Рабочая программа по шахматам 6 класс
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Кудрина Ирина Алексеевна

Рабочая программа по шахматам 6 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_shahmaty_rp_2020-21.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Высокинская средняя образовательная школа»

Лискинского района Воронежской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

    _____________/

Протокол № 1

от «28»  августа 2019 г.

«Согласовано»

заместитель директора

________/Волкова С.А./

«28»  «августа » 2019 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_________ /Гошкова М.И. /

«28»  «августа» 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу

«Шахматы»

Класс: 6

Количество часов: 16

Учитель: Кудрина И.А.

с. Высокое

2020 -2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые результаты изучения факультатива
  2. Содержание факультатива
  3. Тематическое планирование

Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

        В нашей школена базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «ТОЧКА РОСТА» дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.

  1. Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. Личностные:

6 класс

  • ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительно относиться к отечеству, осознать свою гражданскую идентичность;
  • осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • пространственному воображению;
  • действовать в уме;
  • освоит социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • осознать ценность здорового и безопасного образа жизни;
  1. Метапредметные:

6 класс

Обучающийся научится:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

        В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Регулятивные УУД
  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

6 класс

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебнойи познавательной.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  1. Познавательные УУД
  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

6 класс

Обучающийся научится:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет;
  • определять логические связи между предметами;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  1. Коммуникативные УУД
  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

6 класс

Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконраргументы, перефразировать свою мысль;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  1. Предметные:

6 класс

Ученик научится:

  1. Основным правилам игры;
  2. Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
  3. Определять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  1. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
  2. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
  3. Ориентироваться на шахматной доске.
  4. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  5. Понимать что такое шах и мат.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Располагать фигуры на шахматной доске;
  2. Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
  3. Решать элементарные шахматные задачи.

  1. Содержание учебного предмета «Шахматы» 6 класс (16 часов)

        

Стадии партии 7ч.

        Дебют (начало игры).

Определение, виды дебютов, примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии, типичные ошибки начинающих. Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в дебюте: «детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых дебютах.

        Миттельшпиль (середина игры). 

Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий.

        Эндшпиль (окончание игры). 

Определение, виды эндшпилей.

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций 7ч.

Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции. Линейный мат: определение и теоретический разбор.

Мат ферзем: определение и теоретический разбор.

Мат ладьей: определение и теоретический разбор.

Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.

Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.

Игра в турнирах 2ч.

Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.

Самостоятельные работы:

  1. Самостоятельная работа на тему «Три стадии шахматной партии»
  2. Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю»

Контрольные работы:

  1. Итоговая контрольная работа.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Стадии партии

4

3

2

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций 7ч.

4

3

3

Игра в турнирах 2ч.

1

1

Итого: 16

9

7


Список литературы

  1. Чернышев П.А., Викерчук М.И., Глек И.В., Виноградов А.С./Под ред. Глека И.В. «Шахматы. Начальный курс», ООО "ДРОФА", 2014
  2. А.  Дрофеева «Хочу учиться шахматам!» Москва: RussianCHESSHouse, 2012
  3. И. Сухин «1000 шахматных задач: продвинутый уровень» Ростов н/Д: Феникс, 2017
  4. В. Березин «Практикум по стратегии Размен» Москва: ИПК «Парето-Принт», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...

Рабочая программа по шахматам 5 класс

Рабочая программа по шахматам 5 класс 2020-2021 (ФГОС, Чернышев П.А.)...

Рабочая программа по шахматам 9 класс

Рабочая программа по шахматам 9 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...

Рабочая Программа курса шахмат 2-4 класс

Рабочая программа по шахматам...

Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.

Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы....

Рабочая программа по шахматам 5-8 класс

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению“Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культурыздоровья и неотъемлемой частью все...