План - конспект открытого занятия по шашкам "Треугольник Петрова"
план-конспект по физкультуре
Цель: обучение «треугольник Петрова» (три дамки против одной).
Задачи:
обучающая:
- объяснение основных принципов игры в эндшпиле.
- научить (показ схемы) приему «треугольник Петрова».
развивающая:
- развитие умственных способностей и логического мышления: памяти и
внимания, смекалки и фантазии.
воспитательная: - воспитание интереса к занятиям по шашкам.
Материал к занятию: карточки с заданиями на выигрыш, демонстрационная доска с магнитными шашками, рабочие тетради, ручки, шашки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 61.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия Дата проведения: 27.10.2022
Тема: «Петля и треугольник Петрова».
Цель: обучение «треугольник Петрова» (три дамки против одной).
Задачи:
обучающая:
- объяснение основных принципов игры в эндшпиле.
- научить (показ схемы) приему «треугольник Петрова».
развивающая:
- развитие умственных способностей и логического мышления: памяти и
внимания, смекалки и фантазии.
воспитательная: - воспитание интереса к занятиям по шашкам.
Материал к занятию: карточки с заданиями на выигрыш, демонстрационная доска с магнитными шашками, рабочие тетради, ручки, шашки.
Слова и понятия, с которыми дети знакомятся на занятии:
Простая, дамка, эндшпиль, окончание, треугольник Петрова.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели занятия.
3. Основная часть:
- объяснение нового материала
- запись и изучение схемы построения «треугольника Петрова»
- физ. минутка
4.Закрепление изученного ( решение заданий по карточкам).
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
I. Организационный момент. 1 мин
Добрый день (слушатели) ребята!
Постарайтесь запомнить все, что мы с вами узнаем и запишем, ведь память для шашиста и шахматиста является одной из основных слагаемых успеха.
II. Сообщение темы, цели занятия, введение. 4 мин
Педагог:
Сегодня мы продолжим изучение новых приемов игры в шашках. Запишем тему нашего занятия «Петля и треугольник Петрова». Естественно и цель наша будет обучение и применение этих двух приёмов.
Мы уже знаем, что шашечная партия делится на три стадии:
начало, середину и окончание. Считается, что партия переходит в окончание, когда на доске остается по пять—шесть шашек с каждой стороны.
В окончании любой ход имеет важное значение. Малейшая ошибка или неточность резко меняют результат партии. Главный принцип игры в окончаниях — максимальное стеснение сил противника. Очень большое значение имеет владение пространством доски, а дамка приобретает свою максимальную силу. Становятся очень опасными шашки противника, прорвавшиеся близко к дамочным полям. В этом случае главной задачей становится: задержать их, не пропустить в дамки.
Игра в окончаниях почти всегда носит тонкий и сложный характер. Ошибка, допущенная в окончании, часто бывает последней ошибкой в партии. Ведь в конце игры выявляется результат. Единственная гарантия правильной игры в окончаниях — это знание типовых построений и точный расчет возникающих на доске вариантов.
III. Основная часть: 25 мин
Мы с вами разобрали случай, когда одинокая дамка занимает большую дорогу, а три дамки противника владеют другими диагоналями доски. Но часто бывает и так. Большой дорогой владеют три дамки, а одна неприятельская находится на любой другой линии шашечной доски. При таком положении три дамки всегда побеждают.
Впервые способ ловли одинокой дамки тремя, занимающими большую дорогу, был показан в испанских книгах XVII века. В русской литературе его впервые опубликовал в 1827 году в своем учебнике шашечной игры . Впоследствии у нас позиция, которая строится для ловли одинокой дамки, стала называться «треугольник Петрова».
Типичная схема
Основной принцип треугольника Петрова заключается в том, чтобы с каждым ходом все больше ограничивать в передвижениях одинокую дамку.
Если белые хотят выиграть они должны:
1) занять своей дамкой большую диагональ.
2) выгнать с двойников черную дамку ( g1- h7, h2- b8).
3) выгнать с тройников ( a3- f8, c1- h6).
4) Чтобы черная дамка могла ходить только по косяку, создав одну из
4-х выигрышных позиций треугольника Петрова:
I. Белые: дамки с3, d6, e3; черная: дамка d8
II. Белые: дамки d6, e3, f6; черная: дамка e1
III.Белые: дамки f6, с5, f4; черная: дамка а5
IV.Белые: дамки с5, f4, c3; черная: дамка h4
В каждом из указанных построений острый угол «треугольника» нацелен на дамку противника. Любой шашист должен обязательно уметь строить треугольник Петрова.
Данный способ дает возможность при правильной игре поймать одинокую дамку в одиннадцать — тринадцать ходов из любой позиции.
Постарайтесь обязательно запомнить данную схему выигрыша с помощью треугольника Петрова.
- физ. минутка
5 мин
А теперь немного подвигаемся, упражнения начинаем под речевку типа:
"Раз и два, и три, четыре - ставим ноги мы пошире.
Руки врозь, наклон вперед, вправо, влево. Вот народ!
Засиделся, застоялся - видно в шашки заигрался.
Шашка здесь, а дамка там? Ни за что их не отдам.
Вариант продумаю - хорошо подумаю!
Отдохнем сейчас немного - и по шашечным дорогам.
Раз - присели, встали - два: отдохнула голова".
IV. Закрепление изученного. 7 мин
Ребята! А теперь найдите самостоятельно выигрывающий ход, используя знания, полученные на занятие. Раздаю каждому задания с диаграммами по теме «треугольник Петрова и Петля». Вызываю к доске для проверки правильности решений 3-4 обучающихся
V. Подведение итогов занятия. 3 мин
Дорогие ребята! Сегодня на занятии мы все хорошо поработали, научились грамотно оттеснять (ограничивать) одинокую дамку на невыгодные линии и поля; узнали два новых приема ловли одинокой дамки а именно: «Петля и треугольник Петрова». На этом наше занятие подошло к концу. Постарайтесь дома еще раз разыграть с родителями позиции на построение «треугольника Петрова».
Литература:
1. Б. Герцензон., «Шашки — это интересно. Знай и умей». М.,1989 г.
2. А. Егоров «Как научить играть в шашки», М., 2005 г.
3. П. Слезкин «Основы шашечной игры», М., 1936 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Изготовление сумочки для мобильного телефона"
Работа выполняется в технике выжигания по ткани. Занятие проводится с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья и находящимся на надомном обучении....
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"
Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...
План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"
Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...