#Конкурс профессионального мастерства Выготского
методическая разработка по физкультуре

Захарова Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад№156»

Проект

 

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий

 как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Инструктор

по физической культуре:

Захарова О.С

Высшая квалификационная категория.

Оренбург-2019г.

Паспорт проекта

 Тема проекта: Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий

 как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

 Тип проекта: информационный, практико-ориентированный

 Продолжительность проекта: долгосрочный (с 1 сентября 2019 г. – 1 июня 2020 г.)

 Руководитель проекта: Инструктор по физической культуре: Захарова О.С

 Участники проекта: дети 6-7 лет.

Объект исследования: Система оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: Модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ .

Основная идея инновационного проекта:

Применение вариативных форм работы будет способствовать оздоровлению

детей дошкольного возраста, при этом учитывая закономерности формирования двигательных умений и навыков у дошкольников.

Подбор физических упражнений, оказывают оздоравливающее воздействие на организм дошкольников. Вариативность форм работы, позволяет учитывать интересы детей. Данные упражнения делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным.Упражнения оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды

памяти. Используются в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы.

Научная основа:

В результате реализации эксперимента будет разработана и апробирована модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с внедрением инновационных здоровьесберегающих технологий. В проекте использовались разработки Алямовской Н.Н., Казаковцевой Т., Кудрявцева В.Т. В основе построения физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный Общеобразовательной программой МДОАУ «Детского сада  №156 , «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Организационно-подготовительный (сентябрь)

Постановка проблемы, определение целей и задач

Изучение понятий, касающихся темы проекта

Подбор методической и художественной литературы про спорт, здоровье

Подбор создание презентаций про спорт, спортсменов, строение тела человека

Подготовка и подбор материалов для составления комплексов упражнений по разделам:

«Стретчинг»

«Ритмопластика»

«Фитбол-гимнастика»

«Стопотерапия»

«Степ-платформы»

Второй этап- практическая реализация проекта (февраль)

Комплекс упражнений  «Партер»

Динамические элементы«Ритмическая гимнастика»

Комплекс физических упражнений «тубусы», «скакалки»

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации  «фитнес зал»

Комплекс упражнений «Пилатес», «Зверобика»

Рассматривание и выполнение элементов на схемах.

Использование физкультминуток во время ОД

Третий этап-  Заключительный(март)

 Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы.

 Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Принципы:

 • Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания.

 • Систематичность и последовательность.

 • Индивидуально-диферинцированный подход.

Условия реализации проекта:

 • Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

 • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

 • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

 • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

 • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

 • Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Ожидаемые результаты:

 • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.

 • Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону).

 • Совершенствование навыков самостоятельности.

 • Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Введение

Актуальность:  Для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

         Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.         Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Цель проекта: Разработать и внедрить модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования инновационных здоровьесберегающих технологий в практику работы в ДОУ .

Задачи:

 • Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение.

 • Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения.

 • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ.

 • Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.

Проблематика проекта: 

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является ухудшение здоровья детей, особенно в области физического развития и физической подготовленности дошкольника. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.

Аннотация проекта

Цель здоровьесберегающих технологий:

 1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно – просветительский: Предполагает взаимное ознакомление педагогов и родителей с задачами физкультурно - оздоровительной работы. Изучение программ, документов, проектов по данной проблеме. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению модернизацию образовательного процесса.

Методический: Предполагает взаимное ознакомление с методами и формами осуществления физкультурно – оздоровительной работы (посещение родителями мероприятий детей с последующем обсуждением).

Практический: Выражается в использование современных физкультурно – оздоровительных методов в работе.

Содержательные компоненты проекта:

Эмоциональный:

- учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста,

- обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника в процессе обучения.

Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе физических упражнений.

Деятельный:

- обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный:

- правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Коммуникативный:

- учет особенностей общения детей дошкольного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения между собой и с взрослыми, с целью создания условий для социализации.

Педагогический:

- постановка в центр физкультурно - оздоровительного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром ,индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Виды технологий:

1) Медико-профилактические технологии.

Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

 Компоненты:

 • мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• рациональный режим дня;

 • закаливание;

 • организация профилактических мероприятий в детском саду;

 • здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

 • оценка физического развития;

 • оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

         Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Вся работа по физическому воспитанию должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на:

 • выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром;

 • анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи;

 • анализе первичных навыков по основным видам движений.

 В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводный «Журнал здоровья». Он позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.

 В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.

         Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка. В нашем детском саду при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Особое внимание мы уделяем на то, чтобы у детей не нарушался режим дня, их деятельность была посильной и не сокращала времени прогулки или дневного сна.

 Физически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей, создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно важных процессов в организме. Одна из главных условий правильного построения режима дня- обеспечение его соответствия возрастным психофизическим особенностям ребенка. Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течение суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования.

         Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую и вторую половину дня по одному занятию. Для профилактики утомления детей сложные занятия сочетаются с физкультурными. На основе учебного плана составляется расписание ОД на учебный год с учетом здоровьесберегающего режима:

 - соблюдение максимально допустимой недельной учебной нагрузки;

 - соблюдение длительности занятий;

 - чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели;

 - чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня.

 Физкультурные занятия проводим не менее 3-х раз в неделю.         Режим дня во всех возрастных группах включает примерно одинаковые компоненты, однако в зависимости от возраста детей постепенно увеличивается длительность периода бодрствования, объем и интенсивность умственных и физических нагрузок, изменяется их содержание, форма организации, уменьшается длительность дневного сна.

 Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

 При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие

 Факторы:

 • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

 • Особенности его эмоционально-личностного развития.

 • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

 • Возрастные и поло-ролевые особенности.

 • Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

         Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе должны быть условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы) В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании. Для этого можно использовать модули, маты, кегли .

2) Физкультурно-оздоровительные технологии.

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

 • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

 • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

 • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Компоненты:

 • двигательный режим дошкольников;

 • оздоровительный режим дошкольников;

 • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.);

 • подвижные и спортивные игры;

 • контрастная дорожка, тренажеры;

 • утренняя гимнастика;

 • физкультурные занятия;

 • закаливание;

 • спортивные развлечения, праздники;

 • День здоровья;

 • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

Организация двигательного режима.

 Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

 Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.

 Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.

 Кроме того, модель двигательного режима должна содержать самостоятельную двигательную активность детей и физкультурно-массовые мероприятия.

Методические рекомендации

 Во время выполнения детьми упражнений с мячом с целью более чёткого решения двигательных задач желательно использовать полурифмованную речь. Для детей она доступна своей относительной чёткостью, помогающей выполнить то или иное движение. Рифмованность слова создаёт у детей большую заинтересованность к занятию.

 Дети любят игру с мячом. Поэтому им даётся почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом.

Виды современных здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья.

  • Игровой стретчинг
  • Ритмопластика на мягких модулях
  • Гимнастика на степ –платформах
  • «Фитбол - гимнастика»
  • «Су-Джок»
  • Стопотерапия

Виды современных здоровьесберегающих технологий

обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурные занятия
  • Игро-тренинги  и   игротерапия
  • Самомассаж
  • Точечный массаж
  • Биологическая обратная связь

Коррекционные технологии:

  • Технология музыкального воздействия
  • Сказкатерапия
  • Технологии коррекции поведения

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.со старшего возраста в физкультурном зале в хорошо проветриваемом помещении

Рекомендуется детям всем . Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Инструктор по физической культуре

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по физической культуре

Стопотерапия

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, ритмичной гимнастики

Инструктор по физической культуре

«Су - Джок» терапия

Как часть физического занятия, – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы  ритмичных игр

Инструктор по физической культуре

Степ-платформы

В спортивном зале. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать энергичную музыку

Инструктор по физической культуре

Гимнастика пальчиковая

Со старшего возраста индивидуально  либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.)

Инструктор по физической культуре

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со старшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Инструктор по физической культуре

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, инструктору дать детям инструкции

Инструктор по физической культуре

Гимнастика корректирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей

Воспитатели,

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

3 раза в неделю в спортивном зале. старший возраст- 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Инструктор по физической культуре,

Проблемно – игровые

(игротреннинги  и игротерапия)

В свободное время, Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных инструктором

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения инструктора в процесс игровой деятельности

Инструктор по физической культуре

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Инструктор по физической культуре

Точечный массаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для инструктора время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Используется наглядный материал.

Инструктор по физической культуре

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Инструктор по физической культуре

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр.

Инструктор по физической культуре

Сказкотерапия

занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.  Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа людей

Инструктор по физической культуре

Технологии коррекции поведения

Сеансами занятий по 25-30мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 чел. Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Инструктор по физической культуре

Принципы здоровьесберегающих технологий:

-принцип «Не навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

         

        Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования

В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с пр...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Из опыта наствнической деятельности.

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.Из опыта наствнической деятельности....