Программа здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Программа здоровьесберегающих технологий
Дыхательные упражнения
№ | Содержание |
1 | Дыхательное упражнение «Петух» Петух: Лишь пришла пора рассвета, Как сейчас подал где-то... Дети: Кукареку! Кукареку! Встают прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, хлопают ими по бедрам. Выдыхая произносят: «Ку-ка-ре-ку!» Петух: Чей-то чуткий петушок, чистый, звонкий голосок. Дети: Кукареку! Кукареку!(Так же) |
2 | Дыхательное упражнение «Рычание» И.п. – стоя, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты. Дети на выдохе рычат: «Р-р- р!..», как бы пугая. |
3 | Дыхательное упражнение «Лягушка»
|
4 | «Петушок» И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища. Ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!». |
5 | Дыхательное упражнение «Гуси летят» Медленно идут в течение 1-2 минут, поднимая руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: «Гу-у-у-у!». |
6 | «Ёжик» И.п. – сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову влево и вправо, произнося звуки: «пх-пх-пх». (упражнение способствует очищению лёгких). |
7 | Игра для развития дыхания «Бабочки» Каждый ребёнок берёт бабочку, прикреплённую за ниточку к палочке, и под звучание музпьесы дует на неё, наблюдая, как она кружится в воздухе. Дети должны следить за продолжительностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи. |
8 | Дыхательное упражнение «Кораблики» Вот как ребятишки вышли погулять. Идут по кругу, держа в руке кораблик. Белые кораблики в ручейке пускать. Ветерок весенний парус надувай. Дуют на тюль («дымок»). Плыть скорей кораблику к речке помогай. |
9 | Упражнения на развитие дыхания «Аромат цветов» «Одуванчик»: Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!». Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика. |
10 | «Лесорубы» Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!» Повторить 6-8 раз. |
11 | Дыхательное упражнение «Подуем» (в соответствии с текстом) Подуем на плечо, подуем на другое. Нас солнце горячо пекло дневной порою. Подуем на живот, как трубка станет рот, |
А теперь на облака и остановимся пока. | |
12 | «Подуем!» Мы подуем высоко (дуют, поднявшись на носочки). Мы подуем низко (дуют, присев). Мы подуем далеко (дуют, руки в разные стороны) Мы подуем близко (дуют, руки ко рту). |
13 | Закаливающее носовое дыхание Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода. Повторяются по 4-5 раз.
|
14 | Пробуждающая гимнастика "Бегемотик". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы пробуждающей дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох)." |
15 | «Дыхание» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно, Тише - громче, как угодно. Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты. (Вдохи всем телом после каждой строчки). |
16 | "Качели" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. |
Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос. | |
17 | "Ныряльщики за жемчугом" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. |
18 | "Воздушный футбол" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. |
"Листопад" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги. Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони. | |
19 | "Снегопад" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: "снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони. |
20 | "Кораблик" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки. |
21 | "Лети, перышко!" Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: перышки небольшого размера. Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. |
22 | "Мой воздушный шарик" Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ. Оборудование: воздушные шары. Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом: Вариант 1. Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу. Вариант 2. Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь. |
23 | "Яблоня" Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и |
ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками. Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту: Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ. Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела, Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели. А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая, И много у нее ветвей, совсем как руки у детей. (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими). Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют. Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших. (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки). Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся. (Дети покачивают руками из стороны в сторону). Надо ветру помогать, тоже будем поддувать, Носом воздух набираем, через ротик выпускаем. (Дети дуют все вместе). Сразу яблоки упали и о землю застучали, Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались, Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают. (Топают ногами). Одно яблоко осталось, повисело еще малость, Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось. Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет. (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками). | |
24 | "Лесная азбука" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку: "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами). "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши). |
25 | "Дует ветерок" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ. Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения: Золотое солнышко по небу катается С утра улыбается, А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг). Что было дальше? Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку"). Вдруг подул ветерок, А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук). |
26 | "Комар" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "комар". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, |
З-з-з - комар звенит. "Жуки" Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. | |
27 | «Замок». На двери весит замок, (Ритмичные, быстрые соединения пальцев в замок) Кто его открыть бы смог? Потянули, (Руки потянуть в разные стороны) Покрутили, (Движения кистями рук к себе и от себя) Постучали. (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней) И открыли! (Постучать друг о друга. Пальцы расцепить, ладони в стороны). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровьесберегающие технологии в10-11 классах на уроках информатики и ИКТ"
В программе отражены, возможности уроков информатики, для использования здоровьесберегающих технологий....
Программа здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровье сберегающих технологий обучения и воспитания, формирования ценностей здоровья и...
итоги школьного конкурса в рамках программы здоровьесберегающих технологий
статья в школьную прессу...
Программа « Здоровьесберегающие технологии» (из опыта работы)
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формировании соответствующей мотивационной сферы детей, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Это направленност...
программа здоровьесберегающие технологии на уроках социально-бытовой ориентации
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды. В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образов...
Программа «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
laquo;Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»...
Программа Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДШИ
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Основа программы - забота о сохранен...