ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
презентация к уроку по физкультуре

Савкин Захар Алексеевич

Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savkin_prezentatsiya.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Слайд 2

Рефлекторная теория обучения физическим упражнениям. Учение о произвольных движениях и условных рефлексах Согласно рефлекторной теории , физиологической основой двигательного навыка является двигательный динамический стереотип - система возбудительно -тормозных процессов в центральной нервной системе, соответствующая внешнему стереотипу раздражителей.

Слайд 3

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий или фаз: В первой стадии отмечается широкая иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций, вовлечением в работу дополнительных мышечных групп. Во второй стадии наблюдается концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения. В третьей стадии навык стабилизируется, наблюдается высокая степень совершенства внешнего проявления, устанавливаются необходимые временные связи между двигательным и вегетативным анализаторами. Однако этой стадией не завершается формирование двигательного динамического стереотипа. Уже в конце второй стадии начинается процесс, получивший название автоматизации движений.

Слайд 4

Стадии формирования условного рефлекса (двигательного навыка): генерализация (иррадиация), концентрация (стабилизация), автоматизация Первая - стадия генерализации, или обобщения ответного действия. В самом начале сочетаний, пока устанавливается нервная связь между двумя очагами возбуждения, условный рефлекс самостоятельно не воспроизводится. В этой стадии условный рефлекс легко затормаживается, отмечается неточность ответных действий на команду или жест дрессировщика, и может совсем не проявляться при изменении условий или обстановки . Вторая – стадия концентрации, или специализации условного рефлекса. При дальнейшем многократном сочетании раздражителей, возбудительный процесс начинает концентрироваться в одном нервном центре. Чем больше закрепляется условный рефлекс, тем меньше будет явление обобщения с другими сходными раздражителями Третья - стадия автоматизации условного рефлекса, или формирования навыка. Навык формируется при многократном повторении условного рефлекса в обстановке различной сложности. Автоматическое проявление рефлекса на условный раздражитель не требует постоянного подкрепления его безусловным раздражителем.

Слайд 5

Этап начального разучивания. Цель - сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движе­ний, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышеч­ных и других ощущений, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.[2] В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техни­ки действия, физической подготовленности занимающихся дви­гательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения в условиях, облегчающих выполнение движений .

Слайд 6

Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения наглядности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочувствование двигательного действия, срочной информации, для создания ощущений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод идеомоторного упражнения.

Слайд 7

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык. В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.

Слайд 8

Словесные и звуковые методы 1. Дидактический рассказ. 2 . Описание . 3 . Объяснение. 4 . Беседа. 5. Разбор 6 . Лекция 7 . Инструктирование 8. Комментарии и замечания. 9. Распоряжения, команды, указания В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

Слайд 9

Методы обеспечения наглядности В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся: 1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся ); 2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); 3) методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия; 4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.

Слайд 10

Методы практического обучения В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Они могут быть использованы для обучения акробатическим упражнениям

Слайд 11

Предупреждение и исправление ошибок в процессе обучения Путями исправления ошибок являются: 1. Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи; 2. Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное движение или действие невозможно; 3. Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно; 4. Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением результативности действий.

Слайд 12

Причины возникновения двигательных ошибок Причинами двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3) недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4) неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков

Слайд 13

Проверка и оценка успеваемости в процессе обучения двигательным действиям Текущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специаль­но организованную. Предварительная проверка предназначена для определения возможностей уча­щихся и внесения уточнении в планирование учебных заданий. Попутная проверка служит выявлению степени решения учащимися каждой кон­кретной учебной задачи, стоящей перед ними в уроке. Специально организованная проверка проводится для установления степени со­ответствия усвоенной учеником техники упражнения образцу, предопределенному конечной целью периода обучения. На втором этапе обучения создаются оптималь­ные условия для выполнения проверяемых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»

Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....

«Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями»

  Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную  и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения физической культуре.

Закон РФ "Об образовании" предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности,создание условий для ее самореализации.И сегодня создан инструмент,позволяющий решит...

Методическая разработка "Применение нестандартных физических упражнений в тренировочном процессе детей 8-12 лет"

Методическая разработка "Применение нестандартных физических упражнений  в тренировочном процессе детей 8-12 лет"...