Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Легкая атлетика – королева спорта»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Марков Руслан Валерьевич

В основу программы «Легкая атлетика-королева» положен один из видов программного материала «Легкая атлетика» комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией В.И.Ляха с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей материально-технической базы, сложившимися традициями физкультурно-спортивной деятельности, потенциала преподавателей и особенностей контингента  школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lehkaya_atl.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                                        Директор   МБОУ СОШ

                                                                                                       №43                                

                                                                                        Поддашкина М.А.

                                                   

                                                                 

Программа внеурочной деятельности по физической культуре

«Легкая атлетика – королева спорта»

Учитель физической культуры Марков Руслан Валерьевич

1.Пояснительная записка

      В основу программы «Легкая атлетика-королева» положен один из видов программного материала «Легкая атлетика» комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией В.И.Ляха с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей материально-технической базы, сложившимися традициями физкультурно-спортивной деятельности, потенциала преподавателей и особенностей контингента  школьников МБОУ ТЭЛ. В первую очередь это касается хороших параметров их здоровья  и уровня физической подготовленности. В связи с этим содержание программы направлено на то, чтобы содействовать расширению их двигательного опыта, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, формировать и развивать стойкий интерес к самостоятельным занятиям легкоатлетическими упражнениями на свежем воздухе.

     Легкая атлетика характеризуется богатством содержания и разнообразием физических упражнений. Большое количество легкоатлетических упражнений позволяет каждому молодому человеку, имеющему удовлетворительное общее физическое развитие, найти подходящие для себя виды легкой атлетики. Упражнения и соревнования в ходьбе, беге, прыжках и метаниях всех видов позволяют проявлять и доводить до совершенства разнообразные необходимые молодому организму качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, настойчивость, самообладание и др.

      При правильном выполнении легкоатлетических упражнений в динамическую работу включается весь двигательный аппарат ребенка, усиливается обмен веществ, повышаются и улучшаются функции внутренних органов и жизнедеятельность организма в целом (главным образом в беге). Многие легкоатлетические движения производятся в суставах по полной амплитуде(главным образом в метании).Занятия легкой атлетикой проводятся на свежем воздухе, благодаря этому легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Следует отметить общедоступность легкой атлетики. Входящие в нее упражнения не требуют больших затрат на оборудование и экипировку.

Цель программы направлена на совершенствование техники спринтерского и стайерского бега, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний. Концепция программы ««Легкая атлетика-королева спорта» строится на решении следующих задач:

-  привлечение к систематическим занятиям легкой атлетикой;

- развитие скоростно-силовых качеств, выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты и координации;

 - укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для гармоничного психического, духовного и физического развития, укрепление здоровья, раскрытие двигательных способностей детей. Программа соответствует приоритетам образовательной политики Краснодарского края, реализуя губернаторскую программу по привлечению детей к массовым видам спорта и нормативно закрепленной в Законе Краснодарского края РФ «Об образовании». Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы: организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в спортивной деятельности, создание информационной среды различными средствами (беседы, игры, демонстрации, качественный показ и т. д.)

                                   2. Описание места курса в учебном плане.       

 Срок реализации программы 1 учебный год. Содержание данной программы рассчитано на систему 3-х разовых тренировок по 40 минут в неделю (117 часов в год). Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Большое внимание уделяется технике легкоатлетических упражнений, которые проводятся на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект. Программа разработана  для учащихся разной возрастной категории и предусматривает теоретическую, техническую,  общефизическую и специальную подготовку. Отличительной особенностью данной программы является:

- использование в процессе занятий инновационного подхода к традиционной методике обучения легкоатлетическим упражнениям;

- подбор и разработка специальных средств, используемых в процессе занятий на открытом воздухе;

  - учет особенностей современных правил по легкой атлетике;

  - учет технических требований к выполнению упражнений в соответствии с правилами соревнований, которые проводятся на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект. Программа разработана  для учащихся разной возрастной категории и предусматривает теоретическую, техническую,  общефизическую и специальную подготовку. Отличительной особенностью данной программы является:

        

                                         3. Тематический план

Вид спортивной подготовки

Кол-во часов

1.

Теоретическая

6

2.

Техническая

66

2.1. Имитационные упражнения

6

2.2. Спринтерский бег 95 % соревновательной скорости

8

2.3. Техника прыжков в длину.

7

2.4. Техника прыжков в высоту

7

2.5. Техника метаний мяча и гранаты

7

2.5.1 Техника толкания ядра

4

2.6. Техника барьерного бега

4

2.7. Техника бега с препятствиями

4

2.8. Техника эстафетного бега

6

2.9. Техника длительного бега

3

3.

Тактическая

10

3.1. Тактика бега на короткие и длинные дистанции

5

3.2.Тактика в прыжках и метаниях

5

4.

Физическая подготовка

25

4.1. Общая подготовка

10

4.2. Специальная

10

5.

Участие в соревнованиях по легкой атлетике

8

6.

Тестирование

2

Итого:

117

                     4.Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

1

Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Ознакомление с видами легкой атлетики, правилами соревнований. Структура легкоатлетических упражнений.

2

 Команды: «На старт», «Внимание», «Марш» в беге с низкого старта. Бег 10 р х 30 м .90 % соревновательной скорости через 2 мин отдыха

3

 Стартовый разгон.Бег с н.ст  под команду 2х10,2х20,2х30м.Прыжковые упражнения

4

 Финиширование в беге на 60м Бег 5 р х 60 м.Упражнения на гибкость.  Прыжки по ступенькам стадиона вверх и вниз. Бег 1000м в равномерном темпе. Пульс 150 уд/мин.

5

 Бег 100м. х 2 раза.60 м х 2 раза,40 м х 2 раза. Упражнения на гибкость. Силовые упражнения

6

 Подбор разбега в прыжках длину способом  «согнув ноги».Бег 300 м 90% скорости соревновательной. Прыжки «Каскад»

7

 Разбег  в прыжках длину. Прыгнуть 6 раз. Игра «Кто дальше?».Бег 5 р х 30 м.Прыжки через барьеры. Бег 1000м. Пульс 150 уд/мин

8

 Движения в полете и приземление в прыжках в длину..Метание ядра вперед и назад по 5-6 раз. Равномерный бег 1000м

9

  Прыжок в длину способом «согнув ноги».-6 раз с 6 б.ш. Бег 3р х 30м, 1 р х 40 м 95 % скорости  с высого старта. Упражнения на пресс и спину.

10

 Постановка ноги при отталкивании.  Прыжки в высоту с 7  б. ш. способом «перешагивание»  10-12 раз. Игра «Удочка»

11

 Переход через планку и приземление в прыжках в высоту способом «перешагивание».Прыжки с 1, 3, 5 б.ш. Подвижная ига «Кто выше?»

12

Целостное выполнение прыжка в высоту способом «перешагивание» с 7б.  шагов-5раз. Прыжки на 2-х ногах через барьеры.

13

Участие в соревнованиях

14

 Метание теннисного мяча в вертикальную цель 1х1 м. Прыжки со скакалкой 500 раз. Бег 2р х 100м через 5 мин отдыха. Упражнения на пресс и спину

15

 Метание мяча в горизонтальную цель. Прыжки со скакалкой 300 раз. Прыжковые упражнения.

16

 Метание мяча с отскоком от стены.Бег 4х150 95 % v

17

 Метание мяча 150 г на дальность. Прыжки в длину с 6 беговых шагов до 10 раз. Упр.на гибкость.

18

Бег 1000м с препятствиями способом «наступая». Стретчинг.

19

Представления учащихся о норме веса. Бег с препятствиями 1000м способом «опорой руки и ноги».

20

 Барьерный бег. Атака, переход ч/з барьер, сход).5 барьеров Н=72 см расстановка 6 м в 3 шага – 10 раз. Передача эстафетной палочки.

21

 Бег 1000м с преодолением препятствий барьеры через 70 м Н=50 см.Упражнения на гибкость. пресс. отжимания, подтягивания.

22

 Подвижная игра с элементами волейбола.

23

 Зоны передач  в эстафетном беге 4х100м. Бег  4 х 100м -3 раза.

24

Методика самостоятельных занятий. Встречные эстафеты. Подвижная игра «Метко в цель»

25

Тактика эстафетного бега 4х400м. Бег 6х200 м.

26

 Эстафетный бег 4х100м и 4х400м. Прыжки со скакалкой 400 раз. Стретчинг

27

 Бег с низкого старта 2х10м,2х20м,2х30м. Прыжковые упражнения.

