Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Корригирующая гимнастика" 1 класс.
рабочая программа по физкультуре

Ростовцева Елена Ефимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrigiruyushchaya_gimnastika_kruzhok_1km.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 города Заринска Алтайского края

Рассмотрена        

методическим Советом

школы      

Протокол № 5

от 14.06.2022г

Согласована

заместитель директора по ВР

___________/ Васильева С.М

14.06.2022г.

Утверждена 

Директор МБОУ СОШ№7

________/Кузнецова Н.А./

Приказ № 89

от  15.06. 2022г.

Программа курса внеурочной деятельности

«Корригирующая гимнастика»

уровень - начальное общее образование

на 2022-2023 учебный год

Программа рассчитана на 1 год

Количество часов – 68 часов

Составитель:

учитель физкультуры

Ростовцева Елена Ефимовна

г. Заринск 2022

   Пояснительная записка

Программа «Корригирующая гимнастика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности ( корригирующая гимнастика для 1-4 классов) В.П. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов “ Программа внеурочной деятельности”, Москва- “ Просвещение”, 2011 год.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой. Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.

Цели и задачи

- Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). 

Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач:

- Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

- Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

- Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.

- Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

- Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.

Режим занятий:

2 часа в неделю: в 1-ом классе по 40 мин. (девочки).
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды; девочки – гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги – гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок. 

Ожидаемые результаты:

Личностных УУД: 

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Регулятивных УУД 

- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия Коммуникативных УУД

- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;

- формирование умения планировать общую цель и пути её достижения;

- договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;

- умений конструктивно разрешать конфликты;

- осуществлять взаимный контроль;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата

Познавательных УУД 

- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности

                                                 

Содержание деятельности

Раздел 1. Вводное занятие (1 час). 

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).

2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).

Раздел 3. Общая физическая подготовка.

3.1. Упражнения в ходьбе и беге . Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полу приседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук . На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.

3.3. Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.4. Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка. 
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж . Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета . Упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.

4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени . Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).

4.4. Упражнения на равновесие. На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.

4.5. Упражнения на гибкость . Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

4.6. Акробатические упражнения . Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.

Раздел 5. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
 

Раздел 6. Упражнения на расслабление.  Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
 

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция.  Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные,дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.

Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления.

9.1. Физкультурный праздник. Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:

- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;

- гибкость плечевых суставов;

- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;

- сила мышц ног: прыжок в длину с места;

- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;

- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;

- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.

9.2. Праздник здоровья . 
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).

Формы контроля

1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).

2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без).

3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.


Тематическое планирование

№ п\п

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

2

Теоретические сведения (основы знаний)

1

3

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.

1

4

Влияние питания на здоровье.

1

5

Гигиенические и этические нормы.  

1

6

Комплексы общеразвивающих упражнений

1

7

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

1

8

Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки.

1

9

Упражнения в беге на месте и в передвижении. 

1

10

Упражнения для плечевого пояса и рук.

1

11

Упражнения для туловища. Упражнения на расслабление

1

12

 Комплексы общеразвивающих упражнений.

1

13

Формирование навыка правильной осанки.

1

14

Осанка и имидж. Упражнения на расслабление

1

15

Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.

1

16

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

1

17

Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.

1

18

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения на расслабление.

1

19

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

20

Упражнения на гибкость. Дыхательные упражнения

1

21

Акробатические упражнения. Упражнения на гибкость

1

22

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.

1

23

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

24

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.

1

25

Упражнения на гибкость.

1

26

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

27

Акробатические упражнения.

1

28

Упражнения на гибкость.

1

29

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.

1

30

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

31

Упражнения на равновесие.

1

32

Упражнения на гибкость.

1

33

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения.

1

34

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

35

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

36

Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.

1

37

Упражнения на равновесие.

1

38

Упражнения на гибкость.

1

39

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

1

40

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

41

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

42

Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.

1

43

Самоконтроль и психорегуляция.

1

44

Упражнения на гибкость.

1

45

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

1

46

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

47

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

48

Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.

1

49

Самоконтроль и психорегуляция.

1

50

Упражнения на гибкость

1

51

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

1

52

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

53

Укрепление мышечного корсета. Упражнения на расслабление.

1

54

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

55

Упражнения на гибкость

1

56

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

1

57

Акробатические упражнения. Упражнения на расслабление.

1

58

Упражнения на равновесие. Дыхательные упражнения

1

59

Упражнения на гибкость.

1

60

Дыхательные упражнения.

1

61

 Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

1

62

Самоконтроль и психорегуляция.

1

63

Самомассаж.

1

64

Контрольные испытания и показательные выступления

1

65

Физкультурный праздник.

1

66

Соревновательный этап.

1

67

Судейство.

1

68

Праздник здоровья.

1

Всего

68часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Зеленая лаборатория»

Программа внеурочной деятельности «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности во 2 классе "Я познаю мир"

рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления во 2 классе "Я познаю мир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Продвижение» 7 класс...