Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады
статья по физкультуре

Эргардт Светлана Николаевна

Нетрадиционная модель соревнований специально разработана для лиц с поражением интеллекта. По мнению ее разработчиков, она существенно уменьшает негативные стороны традиционной модели, является более гуманной и в большей степени подходит для лиц с интеллектуальными недостатками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады

 

Нетрадиционная модель соревнований была специально разработана для лиц с поражением интеллекта. По мнению ее разработчиков, она существенно уменьшает негативные стороны традиционной модели, является более гуманной и в большей степени подходит для лиц с интеллектуальными недостатками. Самыми важными отличительными чертами этой модели являются следующие.

Главная (первичная) функция нетрадиционной модели соревнований, так же, как и традиционной, предполагает определение победителей и призеров состязаний, однако при этом фактически отменяются процедуры их окончательного ранжирования от лучшего до худшего и фиксации рекордов. В нетрадиционной модели среди участвующих в соревнованиях специальных спортсменов не может быть проигравших. Каждый из них участвует в церемонии награждения, оказывается на пьедестале и обязательно получает награду. С этой целью все участники соревнований разделяются по результатам предварительных состязаний на так называемые дивизионы (правило дивизионирования), количество спортсменов или команд, в которых должно быть не более восьми и не менее трех. При этом уровни подготовки (физические способности и технические навыки) участников соревнований одного дивизиона не должны отклоняться более чем на 10% (правило – 10%).

В каждом дивизионе, минимальное количество которых составляет частное от деления общего количества участников (в индивидуальных видах спорта) или команд (в командных) на восемь, разыгрывается комплект медалей, но все его участники, включая тех, кто занял 4–8-е места, получают награды: победители (1–3 места) – медали, остальные – наградные ленты. Награды вручаются во время торжественной церемонии с использованием пьедестала, состоящего из восьми ступенек. Стоимость медалей и наградных лент должна быть примерно одинаковой.

Нетрудно видеть, что процедура разделения участников соревнований по программе Специальной олимпиады на дивизионы является центральным (ключевым) звеном всей системы их организации. Эта достаточно сложная процедура имеет целый ряд своих особенностей и нюансов, которые необходимо знать организаторам соревнований.

Специальный спортсмен – это тот спортсмен, который участвует в соревнованиях по программе Специальной олимпиады.

Достаточно сказать, что она запускается после предварительного разделения участников состязаний по полу и возрасту, после чего достаточно типична ситуация, когда разница в уровнях подготовки специальных спортсменов столь велика, что трудно подобрать даже трех участников соревнований (минимальное количество для образования дивизиона), удовлетворяющих правилу 10%.

В этом случае могут быть расширены рамки возрастной группы или отдельные спортсмены включены в дивизионы вообще вне зависимости от возрастной группы для их участие в соревнованиях любого масштаба и уровня. Весьма непросто распределить участников соревнований по дивизионам в таких видах спорта, где результат фиксируется не в объективных, а субъективных показателях (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и конный спорт), а также в командных видах спорта.

Самая простая процедура дивизионирования возникает тогда, когда большое количество спортсменов имеет примерно одинаковый уровень подготовки (разница в результатах в пределах 10%). В этом случае количество дивизионов определяется делением количества участников на восемь.

Таким образом, в модели соревнований Специальной олимпиады полностью исключается обязательное выявление иерархии мест (ранга) каждого участника на основе показанных спортивных результатов от лучшего к худшему, что характерно для традиционной модели соревнований. Здесь ранжирование осуществляется только внутри дивизионов, и делается все, чтобы исключить негативную оценку тех, кто оказался за чертой медалистов (церемония награждения, вручение наградных лент и др.). В соревнованиях Специальной олимпиады все участники получают награды, а количество комплектов медалей равняется количеству дивизионов, что дает шанс получить золотую медаль даже тем лицам, физические кондиции которых значительно ниже соревнующихся в других (более сильных) дивизионах.

Подобная организация соревнований снимает также проблему фиксации рекордов, главным из которых считается прогресс собственных достижений, а не абсолютный показатель результата. Ясно, что у представителей и победителей более слабых дивизионов абсолютный показатель результата будет значительно ниже, чем у представителей и победителей более сильного дивизиона. Поэтому нет смысла это подчеркивать, чтобы не уменьшать радость у обладателей медалей и наград более слабых дивизионов.

Принципиальное отличие нетрадиционной модели соревновательной деятельности состоит в ее функциях, связанных с социальной оценкой спортивного результата и достижений специальных спортсменов. Прежде всего здесь введен строгий запрет на использование материального вознаграждения специальных спортсменов, а также отменен денежный взнос за участие в соревнованиях.

Значительные финансовые затраты на проведение соревнований международного уровня (размещение и питание спортсменов, аренда спортивных сооружений, транспорт, награждение всех участников – далеко не полный перечень статей расходов) полностью берут на себя Международная спортивная организация SOI и организаторы соревнований. Причем во всех официальных документах SOI подчеркивается, что главное в круглогодичных тренировках и соревнованиях – это демонстрация мужества, получение радости, развитие талантов, навыков и дружественных отношений между членами семей, другими специальными спортсменами и обществом в целом. В качестве подтверждения данного факта приведем определение цели Специальной олимпиады, сформулированной в Официальных специальных олимпийских летних спортивных правилах: «Основная цель Специальной олимпиады: помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях».

Таковы особенности нетрадиционной модели соревнований по адаптивному спорту, применяемой в программах Специальной олимпиады. Возможно, данная модель будет использоваться и в других направлениях адаптивного спорта, особенно тех, которые в настоящее время находятся в стадии развития.

В качестве подтверждения данного факта приведем определение цели Специальной Олимпиады, сформулированной в официальных специальных олимпийских летних спортивных правилах: «Основная цель Специальной Олимпиады – помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях».

Таковы особенности нетрадиционной модели соревнований по адаптивному спорту, применяемой в программах Специальной Олимпиады. Возможно, данная модель будет использоваться и в других направлениях адаптивного спорта, особенно тех, которые в настоящее время находятся в стадии развития.

Для лучшего уяснения особенностей участия ЛИН в специальном олимпийском и паралимпийском движениях, отличий традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности рассмотрим более подробно их общие черты и принципиальные различия.

Общими для движения Специальных Олимпиад и паралимпийского движения являются такие черты, как:

1) соблюдение принципов, предложенных Пьером де Кубертеном:

– содействие развитию физических и моральных качеств человека,

– воспитание молодежи в духе взаимопонимания и дружбы,

– распространение по всему миру доброй воли человечества,

– честные и равноправные соревнования спортсменов,

– отсутствие дискриминации по расовым, национальным, религиозным или политическим мотивам;

2) кульминацией процессов специального олимпийского и паралимпийского движения представляют собой массовые, всемирные соревнования-праздники, в которых принимают участие представители стран со всех континентов, – Всемирные игры (летние и зимние) Специальных Олимпиад и Паралимпийские игры (летние и зимние);

3) выполнение большинства церемоний и ритуалов, используемых как в Олимпийских играх, так и в других соревнованиях среди здоровых атлетов: церемоний торжественного открытия и закрытия соревнований (парад спортсменов, внесение факела Специальных Олимпиад или Паралимпийских игр); принятие торжественной клятвы спортсменов; церемоний награждения и др.;

4) совпадение главной целевой направленности спорта ЛИН в специальном олимпийском и паралимпийском движениях – максимально возможная самореализация (или самоактуализация) в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция (Евсеев С. П., 2005);

5) совпадение основных задач, стоящих перед спортом ЛИН, в обоих рассматриваемых направлениях адаптивного спорта:

– нормализация образа жизни лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к образу жизни большей части общества (в пределах возможного),

– освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, выполнение функций судьи, помощника тренера, организатора соревнований и др.),

– освоение мобилизационных, технологических, двигательных ценностей физической культуры, овладение жизненным опытом, социально-бытовыми навыками,

– формирование спортивной культуры ЛИН, приобщение их к общественно-историческому опыту в данной сфере социальной практики,

– расширение круга лиц для осуществления коммуникации;

6) обязательность соревнований – главного, центрального компонента любого вида и направления адаптивного и обычного спорта публичной, строго регламентированной соответствующими правилами процедуры сопоставления (сравнения) достижений атлетов и определение среди них победителей;

7) обязательность специально организованного, как правило, многолетнего процесса подготовки спортсмена к соревнованиям (минимальное время участия в организованной тренировочной программе по виду спорта, установленное в специальном олимпийском движении, – 8 недель), который должен приносить пользу и совершенствовать физические, умственные, этические и духовные качества человека, формировать у него умения, смелость, искренность и радость, т. е. универсальные ценности, проходящие через все границы, как географические, так и философские, политические, религиозные, национальные, расовые и т. д;

8) обязательность медицинского контроля и сопровождения как тренировочного, так и соревновательного процессов;

9) использование в спорте ЛИН многих одинаковых (традиционных) видов спорта и спортивных дисциплин, применяющихся, в том числе, и в олимпийских соревнованиях (плавания, легкой атлетики, баскетбола, велоспорта, конного спорта, футбола, тенниса, волейбола, настольного тенниса, горнолыжного и лыжного спорта и др.);

10) для участия в тренировочном и соревновательном процессах как по программам Специальной Олимпиады, так и паралимпийским необходимо пройти процедуры альтернативной медицинской классификации, которая должна подтвердить либо наличие у атлета минимального уровня поражения и соответственно разрешения заниматься спортом ЛИН, либо его отсутствие и соответствующий запрет и рекомендации для занятий обычным спортом;

11) для участия в тренировках и соревнованиях для детей с интеллектуальными нарушениями требуется письменное разрешение их родителей или опекунов, поскольку эти занятия не являются для детей обязательными и проводятся на добровольной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для подготовки к военно-спортивным соревнованиям и олимпиаде по ОБЖ

Эфеективность данных тестов уже проверена при подготовке к олимпиаде!!...

Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.

Информационные технологии, являясь традиционными моделями обучения, делают процесс овладевания иностранным языком доступным и интересным.Они позволяют ...

Нетрадиционный урок-соревнование

В России 30 апреля 2014 года пожарная охрана праздновала юбилей 365 лет со дня основания. Этот юбилей не прошел стороной и нашу школу...

Спортивные соревнования "Весёлая Олимпиада"

Весёлая Олимпиада. Здравствуйте ребята! Позвольте предложить вам спортивную игру «Весёлая Олимпиада».Выходят команды.Открыть нашу олимпиаду будет поручено той команде, которая первой правильно от...

Методология модели соревнования в детско-юношеском спорте

Детско-юношеский спорт - часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортив...

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответс...

МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ РОССИИ

Развитие физической культуры и спорта в современном обществе создает условия для привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом....