Рабочая программа по шахматам 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Кудрина Ирина Алексеевна

Рабочая программа по шахматам 9 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._shahmaty_rp_2020-21_itog.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Высокинская средняя образовательная школа»

Лискинского района Воронежской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

    _____________/

Протокол № 1

от «28»  августа 2020 г.

«Согласовано»

заместитель директора

________/Волкова С.А./

«28» «августа » 2020 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_________ /Гошкова М.И. /

«28»  «августа» 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу

«Шахматы»

Класс: 9

Количество часов: 17

Учитель: Кудрина И.А.

с. Высокое

2020 -2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые результаты изучения факультатива
  2. Содержание факультатива
  3. Тематическое планирование

Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

        В нашей школена базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «ТОЧКА РОСТА» дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.

  1. Планируемые результаты освоения курса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. Личностные:

9 класс

Обучающийся научится:

  • ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительно относиться к отечеству, осознать свою гражданскую идентичность;
  • осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • пространственному воображению;
  • действовать в уме;
  • освоит социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • осознать ценность здорового и безопасного образа жизни;
  1. Метапредметные:

9 класс

Обучающийся научится:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

        В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Регулятивные УУД
  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

9 класс

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебнойи познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  1. Познавательные УУД
  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

9 класс

Обучающийся научится:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет;
  • определять логические связи между предметами;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  1. Коммуникативные УУД
  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

9 класс

Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать конраргументы, перефразировать свою мысль;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  1. Предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Шахматы. Тактика»

Обучающийся научится: 

  • знать определение приема, решение типовых примеров на тему «Освобождение линии действия», «Уничтожение защиты», «Ограничение подвижности фигуры», «Пат», «Вечный шах» и «Мат в 3 хода»;
  • знать примеры с применением нескольких видов тактики;
  • знать примеры на матование, проведение пешки в ферзи, получение лучшей позиции;
  • создавать и парировать многочисленные угрозы (например, вилки, связки или открытое нападение);
  • использованию понятий темпа и промежуточного хода;
  • различным дебютным ловушкам;
  • основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;
  • простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • успешно решать задачи по теме «Освобождение линии действия», «Уничтожение защиты», «Пат», «Ограничение подвижности фигуры», «Вечный шах» и «Мат в 3 хода».
  • сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;
  • успешно решать самостоятельно задачи по теме «Сочетание тактических ударов»;
  • использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях на большее количество ходов вперед;
  • решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).

  1. Содержание тем учебного курса «Шахматы» (9 класс)

Повторение изученного материала 1ч.

Понятие угрозы, разновидности угроз (тактические и позиционные). Как создавать и как защищаться от угроз.

Тактические приемы 14ч.

Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.

Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.

Мат в три хода. Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения).

Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.

Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.

Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.

Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.

Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.

Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.

Подведение итогов 2 ч.

Самостоятельные работы:

  1. Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты».
  2. Самостоятельная работа по темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат» и «Вечный шах».

Контрольные работы:

  1. Итоговая контрольная работа.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Повторение изученного материала

1

2

Тактические приемы

8

6

3

Подведение итогов

2

Итого: 17

9

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...

Рабочая программа по шахматам 5 класс

Рабочая программа по шахматам 5 класс 2020-2021 (ФГОС, Чернышев П.А.)...

Рабочая программа по шахматам 6 класс

Рабочая программа по шахматам 6 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...

Рабочая Программа курса шахмат 2-4 класс

Рабочая программа по шахматам...

Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.

Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы....

Рабочая программа по шахматам 5-8 класс

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению“Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культурыздоровья и неотъемлемой частью все...