презентаций, | ||||
Последствия пожаров. | урок | контроля оценки и | выступление |
Характер и сила пожаров. | коррекции знаний | учащихся, | работа | с | ||||||
Способы | и | методы тушения | текстом, практическая | |||||||
пожаров. | работа, | работа | с | |||||||
Огнетушители, | виды | раздаточным | ||||||||
огнетушителей. | материалом, | |||||||||
Огнетушители, | назначение, | проведение игры | ||||||||
подготовка | к | применению, | ||||||||
правила пользования. | ||||||||||
Самоспасение людей при пожарах. | ||||||||||
Пожарная | техника | и | её | |||||||
применение. | ||||||||||
Виды и типы пожарной техники | ||||||||||
Составление | плана | эвакуации | из | |||||||
различных | зданий. | Способы | ||||||||
эвакуации. | ||||||||||
Медицинская подготовка. | Урок изучения и закрепления | Конспектирование | ||||||||
Основы | анатомии | и | физиологии | новых | знаний, | учебного | материала, | |||
человека. | комбинированный урок, урок | беседа, | просмотр | |||||||
Первая | медицинская | помощь | в | совершенствования | знаний, | презентаций, | ||||
различных бытовых ситуациях. | урок контроля оценки и | выступление | ||||||||
Средства | оказания | первой | коррекции знаний | учащихся, | работа | с | ||||
медицинской помощи спасателя. | текстом, практическая | |||||||||
Основы гигиенических знаний. | работа, | работа | с | |||||||
Виды ран. | раздаточным | |||||||||
Первая медицинская помощь при | материалом, | |||||||||
ранениях | проведение игры | |||||||||
Переломы | ||||||||||
Первая медицинская помощь при | ||||||||||
переломах. |
Растяжения , вывихи, ущибы.
Первая медицинская помощь при
растяжениях, вывихах, ушибах.
Травмы опорно – двигательного
аппарата
Первая медицинская помощь при
травмах опорно – двигательного
аппарата
Травмы грудной клетки и
тазобедренного сустава
Первая медицинская помощь при
травмах грудной клетки и
тазобедренного сустава.
Черепно- мозговые травмы
Первая медицинская помощь при
черепно – мозговых травмах
Транспортировка пострадавшего.
Основы ориентирования. | Урок изучения и закрепления | Конспектирование | |||||
Вынужденное | автономное | новых | знаний, | учебного | материала, | ||
существование | человека | в | комбинированный урок, урок | беседа, | просмотр | ||
природе. | совершенствования | знаний, | презентаций, | ||||
Правила | поведения | при | урок контроля оценки и | выступление | |||
вынужденном | автономном | коррекции знаний | учащихся, | работа с |
существовании | человека | в | текстом, | практическая | |||||||||||
природе. | работа, | работа | с | ||||||||||||
Туристические походы | раздаточным | ||||||||||||||
Правила | поведения | во | время | материалом, | |||||||||||
туристических походов. | проведение игры | ||||||||||||||
Способы | ориентирования | на | |||||||||||||
местности. | |||||||||||||||
Компас. Его назначение. | |||||||||||||||
Средства | индивидуальной | Урок изучения и закрепления | Конспектирование | ||||||||||||
защиты. | новых | знаний, | учебного | материала, | |||||||||||
Классификация | средств | комбинированный урок, урок | беседа, | просмотр | |||||||||||
индивидуальной защиты. | совершенствования | знаний, | презентаций, | ||||||||||||
Средства индивидуальной защиты | урок | контроля | оценки | и | выступление | ||||||||||
органов дыхания. | коррекции знаний | учащихся, | работа | с | |||||||||||
Средства индивидуальной защиты | текстом, | практическая | |||||||||||||
кожи. | работа, | работа | с | ||||||||||||
раздаточным | |||||||||||||||
материалом, | |||||||||||||||
проведение игры | |||||||||||||||
Активный отдых на природе и | Урок изучения и закрепления | Конспектирование | |||||||||||||
безопасность. | новых | знаний, | учебного | материала, | |||||||||||
Общие правила | безопасности | во | комбинированный урок, урок | беседа, | просмотр | ||||||||||
время | активного | отдыха | на | совершенствования | знаний, | презентаций, | |||||||||
природе. | урок | контроля | оценки | и | выступление | ||||||||||
Подготовка и | проведение | пеших | коррекции знаний | учащихся, | работа | с | |||||||||
походов на равнинной и горной | текстом, | практическая | |||||||||||||
местности. | работа, | работа | с | ||||||||||||
Подготовка и проведение лыжных | раздаточным | ||||||||||||||
походов. | материалом, | ||||||||||||||
Водные | походы | и | обеспечение | проведение игры | |||||||||||
безопасности на воде. | |||||||||||||||
Велосипедные | походы | и | |||||||||||||
безопасность туристов. | |||||||||||||||
Определение | необходимого | ||||||||||||||
снаряжения для похода. | |||||||||||||||
Природа и человек. | |||||||||||||||
Ориентирование на местности. | |||||||||||||||
Определение | своего | ||||||||||||||
местоположения | и | направления | |||||||||||||
движения на местности. | |||||||||||||||
Подготовка к выходу на природу. | |||||||||||||||
Определение места для бивака и | |||||||||||||||
организация бивачных работ. | |||||||||||||||
Автономное | существование | ||||||||||||||
человека в природе. | |||||||||||||||
Добровольная автономия человека | |||||||||||||||
в природной среде. | |||||||||||||||
Вынужденная автономия человека | |||||||||||||||
в природной среде. | |||||||||||||||
Обеспечение | жизнедеятельности | ||||||||||||||
человека в природной среде при | |||||||||||||||
автономном существовании. |
Основы безопасности личности, общества, государства.
