Рабочая программа по шахматам 6 класс
рабочая программа по физкультуре (6 класс)
Рабочая программа по шахматам 6 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_shahmaty_rp_2020-21.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Высокинская средняя образовательная школа»
Лискинского района Воронежской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/ Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | «Согласовано» заместитель директора ________/Волкова С.А./ «28» «августа » 2019 г. | «Утверждаю» Директор школы: _________ /Гошкова М.И. / «28» «августа» 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Шахматы»
Класс: 6
Количество часов: 16
Учитель: Кудрина И.А.
с. Высокое
2020 -2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Планируемые результаты изучения факультатива
- Содержание факультатива
- Тематическое планирование
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школена базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «ТОЧКА РОСТА» дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
- Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
- Личностные:
6 класс
- ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительно относиться к отечеству, осознать свою гражданскую идентичность;
- осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- пространственному воображению;
- действовать в уме;
- освоит социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- осознать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- Метапредметные:
6 класс
Обучающийся научится:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
- Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
6 класс
Обучающийся научится:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Обучающийся научится:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебнойи познавательной.
Обучающийся научится:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
6 класс
Обучающийся научится:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
- обозначать символом и знаком предмет;
- определять логические связи между предметами;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
- Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
6 класс
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконраргументы, перефразировать свою мысль;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- Предметные:
6 класс
Ученик научится:
- Основным правилам игры;
- Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
- Определять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Понимать что такое шах и мат.
Ученик получит возможность научиться:
- Располагать фигуры на шахматной доске;
- Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
- Решать элементарные шахматные задачи.
- Содержание учебного предмета «Шахматы» 6 класс (16 часов)
Стадии партии 7ч.
Дебют (начало игры).
Определение, виды дебютов, примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии, типичные ошибки начинающих. Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в дебюте: «детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых дебютах.
Миттельшпиль (середина игры).
Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий.
Эндшпиль (окончание игры).
Определение, виды эндшпилей.
Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций 7ч.
Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции. Линейный мат: определение и теоретический разбор.
Мат ферзем: определение и теоретический разбор.
Мат ладьей: определение и теоретический разбор.
Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.
Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.
Игра в турнирах 2ч.
Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.
Самостоятельные работы:
- Самостоятельная работа на тему «Три стадии шахматной партии»
- Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю»
Контрольные работы:
- Итоговая контрольная работа.
- Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Стадии партии | 4 | 3 |
2 | Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций 7ч. | 4 | 3 |
3 | Игра в турнирах 2ч. | 1 | 1 |
Итого: 16 | 9 | 7 |
Список литературы
- Чернышев П.А., Викерчук М.И., Глек И.В., Виноградов А.С./Под ред. Глека И.В. «Шахматы. Начальный курс», ООО "ДРОФА", 2014
- А. Дрофеева «Хочу учиться шахматам!» Москва: RussianCHESSHouse, 2012
- И. Сухин «1000 шахматных задач: продвинутый уровень» Ростов н/Д: Феникс, 2017
- В. Березин «Практикум по стратегии Размен» Москва: ИПК «Парето-Принт», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...
Рабочая программа по шахматам 5 класс
Рабочая программа по шахматам 5 класс 2020-2021 (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая программа по шахматам 9 класс
Рабочая программа по шахматам 9 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая Программа курса шахмат 2-4 класс
Рабочая программа по шахматам...
Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.
Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы....
рабочая программа по шахматам 1-4 классы
обучение шахматам...
Рабочая программа по шахматам 5-8 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению“Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культурыздоровья и неотъемлемой частью все...