Здоровьесбережение
презентация к уроку по физкультуре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная англичанином Чарльзом Дарвином. Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы. Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый». Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.
Человек разумный (на латыни – Homo sapiens ) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом. Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.
Неандертальцев сменили люди современного типа — кроманьонцы — или неоантропы. Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления). Возникновение кроманьонцев — завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.
Организм человека имеет ряд защитных систем, которые противостоят неблагоприятным воздействиям внешней среды. Первой барьерной системой являются кожные покровы, а также слизистые оболочки легких и пищеварительного тракта, через которые поступают различные вредные вещества, растворенные в воде или просто находящиеся в атмосферном воздухе. Для территорий с повышенным химическим загрязнением характерны различные типы легочных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, а также разнообразные кожные болезни. Второй защитной системой организма является печень, обладающая способностью детоксикации вредных веществ (ядов), попавших в организм вместе с пищей. Если печень человека оказывается, перегружена токсическими веществами, то возникают тяжелые заболевания, такие, как цирроз и онкологические заболевания. Иммунная система человека реализует свои возможности через рапознавание чужеродного материала вплоть до его нейтрализации. Все защитные механизмы тесно связаны с эндокринной, ферментативной и нервной системами человека. В эндокринной системе это передняя доля гипофиза и кора надпочечников, регулирующие воспаление. В ферментативной системе — печень и поджелудочная железа — депонирование и обезвреживание токсинов. Соединительная ткань — депонирование токсинов, реакции антиген-антитело, лимфоциты и макрофаги, образование иммунокомпетентных клеток.
Существует еще множество защитных функций организма, которые в силу разных причин при заболеваниях работают недостаточно. Зашлаковывание организма проявляется в закислении матрикса, образованию свободных радикалов и активации механизмов воспаления. Результатом является появление хронических болезней и злокачественных опухолей.
Третей (главной) барьерной системой, предназначенной для защиты целостности и здоровья организма, является иммунная система. Она включает процессы и средства клеточной защиты от бактериальных загрязнений внешней среды, а именно от попавших в организм бактерий и прочих возбудителей заболеваний биологического происхождения. В случае, когда иммунная система испытывает экологический стресс, её работа нарушается.
Заболевания иммунной системы очень характерны для нашего времени. Первая стадия таких заболеваний связана с гиперчувствительностью иммунной системы, приводящей к различным типам аллергозов и аллергий. Второй стадией является иммунодефицит – истощение иммунной системы, ведущее к тому, что организм катастрофически теряет сопротивляемость к любым болезням и поражениям. Чувствительность человеческого организма к агрессии окружающей среды зависит также и от его возрастных особенностей.
Гомеостаз (греч. homoios – подобный, тот же самый; stasis -состояние, неподвижность) – относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т.д.) организма человека и животных. Регуляторные механизмы, поддерживающие физиологическое состояние или свойства клеток, органов и систем целостного организма на оптимальном уровне, называются гомеостатическими. Исторически и генетически понятие гомеостаза имеет биологические и медико-биологические предпосылки. Там оно соотносится как конечный процесс, период жизни с отдельным обособленно взятым организмом или человеческим индивидуумом как чисто биологическим явлением. Конечность существования и необходимость выполнения своего предназначения - репродукции себе подобного - позволяют определить стратегию выживания отдельного организма через понятие "сохранение". "Сохранение структурно-функциональной стабильности" - суть любого гомеостаза, управляемого гомеостатом или саморегулируемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка
Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...
Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"
Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...
Урок в 3 классе по волейболу с позиции здоровьесбережения
Цель: формировать желание заниматься спортивными играми – волейболом. Задачи: дать направление для начальных попыток работы с мячом...
Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...
Здоровьесбережение на уроках математики
В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...
Презентация к работе по здоровьесбережению
Данная презентация подготовлена к работе по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе". У меня на страничке они выделены как "Тема, которой я занимаюсь третий год". Может это кому - нибудь поможет ...
Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...