«Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями»
материал по физкультуре по теме
Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию детей и подростков, готовит их к трудовой деятельности. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Поэтому мною была выбрана тема: «Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями». Тема очень актуальна на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_po_teme_pravila_soblyudeniya_lichnoy_gigieny.docx | 63.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал по теме: «Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями»
Материал подготовила:
Сулейманова Лала Юрьевна
Должность:
учитель физической культуры
ноябрь 2016 г
г. Москва
Оглавление
Введение ______________________________________________ 2
Основная часть _________________________________________ 3
Глава 1 Основы гигиены физической культуры _______________ 4
Глава 2 Гигиенические правила при занятиях физическими
упражнениями ___________________________________ 6
2.1. Личная гигиена в процессе занятий физическими
упражнениями________________________________________6
2.2. Где можно заниматься физкультурой _____________________7
2.2. Личная гигиена________________________________________8
2.3. Гигиенические требования к спортивной одежде_____________8
2.4. Гигиенические требования к спортивной обуви _____________ 9
2.7. Вывод _______________________________________________10
2.8. Список использованной литературы ______________________12
1
Введение
Все мы хорошо знаем известные изречения: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», но придаём ли мы должного значения этим мудрым словам. Причина многих болезней действительно лежит в недостатке движения.
Н.А. Семашко утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Именно поэтому необходим тот багаж знаний, который позволит нам избежать серьёзных ошибок при физической активности и самосовершенствоваться от занятия к занятию, а для этого он должен знать базовые принципы как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры.
Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию детей и подростков, готовит их к трудовой деятельности.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Поэтому мною была выбрана тема: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями». Тема очень актуальна на сегодняшний день. По моим наблюдениям, почему то большое количество детей и подростков не умеют соблюдать самые простые правила личной гигиены и не понимают что это такое.
2
Основная часть
Отношение школьников к соблюдению личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями, к сожалению, не стала для многих потребностью.
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения школьника в активные знания, соблюдения личной гигиены в процессе занятий.
К объективным факторам относятся: содержание занятий и направленность учебного процесса по физическому воспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска, эстетическое восприятие спортивного зала, площадки, раздевалок и т.д.
О влиянии субъективных факторов на формирование у школьников мотивов, побуждающих их к самостоятельному изучению материала и соблюдению личной гигиены, - это понимание личностной значимости, духовное обогащение, развитие познавательных способностей, соблюдения режима дня, исключение вредных привычек, поддержание физического и интеллектуального здоровья.
Поэтому в процессе занятий физическими упражнениями педагог должен формировать у детей и у их родителей представление о личной гигиене: гигиене спортивной одежды, обуви, спортивного зала и спортивной площадки.
3
Глава 1. Основы гигиены физической культуры
Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.
Под гигиеной понимают науку о здоровье, о правильной организации отдыха и труда, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья людей, укрепление здоровья и продление жизни.
Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой, на здоровье занимающихся.
Основными факторами оказывающими влияние на организм занимающихся являются:
∙ факторы внешней среды — условия, в которых проводятся уроки физической культуры;
∙ организация и содержание занятий физическими упражнениями;
∙ объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями;
∙ техническое оснащение и состояние спортивных сооружений;
∙ спортивная одежда и обувь для занимающихся физической культурой;
Основная задача гигиены физического воспитания состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и улучшении состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой.
К основным гигиеническим средствам, выполнение которых необходимо при организации занятий физическими упражнениями относятся:
4
∙ оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,
применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
∙ рациональное питание;
∙ оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими
упражнениями;
∙ закаливание.
Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
5
Глава 2. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями
Гигиена — основа санитарии, а, следовательно, безопасности человека.
Чтобы уроки физической культуры принесли ребёнку максимальную пользу - необходимо проводить их под контролем врача, соблюдая при этом основные правила гигиены.
Выполняя физические упражнения, следует учитывать состояние здоровья ребёнка - его анатомические и физиологические особенности. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование, на основании которого он зачисляется в одну из медицинских групп: основную, подготовительную, специальную.
В течение всего учебного года на уроках лёгкой атлетике, по спортивным играм, гимнастике, лыжной подготовки и т.д., учитель инструктирует учащихся о технике безопасности, рассказывает о понятиях личной гигиены, что в неё входит, как правильно соблюдать правила личной гигиены в процессе занятий физической культурой.
2.1. Личная гигиена в процессе занятий физической культуры – это, прежде всего безопасность своего здоровья, которая включает в себя: соблюдение принципов доступности, последовательности даваемых упражнений и нагрузок, обязательная разминка, соблюдение правил техники безопасности при беге, прыжках, гимнастических упражнений, занятиях на лыжах, спортивных играх, на соревнования и т.д.
Например: не выполнять прыжки на не ровном, скользком грунте, не приземляться на руки, если выполняются прыжки в длину с разбега, то обязательно разрыхлить песок. Также необходимо проверить отсутствие
посторонних предметов, проверить на сухость спортивные снаряды; убирать инвентарь в отведённое место для хранения.
Упражнения не должны выполняться на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки.
6
Обязательно закалывать длинные волосы, убирать все колющие предметы:
длинные серьги, кулоны, громадные кольца, браслеты и т.д.
Занятия на открытом воздухе при низких температурах требуют специальной одежды и обуви.
Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю физического воспитания.
Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с последующим умножением результата на 2 или 4.
2.2. Где можно заниматься физкультурой
Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запылённых площадках, вблизи загрязнённых территорий. Специальные физкультурно-спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными. Большое значение для спортивной работоспособности имеет температура воздуха в зале, которая должна быть не менее 17°С. , т.е. должна соответствовать гигиеническим требованиям.
После каждого занятия в спортивном зале следует проводить влажную уборку.
Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать правила личной гигиены.
7
2.3. Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила:
правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Ежедневное тщательное умывание, уход за полостью рта, регулярное мытье всего тела, после душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп. Заботиться о чистоте одежды, жилища, закаливание организма. Для предупреждения инфекционных заболеваний необходимо также соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими вещами (мочалкой, полотенцем, носками, обувью, расческой и др.).
Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, так как пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе.
Личная гигиена подразумевает уход за собственной обувью, одежды и предметов, повсюду окружающих человека.
2.4. Гигиенические требования к спортивной одежде
При выборе спортивной одежды необходимо руководствоваться не модой, а ее профессиональной пригодностью к выборной деятельности. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть легкой и не стеснять движения, изготавливаться из эластичных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, чтобы впитывать пот и не препятствовать теплоотдаче. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять для защиты от ветра, дождя, снега. Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла,
8
а в жаркое - не препятствовать теплоотдаче.
Спортивную одежду следует надевать только на занятия и желательно стирать после каждого занятия.
2.5. Гигиенические требования к спортивной обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, обеспечивала правильное положение стопы. Тесная обувь приводит к деформации стопы и затрудняет нормальное кровообращение, свободная - способствует появлению потертостей. Лучшим материалом для спортивной обуви является натуральная кожа, которая обладает мягкостью и хорошей гигроскопичностью. Спортивная обувь должна защищать стопу от механических ударных воздействий при беге и прыжках, не иметь скользкую подошву.
Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.
9
3. Вывод
Заболевания и травмы при физической активности связанны с нарушениями гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак) в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания.
Так же большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. В связи с этим образовательному учреждению необходимо организовывать деятельность, направленную на повышение компетентности родителей в этой области. Современное образовательное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья их детей. Формы взаимодействия могут быть различны: тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации для родителей, организация совместных занятий родителей и детей и другие формы взаимодействия.
Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
10
11
4. Список использованной литературы
- В.М. Волков, В.П. Филин, "Спортивный отбор": Москва, "Физкультура и спорт", 2008 г.
- А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков, "Физическое воспитание": Москва, "Высшая школа", 2006 г.
- П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва, «Справочник учителя физической культуры»: Волгоград, «Учитель», 2011 г.
- Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина, «Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре»: Москва, «Просвещение», 1986 г.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)
Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...
"Правила личной гигиены" - презентация к уроку ОБЖ 5 класс
Классный час и уроки ОБЖ в 5 классе...
Правила личной гигиены.
Внеклассное мероприятие для учащихся млашего школьного возраста....
Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»
Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями....
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.
Все мы хорошо знаем такие пословицы, как: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», но мало кто задумывается...
«Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями».
Гигиена – это наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучени...