Использование дневника самоконтроля на уроках физической культуры учащимися 7-9 классов
статья по физкультуре (7, 8, 9 класс)

Тишина Наталья Михайловна

В данной статье описывается применение дневника самоконтроля на уроках физической культуры учащимися 7-9 классов. Также для использования предложена форма дневника самоконтроля, которая была опробована с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_samokontrolya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дневника самоконтроля на уроках физической культуры учащимися 7-9 классов

Учитель физической культуры Тишина Н.М.

В практике физической культуры осуществляется контроль за занимающимися. «Контроль – это определенные формы проверки подготовленности занимающихся» [2]. Он классифицируется на врачебный и педагогический контроль.

Немаловажным является и самоконтроль. Самоконтроль – это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, а также за их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

В учебной литературе выделяют субъективные и объективные показатели самоконтроля. В таблице 1 представлены данные показатели.

Таблица1

 

Субъективные

Объективные

Самочувствие

Вес

Настроение

Пульс

Аппетит

Частота сердечных сокращений

Болевые ощущения, чувство утомления и усталости

Артериальное давление, антропометрические данные

Желание или нежелание заниматься физическими упражнениями и т. д.

Жизненная ёмкость лёгких

Для проведения самоконтроля можно предложить учащимся вести дневник самоконтроля.

Проанализировав различные формы дневников самоконтроля, я составила следующую форму дневника самоконтроля.

Таблица 2

Объективные и субъективные данные

Дата

Самочувствие

Сон

Аппетит

Пульс до урока

            во время нагрузки

АД до урока

       после урока

ЧД до урока

       во время нагрузки

Тренировочная нагрузка

Субъективные показатели, учащиеся заполняли до начала урока. Далее на уроках физической культуры они замеряли следующие объективные показатели:

1.Пульс

Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Существует несколько способов определения пульса: тремя пальцами на запястье; большим и указательным пальцами на шее; кончиками пальцев на виске; ладонью к груди в области сердца. Нормы пульса в соответствии с нагрузкой указаны в таблице 3[2].

Таблица 3

Физическая нагрузка

ЧСС

Норма

60-89 удар/мин.

Небольшая интенсивность

100-130 удар/мин

Средняя интенсивность

130-150 удар/мин

Интенсивность выше средней

150-170 удар/мин

Предельная нагрузка

170-200 удар/мин

        

2.Уровень артериального давления (АД).

У здорового человека систолическое давление в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт. ст., диастолическое - 65-85 мм рт. ст.

При физических нагрузках систолическое давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт. ст. и более, а диастолическое снижаться до 50 мм рт. ст. и ниже.

Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

3.Частота дыхания(ЧД)

Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. Показатели частоты дыхания указаны в таблице 4[2].

Таблица 4

Физическая нагрузка

ЧД

Норма

14-18 в мин

Лёгкая

20-25 в мин

Средняя

25-40 в мин

Тяжёлая

Более 40 в мин

Результаты измерений, учащиеся фиксировали в дневнике самоконтроля.

Вначале учащиеся испытывали затруднения при проведении измерений. Особенно трудно было подсчитывать частоту дыхания.

Артериальное давление измеряли электронным тонометром.

Тренировочную нагрузку в течение трёх месяцев не меняли. Замеры делали после равномерного десятиминутного бега.

Проанализировав данные дневников самонаблюдений можно сделать следующие выводы:

1. Данная форма дневника самонаблюдения проста в использовании.

2. Предложенные методы самоконтроля понятны учащимся.

3. 50% учащихся улучшили показатели по результатам мониторинга спортивных нормативов.

Самоконтроль прививает учащемуся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Используемая литература

1.Астахов, Н. Э. Самоконтроль для занимающихся физической культурой / Н. Э. Астахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256).
2. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. Решетников Н.В., Ю.Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.
3.Мануева Р. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учебное пособие / Р. С. Мануева; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общей гигиены. – Иркутск: ИГМУ, 2018. – 52 с.

Ресурсы сети Интернет

1.Виды контроля на занятиях физической культурой и спортом https://studfile.net/preview/2069613/page:53

2.Виды контроля и самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. https://otherreferats.allbest.ru/sport/00159804_0.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в 1-4 классах"

Физическое здоровье ребёнка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдения режима дня, формирование и развитие основ культуры умственного и фи...

Контроль и самоконтроль на уроках физической культуры

Материал содержит предложения по организации трех видов контроля на уроках физкультуры: педагогического, врачебного и врачебно-педагогического. Отдельно представлены предложения  об обучении дете...

Презентация "Контроль и самоконтроль на уроках физической культуры

Презентация содержит материал об организации контроля и самоконтроля на уроках физической культуры...

Самоконтроль на уроках физической культуры

Самоконтроль при выполнении физических упражнений помогает учитывать влияние нагрузок на организм и регулировать их. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие и ...

Доклад "Самоконтроль на уроке физической культуры"

Движение – это путь не только к здоровью, но к интеллекту. При этом жизненно необходимо контролировать свои нагрузки и свои ощущения....

Дневник самоконтроля на уроках физ. культуры Лысых В.А.

Дневник самоконтроля помогает обучающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической...