ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ
методическая разработка

Дехканов Руслан Махмуджанович

Одним из условий эффективности обучения детей школьного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

Одним из решений в данной ситуации может быть составление и реализация программы индивидуального развития ребенка. 

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, можно открыть перед ребенком новые возможности его развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsii_individualnyh_programm_razvitiya_rebenka.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дехканов Р.М.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 485

с углубленным изучением французского языка

Московского района Санкт-Петербурга.

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ

Одним из условий эффективности обучения детей школьного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Одним из решений в данной ситуации может быть составление и реализация программы индивидуального развития ребенка. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей (учителей) необходимо составить индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и учителями.

Этапы реализации программы.

Реализация программы предполагает 3 этапа.

1 этап - информационно – аналитический

Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы.

2 этап - организационно-деятельностный

Задача – составление и реализация индивидуального плана развития. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. 

3 этап: результативно-диагностический. 

Задача данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка, выявление уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период.  Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.

Психолого-педагогическая служба ОУ может осуществлять профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов школьного учреждения и семьи. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ОУ могут содержать элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.

Работу с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии можно построить по следующей схеме:

- выявление таких детей;

- собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

- составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка.

Совместная работа специалистов ОУ должна строиться по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности учителей. Тематика консультаций отражается в годовом плане школьного учреждения и составляется с учётом интересов учителей, актуальных проблем и годовых задач ОУ.

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ОУ должна строиться с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Индивидуальная развивающая программа, составленная педагогами ОУ должна содержать задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Пример педагогических задач:

-Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей ученика, для расширения круга интересов;

- Формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

- Содействие индивидуализации воспитания и образования.

При построении занятий необходимо соблюдать основные требования:

- последовательность;

- повторяемость;

- доступность;

- создание единых игровых ситуаций.

Обязательным направлением индивидуального развития ребенка является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в школу на собрании. 

Практика совместной работы специалистов, учителей и родителей ОУ имеет несколько положительных сторон:

-позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

-повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

-приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ОУ и классного руководителя. При этом решаются следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие учителями, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, можно открыть перед ребенком новые возможности его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ребенка.

 Программа индивидуального развития ребенка....

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Программа индивидуального развития ученика

Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...

Программа индивидуального развития.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей....

Презентация программы индивидуального развития

Программа индивидуального развития ученицы 7 класса ...

Программа индивидуального развития. Скажи «НЕТ!» курению

Данная программа рассчитана на ученика старших классов по борьбе с табакокурением. Настоящая программа направлена на формирование здорового образа жизни, осознания последствий употребления табака....

Программа индивидуального развития обучающегося

Паспорт ПрограммыНаименование программыПрограмма индивидуального развития воспитанниковАвторНовоселова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МОУДОД СЮНЦель программыИзыскать...