28

  Стартовый разгон в беге на 60м.Старты 2х30м; 2х60м.Бег с хода 2 х 40 м.

29

  Финиширование в беге на 60м.  Бег 5 х 60 м 95% скорости. Прыжки вниз по ступенькам стадиона на одной ноге.

30

 Бег 100м. Контрольное соревнование.

31

  Прыжок в длину способом «согнув ноги». Индивидуальный разбег. Приседания 50 раз. Прыжки через барьеры Н=50 см

32

 Сочетание разбега и постановки ноги  при отталкивании в прыжке в длину «сп. «согнув ноги».Прыжки с 6 б.ш,8 б.ш; с 12 б.ш. Подвижная игра «Кто дальше?»

33

 Движения в полете и приземление в прыжках в длину сп. «согнув ноги».Прыжки с 12 б.ш до 10 раз. Прыжковые упражнения: с ноги на ногу 5х60 м.

34

 Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 6 б.ш.-6 раз; с 8 б.ш. – 6 раз. Прыжки вверх на 2-х ногах по ступенькам.

35

Прыжок в высоту способом «перешагивание» с 3,5,7 шагов. Постановка ноги при отталкивании. Подвижная игра «Достань мяч»

36

 Переход ч/з планку и приземление в прыжках в высоту сп. «перешагивание». Игра «Удочка»

37

 Целостное выполнение прыжка в высоту сп. «перешагивание». Прыжки ч/з  5б-ров Н=30 см-5 раз

38

 Прыжок в высоту способом «фосбери флоп» с 1-го шага, с 3-х шагов, с 5 шагов, с полного разбега .Прыжковый марафон. Бег 3 х 200 м.

39

  Метание мяча в вертикальную цель 1м х 1м 5-6 раз Прыжковые упражнения горизонтальной направленности.

40

 Метание  мяча в горизонтальную мишень 1м х 1м Прыжковая эстафета.

41

  Метание мяча с отскоком от стены 5-6 раз. Метание мяча 150г с 5-ти бросковых шагов.

42

Безопасность в метаниях .Метание мяча 150г на дальность. Броски ядра вперед и назад. Прыжки со скакалкой 300 раз

43

Участие в соревнованиях

44

 Бег с препятствиями 1500м ,преодоление барьеров Н=50 см через 70м..Стретчинг

45

Барьерный бег 60 м с в.ст. Атака, переход ч/з барьер, сход).Встречные эстафеты 60 м

46

 Бег 1500м с преодолением препятствий способом «перешагивание в прыжке с косого разбега».

47

Преодоление полосы препятствий.

48

Бег по виражу 5 х 30 м с низкого старта. Эстафетный бег 4х100м 2-3р. Прыжки по ступенькам стадиона

49

 Бег по виражу 5х30м с выходом на прямую по разным дорожкам.

50

Значение физической подготовленности для школьника. Эстафетный бег 4х400м.Тактика бега и техника передачи эстафетной палочки.

51

 Эстафетный бег 4х100м. Упражнения на пресс и спину

52

Высокий и низкий старт. Самостоятельная установка стартовых колодок. Бег до 30м х 2 раза,40м х 2 раза,50м х 2 раза

53

Техника выполнения вариантов низкого старта: обыкновенного ,сближенного ,растянутого .Бег 60м х 2 раза,100м х 2 раза. Прыжки на 2-х ногах через барьеры Н=50 см – 100 барьеров

54

Стартовый разбег. Бег по дистанции 60мх4-6 раз..  

55

 Финиширование в спринтерском беге. Бег 60 м  х 2 р,100м х 2 раза

56

Особенности техники в беге на 100 м ,200м, 400м. Единократное пробегание данных дистанции 90 % скорости.

57

Особенности техники бега по виражу .Установка стартовых колодок и пробегание 5 раз по 100 м с выходом на прямую.

58

Прыжки в длину способом «согнув ноги»с разбега-7-8раз. Сочетание разбега и постановки ноги на отталкивание.

59

Прыжки в длину способом «прогнувшись» с разбега 7-8 раз. Освоение движений в полете.

60

Прыжки в длину способом «ножницы» или «бег по воздуху»  с разбега 7-8 раз Движение рук и ног  в полете..

61

Прыжок в длину с разбега. Контрольная прикидка.  Использование способов  выполнения прыжка

62

Прыжки в высоту способом «перешагивание» с  разбега 7-8 раз. Прыжки со скакалкой. Бег 4х 100м через 100м ходьбы

63

 Прыжки в высоту способом «фобери-флоп».Упражнения для освоения перехода через планку.

64

Подбор разбега и бег по дуге в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп»

65

Сочетание разбега и постановки ноги на отталкивание в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп». Целостное выполнение до 10 раз.

66

 Прыжок в высоту  с разбега. Контрольная прикидка. Использование изученных способов прыжка.

67

Толкание ядра 3 кг и 5 кг .Держание снаряда .Толкание с места до 10 раз. Техника безопасности.

68

Толкание ядра 3 кг и 5 кг со скачка и переступами до 10раз. Силовые упражнения в парах. Бег 5 х 30 м 95-100 % скорости

69

Толкание ядра 3 кг и 5 кг . Приседания. подтягивания. Прыжки через барьеры на 2-х ногах

70

Метание мяча 150 г на дальность  с разбега. Приседания 100раз.Прыжки вниз на одной ноге по ступенькам стадиона.

71

Метание гранаты.500 и700г с места и с пяти бросковых шагов. Держание снаряда. Скрестный шаг.

72

Метание гранаты 500 и700 г с колена и лежа в горизонтальную цель( 2 х 2 м ) 7-8 раз.

73

Метание гранаты 500 и 700 г на дальность. Прыжки со скакалкой 500раз.Бег 1 х 200 м 95% скорости соревновательной.

74

Равномерный бег до 2000 м по дорожке стадиона. Стретчинг.

75

Переменный бег 2000 м по дорожке стадиона. Стретчинг.

76

Эстафетный бег 4 х 100 м. Прыжковые упражнения горизонтальной направленности.

77

Бег 1000 м равномерный. Прыжковые упражнения вертикальной направленности. Приседания 100раз

78

Бег с низкого старта по прямой 2-3 р до 70 м и по виражу. Прыжковые упражнения.

79

Бег по дистанции 70-80 м  2-3раза. Бег 60 м на результат

80

Участие в соревнованиях

81

Особенности финиширования в беге на 200м.400м.Единократное пробегание данных дистанции.

82

Особенности техники бега по виражу .Установка стартовых колодок и пробегание 5 раз по 50 м с выходом на прямую.

83

Сочетание разбега и постановки ноги на отталкивание в прыжках в длину способом «согнув ноги»(повтор) с разбега-7-8раз

84

Движения  рук и ног в полете в прыжках в длину способом «прогнувшись»с разбега. Повторить 7-8 раз..

85

Прыжки в длину способом «ножницы» или «бег по воздуху»  с разбега 7-8 раз Движение рук и ног  в полете..

86

Прыжок в длину с разбега. Контрольная прикидка. Использование изученных способов  выполнения прыжка

87

Прыжки в высоту способом «перешагивание» с  9-11 шагов разбега 7-8 раз.

88

 Прыжки в высоту способом «фосбери-флоп». Упражнения для освоения  техники перехода через планку: прыжки спиной ч/з планку с мостика до 10 раз., с 1 шага до 10 раз.

89

Прыжки в высоту способом «фосбери-флоп». Упражнения для освоения  техники перехода через планку: прыжки спиной ч/з планку с мостика до 10 раз., с 1 шага до 10 раз

90

Ритм разбега в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп».Бег по дуге с ускорением на последних 3-х шага до 5 раз.Бег по виражу 3 х 100 м.

91

Ритм разбега в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп».Бег по дуге с ускорением на последних 3-х шага до 5 раз.Бег по виражу 3 х 100 м.

92

Сочетание разбега и постановки ноги на отталкивание в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп». Целостное выполнение до 10 раз. Прыжки со скакалкой до 300 раз.

93

Сочетание разбега и постановки ноги на отталкивание в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп». Целостное выполнение до 10 раз. Прыжки со скакалкой до 300 раз

94

 Прыжок в высоту  с разбега. Контрольная прикидка. Использование изученных способов прыжка.

95

Прыжок в высоту  с разбега. Контрольная прикидка. Использование изученных способов прыжка.

96

Толкание ядра 3 и 5 кг с места до 10 раз. Техника безопасности. Бег 2 х 60 м 95 % скорости.

