Презентация формирование знаний в области физическая культура
учебно-методический материал по физкультуре
Презентация формирование знаний в области физическая культура
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН Роль специальных знаний в освоении ценностей предмета «физическая культура». Знания как элемент содержания образования в сфере физической культуры Формы организации процесса преподавания и усвоения теоретического материала по физической культуре Особенности технологии усвоения теоретического материала
Теория - это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира .
Знания — это конкретные взаимосвязанные факты, теоретические обобщения, законы.
Представления- это психический процесс возникновения в памяти человека конкретных образов предметов, явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то ранее воспринимал.
Понятия -это обобщенные мысли о предметах или явлениях окружающего нас мира, отражающие с различной степенью общности их сущность.
Определение- формулировка раскрывающая, разъясняющая содержания дефиниции.
По отношению к процессу физического воспитания знания могут быть рассмотрены в двух аспектах : как один из компонентов содержания образования, представленный в учебном предмете «Физическая культура» (раздел «Основы знаний»); как достояние каждого учащегося, которое он приобретает в процессе обучения и может использовать для достижения целей по сохранению и укреплению своего здоровья, физического самосовершенствования, удовлетворения различных физкультурно-спортивных интересов и потребностей.
Процесс учебного познания при занятиях физическими упражнениями отличается некоторым своеобразием, обусловленным тем, что источником знаний здесь является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся: на основе мышечных ощущений и осмысления результатов выполнения физических упражнений обучаемый познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций отдельных систем организма, убеждается в значимости занятий.
Возможно ли согласиться со следующим высказыванием? Значение теоретического материала обусловлено и тем, что он, хотя и не оказывает прямого и непосредственного воздействия на физическое совершенствование человека, тем не менее, способствует существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания.
Т еоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе подразделён на три группы: фундаментальные знания общетеоретического характера; инструктивно-методические знания; элементарные и узкоспециальные знания, относящиеся к отдельным видам упражнений.
Варианты использования знаний в обучении двигательным действиям (постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега): Вариант 1. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонстрируется образец выполнения.
Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики.
Вариант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов постановки стопы и определить наиболее рациональный из них путем сравнения собственных мышечных ощущений и результативности действий.
Основы знаний о физкультурной деятельности Культурно-исторические основы физкультурной деятельности; Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности; Медико-биологические основы физкультурной деятельности.
В тему «Общий и двигательный режим школьника» целесообразно ввести в разных классах в виде отдельных под тем следующие обыденные факты:
1) Рациональность режима различных контингентов людей; 2) Характеристика общего и двигательного режима для школьников конкретных классов; 3)Значение и использования в режиме дня различных форм занятий физическими упражнениями;
4)Обоснование научных фактов: зависимость работоспособности от двигательного режима; 5) Влияние видов и дозировки физических упражнений на организм; 6)Обоснование понятий и терминов: общий и двигательный режим, активный отдых, умственная и физическая работоспособность, утомление и переутомление, формы занятий физическими упражнениями;
7) Методические знания: принципы подбора и определения последовательности упражнений; правила регулирования нагрузки с учетом задач, содержания, форм и места занятий в общем режиме дня; 8)Требования к организации отдельных занятий и всего комплекса мероприятий; 9) Оценочные знания: значение общего и двигательного режима, активного отдыха для поддержания работоспособности и предупреждения утомления.
Содержание курса олимпийских знаний: "Как рождался всемирный спортивный праздник?"; "Столетие олимпийских стартов"; "Олимпийские игры на льду и на снегу"; "Олимпийские принципы, традиции, правила"; "Подлинно общечеловеческое движение"; "Спорт, каким он нужен миру".
Рис1. Содержание учебных знаний й
Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксации в памяти полученной информации.
Дидактические условия обучения Наличие в учебной информации полной характеристики свойств изучаемого объекта; использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих занимающихся; Применение методов активизации восприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной информации
Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях.
Дидактические условия обучения Ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуаций, в которых могут применяться данные знания; Количеством способов их применения в каждой ситуации; Закрепления знаний путем многократного и вариативного повторения.
Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а также особенностями деятельности учеников .
Дидактические условия обучения Использование системы проблемно-поисковых заданий.
Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности учащихся .
Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержанию и конкретным задачам формирования знаний .
Третье требование: методика должна предусматривать реализацию межпредметных связей, т. е. использование знаний учащихся по другим предметам (физике, биологии и т. д.) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-следственных зависимостей между отдельными компонентами техники двигательного действия, влияния физических упражнений на организм.
Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проблемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконтролю, взаимоанализу действий партнера и т. п.).
Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позволяющего вносить своевременные коррективы в действия занимающихся и используемую методику.
Ступень «А» — феноменологическая (на этой ступени содержание учебной дисциплины представляет собой простое описание фактов и явлений, опирающееся на использование житейских понятий. Она предполагает формирование общих представлений о содержании физической культуры, основных аспектах ЗОЖ и т. п.).
Ступень «Б» — аналитико-синтетическая (на этой ступени содержание учебной дисциплины предполагает объяснение природы, свойств объектов, закономерностей протекания явлений, закладываются основы языка науки (понятий, суждений и т. п.).
Ступень «В» — прогностическая ( эта ступень абстракции предполагает изучение моделей процессов, анализ законов и свойств явлений, освоение развитого научного языка ).
Ступень «Г» — аксиоматическая (предполагает высокую степень общности, интегрированности знаний. Содержание учебной дисциплины охватывает большой объём материала, что позволяет производить точный и долгосрочный прогноз хода явлений на основе относительно небольшого числа общих принципов и положений. Изложение материала опирается на междисциплинарный научный язык) .
Реализация деятельностного подхода в освоении ценностей физической культуры предполагает решение следующих важных задач: качественного освоения инструктивно-методических знаний; проведения практико-методической подготовки; освоения методов самовоспитания и физического самосовершенствования; формирования физкультурно-спортивных интересов и потребностей и их активную реализацию в повседневной жизнедеятельности, что обеспечивает переход от «принудительной» системы учебного процесса к системе широкого самоопределения в сфере физической культуры.
Комплекс практических заданий: составление и проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики; составление и проведение комплексов упражнений в режиме дня; проведение упражнений разминки, организация и проведение подвижных игр; составление и проведение комплексов для содействия развитию отдельных физических качеств, формированию двигательных навыков; участие в организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; участие в организации и судействе спортивных соревнований и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний по предмету физическая культура через систему работы в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования и педагогами профессионалами Омской области
Описание педагогического опыта учителя физической культуры БОУ г. Омска "Лицей № 143" Коваль С. Б....
Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....
Тестирование уровня знаний в области физической культуры и спорта учащихся 9 класса
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний выпускников средней (полной) школы по предмету «Физическая культура»....
Формирования знаний дошкольников в области физической культуры
Надеюсь, что данная работа поможет инструкторам по физической культуре найти правильное решение при подаче тереотических знаний детям....
Тестовый материал (база вопросов) для оценки знаний и умений в области физической культуры и спорта для 1-5 ступени ВФСК ГТО
теоредические знания для сдачи экзамена по фзк...
Метод проектов как один из способов приобщения учащихся к основам знаний в области физической культуры
Статья рассказывает о использовании метода проектов на уроках физической культуры (из опыта работы)...
Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ впроцессе реализации задач образовательных областей«Физическая культура» и «Здоровье»...