Контроль и самоконтроль на уроках физической культуры
статья по физкультуре ( класс) по теме
Материал содержит предложения по организации трех видов контроля на уроках физкультуры: педагогического, врачебного и врачебно-педагогического. Отдельно представлены предложения об обучении детей навыкам и приемам самокотроля на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физическая культура | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Зайкова, учитель физической культуры
МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова»
Контроль и самоконтроль на уроках физической культуры
Главная задача физического воспитания – это оздоровительная направленность любого урока или занятия по физической культуре. Содержание и организация работы по физическому воспитанию предусматривает обязательность осуществления контроля. Остановимся на трех видах такого контроля – педагогическом, врачебном и врачебно-педагогическом.
Педагогический контроль
Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Он проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
- Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки.
- Выполнить учебную программу занятий.
- Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность обучающихся.
- Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных обучающихся.
- Отобрать талантливых (способных) обучающихся.
Содержание педагогического контроля:
- контроль за посещаемостью уроков;
- контроль за тренировочными нагрузками;
- контроль за состоянием обучающихся ;
- контроль за техникой упражнений;
- учет спортивных результатов;
- контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля.
1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии. С помощью хронометривания измеряют общую и моторную плотность урока. При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%;
2) определение физической нагрузки во время урока. Самым распространенным является измерение частоты ударов пульса; пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 сек. и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. Следует помнить, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Важным показателем является период восстановления пульса после нагрузки;
3) контрольные испытания. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств учащихся.
В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие тесты:
- бег на 30,60 и 100 м (оценка скоростных способностей);
- прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног);
- подтягивание в висе (мальчики) и отжимание от пола (девочки) (показатель локальной силовой выносливости);
- бег 500 м (девочки) и 1000 м (мальчики) (показатель специальной выносливости);
- бег на 2000 м для девочек и на 3000 м для мальчиков (показатель общей выносливости);
- подъем туловища из положения лежа «руки за головой» (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.
4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом. Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.
Врачебный контроль
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся к физическим упражнениям. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.
Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью обучающихся.
Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием в школе (проводится перед поступлением в первый класс). Главная задача - определение группы здоровья.
Повторное обследование необходимо проводить один раз в год. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр в соответствии с предписаниями врача.
Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях учащихся, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.
Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри школы, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.
Программа медицинского обследования предусматривает:
- общий и спортивный анамнез учащихся для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
- наружный осмотр;
- антропометрические измерения;
- обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
- проведение функциональной пробы.
Врачебно-педагогический контроль
- Проводится совместно учителем и медицинским работником.
- Включает санитарно-гигиенический контроль за местом проведения занятий.
- Может включать санитарно-просветительскую работу, пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
САМОКОНТРОЛЬ
Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль - это существенное дополнение врачебного контроля.
Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья. Удобная форма – дневник самоконтроля. Первоначально необходимо научить детей правильно вести учет отдельных показателей.
К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.
1. 1. Субъективные данные.
Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение. Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах. Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.
Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.
Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.
Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.
В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях режима работы и отдыха, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение - это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.
Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.
Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.
У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.
Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье - в области печени или в левом - в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.
Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье - переполнением кровью печени.
- Объективные данные.
Рост - важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки. Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе. Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.
Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы. Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена. Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почти не изменяется.
Наблюдение за спортивными результатами - важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.
Таким образом, привитие навыков и умений самоконтроля позволит обучающимся:
– лучше познавать самих себя;
– научиться следить за собственным здоровьем;
– своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания;
– определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил.
Список использованных Интернет-ресурсов:
http://bmsi.ru/doc/8743231b-ad00-4f81-8298-134b917382bf
http://infourok.ru/samokontrol_na_urokah_fizicheskoy_kultury-367605.htm
http://ppt4web.ru/prezentacii-po-fizkulture/samokontrol.html
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00158646_0.html
http://kopilkaurokov.ru/fizkultura/planirovanie/samokontrol-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Контроль и самоконтроль на уроках физической культуры
Презентация содержит материал об организации контроля и самоконтроля на уроках физической культуры...
Самоконтроль на уроках физической культуры
Самоконтроль при выполнении физических упражнений помогает учитывать влияние нагрузок на организм и регулировать их. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие и ...
Доклад "Самоконтроль на уроке физической культуры"
Движение – это путь не только к здоровью, но к интеллекту. При этом жизненно необходимо контролировать свои нагрузки и свои ощущения....
Методическая разработка "САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ"
Самоконтроль на уроках физической культуры в период свмостоятельных занятий.Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, т...
САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, только 5% выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми...
формирование самоконтроля на уроках физической культуры
Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организмаПри самостоятельных занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящими под их воздействие...
Использование дневника самоконтроля на уроках физической культуры учащимися 7-9 классов
В данной статье описывается применение дневника самоконтроля на уроках физической культуры учащимися 7-9 классов. Также для использования предложена форма дневника самоконтроля, которая была опробован...