97

Толкание ядра 3 и 5 кг с места до 10 раз. Техника безопасности. Бег 2 х 60 м 95 % скорости.

98

Толкание ядра 3 и 5 кг со скачка и переступами до 10раз.Смешанное передвижение 1000м

99

Толкание ядра 3 и 5 кг со скачка и переступами до 10раз.Смешанное передвижение 1000м

100

Толкание ядра 3 и 5 кг на технику-до 15 раз. Многоскоки

101

Толкание ядра 3 и 5 кг на технику-до 15 раз. Многоскоки.

102

Метание мяча 150 г на дальность  с разбега. Прыжки ч/з барьеры Н=72 см

103

Метание мяча 150 г на дальность  с разбега. Прыжки ч/з барьеры Н=72 см

104

Метание гранаты.500 и700г с места и с пяти бросковых шагов в горизонтальную цель. Скрестный шаг. Бег 2 х 60 м 95 % скорости.

105

Метание гранаты.500 и700г с места и с пяти бросковых шагов в горизонтальную цель. Скрестный шаг. Бег 2 х 60 м 95 % скорости.

106

Метание гранаты 500 и 700 г с колена и лежа в горизонтальную цель( 2 х 2 м ) 7-8 раз. Бег 4р х 30 м – 95% соревн. скорости

107

Метание гранаты 500 и 700 г с колена и лежа в горизонтальную цель( 2 х 2 м ) 7-8 раз. Бег 4р х 30 м – 95% соревн. скорости

108

Метание гранаты 500 и 700 г на дальность. Прыжковые упражнения горизонтальной направленности. Упражнения с отягощениями.

109

Метание гранаты 500 и 700 г на дальность. Прыжковые упражнения горизонтальной направленности. Упражнения с отягощениями.

110

Равномерный бег до 3000 м по дорожке стадиона. Стретчинг.

112

Упражнения с отягощениями

113

Переменный бег 2000 м по дорожке стадиона. Стретчинг.

114

Переменный бег 2000 м по дорожке стадиона. Стретчинг.

115

Передача эстафетной палочки в шведской эстафете  800м х 600м х 400м х 200 м.

116

Передача эстафетной палочки в шведской эстафете  800м х 600м х 400м х 200 м.

117

Бег 1000 м.Техника и тактика. Упражнения на гибкость. Прыжки через барьеры. Упражнения на пресс и спину

5.Тестирование:

ОФП

1)Прыжок в длину с места

2)Бег 30 м

3) Челночный бег 3х10м

4)Бег 1000м

СФП

1) Спринтерский бег 60м,100,м

2) Бег на средние дистанции дистанции  500м, 600 м, 800м

3)Прыжок в длину с разбега

4)Прыжок в высоту с разбега

5)Толкание ядра

6)Метание мяча и гранаты

6.Список литературы

1.Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

2.Зайцев Н.А. Бег на 400 метров (Из опыта работы с А. Игнатьевым, Х. Поттером и др.) М.: Издательство "Физкультура и спорт", 1955. - 127 с.

3. Куц В. От новичка до мастера спорта. - М.: Издательство "Воениздат", 1962. - 68 с.

4. Методика обучения лёгкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и фак. физ. воспитания вузов / Под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. - Мн.: 1986 г.

 5. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа по физической культуре 1-11 классы,2007 г.

6. .Попов В.Б. и др. Пособие для тренеров ДЮСШ Юный легкоатлет Ливадо Е.Ц., Попов В.Б. Суслов. - М.: "Физкультура и спорт", 1984. - 224 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Волейбол"

       Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообр...

Программа дополнинельного образования по физической культуре (легкая атлетика)

Программа по лёгкой атлетике. Программа напрввленна на укрепление здоровья, совершенствование своих физических и морально-волевых качеств....

Программа дополнительного образования по физической культуре (легкая атлетика)

Программа по легкой атлетике. Программа нправленна на укрепление здоровья, совершенствование физических и моральн-волевых качеств....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре в начальной школе

«Подвижная игра как средство для развития гармонически активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» Программа разработана для детей 1-4 кл...

рабочие программы внеурочной деятельности по физической культуре ФГОС

рабочие программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному направлению "Баскетбол" и "Легкая атлетика" для обучающихся 11-14 лет...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» для учащихся 7 - 8 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности«Легкая атлетика»для  учащихся 7 - 8 класса...