Рабочая программа по шахматам 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс)
Рабочая программа по шахматам 9 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._shahmaty_rp_2020-21_itog.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Высокинская средняя образовательная школа»
Лискинского района Воронежской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/ Протокол № 1 от «28» августа 2020 г. | «Согласовано» заместитель директора ________/Волкова С.А./ «28» «августа » 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы: _________ /Гошкова М.И. / «28» «августа» 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Шахматы»
Класс: 9
Количество часов: 17
Учитель: Кудрина И.А.
с. Высокое
2020 -2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- Планируемые результаты изучения факультатива
- Содержание факультатива
- Тематическое планирование
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школена базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «ТОЧКА РОСТА» дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
- Планируемые результаты освоения курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
- Личностные:
9 класс
Обучающийся научится:
- ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительно относиться к отечеству, осознать свою гражданскую идентичность;
- осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- пространственному воображению;
- действовать в уме;
- освоит социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- осознать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- Метапредметные:
9 класс
Обучающийся научится:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
- Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
9 класс
Обучающийся научится:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Обучающийся научится:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебнойи познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
9 класс
Обучающийся научится:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
- обозначать символом и знаком предмет;
- определять логические связи между предметами;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
- Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
9 класс
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать конраргументы, перефразировать свою мысль;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- Предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Шахматы. Тактика»
Обучающийся научится:
- знать определение приема, решение типовых примеров на тему «Освобождение линии действия», «Уничтожение защиты», «Ограничение подвижности фигуры», «Пат», «Вечный шах» и «Мат в 3 хода»;
- знать примеры с применением нескольких видов тактики;
- знать примеры на матование, проведение пешки в ферзи, получение лучшей позиции;
- создавать и парировать многочисленные угрозы (например, вилки, связки или открытое нападение);
- использованию понятий темпа и промежуточного хода;
- различным дебютным ловушкам;
- основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;
- простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
Обучающийся получит возможность научиться:
- успешно решать задачи по теме «Освобождение линии действия», «Уничтожение защиты», «Пат», «Ограничение подвижности фигуры», «Вечный шах» и «Мат в 3 хода».
- сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;
- успешно решать самостоятельно задачи по теме «Сочетание тактических ударов»;
- использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях на большее количество ходов вперед;
- решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).
- Содержание тем учебного курса «Шахматы» (9 класс)
Повторение изученного материала 1ч.
Понятие угрозы, разновидности угроз (тактические и позиционные). Как создавать и как защищаться от угроз.
Тактические приемы 14ч.
Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.
Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.
Мат в три хода. Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения).
Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.
Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.
Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.
Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.
Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.
Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.
Подведение итогов 2 ч.
Самостоятельные работы:
- Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты».
- Самостоятельная работа по темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат» и «Вечный шах».
Контрольные работы:
- Итоговая контрольная работа.
- Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Повторение изученного материала | 1 | |
2 | Тактические приемы | 8 | 6 |
3 | Подведение итогов | 2 | |
Итого: 17 | 9 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...
Рабочая программа по шахматам 5 класс
Рабочая программа по шахматам 5 класс 2020-2021 (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая программа по шахматам 6 класс
Рабочая программа по шахматам 6 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...
Рабочая Программа курса шахмат 2-4 класс
Рабочая программа по шахматам...
Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.
Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы....
рабочая программа по шахматам 1-4 классы
обучение шахматам...
Рабочая программа по шахматам 5-8 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению“Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культурыздоровья и неотъемлемой частью все...