Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Корригирующая гимнастика" 1 класс.
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 города Заринска Алтайского края
Рассмотрена методическим Советом школы Протокол № 5 от 14.06.2022г | Согласована заместитель директора по ВР ___________/ Васильева С.М 14.06.2022г. | Утверждена Директор МБОУ СОШ№7 ________/Кузнецова Н.А./ Приказ № 89 от 15.06. 2022г. |
Программа курса внеурочной деятельности
«Корригирующая гимнастика»
уровень - начальное общее образование
на 2022-2023 учебный год
Программа рассчитана на 1 год
Количество часов – 68 часов
Составитель:
учитель физкультуры
Ростовцева Елена Ефимовна
г. Заринск 2022
Пояснительная записка
Программа «Корригирующая гимнастика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности ( корригирующая гимнастика для 1-4 классов) В.П. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов “ Программа внеурочной деятельности”, Москва- “ Просвещение”, 2011 год.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой. Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.
Цели и задачи
- Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач:
- Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
- Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
- Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
- Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.
Режим занятий:
2 часа в неделю: в 1-ом классе по 40 мин. (девочки).
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды; девочки – гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги – гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.
Ожидаемые результаты:
Личностных УУД:
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивных УУД
- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия Коммуникативных УУД
- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;
- формирование умения планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- умений конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата
Познавательных УУД
- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка.
3.1. Упражнения в ходьбе и беге . Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полу приседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук . На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка.
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж . Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета . Упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени . Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие. На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость . Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения . Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление. Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные,дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления.
9.1. Физкультурный праздник. Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья .
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Формы контроля
1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).
2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без).
3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Количество часов | |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 | |
3 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. | 1 | |
4 | Влияние питания на здоровье. | 1 | |
5 | Гигиенические и этические нормы. | 1 | |
6 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 | |
7 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 1 | |
8 | Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки. | 1 | |
9 | Упражнения в беге на месте и в передвижении. | 1 | |
10 | Упражнения для плечевого пояса и рук. | 1 | |
11 | Упражнения для туловища. Упражнения на расслабление | 1 | |
12 | Комплексы общеразвивающих упражнений. | 1 | |
13 | Формирование навыка правильной осанки. | 1 | |
14 | Осанка и имидж. Упражнения на расслабление | 1 | |
15 | Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. | 1 | |
16 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. | 1 | |
17 | Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. | 1 | |
18 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения на расслабление. | 1 | |
19 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
20 | Упражнения на гибкость. Дыхательные упражнения | 1 | |
21 | Акробатические упражнения. Упражнения на гибкость | 1 | |
22 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. | 1 | |
23 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
24 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. | 1 | |
25 | Упражнения на гибкость. | 1 | |
26 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
27 | Акробатические упражнения. | 1 | |
28 | Упражнения на гибкость. | 1 | |
29 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. | 1 | |
30 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
31 | Упражнения на равновесие. | 1 | |
32 | Упражнения на гибкость. | 1 | |
33 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения. | 1 | |
34 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
35 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
36 | Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. | 1 | |
37 | Упражнения на равновесие. | 1 | |
38 | Упражнения на гибкость. | 1 | |
39 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 1 | |
40 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
41 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
42 | Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. | 1 | |
43 | Самоконтроль и психорегуляция. | 1 | |
44 | Упражнения на гибкость. | 1 | |
45 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 1 | |
46 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
47 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
48 | Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. | 1 | |
49 | Самоконтроль и психорегуляция. | 1 | |
50 | Упражнения на гибкость | 1 | |
51 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 1 | |
52 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
53 | Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление. | 1 | |
54 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
55 | Упражнения на гибкость | 1 | |
56 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 1 | |
57 | Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление. | 1 | |
58 | Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения | 1 | |
59 | Упражнения на гибкость. | 1 | |
60 | Дыхательные упражнения. | 1 | |
61 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 1 | |
62 | Самоконтроль и психорегуляция. | 1 | |
63 | Самомассаж. | 1 | |
64 | Контрольные испытания и показательные выступления | 1 | |
65 | Физкультурный праздник. | 1 | |
66 | Соревновательный этап. | 1 | |
67 | Судейство. | 1 | |
68 | Праздник здоровья. | 1 | |
Всего | 68часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (7-8 классы) "Компьютерная графика и основы дизайна"
quot;Компьютерная графика и основы дизайна" 7-8 классы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (4-6 классы) "Картинная галерея"
quot;Картинная галерея" (4-6 классы)...
рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"
рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС
Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс...