Программа здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Программа здоровьесберегающих технологий
Дыхательные упражнения
№ | Содержание |
1 | Дыхательное упражнение «Петух» Петух: Лишь пришла пора рассвета, Как сейчас подал где-то... Дети: Кукареку! Кукареку! Встают прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, хлопают ими по бедрам. Выдыхая произносят: «Ку-ка-ре-ку!» Петух: Чей-то чуткий петушок, чистый, звонкий голосок. Дети: Кукареку! Кукареку!(Так же) |
2 | Дыхательное упражнение «Рычание» И.п. – стоя, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты. Дети на выдохе рычат: «Р-р- р!..», как бы пугая. |
3 | Дыхательное упражнение «Лягушка»
|
4 | «Петушок» И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища. Ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!». |
5 | Дыхательное упражнение «Гуси летят» Медленно идут в течение 1-2 минут, поднимая руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: «Гу-у-у-у!». |
6 | «Ёжик» И.п. – сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову влево и вправо, произнося звуки: «пх-пх-пх». (упражнение способствует очищению лёгких). |
7 | Игра для развития дыхания «Бабочки» Каждый ребёнок берёт бабочку, прикреплённую за ниточку к палочке, и под звучание музпьесы дует на неё, наблюдая, как она кружится в воздухе. Дети должны следить за продолжительностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи. |
8 | Дыхательное упражнение «Кораблики» Вот как ребятишки вышли погулять. Идут по кругу, держа в руке кораблик. Белые кораблики в ручейке пускать. Ветерок весенний парус надувай. Дуют на тюль («дымок»). Плыть скорей кораблику к речке помогай. |
9 | Упражнения на развитие дыхания «Аромат цветов» «Одуванчик»: Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!». Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика. |
10 | «Лесорубы» Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!» Повторить 6-8 раз. |
11 | Дыхательное упражнение «Подуем» (в соответствии с текстом) Подуем на плечо, подуем на другое. Нас солнце горячо пекло дневной порою. Подуем на живот, как трубка станет рот, |
А теперь на облака и остановимся пока. | |
12 | «Подуем!» Мы подуем высоко (дуют, поднявшись на носочки). Мы подуем низко (дуют, присев). Мы подуем далеко (дуют, руки в разные стороны) Мы подуем близко (дуют, руки ко рту). |
13 | Закаливающее носовое дыхание Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода. Повторяются по 4-5 раз.
|
14 | Пробуждающая гимнастика "Бегемотик". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы пробуждающей дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох)." |
15 | «Дыхание» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише - громче, как угодно. Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки). |
16 | "Качели" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. |
Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос. | |
17 | "Ныряльщики за жемчугом" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. |
18 | "Воздушный футбол" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. |
"Листопад" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони. | |
19 | "Снегопад" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони. |
20 | "Кораблик" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки. |
21 | "Лети, перышко!" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: перышки небольшого размера. Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. |
22 | "Мой воздушный шарик" Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом: Вариант 1. Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу. Вариант 2. Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь. |
23 | "Яблоня" Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и |
ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками. Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту: Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ. Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела, Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели. А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая, И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими). Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют. Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки). Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся. (Дети покачивают руками из стороны в сторону). Надо ветру помогать, тоже будем поддувать, Носом воздух набираем, через ротик выпускаем. (Дети дуют все вместе). Сразу яблоки упали и о землю застучали, Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались, Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами). Одно яблоко осталось, повисело еще малость, Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось. Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет. (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками). | |
24 | "Лесная азбука" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку: "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами). "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши). |
25 | "Дует ветерок" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку"). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). |
26 | "Комар" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "комар". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, |
З-з-з - комар звенит. "Жуки" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. | |
27 | «Замок». На двери весит замок, (Ритмичные, быстрые соединения пальцев в замок) Кто его открыть бы смог? Потянули, (Руки потянуть в разные стороны) Покрутили, (Движения кистями рук к себе и от себя) Постучали. (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней) И открыли! (Постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровьесберегающие технологии в10-11 классах на уроках информатики и ИКТ"
В программе отражены, возможности уроков информатики, для использования здоровьесберегающих технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-462361-1404413848.jpg)
Программа здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровье сберегающих технологий обучения и воспитания, формирования ценностей здоровья и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-549357-1418978803.jpg)
итоги школьного конкурса в рамках программы здоровьесберегающих технологий
статья в школьную прессу...
Программа « Здоровьесберегающие технологии» (из опыта работы)
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формировании соответствующей мотивационной сферы детей, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Это направленност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-925415-1496222082.jpg)
программа здоровьесберегающие технологии на уроках социально-бытовой ориентации
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды. В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1024783-1522000231.jpg)
Программа «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1205679-1583333582.jpg)
Программа Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДШИ
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Основа программы - забота о сохранен...