Техника выполнения акробатических упражнений
учебно-методическое пособие по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
С помощью данного пособия можно легко организовать уроки по физической культуре в разделе "гимнастика", а также занятия по акробатике и гимнатсике у начинающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_vypolneniya_akrobaticheskih_uprazhneniy_1.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Методические рекомендации по обучению
акробатическим упражнениям
для тренеров, учителей физической культуры
Подготовила:
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 451
Колпинского района Санкт-Петербурга
Овсепян Армине Амасяевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................3
2. I. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОБОРУДОВАНИЕ.
1. Организация занятий..............................................................................................................4
2. Оборудование мест, учебных занятий..................................................................................4
3. Выполнение группировки…….............................................................................................5
4. Группировка: лежа на спине, сидя и в приседе....................................................................5
5. Перекат назад: в группировке, согнувшись и прогнувшись...............................................5
6. Перекат в сторону: в группировке, согнувшись и прогнувшись........................................6
7. Перекат вперед в группировке, согнувшись, прогнувшись...............................................6
8. Кувырок, назад согнувшись через плечо..............................................................................7
9. Кувырок вперед.......................................................................................................................8
3. II. СТОЙКИ..................................................................................................................................................9
1 Стойка на лопатках......................................................................................................................10
2. Стойка на голове и руках............................................................................................................10
3. Стойка на руках...........................................................................................................................11
4. Стойка на руках толчком двух ног............................................................................................12
4. III. ПРИМЕРНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ...........13
1. Акробатические упражнения 1 класса......................................................................................13
2. Акробатические упражнения 2 класса......................................................................................13
5. IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОГРАММНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ..14
1. Акробатические упражнения 5 класса.......................................................................................14
2. Акробатические упражнения 6 класса.......................................................................................14
3. Акробатические упражнения 7 класса.......................................................................................14
4. Акробатические упражнения 8 класса..................................................................................14-15
5. Акробатические упражнения 9 класса.......................................................................................15
6. Акробатические соединения 10 класса.......................................................................................15
7. Акробатические соединения 11 класса.......................................................................................16
6. Заключение........................................................................................................................................17
7. Литература........................................................................................................................................18
Введение
Акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия акробатикой помогают наиболее успешно решить задачи физического развития человека и совершенствовать его двигательные способности. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как координацию движений, ловкость, быстроту и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта. Большинство из них являются основным содержанием вольных упражнений вольной гимнастики. Акробатические упражнения представляют собой преимущественно движение с переворачиванием через голову. Вращательный компонент может носить частичный или полный характер вокруг поперечной, продольной и переднезадней осей, как в отдельности, так и вокруг всех сразу.
Акробатические упражнения делятся в основном на три группы:
Акробатические прыжки – перекаты, перевороты, сальто – первая группа.
Балансирование – стойка на плече, стойка на лопатках, на голове и руках, на предплечьях, а также стойка на одной руке и ноге. Сюда же относятся парные упражнения, пирамиды из трех, четырех, пяти и более человек – вторая группа.
Бросковые движения – подбрасывание и ловля партнера. В одних случаях соупражняющийся после броска может перейти на плечи партнеру, в других – на руки с захватом за голени, бедро, кисти, стопу и т.д., в-третьих, может приземляться на акробатическую дорожку или маты с поддержкой или без поддержки партнера (партнеров) – третья группа.
Хорошая акробатическая подготовка имеет прямое отношение к освоению упражнений на гимнастических снарядах.
Основной непреходящей ценностью человека является его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Воспитание физическое является сферой действия физической культуры, призванной гармонически развивать человека и укреплять его здоровье. Недаром ещё в 1905 г. Э. Торндайк писал: «Воспитание крепкого здоровья тела важно одинаково как цель и как средство. Оно важно само по себе как цель потому, что счастье и степень полезности человека зависят от здоровья его тела не меньше, чем здоровья умственного и нравственного».
Одним из средств воспитания здорового и крепкого тела являются акробатические упражнения. Многообразие, доступность и эмоциональность акробатических упражнений дают возможность систематически применять их на занятиях по физическому воспитанию. Акробатические упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм человека, способствуют его гармоничному развитию и овладению жизненно необходимыми навыками самостраховки. С помощью акробатических упражнений развивают умение ориентироваться в пространстве, точность и координация движений, сила, ловкость, быстрота реакции, гибкость, совершенствуется вестибулярный аппарат, воспитываются чувство равновесия, смелость и решительность. Существенным является и то, что для занятий акробатическими упражнениями не требуется сложного и дорогостоящего оборудования.
I. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АКРОБАТИКЕ, ОБОРУДОВАНИЕ.
1. Организация учебных занятий.
Занятия по акробатике и организация учебных тренировок подразумевает учебно-методических, педагогических, медико-биологических и научных мероприятий. Присвоение специальных умений, знаний и навыков из области акробатики педагогические воздействия должны быть направлены на воспитание у занимающихся высоких морально-волевых качеств. В связи с этим особое значении приобретает личный пример и моральный облик преподавателя. Преподаватель должен заинтересовать своих воспитанников, прививая им любовь и преданность к акробатике.
Каждое занятие должно начинаться с построения класса и рапорта дежурного о готовности к работе. Перед учащимися преподаватель ставит основную задачу предстоящего занятия, проверяет наличие спортивной одежды, отмечает присутствующих в классном журнале.
Особое значение имеет педагогический контроль о психологическим и функциональном состоянием занимающихся. В случае переутомления, подавленности, недомогания и апатии необходимо умело применять средства регуляции психических состояний вплоть до временного отстранения занятий.
В процессе занятий большое внимание следует обращать на обеспечение личной страховки, особенно при выполнении рискованных элементов, представляющих некоторую опасность для жизни. Кроме того, уже на самых ранних этапах обучения необходимо прививать у занимающихся навыки самостраховки, приучать их самостоятельно ориентироваться в пространстве и самим выходить из рискованных ситуаций.
2. Оборудование
Занятия по акробатике всегда должны проводиться в просторном зале, безопасных условиях во избежание травм, в благоприятных условиях для развития занимающихся. Для этого, прежде всего, необходимо вести систематический контроль за местами, где проводятся занятия. Содержание мест занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдение санитарно-гигиенических норм имеют большое организующие и воспитательное значение для успешной работы.
Отдельные элементы, такие как равновесие, полушпагат, шпагат разучиваются на полу. А для выполнения акробатических отдельных прыжком можно использовать трамплин или гимнастический мостик стандартного размера. Акробатический инвентарь всегда надо содержать в хорошем состоянии. Перед занятием следует тщательно проверить рабочую поверхность дорожек, мостиков и не допускать на них неровностей и шероховатостей. Не пользоваться неисправным инвентарем. Одним из условий его сохранения является обязательной организованной уборки мест занятий, что позволяет еще раз проверить состояние инвентаря и подготовить его для последующего занятия.
3. Выполнение группировки.
Согласно специальной терминологии, под группировкой подразумевается согнутое положение тела при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, кисти захватывают голени. Для создания более детального представления группировки можно добавить, что при ее исполнении спина должна быть округленной, руками захватывать за середину голени, голова удерживается на груди, колени несколько разведены. Все вышеуказанное в группировке используется учащимися как подводящее упражнение для освоения перекатов, кувырков и сальто.
4. Группировка: лежа на спине, сидя и в приседе.
Практически группировку можно осваивать в различных положениях туловища. Однако наиболее типичными из них являются: группировка, лежа на спине, сидя и в приседе. Важнейшим требованием при освоении и группировки является быстрое выполнение задуманных действий. Например: из положения стойки, руки вверх, быстро присесть, сгруппироваться; из положения, лежа на спине, руки вверх, быстро сгруппироваться до касания затылком пола – держать; из положения руки на спине, руки вверх, подавая плечи вперед – сесть, сгруппироваться.
Перекаты.
Вращательное движение тела с обязательным последовательным касанием опоры называется перекатом. При перекате не допускаются переворачивания через голову. Несмотря на вспомогательный характер упражнения, перекат является самостоятельным упражнением и выступает в качестве эффективного средства подготовки начинающихся акробатов. Иногда перекат может исполнять роль связующего звена между двумя основными элементами, но в основном, используется как подводящее упражнение для обучения кувырка.
5. Перекат назад: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
Для освоения переката назад рекомендуются следующие учебные задания:
1. Из основной стойки принять группировку вприседе и перекатиться назад до касания затылком пола. Не теряя группировки, активным перекатным движением вперед возвратиться в исходное положение.
2. Из основной стойки выполнить наклон вперед согнувшись, руки назад – к низу. Опираясь ладонями о пол, не сгибая ног, мягко опуститься до положения седа, согнувшись захватом руками под коленями и перекатиться назад до касания носками пола за головой. Обратным перекатным движением, не раскрываясь вернуться в сед.
3. Из основной стойки наклониться вперед до положения согнувшись, руки назад – к низу. Падая назад и опираясь руками на пол лечь на спину. Не задерживаясь, продолжить перекат назад, одновременно поднимая прямые ноги вверх, по возможности не сгибаясь в тазобедренных суставах. Удерживая прогнутое положение, приблизиться к вертикали, а затем мягко опустить ноги до касания носками пола.
Далее активным движением ног вверх разогнуться и, не опуская таза, перекатиться вперед, последовательно касаясь, пола спиной, таза и ногами. Поднимая туловище и приближая его к ногам принять положение согнувшись повыше, с опорой на пятки и руками о пол сзади. Затем мягко опуститься в сед.
6. Перекат в сторону: в группировке, согнувшись и прогнувшись.
1. Из положения вприседе в группировке вывести тело из равновесия влево. Последовательно касаясь, пола предплечьем и плечом левой руки. Продолжая перекат на правый бок и опираясь руками о пол принять исходное положение.
2. Перекат, в сторону согнувшись (или крутой перекат) выполняется из седа (ноги вместе или ноги врозь) с захватом руками под коленями. Усилием рук максимально прижаться, наклоняя туловище к левой ноге. Поднимая правую, лечь на левый бок, продолжая перекат через спину, затем через правый бок и прийти в исходное положение.
3. Перекат, в сторону прогнувшись, выполняется из положения, лежа на спине или животе, руки вверх внизу или к груди.
Упражнения 1,2,3, можно выполнять из различных исходных положений в левую и правую стороны по 5 – 6 перекатов в каждом из подходов.
7. Перекат вперед в группировке, согнувшись, прогнувшись.
Перекат вперед выполняется из различных и.п. например:
1. Из стойки на лопатках, группируясь, перекат вперед, в присед;
2. Из положения, лежа на лопатках с касанием носками пола за головой, перекат вперед, согнувшись в сед;
3. Из стойки на коленях. Этот вид переката является наиболее трудным, поэтому для его выполнения требуется соответствующая предварительная подготовка.
Прогибаясь к поясничной части и подавая тело вперед, перекатиться по передней поверхности ног и туловища. Удерживая прогнутое положение туловищ и упираясь руками о пол, ноги поднять максимально выше. Перекатным движением назад принять положение упора лежа на бедрах.
Упражнения 1, 2, 3 выполнять по 6 повторений из трех подходов.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку на одном колене, одной рукой поддерживать под бедро, другой - под плечо.
Вращательное движение тела с обязательным переворачиванием через голову называется кувырком. Характерной особенностью кувырков является последовательное касание опоры различными звеньями тела. Совершенное владение техникой выполнения кувырков имеет большое значение для успешного изучения акробатических прыжков типа сальто.
I. Кувырок назад: а) в группировке, б) согнувшись
а) Кувырок назад в группировке.
В упоре присев, подать плечи вперед, опираясь руками о пол несколько вперед. Активно оттолкнувшись руками, выполнить перекат назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки, опираясь руками о пол за головой, незначительно разгибаясь в тазобедренных и коленных суставах, перевернуться через голову, перейти в упор присев.
б) Кувырок назад согнувшись.
Из основной стойки наклониться вперед и сесть с прямыми ногами, опираясь руками о пол. Продолжая перекатывание через спину назад, опустить прямые ноги за голову ближе к рукам. Отталкиваясь руками и передавая тяжесть тела на ноги, выйти в основную стойку.
Страховка и помощь.
Стоя с боку на одном колене, в момент переворачивания через голову, помочь одной рукой под спину, другой - под плечо.
Последовательность обучения.
- Из упора присев, выпрямляя ноги, - упор стоя согнувшись.
- В упоре присев покачивание телом вперед и назад.
- В упоре, согнувшись, покачивание телом вперед и назад.
- из упора присев, выпрямляя ноги, прыгнуть вперед на согнутые руки. Оттолкнуться руками и вернутся в исходное положение.
- В упоре стоя, согнувшись, руки несколько назад. Сгибание и разгибание рук.
- Из упора стоя, согнувшись, прыгнуть вперед на согнутые руки. Переставляя руки вернуться в исходное положение. Ноги не сгибать.
- Стоя, согнувшись с захватом руками за голени, притягивание туловища к ногам.
- Из положения, лежа на спине, поднимая ноги, сгибаясь, перекат через спину на лопатки, касаясь, пола носками за головой.
- Лежа на лопатках, ноги внизу за головой, поднимание и опускание ног. Встречные движения ног.
- Из упора лежа силой, подавая тело вперед и переводя голову на грудь, медленно опустится на шею. Разгибая руки вернуться в исходное положение.
- То же, но вернуться в упор, стоя согнувшись.
- Из положения, лежа на лопатках. Ноги внизу за головой, руки опираются о пол у головы. Силой, разгибаясь, кувырок назад в упор присев с помощью партнера. Тоже, но в упор, стоя согнувшись. Кувырок, назад согнувшись из положения, лежа на спине на возвышении 2-3 матов.
- Из основной стойки, наклоном вперед сесть с прямыми ногами. Далее выполнить кувырок, назад согнувшись и прийти в основную стойку. Упражнение выполнять на возвышении из 2-3 матов. То же, но на ровной площадке с помощью и без помощи.
8. Кувырок, назад согнувшись через плечо.
Обычно выполняется из седа, ноги вместе. Перекатом, назад согнувшись развести руки в стороны. В момент касания лопатками пола активно разогнуться, направляя ноги вверх. Одновременно с разгибанием повернуть голову в сторону и опереться согнутой рукой у головы. Продолжая перекат через грудь, опереться другой
прямой рукой и медленно перекатиться через живот на бедра. Выпрямить руки, поднять голову, сохраняя прогнутое положение туловища.
Последовательность обучения.
- В стойке на лопатках опускание и поднимание ног.
- Стойка на плече, одна рука согнутая и опирается о пол у головы, другая рука прямая и опирается о пол немного впереди.
- То же, но перекат в упор, лежа на бедрах с помощью.
- То же, но самостоятельно.
- Выполнить упражнения в целом с помощью и самостоятельно.
Страховка и помощь.
Стоять сбоку, поддерживая за голени по ходу движения.
Кувырок назад через плечо в упор, стоя на одном колене.
Из положения, сидя, быстрым перекатом назад лечь на спину, сгибаясь в тазобедренных суставах, ноги прямые. Разгибаясь, продолжить перекаты через лопатки. Наклонив голову в сторону и опираясь рукой у головы, выполнить кувырок через плечо. Опуская одну ногу накалено, выпрямить руки, активно понимая ногу назад – разогнуться.
Последовательность обучения.
- Стоя на одном колене, руки на полу, движения свободной ногой – назад – прогнуться.
- В упоре на коленях поочередное разгибание ног назад повыше.
- В стойке на лопатках поочередное касание ногами пола за головой.
- Тоже, но двумя ногами.
- В стойке на лопатках поочередные наклоны головы в стороны.
- Проводка кувырка назад через плечо с помощью соупражняющегося.
- Со стойки на лопатках опускание ног вниз – назад с последующим кувырком назад через плечо.
- Упражнение г) выполнять самостоятельно.
д) кувырок назад в стойку на руках (для юношей)
Упражнение выполняется, сидя с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами.
Завершая перекат, назад согнувшись на спину, опереться руками о пол за плечами и быстро разогнутся в тазобедренных суставах, направляя ноги вверх. Одновременно разгибая руки выйти в стойку на руках и зафиксировать ее. Многие гимнасты выполняют данное упражнение через прямые руки. В этом случае опора производится всей внешней поверхностью рук, пальцы при этом направлены внутрь.
Последовательность обучения.
- Серия фиксированных стоек на руках.
- Многократные сгибания и разгибания туловища в стойке на лопатках, опираясь прямыми руками о пол за головой.
- Из стойки на лопатках, руки прямые за головой, предварительно согнувшись, в темпе разогнуться и выйти в стойку на руках с помощью.
- Из основной стойки наклоном вперед сед с прямыми ногами и кувырок назад в в стойку через прямые руки с помощью.
- Тоже, но самостоятельно.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, оказать помощь хватом двумя руками за голеностопные суставы при выходе в стойку.
9. Кувырок вперед.
а) Кувырок вперед в группировке.
Из упора присев, разгибая ноги и переставляя руки вперед, опереться на них. Медленно сгибая руки. Опустить голову на грудь и оттолкнуться ногами. Перекатываясь на спину, сгруппироваться. Продолжая поступательное движение тела вперед, оттолкнутся руками, передать тяжесть тела на ноги и принять упор присев.
б) Кувырок вперед согнувшись.
Из основной стойки наклониться вперед. Подавая тело вперед, опереться руками о пол. Наклоняя голову вниз, медленно сгибать руки до касания затылочной частью, мягко опуститься на спину. Равномерно не разгибаясь, перекатиться вперед и принять положение седа.
Кувырки а) и б) могут выполняться из различных исходных положений в различные конечные положения. Их надо выполнять быстро, четко придерживаться одного направления. Весьма важным моментом при выполнении кувырка является завершающее действие акробата. С целью совершенствования координации движений и развития физических качеств рекомендуется кувырок заканчивать мощным темпом выпрыгиванием вверх. Последнее имеет существенное значение для творчества и поиска оригинальных связок кувырка, с какими либо сложными элементами.
в) Кувырок вперед длинный прыжком.
Рассматриваемый кувырок является разновидностью описанного выше кувырка.
Его характерною особенностью является фаза полета после толчка ногами до касания опоры руками.
Кувырок выполняется с небольшого наклона туловища вперед, незначительного сгибания ног в коленях, руки сзади. Махом руками вперед – вверх и энергичным толчком ногами, выполнить кувырок с небольшой фазой полета перед опорой руками. По мере освоения кувырка рекомендуется совершать его через невысокое препятствие с постановкой рук на опору как можно дальше вперед.
г) Кувырок вперед из стойки на голове и руках (для юношей).
Усилием рук на опору, приподняться, наклонить голову на грудь, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах. Удерживая ноги повыше, медленно перекатиться на лопатки, затем быстро сгруппироваться и продолжить перекат вперед до упора присев.
На первом этапе обучения упражнение выполняется с помощью.
Вместо стойки на лопатках можно выполнять «мост», а вместо кувырка вперед – кувырок вперед на шпагат. Партнер, который стоит сбоку и удерживает двумя руками упражняющегося за голеностопные суставы, при переходе на лопатки.
II. Стойки
Под стойками подразумевается вертикальное положение туловища в упоре ногами вверх. Они относятся к виду ограниченного устойчивого равновесия. В зависимости от контактной площади опоры стойки подразделяются к различным категориям трудности. Например, стойки могут выполняться в упоре на лопатках, на плечах, на предплечьях, на голове, на руках и др.
Стойки наиболее ярко подчеркивают специфику акробатику, как вида спорта и широко используются как основные рабочие положения.
- Стойка на лопатках.
Стойка, при которой опора производится лопатками, шеей, затылком и локтями, считается основным вариантом стойки на лопатках. К тому же стойка при этом поддерживается кистями под поясницу, большими пальцами снаружи. Обычно стойка выполняется из положения, лежа на спине перекатом назад с подниманием прямых или согнутых ног.
Страховка и помощь.
Стоять сбоку, поддерживая под бедро и голень.
Последовательность обучения:
- Прежде чем приступить к изучению стойки на лопатках, необходимо у занимающихся развить всю группу мышц, которая принимает участие в ее выполнении. Требуется повысить уровень силы мышц спины, поясничной части, пресса, укрепить мышцы шеи. Для этого используются упражнения общеразвивающего характера типа наклонов, поворотов и вращений, сгибаний – разгибаний туловища с предметом и без предмета, с отегащениями и без отегащений, с использованием резиновых амортизаторов, экспандеров и различного вида тренажеров.
В уроке успешно применяется метод локального воздействия на какую-либо определенную группу мышц, методы повторных и динамических усилий и д.р.
Специальные упражнения желательно выполнять в положении характерном для стойки, например:
1. Лежа на спине поднимание и опускание ног; Встречное движение ног.
2. В висе согнувшись спиной к гимнастической стенке, поднимание и опускании ног; встречное движение ног.
3. Из виса согнувшись сзади на низкой перекладине переход, в вис, прогнувшись сзади и возвращение в исходное положение.
4. Из виса согнувшись на низких кольцах переход, в вис, прогнувшись и возвращение в исходное положение.
5. Из виса согнувшись поперек внутри брусьев переход, в вис, прогнувшись и возвращение в исходное положение и т.д.
При выполнении указанных упражнений целесообразно применять различные режимы работы мышц: динамический и его разновидности – уступающий и преодолевающий; статический, а также различное их сочетание.
Причем статические позы удерживать под различными углами положения тела относительно горизонта.
Собственно, стойку на лопатках выполнять из различных положений: из упора присев перекатом назад; из упора присев перекатом вперед; из основной стойки наклоном вперед; из основной стойки наклоном назад – перекат назад; махом одной толчком другой, перекат вперед и т.д.
Положение рук могут быть следующими: руки на поясе, руки за головой, руки на полу вверху, руки на полу в стороны; руки на полу сзади, руки вдоль тела и т.
2. Стойка на голове и руках.
Название стойки свидетельствует о том, что при ее выполнении опора производится одновременно головой и руками. Опорные точки образуют соответственно равносторонний треугольник. Кисти расположены на ширине плеч, пальцы развернуты и обращены вперед. Значительная часть тела переносится на руки. В стойку можно выходить силой, махом и толчком согнувшись и прогнувшись, согнутыми и прямыми ногами, используя различные исходные положения. Стойка выполняется из упора присев; из упора присев на одну, другую назад; из седа на пятках; из положения, стоя на колене, другую ногу назад; из седа опорой руками слева, справа; из основной стойки наклоном вперед; из основной стойки махом одной толчком другой и т.д.
Последовательность обучения.
1. В сед на пятках, наклон вперед, руки вверх на полу. Подавая туловище вперед, опереться головой впереди рук на мат. Силой, сгибая ноги, выполнить стойку в группировке – держать. Медленно выпрямить ноги – держать с помощью или с касанием опоры пятками.
2. Повторить те же действия, но из упора присев.
3. Стойки низкие. Стойки хватом за жерди и опорой головой на возвышение из матов, с помощью.
4. Исходное положение тоже. Сгибание – разгибание ног в стойку с помощью.
5. Исходное положение тоже, опускание – поднимание прямых ног в стойку с помощью.
6. Умышленное действие акробата в стойке с целью потери равновесия и его восстановления с помощью.
Все упражнения выполнять медленно и быстро, особое внимание обращать на самостоятельное выполнение заданий.
Страховка и помощь.
Стоять сбоку удерживать за бедро и спину.
3. Стойка на руках.
Стойка на руках характеризует жесткое положение туловища с достаточной оттянотостью в плечевых суставах. Кисти на ширине плеч, пальцы развернуты и направлены вперед, ноги вместе носки вытянутые. Прямолинейность стоки является залогом ее устойчивости.
В случае потери равновесия стойка уравновешивается нажатием пальцами или противоположной частью ладони на пол. При падении вперед голова отводится назад, а при падении назад носки максимально вытягиваются. При значительном нарушении стойки ее восстановлению может помочь сгибание рук и туловища.
Стойка на руках может выполняться махом одной и толчком другой, силой и толчком двумя ногами.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, удерживая одной рукой за голень – другой - за бедро маховой ноги. Самостраховка осуществляется: при падении вперед переставлением рук и поворотом туловища налево или направо с опусканием одной ноги или кувырком вперед, при условии владения этим двигательным навыком.
Последовательность обучения.
1. Кратковременное фиксирование стойки на носках, руки вверх. Жесткость стойки можно проверить путем небольшого надавливания на кисти направления сверху вниз партнером.
2. Из положения, лежа на животе, руки вверх. Захватив двумя руками за ноги в области голени лежащего, партнер поднимает его в стойку на руках, затем медленно возвращает его в исходное положение. Тело при этом удерживается прямым. Удерживания равновесия, стоя на одном колене, другую ногу назад, руки вверх.
4. Удержание равновесия на полусогнутой ноге, другую ногу назад руки вверх.
При выполнении упражнений 3, 4 нога, туловище, руки удерживаются на одной прямой линии. В руках желательно удерживать отягощение 3 – 5 кг.
5. Из упора присев на левой, правой назад, толчок левой и махом правой выйти в стойку прямыми руками с помощью.
6. Из упора присев толчком ног выйти в стойку прямыми руками с помощью.
7. Из равновесия на левой, правой назад, толчком в левую выйти в стойку с помощью.
8. Из основной стойки, руки вверх, толчком левой и махом правой выйти в стойку с помощью.
Упражнения 5, 6, 7, 8 – выполнять самостоятельно и с помощью. Совершенствование стойки на руках достигается путем удержания ног в различном положении, а также различными поворотами в стойке, хождением на руках и удержанием стойки на одной руке.
4. Стойка на руках толчком двух ног.
Последовательность обучения.
1. Из упора на коленях, кисти у колен, выпрямление ног в упор стоя согнувшись.
2. Из упора сидя на пятках, руки прямые, приподнять таз и выполнить упор согнув ноги – держать.
3. Из упора присев, передавая тяжесть тела на руки, силой поднять таз повыше и зафиксировать упор согнув ноги.
4. Тоже, но толчком ног.
5. Из упора стоя, передавая тяжесть тела на руки, приподнять таз повыше и зафиксировать упор согнув ноги.
6. Из упора присев, руки прямые, толчком ног, стойка на руках, ноги согнутые – держать с помощью.
7. Тоже, но ноги выпрямить с помощью и самостоятельно.
При выполнении упражнений 2 – 7 ориентировать учащихся на воспитание чувства равновесия.
III. ПРИМЕРНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ
Физическое воспитание школьников осуществляется с помощью различных средств, среди которые акробатика занимает особое место. Акробатические упражнения общедоступны и эффективны, а занятия ими оказывает существенное влияние на физическое развитие детей и формирование двигательной функции.
Непременным условием правильной организации занятий акробатикой является учет возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся. Двигательные возможности школьников тесно взаимосвязаны с морфологическими и функциональными показателями организма.
Исходя из этого, задачи, содержание, методы и направленность педагогических воздействий, применяемых в занятиях по акробатике, должны изменяться по мере роста и развития детей.
1. Акробатические упражнения 1-го класса.
Учащиеся первого класса осваивают технику исполнения группировок, перекатов в группировке, прогнувшись на животе, а также перекат из положения стоя на коленях через бедра на живот с опорой на руку. Учебные занятия необходимо строить с учетом возрастных особенностей организма детей и их психомоторного развития. При освоении новых двигательных навыков лучше всего придумывать образный рассказ, хорошо понятный по содержанию. Например , осваивая различного рода группировки и перекаты, учащиеся могут изображать колобка, кошку, или собаку, мячик, лодочку или качалку, великана или карлика и т. п. , что создает благоприятную эмоциональную обстановку.
Для прочного закрепления навыка каждое упражнение выполняется по 6 – 10 раз в одном занятии.
2. Акробатические упражнения во 2-ом классе.
Учебная программа по акробатике для учащихся.
2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках (держать) перекатом вперед присев и в темпе прыжок вверх прогнувшись.
3. Два кувырка вперед слитно - перекатом назад стойка на лопатках (держать) – перекатом вперед присев и в темпе прыжок вверх прогнувшись.
4. Кувырок вперед – перекатом назад лежа на спине «мост» (держать) – лечь на спину и перекатиться назад с согнутыми ногами до упора руками за головой – в темпе два кувырка вперед с последующим прыжком вверх прогнувшись.
IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОГРАММНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ.
Содержание раздела акробатики 5 – 8 классов значительно усложняется. Этому способствует интенсивное увеличение силовых возможностей подростков, относительно большая приспособливаемости организма заданной мышечной работе и высокие показатели работоспособности.
1. Акробатические упражнения в 5 классе.
В 5 классе продолжается дальнейшее совершенствование техники исполнения техники кувырков вперед и назад: стойки на лопатках из различных исходных положений и с дополнительными движениями различными частями тела в сочетании с прыжками и поворотами. Увеличивается дозировка упражнений и интенсивность их выполнений.
Характерные соединения.
1. Кувырок вперед с прыжком вверх с поворотом кругом – кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках (держать) – четыре встречных движения ногами в стойке – перекатом вперед упор присев и прыжок вверх прогнувшись.
2. Кувырок назад и прыжок вверх с поворотом кругом – кувырок вперед и лечь на спину – «мост» (держать) – лечь на спину и стойка на лопатках (держать) – дважды опустить ноги до касания пола за головой – перекатом вперед в упор присев и прыжок вверх прогнувшись с одновременным хлопком руками над головой.
2. Акробатические соединения в 6 классе.
1. Два – три кувырка вперед или назад слитно с учетом времени.
2. Ходьба в положении «моста» вперед, назад, в стороны.
3. «Мост» опусканием держать – лечь на спину ноги согнутые, руки упираются о пол за головой – «мост» (держать) лечь на спину и повернуться на живот - 2 – 3 кувырка вперед и прыжок вверх прогнувшись.
3. Акробатические соединения в 7 классе.
1. Кувырок вперед – перекатом назад – стойка на лопатках – перекатом вперед упор присев – стойка на голове и руках – опускание в упор присев и прыжок вверх прогнувшись.
2. Кувырок назад полушпагат (держать) - наклоны вперед перекат в сторону на спину и стойка на лопатках (держать) – перекат вперед кувырок вперед прыжок вверх прогнувшись.
4. Акробатические соединения в 8 классе.
Для мальчиков.
1. Кувырок вперед кувырок назад – кувырок, назад вперед стоя согнувшись, ноги врозь, толчком ног упор присев и прыжок вверх прогнувшись.
2. Кувырок вперед – стойка на голове и руках (держать) – опускание в упор присев и длинный кувырок вперед в упор присев прыжок вверх прогнувшись.
3. Длинный кувырок вперед – стойка на голове и руках (держать) – опускание в упор присев и два кувырка вперед с последующим прыжком вверх прогнувшись.
Для девочек
1. Кувырок назад полушпагат – наклон вперед перекат в стойку на спину и стойка на лопатках (держать) – лечь на спину – мост (держать) – поворот в упор, стоя на коленях, свободную ногу назад – приставляя ногу, упор стоя на коленях – кувырок вперед и прыжок вверх прогнувшись.
2. «Мост» опусканием (держать) – поворот в упор, стоя на одном колене, свободную ногу в сторону – перекат в стойку на спину и стойка на лопатках (держать) – опусканием ног назад полушпагат (держать) – упор присев и кувырок вперед с последующим прыжком вверх прогнувшись.
5. Акробатические соединения в 9 классе.
Для юношей.
1. С двух – трех шагов разбега длинный кувырок вперед – силой стойка на голове и руках (держать) – опускание в упор присев – кувырок назад и прыжок вверх прогнувшись.
2. Два кувырка назад – кувырок вперед – силой стойка на голове и руках (держать) – опускание в упор присев и встать – 2 – 3 шага разбега и длинный кувырок вперед – прыжок вверх прогнувшись.
Для девушек.
1. Переднее равновесие (держать) – шагом вперед кувырок вперед прыжок вверх прогнувшись.
2. Шагом вперед кувырок вперед в упор присев – встать и переднее равновесие держать – переставляя ногу прыжок вверх прогнувшись.
6. Акробатические соединения в 10 классе.
Для юношей
1. Кувырок вперед – прыжком в упор присев и встать – наклоны вперед сед с прямыми ногами и кувырок назад в стойку на руках – встать на ноги и 2 – 3 шага разбега с последующим длинным кувырком вперед через препятствия высотой до 90 см.
2. С 2 – 3 шагов разбега длинный кувырок вперед через препятствия – кувырок назад через стойку на руках – основная стойка.
Для девушек.
1. Кувырок вперед в сед – сед углом (держать) перекатом назад стойка на лопатках (держать) перекатом вперед кувырок вперед прыжок вверх прогнувшись.