Основы комплексной
безопасности
Различные природные явления Общая характеристика природных явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.
Ураганы и бури, причины их
возникновения, возможные
последствия.
Смерчи.
Наводнения. Виды наводнений и их причины.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Урок изучения и закрепления
новых знаний, комбинированный урок, урок совершенствования знаний, урок контроля оценки и коррекции знаний
Конспектирование учебного материала,
беседа, просмотр презентаций, выступление учащихся, работа с текстом, практическая
работа, работа с раздаточным материалом, проведение игры
Современный мир и Россия.
Национальные интересы России в
современном мире.
Основные угрозы национальным
интересам и безопасности России.
Влияние культуры безопасности
жизнедеятельности населения на
национальную безопасность
России.
ЧС и их классификация.
ЧС природного характера и их
последствия.
ЧС техногенного характера и их
причины.
Угроза военной безопасности
России.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации ЧС
(РСЧС).
Гражданская оборона как
составная часть национальной
безопасности и
обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган
управления в области защиты
населения и территорий от ЧС.
Мониторинг и прогнозирование
ЧС.
Инженерная защита населения от
ЧС.
Оповещение и эвакуация
населения в условиях ЧС.
3. Тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема занятия | Кол-во |
часов | ||
1. | Специальная подготовка. | 2 |
2. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации | 2 |
чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России. | ||
3. | Виды чрезвычайных ситуаций | 2 |
Чрезвычайные ситуации природного характера | ||
Правила поведения при ЧС природного характера | ||
4. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 2 |
Правила поведения при ЧС техногенного характера | ||
5. | Чрезвычайные ситуации бытового характера | 2 |
Правила поведения при возникновении ЧС бытового характера. | ||
6. | Стихийные бедствия, причины и последствия. | 2 |
Правила поведения при возникновении стихийных бедствий. |
7. | Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. | 2 | ||||
Способы выживания в различных ЧС. | ||||||
8. | Виды аварий | 2 | ||||
Аварии на взрывопожароопасных объектах. | ||||||
Аварии на химически опасных объектах. | ||||||
Аварии на радиоактивно опасных объектах. | ||||||
Аварии на гидродинамических объектах. | ||||||
9. | Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, | 2 | ||||
защиты в природных условиях. | ||||||
Выживание в природной среде. Определение места нахождения, | ||||||
защита от животных и насекомых. | ||||||
10. | Противопожарная подготовка. | 2 | ||||
11. | Общие понятия о пожаре. | 2 | ||||
Условия и причины возникновения пожаров. | ||||||
12. | Последствия пожаров. | 2 | ||||
Характер и сила пожаров. | ||||||
13. | Способы и методы тушения пожаров. | 2 | ||||
Огнетушители, виды огнетушителей. | ||||||
Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила | ||||||
пользования. | ||||||
14. | Самоспасение людей при пожарах. | 2 | ||||
Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы | ||||||
эвакуации. | ||||||
15. | Пожарная техника и её применение. | 2 | ||||
Виды и типы пожарной техники | ||||||
16. | Медицинская подготовка. | 2 | ||||
17. | Основы анатомии и физиологии человека. | 3 | ||||
18. | Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях. | 4 | ||||
Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. | ||||||
Основы гигиенических знаний. | ||||||
19. | Виды ран. | 4 | ||||
Первая медицинская помощь при ранениях | ||||||
Переломы | ||||||
Первая медицинская помощь при переломах. | ||||||
20. | Растяжения , вывихи, ушибы. | 3 | ||||
Первая медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах. | ||||||
Травмы опорно – двигательного аппарата | ||||||
Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного | ||||||
аппарата | ||||||
21. | Травмы грудной клетки и тазобедренного сустава | 3 | ||||
Первая медицинская помощь при травмах грудной клетки и | ||||||
тазобедренного сустава. | ||||||
22. | Черепно- мозговые травмы | 3 | ||||
Первая медицинская помощь при черепно – мозговых травмах | ||||||
Транспортировка пострадавшего. | ||||||
23. | Основы ориентирования. | 2 | ||||
24. | Вынужденное автономное существование человека в природе. | 2 | ||||
25. | Правила | поведения | при | вынужденном | автономном | 2 |
существовании человека в природе. | ||||||
26. | Туристические походы | 2 | ||||
Правила поведения во время туристических походов. |
27. | Способы ориентирования на местности. | 2 |
Компас. Его назначение. | ||
28. | Средства индивидуальной защиты. | 2 |
29. | Классификация средств индивидуальной защиты. | 2 |
30. | Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | 2 |
31. | Средства индивидуальной защиты кожи. | 2 |
Итого | 70 |
- КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во |
часов | ||
1. | Подготовка к активному отдыху на природе | 2 |
2. | Природа и человек. | 2 |
3. | Ориентирование на местности. | 2 |
4. | Определение своего местоположения и направления движения на | 2 |
местности. | ||
5. | Подготовка к выходу на природу. | 2 |
6. | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 2 |
7. | Определение необходимого снаряжения для похода. | 2 |
8. | Активный отдых на природе и безопасность | 2 |
9. | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | 2 |
10. | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной | 2 |
местности. | ||
11. | Подготовка и проведение лыжных походов. | 2 |
12. | Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 2 |
13. | Велосипедные походы и безопасность туристов. | 2 |
14. | Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. | 2 |
15. | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в | 2 |
дальнем (внутреннем) и выездном туризме. | ||
16. | Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | 2 |
17. | Акклиматизация в горной местности. | 2 |
18. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха | 2 |
наземными видами транспорта. | ||
19. | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | 2 |
20. | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | 2 |
21. | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека | 2 |
в природной среде». | ||
22. | Автономное существование человека в природе. | 2 |
23. | Добровольная автономия человека в природной среде. | 2 |
24. | Вынужденная автономия человека в природной среде. | 2 |
25. | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при | 2 |
автономном существовании. | ||
26. | Опасные ситуации в природных условиях | 2 |
27. | Опасные погодные явления. | 2 |
28. | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в | 2 |
природных условиях. | ||
29. | Укусы насекомых и защита от них. | 2 |
30. | Клещевой энцефалит и его профилактика. | 2 |
31. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 2 |
32. | Первая помощь при неотложных состояний | 2 |
33. | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | 3 |
34. | Оказание первой помощи при травмах | 3 |
Итого: | 70 | |
7 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во |
часов | ||
1. | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного | 2 |
характера | ||
2. | Различные природные явления | 2 |
3. | Общая характеристика природных явлений. | 2 |
4. | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 2 |
5. | ЧС геологического происхождения». | 2 |
6. | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. | 2 |
7. | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 2 |
8. | Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов. | 2 |
9. | ЧС метеорологического происхождения» | 2 |
10. | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 2 |
11. | Смерчи. | 2 |
12. | ЧС гидрологического происхождения». | 2 |
13. | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 2 |
14. | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время | 2 |
наводнения. | ||
15. | Сели и их характеристика. | 2 |
16. | Цунами и их характеристика. | 2 |
17. | Снежные лавины. | 2 |
18. | Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения». | 2 |
19. | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 2 |
20. | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | 2 |
21. | Эпизоотии и эпифитотии | 2 |
22. | Защита населения РФ от ЧС. | 2 |
23. | Защита населения от ЧС геологического происхождения». | 2 |
24. | Защита населения от последствий землетрясений. | 2 |
25. | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 2 |
26. | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 2 |
27. | Защита населения от ЧС метеорологического происхождения. | 3 |
28. | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 3 |
29. | Защита населения от ЧС ситуаций гидрологического | 3 |
происхождения. | ||
30. | Защита населения от последствий наводнений. | 3 |
31. | Защита населения от последствий селевых потоков. | 3 |
32. | Защита населения от цунами. Итого: | 3 70 |
8 КЛАСС | ||
№ | Тема занятия | Кол-во |
часов | ||
1. | Пожарная безопасность | 2 |
2. | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 2 |
3. | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты | 2 |
населения. | ||
4. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной | 2 |
безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | ||
5. | Безопасность на дорогах | 2 |
6. | Причины ДТП и травматизма людей. | 2 |
7. | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и | 2 |
пассажиров. | ||
8. | Велосипедист – водитель транспортного средства. | 2 |
9. | Безопасность на водоёмах | 2 |
10. | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 2 |
11. | Безопасный отдых на водоёмах. | 2 |
12. | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 2 |
13. | Экология и безопасность | 2 |
14. | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 2 |
15. | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической | 2 |
обстановке. | ||
16. | ЧС техногенного характера и их возможные последствия | 2 |
17. | Классификация ЧС техногенного характера. | 2 |
18. | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 2 |
19. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 2 |
20. | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их | 2 |
возможные последствия. | ||
21. | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 2 |
22. | Обеспечение защиты населения от ЧС | 2 |
23. | Обеспечение радиационной защиты населения. | 2 |
24. | Обеспечение химической защиты населения. | 2 |
25. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на | 2 |
взрывопожароопасных объектах. | ||
26. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на | 2 |
гидротехнических сооружениях. | ||
27. | Организация защиты населения от ЧС техногенного характера | 2 |
28. | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | 2 |
29. | Эвакуация населения. | 2 |
30. | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного | 2 |
характера. | ||
31. | Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 |
32. | Здоровье как основная ценность человека. | 3 |
33. | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и | 3 |
социальная сущность. | ||
34. | Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Итого: | 2 70 |
- КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во |
часов | ||
1. | Национальная безопасность в России в современном мире | 2 |
2. | Современный мир и Россия. | 2 |
3. | Национальные интересы России в современном мире. | 2 |
4. | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 2 |
5. | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на | 2 |
национальную безопасность России. | ||
6. | ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность | 2 |
России | ||
7. | ЧС и их классификация. | 2 |
8. | ЧС природного характера и их последствия. | 2 |
9. | ЧС техногенного характера и их причины. | 2 |
10. | Угроза военной безопасности России. | 2 |
11. | Организационные основы по защите населения страны от ЧС | 2 |
мирного и военного времени | ||
12. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС | 2 |
(РСЧС). | ||
13. | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и | 2 |
обороноспособности страны. | ||
14. | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты | 2 |
населения и территорий от ЧС. | ||
15. | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от | 2 |
ЧС мирного и военного времени | ||
16. | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 2 |
17. | Инженерная защита населения от ЧС. | 2 |
18. | Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС. | 2 |
19. | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах | 2 |
поражения. | ||
20. | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | 2 |
21. | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | 3 |
22. | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели | 3 |
и способы осуществления. | ||
23. | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и | 3 |
экстремизму в РФ | ||
24. | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и | 3 |
экстремизму. | ||
25. | Общегосударственное противодействие терроризму. | 3 |
26. | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | 3 |
27. | Организационные основы системы противодействия терроризму и | 2 |
наркотизму в РФ | ||
28. | Организационные основы противодействия терроризму в РФ. | 2 |
29. | Организационные основы противодействия наркотизма в РФ. | 2 |
30. | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и | 2 |
профилактика наркозависимости | ||
31. | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 2 |
32. | Профилактика наркозависимости. Итого: | 2 70 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литература:
1.Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова «Основы безопасности жизнедеятельности» (Основы медицинских знаний и охрана здоровья), учебное пособие для учащихся 4-5 кл., 6-8 кл., 9 кл., 10-11 кл., изд. «Русское слово», Москва, 1996 г.
2.Учебник «Основы медицинских знаний», 5-11 кл., изд. «Просвещение», Москва, 1996 г.
3.А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 5-9 кл., изд. «Просвещение», Москва, 2014г.
4.Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. – 285 с.
5.Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
6.Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
7.Волович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.
8.Драгачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.
Дрогов, И. А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И. А. Дрогов// М.: Турист, 1982. - 86 с.
9.Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.
10.Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.
11.Коструб, А. А. Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб // М.: Знание, 1986. - 231 с.
12.Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Текст] / П. И. Лукоянов // М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.
13.Лысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.
14.Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов // М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.
15.Тыкул, В.И. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Тыкул // М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
16.Шимоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе [Текст] / В. Ф. Шимоновский // М.: Профиздат, 1986. - 136 с
Медицинское имущество:
Индивидуальные средства медицинской защиты;
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см
вата медицинская компрессная
косынка медицинская (перевязочная)
повязка медицинская большая стерильная
повязка медицинская малая стерильна
Медицинские предметы расходные:
- булавка безопасная
- шина проволочная (лестничная) для ног
- шина проволочная (лестничная) для рук
- шина фанерная длиной 1 м.
- противогаз
Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы.
3. Презентации.
4. Компьютерные фото-альбомы.
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...