Организация оздоровительной работы по адаптивной физкультуре для детей дошкольного возраста
консультация по физкультуре
Доклад включает в себя основные разделы адаптивной физкультуры, помогающие в организации форм работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_ovz_1.odt | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Доклад
«Организация работы по адаптивной физкультуре в МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Составила: муз.руководитель Евградова Е.Ю.
г. Гусев
2022 год
Адаптивная физическая культура -это часть общей физической культуры, направленная на комплекс мер для реабилитации и адаптации к нормальной социальной среде людей (детей) с ограниченными возможностями здоровья и состоит из определенных видов- компонентов.
В зависимости от потребностей детей с ОВЗ и инвалидностью выделяют следующие компоненты адаптивной физической культуры:
- адаптивное физическое воспитание (образование);
- адаптивный спорт;
- адаптивная двигательная рекреация (комплекс оздоровительных мероприятий);
- адаптивная физическая реабилитация;
- креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики.
Адаптивное физическое воспитание (образование) – это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре. Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе занятий АФК формируется комплекс специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений, и навыков, развиваются основные физические и психические качества, повышаются функциональные возможности различных органов и систем, развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики. Основная цель адаптивного физического воспитания - создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, психофизических способностей детей, укрепление здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; формирование у детей с ОВЗ осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. В процессе активного адаптивного физического воспитания, которое начинается с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе. Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания. Очень важен этот компонент адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда ребенку приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям, и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения и др.). В последнее время, в силу ряда объективных причин, увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Для воспитанников с ОВЗ, характерны различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, они раздражительны или наоборот апатичны. При выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: преодоление препятствий, прыжков, метания. Таким детям свойственно неумение слушать, у них низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания. Таким образом, учитывая специфику психики и здоровья каждого ребёнка мы выделяем основные задачи физического развития и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ:
∙ Формирование у детей интереса к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками и взрослыми;
Охрана и укрепление здоровья детей; индивидуальные особенности;
∙ Формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия;
∙ Развитие у детей движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
∙ Тренировка сердечно- сосудистой и дыхательной систем, закаливание организма;
∙ Осуществление систем коррекционно- восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждение возникновения вторичных отклонений в психофизическом развитии ребёнка;
Далее к компонентам адаптивной физической культуры относится:
Адаптивный спорт, удовлетворяющий потребности личности в самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации. При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека-потребности в самореализации, поскольку другие виды деятельности оказываются недоступными. Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность как достижение максимальных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала человека с ОВЗ, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию.
Следующий компонент (вид) адаптивной физической культуры - это адаптивная двигательная рекреация (комплекс оздоровительных мероприятий), позволяющая удовлетворить потребности ребенка с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил во время какого-либо вида деятельности, профилактику утомления, развлечения, интересное проведение досуга и общее оздоровление в общей социальной деятельности со сверстниками.
Далее, как компонент (вид) адаптивной физической культуры выделяется адаптивная физическая реабилитация , удовлетворяющая потребность ребенка с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций. Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций ребенка с ОВЗ на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, применять закаливающие процедуры и другие средства, например Су-Джок.
Еще одним интересным компонентом (видом) адаптивной физкультуры выделяют креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики, которые помогают детям с ОВЗ в творческом саморазвитии, самовыражения через движение, музыку, художественное слово и другие виды искусства. Именно в креативных телесно-ориентированных практиках единение духовного и телесного начал в процессе занятий физическими упражнениями является обязательным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать. Основной целью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик считается приобщение детей с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений («зажимов»).
Вывод. Как видно выше перечисленные компоненты (виды) адаптивной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, — они тесно взаимосвязаны так как направлены на развитие и коррекцию двигательной активности детей через разные виды физического воспитания и образования.
Если для здорового ребенка двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида или ребенка с ОВЗ- это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Двигательная активность таких детей дает уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, обогащает духовный мир ребенка, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, открывает возможности позитивного изменения и развития.
Для эффективной коррекционной работы в этом направлении в МБУ «Центр реабилитации и коррекции» в рамках проекта «Золотой час для спасения», организована работа с родителями, включающая доступные виды адаптивной физкультуры в форме проведения традиционных общеразвивающих физкультурных занятий и утренней гимнастики - совместно детей, родителей и педагогов. Такие занятия проводятся с участием детей всей группы, по подгруппам и индивидуальные занятия. Основными задачами на каждом занятии являются: коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега, развитие силовых навыков, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому такие занятия носят коррекционно-развивающую направленность и имеют огромное значение в общем физическом развитии детей с ограниченными особенностями здоровья и обязательно проводятся один раз в неделю.
Следующая группа занятий включает в себя логоритмические игровые занятия, соответствующие возрастным и физиологическим особенностям и возможностям детей. На таких занятиях дети получают возможность овладеть новыми двигательными навыками в игровой форме, развивать речь через речевые, хороводные, музыкальные игры и ритмические танцы. Организовываются занятия учмтелем-логопедом, музыкальным руководителем и воспитателям.
Для развития эмоционально-волевой сферы у детей и психологического раскрепощения своего тела с использованием музыки проводятся занятия по ритмопластике (программа А.И. Бурениной). Такие занятия доступны детям всех возрастных категорий и помогают :
- развивать выносливость и силу:
- совершенствовать коммуникативные способности:
- повышать подвижность суставов;
- развивать музыкально-ритмические способности, чувство ритма, слух, память, внимание;
- обогащать эмоциональную сферу детей.
Специфика занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию двигательной активности заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на развитие физического, но и психического здоровья. Поэтому следующая группа занятий, которую мы используем в работе, совместно с родителями и педагогами, это занятия по психогимнастике, как одного из видов креативной телесно-ориентированной практики адаптивной физкультуры. Такие занятия полезны как детям, так и взрослым так как несут в себе определенные функции:
- снять психологическую напряженность, снизить агрессию;
- помочь преодолеть страх, робость, неуверенность в своих возможностях;
- повысить сплоченность группы детей и родителей;
- воспитывать способность к согласованным действиям;
- формировать вербальные и невербальные средства общения, эмоции, дружелюбие;
- повысить качество двигательной активности в целом;
- формировать положительные личностные качества детей: самоконтроль, общительность, смелость, решительность, инициативность и другим.
Занятия по психогимнастике строятся по программе М.И. Чистяковой, рекомендованной для работы с детьми дошкольного возраста которая включает игры, этюды и упражнения, направленные на коррекцию у детей с особыми возможностями здоровья устойчивого психоэмоционального здоровья путем изучения эмоций и мышечного расслабления и проводятся в чередовании с занятиями по логоритмике и ритмопластике.
Таким образом, учитывая специфику потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии двигательной активности в целом, мы используем в своей работе доступные виды адаптивной физической культуры и создаем условия для дальнейшего физического и психического развития детей в соответствии с их возрастными физиологическими особенностями и потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...
Физкультура для детей дошкольного возраста
Дети - такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на мес...
«Задачи и содержание работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Буклет - памятка для педагогов ДОУ....
План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»
План по самообразованию: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»...
Направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.
Одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе является грамотная речь. Предупреждение нарушений письменной речи у де...
Презентация к докладу "Организация работы по адаптивной физкультуре для детей с ОВЗ"
Презентация к докладу "Организация работы по адаптивной физкультуре" в рамках проекта "Золотой час для спасения"...
Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...