Формирование ценностей физической культуры и здорового образа жизни у учащихся
статья по физкультуре

Формирование ценностей ФК и ЗОЖ у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N° 2:

ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Доклад на тему: «Формирование ценностей физической культуры и здорового образа жизни у учащихся»

Выполнил учитель физической культуры:

Чечурова Анна Григорьевна

Видное 2020г.

Введение

Здоровье — это состояние полного физического. душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Само состоянии: здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Основным условием формирования и падежного обеспечения здорового образа жизни является внедрение физической культуры в повседневную деятельность, в быт каждого человека. В числе главных факторов сохранения здоровья - физическая культура, регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма, увлеченность спортом и туризмом.

Человек постоянно находится в ситуации выбора одного из альтернативных решений. Критерием такого выбора выступает ценность. Если мотивы конкретной деятельности задаются часто ситуацией, то ценности порождаются социальными и культурными условиями жизни и более глубинными факторами существования человека. "Ценность" отражает вес то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл, идеал, предстает как сущностная характеристика сознания и поведения человека.

Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные,

двигательные, технологические и мобилизационные.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового стиля жизни. Учителя физической культуры рассказывают о развитии двигательной активности школьников, 0 физиологических особенностях учащихся, об отношении к своему здоровью как к ценности

- высшему достижению физической культуры личности, стараясь всю важность и нужность занятий физической культурой для каждого ребёнка. Теоретические сведения по предмету подкрепляем практикой, ведём обсуждения мировых встреч по баскетболу, футболу, волейболу для популяризации отдельных видов спорта.

К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека. Учителя нашей школы постоянно вовлекают родителей в проведение Дней Здоровья, «Веселые старты», что способствует укреплению сотрудничества: учитель - ученик - родитель. Проводим тестирование учащихся в начале и в конце учебного года, отслеживая уровень физической подготовленности, самооценку физических качеств, самоанализ двигательной деятельности учащихся.

Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.

К мобилизационным ценностям физической культуры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам. В первую очередь это подготовка учащихся к соревновательной деятельности, а также самостоятельное формирование команд и судейство учащимися различных соревнований

Осознание здоровья как высшей ценности человека и личный опыт, отражающий взаимосвязь образа жизни и физических упражнений, формируют у человека желание в повседневных физических упражнениях.

Каждый человек, начиная заниматься физическими упражнениями, выбирает один из видов физкультурно-спортивной деятельности, который соответствует его биологической природе, социально-психологическим и возрастным особенностям.

В силу целенаправленного, избирательного характера интересов в сознании человека формируется относительно устойчивое представление о приоритетности занятий физическими упражнениями, использовании различных видов спорта, форм организации занятий. Юноши желают заниматься спортивными единоборствами, видами спорта, связанными с проявлением силы и смелости, ловкости и быстроты. Девушки предпочитают виды спорта с элементами красоты, демонстрацией пластичности и гибкости. Часто интересы характеризуются пол функциональностью, т.е. установкой заниматься не одним, а несколькими видами спорта. Эти интересы могут иметь относительно устойчивую структуру во времени и пространстве.

В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:

- соматическое здоровье - определяет текущее состояние органов и систем организма

человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

- физическое здоровье - характеризует уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные процессы;

- психическое здоровье - указывает на состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Оно обусловлено биологическими и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;

- нравственное здоровье - опирается на комплекс характеристик мотивационной сферы жизнедеятельности. Ее основу определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе:

• малая двигательная активность (гипокинезия);

• нарушения в питании, переедание;

• алкоголизм;

• наркомания;

• курение;

• психологические стрессы.

Они не только ускоряют процессы старения, сокращают продолжительность жизни,

но и способствуют возникновению различных заболеваний

"Образ жизни" является понятием, характеризующим особенности повседневной жизни людей в конкретных социально-экономических условиях. Он охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии "здоровый образ жизни", который объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в необходимых для здоровья условиях и выражает ориентированность личности на формирование, сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни выражает ориентированность человека на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний - первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активной двигательной деятельности.

Элементами здорового образа жизни являются:

- двигательный режим, включающий все возможные виды двигательной активности;

- закаливание организма;

- рациональное питание;

- гигиена труда и отдыха:

- личная и общественная гигиена;

- гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе.

Целью физического воспитания в школе является всестороннее развитие личности, укрепление здоровья, совершенствование физического развития, овладение жизненно важными умениями и навыками, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Одним из очень важных показателей здоровья является хорошая физическая подготовленность, которая определяется уровнем развития основных физических качеств и составляет основу высокой работоспособности в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Умственная и трудовая деятельность школьника сопряжена с длительной концентрацией внимания, удержанием тела в статических позах за столом или партой, требует хорошего развития силы, выносливости соответствующих мышечных групп.

При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:

- особенности периодов онтогенеза;

- сенситивные периоды, характеризующиеся неодинаковой степенью реагирования человека на воздействия, направленные на формирование и развитие его жизненно важных качеств, навыков, способностей;

- эффект обучения физическим упражнениям.

Под "сенситивными периодами" понимаются периоды онтогенеза, в рамках которых на основе естественных закономерностей развития обеспечиваются наиболее значительные темпы развития определенных способностей человека, выявляются повышенные адаптационные возможности; складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений, навыков.

В случае развития определенных физических качеств в сенситивный для них период не только достигается их максимальный прирост, но и значительно дольше сохраняются полученные результаты. Так, самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Наиболее ускоренными темпами развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек характеризуется возраст от 7 до 10-11 лет. В этом же возрасте происходит интенсивный прирост в развитии выносливости. Гибкость необходимо развивать в младшем школьном возрасте. Наиболее интенсивно показатели разных координационных способностей нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет — всё это мы учитываем при планировании учебного процесса по физической культуре.

Мышечная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития ученика. Однако достижения общества ведут к снижению доли активной двигательной деятельности. Это вызывает нарушение слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов, структуре скелетных мышц и миокарда, снижение иммунитета и общей устойчивости организма к повреждающим факторам окружающей среды. Этого можно избежать при систематических занятиях физическими упражнениями.

Большое значение физические упражнения имеют для развития опорно-двигательного аппарата. Они воздействуют на все группы мышц, суставы, связки. В результате регулярных занятий физическими упражнениями увеличивается мышечная масса, возрастает сила и объем мышц, значительно повышается их эластичность — это наблюдается при ежегодном прохождении медицинского осмотра учащимися.

Занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию центральной нервной системы (ЦНС), которая обладает высокой степенью приспособляемости к новым требованиям и меняющимся условиям внешней среды. Использование в учебной деятельности упражнений с различным ритмом, временными и пространственными параметрами способствует повышению функциональной подвижности нервных процессов.

Во время обучения ученика новому движению можно заметить, что вначале оно получается неловким и неуклюжим, но постепенно с каждым занятием становится более рациональным, появляются точность, непринужденность и быстрота.

Заключение

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни огромно.

Греческий философ Аристотель (I в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

"Внеклассная работа по физической культуре - основа здорового образа жизни"

Главная цель внеклассной работы– организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект....

Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»

Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...

Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни

Вот уже не один десяток лет, работая в качестве учителя физического воспитания, я живу и работаю по примеру простых и одновременно достойных  учителей, которые учили меня. Я знала, что стану учит...