2. Шагом вперед кувырок вперед – кувырок назад – перекатом назад в стойку на лопатках (держать) – опуская ноги назад, кувырок в стойку на коленях с наклоном назад – наклон вперед и толчком ног кувырок вперед в упор присев – прыжок вверх прогнувшись.
7. Акробатические соединения в 11 классе.
Для юношей
1. С 2 – 3 шагов разбега длинный кувырок вперед в упор присев - прыжок вверх с поворотом кругом сед с прямыми ногами и кувырок назад в стойку на руках – основная стойка.
2. Переднее равновесие держать – шагом вперед переворот в сторону – приставляя ногу поворот на 90 о - сед с прямыми ногами и кувырок назад в упор стоя согнувшись, ноги врозь – силой стойка на голове и руках (держать) – опускание в упор присев и прыжок вверх прогнувшись.
Для девушек.
1. Кувырок вперед в сед – сед углом – перекатом назад кувырок назад полушпагат (держать) – наклон вперед и перекат в сторону на спину – стойка на лопатках (держать) – перекат вперед и «мост» (держать) – поворот в упор присев – кувырок вперед и прыжок вверх прогнувшись.
2. «Мост» опусканием (держать) – поворот в упор присев кувырок назад – перекат назад стойка на лопатках (держать) – перекатом вперед сед углом (держать) сед на пятках - стойка на коленях с наклоном назад – держать – наклон вперед и толчком ног кувырок вперед в упор присев – прыжок вверх прогнувшись.
Заключение
Для освоения акробатических элементов данных выше, предполагается, что учащимися успешно освоена учебная программа начальной, средней и старшей школы по этому разделу: группировка и перекаты в группировке, кувырок вперед- назад; «мост из положения лежа на спине; равновесия; стойка на лопатках и т. д. Подробное описание методики обучения, рассчитан, главным образом, на то, чтобы сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого учащегося, независимо от его исходных данных. Исходя из того, что временной отрезок, который отведен на изучение гимнастических упражнений, очень небольшой, грамотное построение программы обучения, последовательное и правильное, с точки зрения техники ,освоение упражнений позволит каждый урок сделать максимально насыщенным и по плотности, и по содержанию.
Литература
- Болобан М.М. Дидактика и высшее мастерство акробатов. Теория и практика физической культуры -1981 № 5.
- Брыкин А. Т. Гимнастическая терминология. – М.: Физкультура и спорт, 1969
- Гимнастика: Учебник для института физкультуры / Под общ. ред. док. пед. наук, проф. А.М. Шлемина и канд. пед. наук А.Т.Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Гимнастика: Учебное пособие для студентов факультетов физвоспитания пединститутов. – М.: Просвещение, 1982.
- Гимнастика: Учебник для техникумов физкультуры / под общ. ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смоленского. – М,: Физкультура и спорт, 1988.
- Коркин В.П. Начинайте с акробатики. – М.: Физкультура и спорт. 1971.
- Коркин В.П. Акробатика для спортсменов. М,: Физкультура и спорт 1974.
- Коркин В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
- Классификационная программа по спортивной гимнастике категории « Б» - М.: Госкомспорт, 1964.
- Классификационная программа по акробатике категории «Б» - М.: Госкомспрот, 1984.
- Николаев Ю.К. Акробатика в пионерском лагере. М.: Просвещение, 1966.
- Спортивная акробатика : Учебник для институтов физкультуры / Под ред. В.П. Коркина – М.: Физкультура и спорт, 1981
- Соколов Е.Г. Акробатическая подготовка студентов,- М.: Физкультура и спорт, 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференциация акробатических упражнений в 5-7 классах по степени трудности их выполнения,"
В пособии представлен материал по обучению и совершенствованию акробатических упражнений для обучающихся 5-7 классов по3-4 ступеням трудности....
Методическая разработка "Техника выполнения акробатических упражнений"
Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, хореографам, инструкторам по физическому воспитанию. В ней представлены техника выполнения акробатических упражнений для де...
Методическая разработка "Техника выполнения акробатических элементов"
Основной непреходящей ценностью человека является его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Воспитание физическое является сферой действия фи...
Техника выполнения акробатических элементов
Основной непреходящей ценностью человека является его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Воспитание физическое является сферой действия фи...
Тема урока: Совершенствование техники выполнения акробатических элементов.
Раздел: Гимнастика....
Совершенствование техники выполнения акробатических элементов.
Раздел: Гимнастика.Цель урока: Способствовать повышению уровня координационных способностей посредством акробатических упражнений, развитие скоростно-силовых способностей...
Технологическая карта мастер-класса «Техника выполнения основных упражнений кикбоксинга для начинающих»
Технологическая карта мастер-класса «Использование специального спортивного тренажера при обучении и совершенствовании нападающего удара»...