Спортивные игры
статья по физкультуре (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация:
Настоящая работа проанализировала основные аспекты использования спортивных и физических видов в системе физической активности у обучающихся. Спортивные игры - действенное средство улучшения социальных возможностей студента, которое характеризуется такой физической активностью, которая позволяет наиболее удачно реализовать свои различные возможности и активно участвовать в проводимых для него мероприятиях социально-трудовых мероприятиях, повышать его адаптивность и улучшать социальную активность.
Введение
Развитие физической культуры и спорта среди студентов является весьма актуальной проблемой, связанной с поддержкой и укреплением здоровья, а также с профилактикой болезней у будущих специалистов. Для этого среди обучающихся необходимо всячески поддерживать и стимулировать стремление к физической активности, желание утвердиться, закалить свой характер, также стоит отметить, что в этом возрасте популярность спорта достаточно высока. [1]
В последнее время среди студентов наблюдается тенденция к увеличению числа людей с ослабленным здоровьем. Это связано со снижением активности молодежи, обусловленной, прежде всего, продолжительностью сидячего вида деятельности во время процесса обучения, а также с факторами окружающей среды.
Таким образом, большинство студентов имеют низкую физическую активность. Для восполнения так называемого «мышечного голода» среди обучающихся следует поощрять мотивацию к спорту, а спортивные игры можно использовать как «лекарство» от стрессовых ситуаций.[3] В свою очередь, эти игры можно разделить на следующие группы: мобильные и спортивные.
Цель работы: провести необходимый анализ, используя в качестве источника научные результаты различных статей по данной теме, выявить преимущество спортивных игр в студенческой среде.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
1. Физическое развитие (тренирует ловкость, выносливость, темп и ритм движений);
2. Интеллектуальное развитие (ориентация в пространстве, в определенных игровых моментах активизация мыслительных процессов, стимуляция быстрого остроумия);
3. Коммуникативное развитие (взаимодействие друг с другом в команде);
4. Нравственное и духовное развитие (воспитывается самодисциплина, воля, самоконтроль).
Научная новизна: вместе с анализом исследований, направленных на изучение влияния спортивных игр на адаптацию организма человека в определенных ситуациях и ориентацию в пространстве, в статье приводятся собственные данные исследований, проведенных на обучающихся в возрасте до 24 лет.
1.1 Особенности спортивных игр, их специфические особенности, место в системе физического воспитания
Спортивная игра, по праву, может быть универсальным физическим средством для любых категорий людей. С помощью их достигается задача формирования фундамента физической культуры и духовности общества, а также повышения ресурсов здравоохранения в качестве системы ценностей активного и долговременного реализации здорового образа жизни. Роль спортивной игры важна для решения проблем физической подготовки в довольно широком возрастном диапазоне, например, в формировании сознательной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условий обеспечения и достижения высокого профессионализма в социально значимой деятельности; естественное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного повышения уровня физических качеств, системы двигательных навыков и способностей.
Спортивные игры широко представлены в рамках учебной дисциплины физическая культура в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной программе школ и ВУЗов – это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физической культуре и общей оздоровительной работе, помимо упомянутых, развиваются настольный теннис, бадминтон, теннис и др.
Спортивные игры также практикуются в средних профессиональных образовательных учреждениях и военных учебных заведениях. В качестве улучшения и поддержания физической подготовки они используются в таких учреждениях как армия, полиция, МЧС и др. организациях.
Основные особенности спортивных игр заключаются в том, что в отличие от игр на свежем воздухе они способстуют развивитию не только базовых групп мышц, но и в целом множество других качеств таких как ловкость, выносливость, двигательные навыки, физическая сила. Каждая спортивная игра улучшает определенные показатели участников.
Каждая спортивная игра имеет свое отличное от других содержание и на основе его и правил оказывается, что каждая спортивная игра имеет свою тактику. Таким образом, помимо физических качеств, спортивные игры способствуют развитию интеллектуальных способностей. Также необходимо брать во внимание теоретическую и практическую подготовку.[3]
В спортивной игре работа мышц очень динамичная. Но силовые методы развивают мышцы значительно больше, чем короткие статические нагрузки. Это требует существенных правил к силовой тренировке спортсменов, которые участвуют в спортивной игре.
Сила циклических движений в спортивных играх переменная. В определенные моменты игры она может быть большой и максимальной. Часто во время игры спортсмен может сделать остановку в связи с чем, прекращается его игровая деятельность.
Спортивные игры ставят высокие требования к анаэробным возможностям организма. Если игра протекает очень высокими темпами (например: футбол), то многие системы организма, функционирующие в анаэробных условиях, могут не перенести длительного стресса. В связи с этим правила позволяют менять игроков. Для достижения высоких результатов в этих видах спорта наряду с анаэробными способностями необходимо развивать аэробные.
Спортивные игры способствуют развитию скорости, силы, ловкости и особой выносливости для выполнения работы особого вида работ. Большое количество тренировочных нагрузок также требует развития общей выносливости.
Двигательный опыт участников спортивных игр различен. Их сложности возникают из-за того, что спортсмен должен выполнять маневр с мячом, выполнять несколько подач, и других игровых приемов при быстром движении по корту. Для спортивных игр требуется автоматизация двигательного навыка. Чем выше она, тем лучше будет работать спортсмен. Отдельные приемы игры должны быть выполнены автоматически и с элементами сложного действия. Но в игре часто бывают ситуации, в которых сохранение простых движений становится неэффективным. Следовательно, стереотипы деятельности спортсмена должны быть изменены в зависимости от возникших условий. Она достигается посредством экстраполяции, которая происходит как сознательным образом, так и автоматическим. Поэтому стереотипы движений в спортивных играх должны легко подвергаться изменениям во время игры.
Спортивная игра улучшает работу нервной системы. Подвижные нервные процессы необходимы не только при скорости и темпе изменения структур и движений, но также при ответе на изменения деятельности дыхательных и кровеносных систем. Этим органам нужно достаточно быстро повышать свою функцию, увеличивая рабочую силу и быстро восстановиться, когда она уменьшается. Для игровой деятельности требуется быстрота, координация и точность движений. Для этого нужна своевременная и четкая информация как о расположении игроков на площадке, так и положении собственного тела и о состоянии его мышц. [2]
1.2.Спортивные игры и их характеристики
В процессе игровой деятельности человек сформировал спортивную игру. Игра занимает огромную роль в человеческой жизни. Она уже в детстве является основной деятельностью, в которой ребенку дается определенное знание, умение, развитие навыков. От родителей и воспитателей педагогов требуется грамотная подготовка к игре для того, чтобы потом человек вырабатывал различные видов деятельности: познавательной, творческой, физической. В ходе развития игровой деятельности человека в отдельную подгруппу выделились спортивные игры. Это, прежде всего, игры связанные с соревновательным моментом, спортом.
Спортивная игра это противостояние двух сторон, происходящее по определенным правилам, и направленное на то, чтобы добиться преимущества над соперником, оцениваемым по количеству для достижения определенной цели. Достижение цели соперника - попадания мяча в ворота, площадки или корзины, опережение соперника в попытке выполнить определенные условия и так далее оценивается по количеству заброшенных мячей, по количеству набранных баллов и т.п., при этом деятельность в игре определяется правилами, присущими конкретно для каждой игры. [1]
Усложненный характер соревновательной и игровой деятельности создают постоянно меняющиеся условия, вызывающие необходимость оценить ситуацию и выбирать действия, обычно с ограничением времени. Важный фактор - наличие в спортсмене широкого круга технического и тактического действия, что позволит оптимизировать стратегию, обеспечивающую эффективность действия команды в конфликтной ситуации. Важной особенностью спортивных игр является большое количество тактических приемов. Необходимо, чтобы техники многократно повторялись в процессе соревновательной деятельности – отсюда и требований к надежности, устойчивости навыков и т.д.
В командных играх соревнование ведется несколькими спортсменами, и многое зависит от их совместных действий, от форм организации действий спортсменов в ходе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником. Особенностью спортивных игр – ступенчатая система достижения результатов. Оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники приводит к закреплению спортивного результата, в играх это своеобразная первая ступень - «техническо-физическая». Требуется еще и организовать действия спортсменов – индивидуальные, групповые и командные, как способ реализации технических и физических потенциалов в конкретной для игр спортивной деятельности. [2]
Основной критерий эффективности на принципе действия в спортивных играх - это победа над противником или другой командой. В долгосрочной перспективе спортивная практика сложилась так, что спортивный результат стал критерием оценки уровня спортивного мастерства, отбора и его членов. Как показали результаты исследований, такой выразительный результат по положению спортсмена в таблице турнира в спортивных играх полностью не отражает уровень его мастерства, поскольку в количественной форме отсутствуют объективные показатели. При таком же высоком мастерстве всех команд, которые участвуют в соревнованиях неизбежно будут занимать различные позиции в таблице первого и последнего места турнира. Даже на турнире, где заведомо слабые команды будут выявлены теоретическими чемпионами страны, игроки победители получат право присвоения высоких спортивны знаний. Поэтому необходимо установить объективные показатели, по которым можно будет успешно провести подготовку и контролировать процесс.
К числу объективных параметров спортивной игры относятся: элементный комплекс прием тактики игры; способность быстрого и корректного оценивания ситуации, выбора и эффективного применения оптимального для конкретных игровых ситуаций атакующего или защитного действия аспекта техники; специальные способности и навыки, которые зависят от эффективности непосредственного исполнения требования времени, пространства и силовых параметров исполнения. Очень важно все это выразить количественно. Наличие подобных сведений является основой определения содержания тренировок спортсменов, управления процессов, разработки моделей, программ, планов и т.д.
Как средство физического воспитания спортивные игры имеют свои особенности или специфические характеристики, без которых плодотворная педагогическая деятельность невозможна.
Наиболее характерные из них следующие:
1. Комплексное влияние на организм спортсменов, то есть одновременное повышение основных моторных качеств – силы, скорости, выносливости, ловкости и функции организма, например, дыхания и пр. Однако, одновременное совершенствование не значит улучшение в равной мере. Некоторых физических качеств, которые развиваются при помощи одного только вида спорта, развивают не достаточно силы рук, а также груди, гибкости и так далее. Таким образом, в спортивные занятия нужно включать упражнения, которые способствуют всестороннему развитию физической активности и тренировке.
2. В большинстве спортивных игр характерна коллективность действий. Во время занятий и конкурсов, при правильном построенном педагогическом руководстве, студенты научатся подчинять свой личный интерес интересам целого коллектива.
3. Внезапные изменения в игровой среде требуют быстрого и рационального решения. Самостоятельность инициативы и функциональности при выборе игрового действия в совокупности с тактическими дисциплинами во время спортивной игры создают оптимальные условия для проявления индивидуальных особенностей.
4. Высокий уровень эмоциональности и занимательность спортивных игр создают определенные сложности в организации процесса педагогики. Желание быстрее начать игру часто приводит к неответственному отношению к общей физической подготовке и изучению технических основ. При использовании конкретных примеров с достаточной тактикой, преподаватель должен уведомить учащихся о необходимости всех форм обучения в целом. В процессе подготовки, дружеской и календарной встречи между игроками может возникнуть конфликт, связанный с травмами в процессе деятельности.
Практикующие очень остро реагируют на мнимые и фактические ошибки спортивных судей. Здесь важно играет личный пример преподавателя. Его правильный и приветливый подход к судьям и отсутствие проявлений внешнего раздражения в связи с возможными ошибками - все это способствует формированию у студентов выносливости. Ибо, какие бы важные были показатели и награды, преподаватель должен в первую очередь воспитывать у своих учеников качества настоящего воспитанного человека.
5. Некоторая сложность может возникнуть в регулировании нагрузки во время спортивных игр. Даже в группах, однородных по возрастным и половым признакам, физическое развитие участвующих отличается. Целый ряд различий был выявлен и в общей координации движений, пространственной ориентации и концентрации внимания. Если брать во внимание то, что характер и темперамент каждого ученика различны, то становится ясно, что даже во время одной и той же деятельности физические и психические нагрузки учеников далеко не одинаковы. [3]
Преподаватель должен внимательно изучать результаты контроля врачей, а во время занятий внимательнее наблюдать каждого ученика, руководствуясь основным образом по объективным показаниям, например, утомления, нарушения координации движений, обильного потоотделения. Индивидуальные показатели усталости (если обучающийся говорит, что он не устал, но его физические возможности снизились) должны строго отслеживаться и приниматься во внимание в зависимости от личных особенностей игроков. Использование повышения нагрузки возможно только при соответствующей врачебной инспекции их воздействия на здоровье спортсмена.
Соревнование в игре проводится в соответствии с установленными правилами, используя только конкретную игру соревновательной техники – приемами. Обязательно должен быть противник. В командных видах задача каждого элемента соревнования заключается в передаче предмета соревнования – мяча, шайбы и т.д. в определенную площадку соперника, а также не допускать такого в отношении самого себя. Это определяется единицей соревнования - блоком действий, типа «защита - нападение», в который также входят действия по разведки и деэскалации. Большая часть спортивных игр — командная.
В командной игре команда выиграет и проиграет в целом, а не отдельные игроки. Как бы хорошо кто-то не играл из отдельных спортсменов, если команда проиграла, то и он проиграл. И наоборот, если спортсмен играет плохо, а команда в это время победила, то и он выиграл. Поэтому спортивная команда представляет собой такую же целостную спортивную единицу, как спортсмен в индивидуальном спорте. Такая особенность командной игры определяет множество требований спортсменов, их взглядов, установок, личностных качеств, характера действий в соревновании. В идеале главная психологическая установка спортсмена к игре должна быть желанием полностью подчинить собственные действия интересам коллектива даже несмотря на личное благополучие. В случае отсутствия такой конфигурации каждый спортсмен не может иметь сильного, слаженного коллектива в целом, даже если он состоит из индивидуального хорошо технических, физических и тактических подготовленных игроков.
Таким образом, формирование коллективизма, умение жертвовать своими интересами ради победы команды, стремление увидеть и понять коллективный интерес в каждый момент соревнований является одной из главных задач процесса подготовки к командным играм. Практика свидетельствует, что сами условия командного соревнования способствуют формированию этой установки посредством воздействия коллектива на игроков. Часто подобное воздействие очень жесткое, сильное, действенное, способствующее развитию соответствующего личностного качества человека. Таким образом, командная игра - действенное средство воспитания, естественным образом, в соответствии с деятельностью тренера, воспитателя, педагога и т.д.
Заключение
Игра в первую очередь является упражнением для правильного поведения в необычных, крайне сложных ситуациях. Правила игры, количество гонок, судья, аудитория, а затем соперник - все это создает неповторимый и постоянно уникальный спектр внешних эффектов по разнообразию, который требует игроков максимального участия в работе и поведении в игре.
Спортивная игра является не только средством физического развития, но и средством воспитания личности. Здесь самый активный фактор формирования личности – коллектив. Наиболее активным фактором формирования личности в рассматриваемой деятельности является команда. Его влияние тем больше, чем более сильным, авторитетным каждый его член.
Спортивная игра широко применяется в тренировках спортсменов почти во всех видах спорта в качестве эффективного средства общего физического воспитания, повышения физического потенциала и повышения двигательного мастерства спортсменов, в особенности юных. В спортивных видах спорта «другие» по сравнению с выбранной игрой также входят в состав средств общего и специального физического воспитания.
Правильное организованное занятие спортом, независимо от систематизации или эпизодизации, положительно влияет на организм спортсменов. А во многих случаях при устойчивом интересе может появиться любимый вид физической подготовки, под действием которой можно добиться высоких уровней физической подготовки, физической подготовки и спортивной подготовки.
Библиографический список:
1. Изучение мотивации обучающихся ВоГУ к занятиям физической культурой. Марина И.В. Пак О.В., Сереброва К.Н. В сборнике: Естественные и гуманитарные науки в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 387-392
2. Спортивные игры: Техника, тактика обучения; учебник. Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. -М. «Академия», 2001 г.
3. Спортивные игры: Учебное пособие. Под ред. Г.А. Фёдоровой. Пак О.В., Бушманова О.И., Лебедева Е.Г., Исламуратова Э.Р. Вологда: ВоГТУ, 2006. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивные игры и эстафеты в спортивном зале.
Такого рода эстафеты мы с детьми проводим во время школьных каникул, т.к. дети остаются в отделение помощи детям. Такие занятия проводятся ежедневно и служат хорошим стимулом поддерживания здоров...
Конспект занятия спортивно-оздоровительной направленности по теме: Опережающее обучение элементам спортивной игры в баскетбол. 1 класс
Целью и задачами конспекта занятия спортивно-оздоровительной направленности по теме: "Опережающее обучение элементам спортивной игры в баскетбол для 1 класса" является формирование знаний, установок, ...
Спортивная игра – соревнование: «Мама, папа, я – спортивная семья»
Цель: укреплять здоровье детей; формировать двигательные навыки; воспитывать интерес к здоровому образу жизни, прививать умения и навыки самостоятельно заниматься физическими упражнениями....
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивные игры» (баскетбол 1 час в неделю)
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 4-5х классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная...
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» составлена на основе следующих нормативных документов:...
«Мама, папа, я – спортивная семья» (семейная спортивная игра)
Цель: активизация роли семьи в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; содействие формированию у родителей и детей здоровой, активной социальной позиции через пропаганду здорового образа жизни...
Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры»
Всероссийские спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры" проводятся во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении ...