«Правила соблюдения личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями»
материал по физкультуре по теме

Сулейманова Лала Юрьевна

    Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную  и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию детей и подростков,  готовит их к трудовой деятельности.  Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.  Поэтому  мною была выбрана тема: «Правила соблюдения  личной  гигиены  в процессе занятий  физическими упражнениями». Тема очень актуальна на сегодняшний день. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_teme_pravila_soblyudeniya_lichnoy_gigieny.docx63.12 КБ

Предварительный просмотр:

Материал по теме: «Правила соблюдения личной  гигиены в процессе занятий  физическими упражнениями»

Материал подготовила:

Сулейманова Лала Юрьевна

Должность:

учитель физической культуры

ноябрь  2016 г

г. Москва

    Оглавление

Введение  ______________________________________________  2

Основная часть _________________________________________   3

Глава 1   Основы гигиены физической культуры _______________  4

Глава 2  Гигиенические правила при занятиях физическими

     упражнениями  ___________________________________ 6

2.1. Личная гигиена в процессе занятий физическими

        упражнениями________________________________________6

2.2.  Где можно заниматься физкультурой _____________________7

2.2. Личная гигиена________________________________________8

2.3.  Гигиенические требования к спортивной одежде_____________8

2.4.  Гигиенические требования к спортивной обуви  _____________ 9

2.7.  Вывод  _______________________________________________10

2.8.  Список использованной  литературы ______________________12

1

Введение

   Все мы хорошо знаем известные изречения: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух»,  «Чистота – залог здоровья», но придаём ли мы должного значения этим мудрым словам.   Причина многих болезней действительно лежит в недостатке движения.

    Н.А. Семашко утверждал, что для укрепления здоровья  человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Именно поэтому  необходим тот багаж знаний, который позволит нам  избежать серьёзных ошибок при физической активности и самосовершенствоваться от занятия к занятию, а для этого он должен знать базовые принципы  как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры.

    Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную  и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию детей и подростков,  готовит их к трудовой деятельности.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

    Поэтому  мною была выбрана тема: «Личная гигиена в процессе занятий  физическими упражнениями». Тема очень актуальна на сегодняшний день. По моим наблюдениям, почему то большое количество детей и подростков не умеют соблюдать самые простые правила личной гигиены и не понимают  что это такое.

2

Основная часть

    Отношение  школьников  к  соблюдению  личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями,  к сожалению,  не стала для  многих  потребностью.

    Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения  школьника  в активные  знания, соблюдения личной гигиены в процессе занятий.

К объективным факторам относятся:  содержание занятий и направленность учебного процесса по физическому воспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска, эстетическое восприятие спортивного зала, площадки, раздевалок и т.д.

О влиянии субъективных факторов на формирование у школьников мотивов, побуждающих их к самостоятельному изучению  материала и соблюдению  личной гигиены,  - это понимание личностной значимости,  духовное обогащение, развитие познавательных  способностей,  соблюдения режима  дня, исключение вредных привычек, поддержание  физического и интеллектуального здоровья.

    Поэтому  в процессе занятий физическими упражнениями педагог должен формировать у детей  и у их родителей  представление о личной гигиене:  гигиене спортивной одежды, обуви, спортивного зала и спортивной площадки.

3

Глава 1. Основы гигиены физической культуры

    Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий  физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние  на организм физкультурника, спортсмена.

    Под гигиеной понимают науку о здоровье, о правильной организации отдыха и труда, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья людей, укрепление здоровья и продление жизни.

    Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой, на здоровье занимающихся.  

Основными факторами оказывающими влияние на организм занимающихся   являются:

 факторы внешней среды — условия, в которых проводятся уроки физической культуры;

∙   организация и содержание занятий физическими упражнениями;

   объем,  длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями;

   техническое оснащение и состояние спортивных сооружений;

   спортивная одежда и обувь для  занимающихся   физической культурой;

    Основная задача гигиены физического воспитания  состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и  улучшении состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической  культурой.

    К основным гигиеническим средствам,   выполнение которых необходимо при организации занятий физическими упражнениями  относятся:

4

  оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,

применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

 рациональное питание;

  оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими

   упражнениями;

 закаливание.

    Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.

5

Глава 2. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями

    Гигиена — основа санитарии, а,  следовательно, безопасности человека.

Чтобы уроки физической культуры принесли ребёнку максимальную пользу - необходимо проводить  их под контролем врача, соблюдая при этом основные правила гигиены.

    Выполняя физические упражнения, следует учитывать состояние здоровья ребёнка - его анатомические и физиологические особенности.  Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование, на основании которого он зачисляется в одну из медицинских групп: основную, подготовительную, специальную.

В течение всего учебного года на уроках лёгкой атлетике, по спортивным играм, гимнастике, лыжной подготовки и т.д.,  учитель инструктирует учащихся о технике безопасности, рассказывает о понятиях личной гигиены, что в неё входит, как правильно соблюдать правила личной гигиены в процессе  занятий физической культурой.

2.1.  Личная гигиена в процессе занятий физической культуры – это,  прежде всего безопасность своего здоровья, которая включает в себя:  соблюдение принципов доступности, последовательности даваемых упражнений и нагрузок, обязательная  разминка,  соблюдение правил техники безопасности при беге, прыжках, гимнастических упражнений,  занятиях на лыжах, спортивных играх, на соревнования и  т.д.

Например: не выполнять прыжки на не ровном, скользком грунте,  не приземляться на руки, если выполняются  прыжки в длину с разбега, то обязательно разрыхлить песок. Также необходимо проверить отсутствие

посторонних предметов,  проверить на сухость спортивные снаряды; убирать инвентарь в отведённое место для хранения.

Упражнения не должны выполняться на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки.

6

Обязательно закалывать длинные волосы, убирать все колющие предметы:

длинные серьги, кулоны, громадные кольца, браслеты и т.д.  

Занятия на открытом воздухе при низких температурах требуют специальной одежды и обуви.

    Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю  физического воспитания.

Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с  последующим умножением результата на 2 или 4.

2.2. Где можно заниматься физкультурой

Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запылённых площадках, вблизи загрязнённых территорий. Специальные физкультурно-спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными.  Большое значение для спортивной  работоспособности имеет температура воздуха в зале, которая должна быть не менее 17°С. , т.е. должна соответствовать гигиеническим требованиям.

После каждого занятия в спортивном зале следует проводить влажную уборку.

Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать правила личной гигиены.

7

2.3. Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила:

правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.

Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Ежедневное тщательное умывание, уход за полостью рта,  регулярное мытье всего тела,  после душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп.  Заботиться  о чистоте одежды, жилища, закаливание организма.  Для предупреждения инфекционных заболеваний необходимо также соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими вещами (мочалкой, полотенцем, носками, обувью, расческой и др.).

Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, так как пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе.

Личная гигиена подразумевает уход за собственной обувью, одежды и предметов, повсюду окружающих человека.

2.4.  Гигиенические требования к спортивной одежде

При выборе спортивной одежды необходимо руководствоваться не модой, а ее профессиональной пригодностью к выборной деятельности. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть легкой и не стеснять движения, изготавливаться  из эластичных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, чтобы впитывать пот и не препятствовать теплоотдаче. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять для защиты от ветра, дождя, снега. Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать  от излишней потери тепла,

8

а в жаркое - не препятствовать теплоотдаче.

Спортивную одежду следует надевать только на занятия и желательно стирать после каждого  занятия.

2.5.  Гигиенические требования к спортивной обуви  требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, обеспечивала правильное положение стопы. Тесная обувь приводит к деформации стопы и затрудняет нормальное кровообращение, свободная - способствует появлению потертостей. Лучшим материалом для спортивной обуви является натуральная кожа, которая обладает мягкостью и хорошей гигроскопичностью. Спортивная обувь должна защищать стопу от механических ударных воздействий при беге и прыжках,  не иметь скользкую подошву.

    Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.

9

3. Вывод

    Заболевания и травмы при физической активности  связанны с нарушениями  гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак)  в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания.

    Так же большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. В  связи  с  этим  образовательному учреждению  необходимо  организовывать  деятельность,  направленную  на  повышение компетентности  родителей  в  этой  области. Современное  образовательное  учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья  их  детей.  Формы  взаимодействия  могут  быть  различны: тематические родительские  собрания,  индивидуальные беседы, консультации  для  родителей, организация совместных занятий родителей и детей и другие формы взаимодействия.

    Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.  

10

 

 

11

   4. Список использованной литературы

  1. В.М. Волков, В.П. Филин, "Спортивный отбор": Москва, "Физкультура и спорт", 2008 г.
  2. А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков, "Физическое воспитание": Москва, "Высшая школа", 2006 г.
  3. П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва, «Справочник учителя физической культуры»:  Волгоград,  «Учитель»,  2011 г.
  4. Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина, «Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре»: Москва, «Просвещение», 1986 г.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)

Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...

Правила личной гигиены.

Внеклассное мероприятие для учащихся млашего школьного возраста....

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»

Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями....

Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.

Все мы хорошо знаем такие пословицы, как: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», но мало кто задумывается...

«Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями».

Гигиена – это наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучени...