Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по шахматам. Начальный курс. 5-6 классы. | 70.66 КБ |
Рабочая программа по шахматам. Стратегия. 10-11 классы. | 55.55 КБ |
Рабочая программа по шахматам. Тактика. 7-8 классы. | 71.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение из
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом № 66 от 02.07.2021г.
Рабочая программа
учебного курса «Шахматы. Начальный курс»
для учащихся 5-6 классов
МКОУ «СОШ№1» с.п. Залукокоаже
1-41-на 2021-2022 учебный год
2021 год
Рабочая программа учебного курса «Шахматы. Начальный курс»
для учащихся 5-6 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Шахматы. Начальный курс» для учащихся 5-6 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Структура рабочей программы соответствует Положению о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МКОУ «СОШ№1» г.п. Залукокоаже, утвержденного приказом №82 от 31.08.2020г. Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы. Начальный курс» УМК авторов: Чернышев П.А., Викерчук М.И., Глек И.В., Виноградов А.С., под редакцией Глека И.В. для учащихся 5-6 классов, Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Предлагаемая рабочая программа по учебному курсу «Шахматы» для 5—6 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную конкретизацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самореализации. В рабочей программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
Цели изучения учебного курса «Шахматы. Начальный курс».
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
рование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции)
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Программа учебного курса рассчитана на 70 часов: 1 час в неделю в каждом классе.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Шахматы. Начальный курс» для учащихся 5-6 классов
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы ” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы ” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную опенку деятельности на заня тии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
'г отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
- обозначать символом и знаком предмет;
- определять логические связи между предметами;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
- Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных за корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - И КТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
III. Предметные:
Ученик научится:
- Основным правилам игры;
- Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
- Шах. мат. пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. 4. Прогнозировать результат шахматной игры.
- Определять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Ученик получит возможность научиться:
- Располагать фигуры на шахматной доске;
- Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
- Решать элементарные шахматные задачи.
- Участвовать в соревнованиях различных уровней.
Содержание учебного курса «Шахматы. Начальный курс» для учащихся 5-6 классов.
Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Повторение изученного в начальной школе. Раздел 2. Как разыгрывать дебют. Раздел 3. Основной курс шахмат. Раздел 4. Атака. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Выделять закономерности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение (версию) Работать по предложенному учителем плану. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи. Называть предметы по описанию. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. уметь проводить элементарные комбинации; Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих. |
1. Тематическое планирование учебного курса «Шахматы. Начальный курс»
для учащихся 5-6 классов
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Повторение изученного в начальной школе». | 13 | |
1 | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Этика поведения шахматиста во время игры. | 1 |
3 | Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. | 1 |
4 | Три правила дебюта. | 1 |
5 | Различные системы проведения шахматных турниров. | 1 |
6 | Особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. | 1 |
7 | Нападение и защита. Размен. | 1 |
8 | Сравнительная ценность фигур. Размен. | 1 |
9 | Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. | 1 |
10 | Активность – важнейший принцип игры шахмат. | 1 |
11 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах. | 1 |
12 | Основные цели дебюта. | 1 |
13 | Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. | 1 |
Раздел «Как разыгрывать дебют». | 10 | |
14 | Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. | 1 |
15 | Дебютные ловушки. | 1 |
16 | Расположение пешек и пешечные слабости. | 1 |
17 | Три стадии шахматной партии. | 1 |
18 | Стратегические цели. | 1 |
19 | Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. | 1 |
20 | Быстрое развитие фигур. | 1 |
21 | Направленная борьба за центр. | 1 |
22 | Классификация дебютов. | 1 |
23 | Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. | 1 |
Раздел «Основной курс шахмат». | 4 | |
24 | Дебют четырёх коней. | 1 |
25 | Шотландская партия. | 1 |
26 | Защита Каро-Канн. | 1 |
27 | Ферзевой гамбит. | 1 |
Раздел «Атака». | 8 | |
28 | Как не надо и как надо атаковать короля. | 1 |
29 | Атака на слабый пункт f7 f2. | 1 |
30 | Атака на не рокированного короля | 1 |
31 | Не рокируй под атаку. | 1 |
32 | Атака при односторонних рокировках. | 1 |
33 | Расположение пешек после рокировки. | 1 |
34 | Фигурная атака. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Сеансы одновременной игры. | 1 |
- класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Повторение изученного в начальной школе». | 13 | |
1 | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Этика поведения шахматиста во время игры. | 1 |
3 | Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. | 1 |
4 | Три правила дебюта. | 1 |
5 | Различные системы проведения шахматных турниров. | 1 |
6 | Особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. | 1 |
7 | Нападение и защита. Размен. | 1 |
8 | Сравнительная ценность фигур. Размен. | 1 |
9 | Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. | 1 |
10 | Активность – важнейший принцип игры шахмат. | 1 |
11 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах. | 1 |
12 | Основные цели дебюта. | 1 |
13 | Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. | 1 |
Раздел «Как разыгрывать дебют». | 10 | |
14 | Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. | 1 |
15 | Дебютные ловушки. | 1 |
16 | Расположение пешек и пешечные слабости. | 1 |
17 | Три стадии шахматной партии. | 1 |
18 | Стратегические цели. | 1 |
19 | Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. | 1 |
20 | Быстрое развитие фигур. | 1 |
21 | Направленная борьба за центр. | 1 |
22 | Классификация дебютов. | 1 |
23 | Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. | 1 |
Раздел «Основной курс шахмат». | 4 | |
24 | Дебют четырёх коней. | 1 |
25 | Шотландская партия. | 1 |
26 | Защита Каро-Канн. | 1 |
27 | Ферзевой гамбит. | 1 |
Раздел «Атака». | 8 | |
28 | Как не надо и как надо атаковать короля. | 1 |
29 | Атака на слабый пункт f7 f2. | 1 |
30 | Атака на не рокированного короля | 1 |
31 | Не рокируй под атаку. | 1 |
32 | Атака при односторонних рокировках. | 1 |
33 | Расположение пешек после рокировки. | 1 |
34 | Фигурная атака. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Сеансы одновременной игры. | 1 |
Предварительный просмотр:
Извлечение из
Основной образовательной программы
среднего общего образования,
утвержденной приказом № 66 от 02.07.2021г.
Рабочая программа
учебного курса «Шахматы. Стратегия»
для учащихся 10-11 классов
МКОУ «СОШ№1» г.п. Залукокоаже
1-41-на 2021-2022 учебный год
2021 год
Рабочая программа учебного курса «Шахматы. Стратегия» для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа учебного курса «Шахматы. Стратегия» для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Структура рабочей программы соответствует Положению о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МКОУ «СОШ№1» г.п.Залукокоаже , утвержденного приказом №82 от 31.08.2020г. Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы. Стратегия» УМК авторов: Чернышев П.А., Викерчук М.И., Глек И.В., Виноградов А.С., под редакцией Глека И.В. для учащихся 10-11 классов Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Цель: Развитие интеллектуальных способностей с помощью шахматной игры.
Задачи:
- Развитие логических способностей учащихся
- Расширение кругозора и развитие творческих способностей
- Ознакомление с выдающими шахматистами - обладателями шахматной короны.
- Организация досуга учащихся
- Ознакомить с разновидностями шахмат «Шахматы - на любой вкус»
- Воспитание в духе лучших традиций отечественной шахматной школы.
Программа учебного курса «Шахматы. Стратегия» рассчитана на 69 часов:
10-11 классы – 1 час в неделю, по 35 и 34 часа в год;
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Шахматы. Стратегия» для учащихся 10-11 классов
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы ” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы ” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную опенку деятельности на заня тии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
'г отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
- обозначать символом и знаком предмет;
- определять логические связи между предметами;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
- Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных за корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - И КТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
III. Предметные:
Ученик научится:
- Основным правилам игры;
- Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
- Шах. мат. пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. 4. Прогнозировать результат шахматной игры.
- Определять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Ученик получит возможность научиться:
- Располагать фигуры на шахматной доске;
- Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
- Решать элементарные шахматные задачи.
- Участвовать в соревнованиях различных уровней.
Содержание учебного курса «Шахматы. Стратегия» для учащихся 10-11 классов.
Шахматные композиции.
Введение. Шахматные композиции. Игра О. Бендера. Выигрыш материала. Жертва материала. Мат в два хода. Решение задач. Мат в три хода.
Разбор различных ситуаций шахматной игры.
Матует конь, ферзь, ладья, слон, пешка. Выигрыш фигуры. Выигрыш ферзя. Выигрыш ладьи. Выигрыш слона. Выигрыш коня.
Выигрыш слона. Решение задач. Выигрышная ничья. Ничья А. Ройкрофта, Б. Линдгрена, Н.Байке.
Головоломки на шахматной доске.
Решение головоломок. Головоломки на шахматной доске. Решение задач Ю. Бухвальда. Решение задач О.Блата
Необычные диаграммы.
Шуточная задача из "Евгения Онегина". Мат 1/2 хода Э. Погосянца.Задачи. Л. Кацнельсон 1984 Мат в 0 ходов. Задачи. Решение задач от Михаиля Таля
Биографии великих шахматистов. В. Стейниц, Эм. Ласкер, Б.Спасский Р.Фишер, Х.Р.Капабланка, А.Карпов, Г. Каспаров, В.Крамник, М.Ботвинник, А.Алехин, В.Смыслов, Т.Петросян
- Тематическое планирование учебного курса
«Шахматы. Стратегия» для учащихся 10-11 классов
10 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Шахматные композиции». | 7 | |
1 | Введение. Шахматные композиции. | 1 |
2 | Игра О.Бендера. | 1 |
3 | Выигрыш материала. | 1 |
4 | Жертва материала. | 1 |
5 | Мат в два хода. | 1 |
6 | Решение задач. | 1 |
7 | Мат в три хода. | 1 |
Раздел «Разбор различных ситуаций шахматной игры». | 14 | |
8 | Матует конь. | 1 |
9 | Матует ферзь. | 1 |
10 | Матует ладья. | 1 |
11 | Матует слон. | 1 |
12 | Матует пешка. | 1 |
13 | Выигрыш фигуры. | 1 |
14 | Выигрыш ферзя. | 1 |
15 | Выигрыш ладьи. | 1 |
16 | Выигрыш слона. | 1 |
17 | Выигрыш коня. | 1 |
18 | Выигрыш слона. | 1 |
19 | Решение задач. | 1 |
20 | Выигрышная ничья. | 1 |
21 | Ничья А.Ройкрофта, Б.Линдгрена, Н.Байке. | 1 |
Раздел «Головоломки на шахматной доске». | 4 | |
22 | Решение головоломок. | 1 |
23 | Головоломки на шахматной доске. | 1 |
24 | Решение задач Ю. Бухвальда. | 1 |
25 | Решение задач О.Блата. | 1 |
Раздел «Необычные диаграммы». | 4 | |
26 | Шуточная задача из "Евгения Онегина". | 1 |
27 | Мат 1/2 хода Э. Погосянца. Задачи | 1 |
28 | Л. Кацнельсон 1984. Мат в 0 ходов. Задачи. | 1 |
29 | Решение задач от Михаиля Таля. | 1 |
Раздел «Биографии великих шахматистов». | 6 | |
30 | В. Стейниц, Эм.Ласкер, Б.Спасский. | 1 |
31 | Р.Фишер, Х.Р.Капабланка. | 1 |
32 | А.Карпов, Г. Каспаров, В.Крамник. | 1 |
33 | М.Ботвинник, А.Алехин, В.Смыслов, Т.Петросян. | 1 |
34 | Турнир по шахматам. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 |
11 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Шахматные композиции». | 7 | |
1 | Введение. Шахматные композиции. | 1 |
2 | Игра О.Бендера. | 1 |
3 | Выигрыш материала. | 1 |
4 | Жертва материала. | 1 |
5 | Мат в два хода. | 1 |
6 | Решение задач. | 1 |
7 | Мат в три хода. | 1 |
Раздел «Разбор различных ситуаций шахматной игры». | 13 | |
8 | Матует конь. | 1 |
9 | Матует ферзь. | 1 |
10 | Матует ладья. | 1 |
11 | Матует слон. | 1 |
12 | Матует пешка. | 1 |
13 | Выигрыш фигуры. | 1 |
14 | Выигрыш ферзя. | 1 |
15 | Выигрыш ладьи. | 1 |
16 | Выигрыш слона. | 1 |
17 | Выигрыш коня. | 1 |
18 | Решение задач. | 1 |
19 | Выигрышная ничья. | 1 |
20 | Ничья А.Ройкрофта, Б.Линдгрена, Н.Байке. | 1 |
Раздел «Головоломки на шахматной доске». | 4 | |
21 | Решение головоломок. | 1 |
22 | Головоломки на шахматной доске. | 1 |
23 | Решение задач Ю. Бухвальда. | 1 |
24 | Решение задач О.Блата. | 1 |
Раздел «Необычные диаграммы». | 4 | |
25 | Шуточная задача из "Евгения Онегина". | 1 |
26 | Мат 1/2 хода Э. Погосянца. Задачи | 1 |
27 | Л. Кацнельсон 1984. Мат в 0 ходов. Задачи. | 1 |
28 | Решение задач от Михаиля Таля. | 1 |
Раздел «Биографии великих шахматистов». | 6 | |
29 | В. Стейниц, Эм.Ласкер, Б.Спасский. | 1 |
30 | Р.Фишер, Х.Р.Капабланка. | 1 |
31 | А.Карпов, Г. Каспаров, В.Крамник. | 1 |
32 | М.Ботвинник, А.Алехин, В.Смыслов, Т.Петросян. | 1 |
33 | Турнир по шахматам. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 |
Предварительный просмотр:
Извлечение из
Основной образовательной программы
основного общего образования,
утвержденной приказом № 66 от 02.07.2021г.
Рабочая программа
учебного курса «Шахматы. Тактика»
для учащихся 7-9 классов
МКОУ «СОШ№1» с.п. Залукокоаже
1-41-на 2021-2022 учебный год
2021 год
Рабочая программа учебного курса «Шахматы. Тактика»
для учащихся 7-9 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Шахматы. Тактика» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Структура рабочей программы соответствует Положению о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МКОУ «СОШ№1» г.п. Залукокоаже, утвержденного приказом №82 от 31.08.2020г. Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы. Тактика» УМК авторов: Чернышев П.А., Викерчук М.И., Глек И.В., Виноградов А.С., под редакцией Глека И.В. для учащихся 7-9 классов Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Предлагаемая рабочая программа по учебному курсу «Шахматы. Тактика» для 7—9 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную конкретизацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самореализации. В рабочей программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
Цели изучения учебного курса «Шахматы. Тактика».
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
рование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции)
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Программа учебного курса рассчитана на 104 часа: 1 час в неделю в каждом классе.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Шахматы. Тактика» для учащихся 7-9 классов
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы ” является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы ” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную опенку деятельности на заня тии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
'г отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
- обозначать символом и знаком предмет;
- определять логические связи между предметами;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
- Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных за корректировать его;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - И КТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
III. Предметные:
Ученик научится:
- Основным правилам игры;
- Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
- Шах. мат. пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. 4. Прогнозировать результат шахматной игры.
- Определять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Ученик получит возможность научиться:
- Располагать фигуры на шахматной доске;
- Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
- Решать элементарные шахматные задачи.
- Участвовать в соревнованиях различных уровней.
Содержание учебного курса «Шахматы. Тактика» для учащихся 7-9 классов.
Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
7-9 классы Раздел 1. Повторение пройденного материала Раздел 2. Ходы и взятие фигур. Раздел 3. Приемы и позиции в шахматной игре. Раздел 4. Защита и блокировка. | Знать что такое игровая тактика. Уметь сравнивать ценность шахматных фигур. Уметь пользоваться методической литературой при игре в шахматы. Знать что такое дебют и его основные цели. Знать происхождение шахмат, легенды о шахматах. Уметь играть в шотландскую и ирландскую партию. Получить представление об истории шахмат. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть основами записи партии. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять сравнительную силу фигуры в зависимости от ситуации на доске. Достигать материального перевеса. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц - шахматы, долгие шахматы. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения. |
1. Тематическое планирование учебного курса «Шахматы. Тактика»
для учащихся 7-9 классов
7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Повторение пройденного материала, изученного за год». | 10 | |
1 | Игровая практика. | 1 |
2 | Три правила дебюта. | 1 |
3 | Основные цели дебюта. | 1 |
4 | Дебют. План в дебюте. | 1 |
5 | Дебютные принципы. Гамбиты. | 1 |
6 | Слабые и сильные поля. | 1 |
7 | «Силовые» методы в шахматах. | 1 |
8 | Ослабление позиции короля. | 1 |
9 | Нападение и защита. | 1 |
10 | Размен. | 1 |
Раздел «Ходы и взятие фигур». | 9 | |
11 | Жертва, угроза. | 1 |
12 | Форсированный вариант. | 1 |
13 | Оценка позиции. | 1 |
14 | Быстрое развитие фигур. | 1 |
15 | Развитие фигур-основ - новый принцип в дебюте. | 1 |
16 | Пешечные слабости. | 1 |
17 | Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. | 1 |
18 | Развитие фигур и борьба за центр в дебюте. | 1 |
19 | Классификация дебютов. | 1 |
Раздел «Приемы и позиции в шахматной игре». | 8 | |
20 | Ферзевой гамбит. | 1 |
21 | Преимущество в развитии. | 1 |
22 | Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. | 1 |
23 | Владение открытыми линиями. | 1 |
24 | Ослабление позиции короля. | 1 |
25 | Преимущество в пространстве. | 1 |
26 | Двойной удар. | 1 |
27 | Открытое нападение. | 1 |
Раздел «Защита и блокировка». | 8 | |
28 | Уничтожение защиты. | 1 |
29 | Освобождение пространства (поля или линии). | 1 |
30 | Блокирование поля (или нескольких полей). | 1 |
31 | Перезарузка фигур. | 1 |
32 | Разрушение пешечного прикрытия. | 1 |
33 | Сеансы одновременной игры. | 1 |
34 | Сеансы одновременной игры. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 |
8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Повторение пройденного материала, изученного за год». | 10 | |
1 | Игровая практика. | 1 |
2 | Три правила дебюта. | 1 |
3 | Основные цели дебюта. | 1 |
4 | Дебют. План в дебюте. | 1 |
5 | Дебютные принципы. Гамбиты. | 1 |
6 | Слабые и сильные поля. | 1 |
7 | «Силовые» методы в шахматах. | 1 |
8 | Ослабление позиции короля. | 1 |
9 | Нападение и защита. | 1 |
10 | Размен. | 1 |
Раздел «Ходы и взятие фигур». | 9 | |
11 | Жертва, угроза. | 1 |
12 | Форсированный вариант. | 1 |
13 | Оценка позиции. | 1 |
14 | Быстрое развитие фигур. | 1 |
15 | Развитие фигур-основ - новый принцип в дебюте. | 1 |
16 | Пешечные слабости. | 1 |
17 | Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. | 1 |
18 | Развитие фигур и борьба за центр в дебюте. | 1 |
19 | Классификация дебютов. | 1 |
Раздел «Приемы и позиции в шахматной игре». | 8 | |
20 | Ферзевой гамбит. | 1 |
21 | Преимущество в развитии. | 1 |
22 | Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. | 1 |
23 | Владение открытыми линиями. | 1 |
24 | Ослабление позиции короля. | 1 |
25 | Преимущество в пространстве. | 1 |
26 | Двойной удар. | 1 |
27 | Открытое нападение. | 1 |
Раздел «Защита и блокировка». | 8 | |
28 | Уничтожение защиты. | 1 |
29 | Освобождение пространства (поля или линии). | 1 |
30 | Блокирование поля (или нескольких полей). | 1 |
31 | Перезарузка фигур. | 1 |
32 | Разрушение пешечного прикрытия. | 1 |
33 | Сеансы одновременной игры. | 1 |
34 | Сеансы одновременной игры. | 1 |
35 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 |
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Повторение пройденного материала, изученного за год». | 10 | |
1 | Игровая практика. | 1 |
2 | Три правила дебюта. | 1 |
3 | Основные цели дебюта. | 1 |
4 | Дебют. План в дебюте. | 1 |
5 | Дебютные принципы. Гамбиты. | 1 |
6 | Слабые и сильные поля. | 1 |
7 | «Силовые» методы в шахматах. | 1 |
8 | Ослабление позиции короля. | 1 |
9 | Нападение и защита. | 1 |
10 | Размен. | 1 |
Раздел «Ходы и взятие фигур». | 9 | |
11 | Жертва, угроза. | 1 |
12 | Форсированный вариант. | 1 |
13 | Оценка позиции. | 1 |
14 | Быстрое развитие фигур. | 1 |
15 | Развитие фигур-основ - новый принцип в дебюте. | 1 |
16 | Пешечные слабости. | 1 |
17 | Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. | 1 |
18 | Развитие фигур и борьба за центр в дебюте. | 1 |
19 | Классификация дебютов. | 1 |
Раздел «Приемы и позиции в шахматной игре». | 8 | |
20 | Ферзевой гамбит. | 1 |
21 | Преимущество в развитии. | 1 |
22 | Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. | 1 |
23 | Владение открытыми линиями. | 1 |
24 | Ослабление позиции короля. | 1 |
25 | Преимущество в пространстве. | 1 |
26 | Двойной удар. | 1 |
27 | Открытое нападение. | 1 |
Раздел «Защита и блокировка». | 7 | |
28 | Уничтожение защиты. | 1 |
29 | Освобождение пространства (поля или линии). | 1 |
30 | Блокирование поля (или нескольких полей). | 1 |
31 | Перезарузка фигур. | 1 |
32 | Разрушение пешечного прикрытия. | 1 |
33 | Сеансы одновременной игры. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...
Рабочая программа по шахматам 5 класс
Рабочая программа по шахматам 5 класс 2020-2021 (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая программа по шахматам 6 класс
Рабочая программа по шахматам 6 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая программа по шахматам 9 класс
Рабочая программа по шахматам 9 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая Программа курса шахмат 2-4 класс
Рабочая программа по шахматам...
рабочая программа по шахматам 1-4 классы
обучение шахматам...
Рабочая программа по шахматам 5-8 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению“Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культурыздоровья и неотъемлемой частью все...