КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ
статья по физкультуре
В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответствующая ценностям и целям детско-юношеского спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_modeli_sorevnovaniy.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ РОССИИ
Доминова В.В.,
тренер по конькобежному спорту ГБУ СШОР№2
Калининского района Санкт-Петербурга,
учитель физической культуры и спорта ГБОУ СОШ №100.
Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответствующая ценностям и целям детско-юношеского спорта.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, модели детско-юношеского спорта, спортивные и олимпийские движения.
В настоящее время исследователи спорта и олимпизма отмечают серьёзное противоречие между «классической идеей олимпизма» и реалями современного мира, в котором олимпийский спорт подвергается нарастающей технологизации, профессионализации и комерцализации. Современные исследователи отмечают, что в настоящее время невозможна реализация универсальной модели спортивной практики. [1]
Авторы значительного числа исследований отмечают неоднородность современного спорта, разнообразие форм его проявления, которые обозначаются термином «модели спорта» (К. Хайнеманн , В.И Столяров, А.Г Егоров). В основу их построения авторы закладывают следующие характеристики; собственное понимание спорта, собственную идеологию спорта, формы занятий спортом, организацию спорта, стимулирующий характер спорта для различных групп. Таким образом, спорт характеризуется тем, что в процессе его развития возникают и развиваются частично в конкуренции друг с другом различные модели спорта. Эта возрастающая социальная дифференциация спорта на различные модели для самого спорта не остается без последствий; различные модели обладают для разных групп лиц большей или меньшей привлекательностью. Спорт не является единой однородной структурой.[10]
Основным вопросом является, разработка инновационной модели организации соперничества, в рамках которой, авторы стремятся исключить негативные последствия спортивных соревнований для личностного развития и социальных отношений юных спортсменов. [8]
Изучая практику детско-юношеского спорта, российские и зарубежные авторы обращают внимание на ряд явлений, связанных с соперничеством в детско-юношеском спорте:
-насилие в программах детского спорта высокого уровня соревновательности;
-синдром победы любой ценой с его потенциально вредным воздействием, на эмоциональное развитии детей и совершенствования их мастерства;
-распространение на детей ценностей и правил взрослых, разрушающих у детей мотивацию на сотрудничество в спорте;
-отсутствие у многих тренеров и родителей знаний о развитии детей, приводящее к нереальным ожиданиям от детей;
-отказ от обеспечения безопасности и удовольствия для юных участников соревнований;
-пропаганда в средствах массовой информации насилия, грубой игры и зависти;
-отсутствие спортивного духа, наблюдаемое во многих областях организованного детского спорта.[3]
Развитие детско-юношеского спорта в России направленно на полную реализацию гуманистического и социально-культурного потенциала, т.е. разнообразных форм двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих укрепление здоровья людей, их отдых, общение, формирование потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, реализация «гуманистических ценностей спорта».
В настоящее время в связи с тенденцией спортизации физического воспитания в нашей стране и повышения роли детско-юношеского спорта в мире особую актуальность приобретает проектирование эффективной и адекватной возрасту и интересам школьников моделей соревнований. Разработка такой модели может быть основана на исследовании исторического развития детско-юношеского спорта от Античности до Юношеских Олимпийских игр современности.
Проблема осуществляемого нами исследования заключается в несоответствии программы соревновательной деятельности, предмета соревнований, критериев и способ определения победителей возрастным особенностям юных спортсменов, ценностям и целям детско-юношеского спорта.
Предметом исследования является: соревновательная практика конькобежцев в детско-юношеском спорте
Целью нашего исследования является разработка гуманистически-ориентированной модели соревнований в конькобежном спорте.
Основными методами исследования являются: анализ модели соревнования, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды Пьера де Кубертена, теория Олимпийского образования, гуманистическая и спартианская модели спорта, разработанные В.И.Столяровым, Л.И.Лубышевой и другими авторами; теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (Л.Н.Матвеев, В.Г.Никитушкин, В.Н.Платонов и др.); научные разработки в области конькобежцев (В.П.Кубаткин, Б.А.Стенин, Г.Г.Румянцев и др.).[5
В настоящее время нами изучено многообразие соревновательных практик в отечественном детско-юношеском спорте. В нашей стране была создана теория подготовки юных спортсменов, крупнейший вклад в её создание внесли В.П.Филин, М.Я.Набатникова, М.Ж.Булгакова и многие другие исследователи. Следует отметить, что для нашей страны характерен, высокий уровень научно-технического обоснования процесса спортивной тренировки в детско-юношеском спорте. При этом вопросы специфики соревнования в детско-юношеском спорте, изучены в значительно меньшей степени. [4]
Нами был изучен отечественный опыт организации соревнований юных спортсменов, начиная с конца ХIХ века и по настоящее время. Нам удалось составить группировку спорта моделей соревновательной практики:
- атрибутивно и идеологически оформленные движения (скаутское и сокольское движения).
- рационально-нормативные комплексы (ГТО, БГТО).
- комплексные многоуровневые соревнования («Всемирные студенческие игры», «Всесоюзная спартакиада школьников», «Всесоюзные соревнования среди пионеров и школьников по лыжным гонкам», «Всесоюзные спортивные игры молодёжи»)
- клубные многоступенчатые соревнования («Старты надежд», «Весёлый дельфин», «Белая ладья», «Весёлые старты», «Дружба», «Зарница», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Серебряные коньки», «Стремительный мяч», «Колосок»).[2]
Одним из наиболее ярких проектов в области детско-юношеского спорта является спартианское движение. Это движение развивается на основе новогогуманистического проекта под названием "СпАрт"(Духовность.Спорт. Искусство), который был разработан в России в 90 –е годы., В.И. Столяровым.[9]
Особого внимания заслуживают международные комплексные соревнования юных спортсменов. За последние десятилетия в детско-юношеском спорте появилось множество видов комплексных международных соревнований, главными из которых являются Юношеские Олимпийские игры (летние в Сингапуре, 2010г., зимние в Инсбруке,2012г). Самой важной особенностью Юношеских Олимпийских игр является участие в отдельных номерах программы смешанных команд (юноши и девушки), проведение комбинированных соревнований и участие континентальных сборных команд.
Организацией нашего исследования является, проведение педагогического эксперимента, проходящее на ст. «Красная звезда» в спортивной школе БУДОД г. Омска «СДЮСШОР №23» по конькобежному спорту, в течение трёх лет. Занятия проводятся по 4 раза в неделю, в эксперименте участвуют юные конькобежцы 9-12 лет, групп начальной подготовки. На основе результатов теоретического и экспериментального исследования мы предлагаем модель соревнования по конькобежному спорту, построенную с учётом требований, представленных в программных нормах БУДОД г.Омска «СДЮСШОР №23».Традиционная модель соревнования, которая основана на принципах соперничества, конкуренции, превосходства, максимальной результативности, будет трансформирована в более «гуманную модель соревнования». Мы дополняем традиционную модель соревнования элементами, представленными в таблице.
Модель соревнования детско-юношеского конькобежного спорта
Разрабатываемая модель соревнований | Традиционная модель спорта |
I Экспериментальная группа | II Основная группа |
1)Программа соревнований: -дистанции 10м,30м,50м,200м -бег по повороту -подвижная игра -эстафеты - дополнение к ОФП | 1)Программа соревнований классификационная: -100м,300м, - 500м,1000м, -эстафеты - соревнования по ОФП |
2)Критерии определения победителей: - результат, - оценка за качество выполнения отдельных элементов соревновательного упражнения (техника старта, стартового разгона, бега по повороту, прямой и техники финиширования) -время выполнения соревновательного упражнения -повышение результата по сравнению с ранее показанным - повышение качества выполняемого упражнения | 2)Критерий определения победителей -по правилам соревнования (наилучший результат на различных дистанциях) |
3)Способ определения победителей - в личных и командных соревнованиях -по результату на дистанции - по улучшению времени к движениям введённым в разрабатываемую модель - по сумме показателей результата и техники соревновательного упражнения - бонусы за улучшение результата | 3)Способ определения победителей - по результату на дистанции |
В рамках разрабатываемой нами модели смысл соревнования смещается с результативной на процессуальные стороны, следовательно, может быть изменено:
- отношение спортсменов соперников, в ряде случаев могут быть включены различные формы сотрудничества;
- предмет состязаний не ограничивается традиционными спортивными дисциплинами;
- круг критериев и технологий определения мест соревнующихся может быть значительно расширен;
- специально организованное поведение болельщиков и зрителей. [6,7]
Построение и реализация такой модели требует дальнейшего изучения её различных аспектов: исторического, гуманистического, воспитательного, содержательного и организационного. Такая модель соревнования, может стать одним из факторов гуманизации соревновательной практики в детско-юношеском спорте.
Литература
1. Визитей Н.Н., Манолаки В.Г. «Идея олимпизма и реалии современного мира»./ Н.Н. Визитей, В.Г. Манолаки //Теория и практика физической культуры.- 2011.-№1.-С.-43-47.
2. Вишневский В.И., Столяров В.И.,(2009). Комплексный анализ массовых спортивных соревнований школьников //Дети России образованны и здоровы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г.Москва,16-17 апр.2009г.).-М.-С.40-47.
3. Егоров А.Е., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте: учёбное пособие/А.Е.Егоров,М.А.Захаров.-Смоленск,2006.-188с.
4. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник /В.Г.Никитушкин.-М.:Физическаякультура,2010.-208с.
5. Романович В.А. Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе сибирского региона:автореф.дис.канд.пед.наук:13.00.04/ В.А.Романович.-М.,2011.-24с
6.Столяров В.И.,(2007). Комплексная оценка гуманистического значения детского спорта// Детский тренер.-№1.-С.54-69.
7. Столяров В.И. (2007). Пути повышения гуманистической ценности детского спорта// Детский тренер.-№4.-С.-10-36.
8.Столяров В.И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта XXI века/ В.И. Столяров //Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 1996.- Часть I.-Краснодар.- С.9-20.
9.Столяров В.И.(2010). Инновационные проекты и программы повышения воспитательной роли детско-юношеского спорта: отечественный и зарубежный опыт // Спортивно-патриотическое воспитание и адаптивная физкультура для детей и подростков: Сб. статей и докладов. Методические материалы. - М.:ООО «СТК».-С.49-74.
10.Хайнеманн.К. Модели спорта/ К. Хайнеманн // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта/Сост.: В.И. Столяров и др. – М.: Физическая культура , 2005. – Ч.1. –С. 277-278.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Московского межрегионального слёта – соревнования детско-юношеского движения «Школа безопасности»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПоложение о соревнованиях Ступинского муниципального этапа Московского межрегионального слёта – соревнования детско-юношеского движения «Школа безопасности» между обучающимися общеобраз...
[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...
Международный опыт развития массового и детско-юношеского спорта
В презентации идет речь о развитии массового и детско-юношеского спорта зарубежом....
Статья "Роль коллектива в детско-юношеском спорте".
Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач....
Приказ СОГБУДО "Детско-юношеского центра туризма, краеведения и спорта" "Об итогах проведения областного краеведческого конкурса творческих работ «Русские землепроходцы», посвященного 170-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая".
Приказ №183 от 21.11.2016 г....
Методология модели соревнования в детско-юношеском спорте
Детско-юношеский спорт - часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортив...
МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ РОССИИ
Развитие физической культуры и спорта в современном обществе создает условия для привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом....