Метапредметное обучение в концепции четырехмерного образования
статья по физкультуре (7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье говорится о необходимости организации учебного процесса с целенаправленным формированием у обучающихся гибких навыков, о необходимости педагогам переходить от функции «наполняющей» знаниями обучающихся, к функции «направляющей» к знаниям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnoe_obuchenie_v_kontseptsii_chetyrehmernogo_obrazovaniya.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Аллахвердиев Ф.А.,
учитель физкультуры, ГБОУ гимназия №446
Метапредметное обучение в концепции четырехмерного образования
Проблема метаобучения в образовательном процессе в настоящее время вышла на первый план. Без масштабного внедрения метаобучения в образовательный процесс, знания, полученные нашими обучающимися в школах и в ВУЗах, не будут приоритетом в их профессиональных достижениях. Мир очень изменился, и молодежи, получающей профессии в различных учебных заведениях, никто уже не гарантирует, что по окончанию, они будут востребованы по своим специальностям. Многим придется переучиваться или доучиваться. Вполне возможно, самостоятельно дополнительно приобретать новые знания и умения [1].
Мы помним, как несколько лет назад, в СМИ немало было разговоров о большом переизбытке на рынке труда выпускников ВУЗов - юристов, экономистов, менеджеров и иных подобных специалистов. Даже непрофильные государственные и частные ВУЗы поставили, буквально, на поток выпуск этих специалистов на договорной основе, зарабатывая внебюджетные средства. А эти выпускники, заканчивая обучение, не могли устроиться на работу по полученным специальностям.
Мы также уже слышим заявления о том, что в ближайшем будущем многие профессии вообще станут ненужными: исчезнут такие профессии как продавцы, официанты, операторы, кассиры, водители, медсестры и другие рутинные профессии, не требующие высокой квалификации. Их заменят компьютеры и роботы. Эти тенденции уже начали проявляться во многих сферах деятельности.
Приведу пример из статьи доктора физико-математических наук Валерия Медведева «Американский прорыв». Она была опубликована 5 октября 2011 года. [3]. В ней рассказывается об одном из крупных предприятий в США по производству телевизоров. Предприятие полностью роботизировано и компьютеризировано, работает безостановочно круглые сутки. В производственных цехах этого предприятия нет людей и поэтому нет необходимости в создании и содержании затратной инфраструктуры, которая необходима для работы людей. Роботы не нуждаются в отдыхе, не берут больничные и отпуска, не требуют социальных гарантий и прочее-прочее. Экономическая составляющая подобного подхода очень высокая. Таких предприятий уже очень много в высокотехнологичных странах. И мы должны отдавать себе отчет, что это ближайшее будущее всех рутинных производственных процессов и в нашей стране. А работникам подобных предприятий, нашим бывшим выпускниками, нужно будет переучиваться и возможно, самостоятельно осваивать иные профессии.
Пропишу здесь несколько строк из книги [4], которые показывают нам четкий ориентир содержанию образованию дня сегодняшнего:
«Поколение назад учителя исходили из того, что знания, которые они передадут ученикам, останутся верными на протяжении всей жизни. Сегодня школы должны готовить учеников к гораздо более быстрым экономическим и социальным переменам, чем когда-либо прежде, к профессиям, которые пока еще даже не созданы, к использованию технологий, которые еще не изобрели, и к решению социальных проблем, которые пока невозможно предсказать…».
Поэтому, одна из задач педагогов - как можно быстрее уйти от стереотипного подхода в обучении, основанного на передаче знаний от учителя к ученику. Нужно научить обучающихся учиться самостоятельно, учить тому, что называют универсальными учебными действиями. Т.е. необходимо так организовывать учебный процесс, чтобы педагогу можно было переходить от функции «наполняющей» знаниями, к функции «направляющей» к знаниям.
В этом контексте, нынешняя пандемия преподала нам всем хороший урок. Дистанционное обучение резко развернуло вектор образовательного процесса в направление к самообучению. И пусть это сегодня проходит с большими трудностями и проблемами – важно, что все обучающиеся вплотную соприкоснулись с необходимостью самообучения, к осознанию этой технологии применимо к себе. Им пришлось проявить большую самостоятельность в организации своей учебной работы. Это очень пригодится им в будущем. Ведь уже в ВУЗах определенная часть учебного материала отводится на самостоятельное изучение. А многие выпускники этого года начали свое обучение в ВУЗах в дистанционном формате, и определенный опыт такого обучения они уже имели.
Основой в профессиональных достижениях сегодня уже не является объем имеющихся знаний у специалиста. Сегодня важнее умения применять их. И людям, обладающим высоким уровням познаний, пусть даже «академикам» в своей узкой профессиональной специализации, не стоит тешить себя надеждой на безоблачное существование. Ибо объем их знаний, не идет ни в какое сравнение с тем объемом информации, который содержится в виртуальных поисковых системах. По утверждению главы компании Гугл Эрика Шмидта, каждые 2 дня в мире создается столько информации, сколько было создано со времени зарождения нашей цивилизации до 2003 года. Да и в крошечный микрочип компьютеров можно загрузить информацию целых библиотек по всем отраслям экономики. Поэтому целесообразность применения современных технологий оказывается невообразимо эффективней, чем использовать человеческий ресурс.
Исследования показывают, что в наше время, большинство руководителей различных компаний предпочитают выбирать для себя работников, не из тех, кто обладает высокими познаниями в своей специальности, а из тех, кто хорошо применяет имеющиеся у них знания, умеет гибко подстраивать и перестраивать свои умения и навыки под изменяющиеся задачи компаний, постоянно занимается своим саморазвитием, умеет работать в команде, обладает хорошей коммуникацией, налаживает доброжелательные отношения в коллективе, творчески подходит к решению поставленных задач и другое. То есть, востребованы те специалисты, которые обладают компетенциями (или иначе говоря, способностями), называемые в концепции четырехмерного образования гибкими (мягкими) навыками (soft skills).
Должен отметить, что, к сожалению, мне пока неизвестно ни одного официального предмета, ни в школах, ни в ВУЗах, который был бы специально направлен обучение и развитие у обучаемых большинству из приводимых в тексте навыков [2]. В лучшем случае, в учебных заведениях существуют попытки развивать какой-то определенный гибкий навык (например, коммуникативный тренинг), в рамках факультативных или элективных занятий. Хотя основное содержание того, чему учить и как можно этому учить, были заложены давно, еще в конце 60-х годов прошлого века Александром Эвереттом, в созданном им тренинге Динамика Разума (Mind Dynamics), направленном на раскрытие и проявление внутреннего потенциала человека.
Однако, лишь спустя полвека учителя и преподаватели образовательных учреждений, следуя предписаниям ФГОСов о необходимости формирования метапредметных результатов, стали включать в свои дисциплины определенные предпосылки к формированию и проявлению подобных умений и навыков. Кто-то из них создает предпосылки в большей степени, кто-то в меньшей степени. А кто-то вообще не считает должным для себя уделять этому внимание. Поэтому, большую часть из этих навыков, обучающиеся, увы, будут вынуждены приобретать самостоятельно…
Литература:
1. Аллахвердиев Ф.А. Прикладные аспекты физической культуры в школе. Соврем. проблемы теории и практики физич. культуры; Науч.-практич. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. Засл. деятеля науки РФ Николая Ивановича Пономарева: сб. науч. тр. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2012, с.188-193
2. Аллахвердиев Ф.А., Храпов В.И. Маленькие секреты больших достижений (Учебно-методическое пособие). Утверждено редак.-издат. Советом ун-та в качестве метод. пособия / ГОУ ВПО «СПб Гос.ун-та технологии и дизайна».- СПБ. 2010, 69 с.
3. Медведев В. Американский прорыв. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/2011-10-1841
4. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха / Центр проектирования учебных программ, Бостон, МА, 02130, 2015. – 300 с. Русское издание подготовлено Центром образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование ключевых компетентностей по биологии в соответствии с концепцией модернизации образования".
Статья содержит основные направления и рекомендации по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии. В свете современных преобразований и модернизации образования в основной и средней шк...
мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"
Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями...
Концепция экологического образования школы "Эврика-Развитие"
материал семинара "Опыт реализации экологического образования и воспитания школьников"...
Обсуждаем проект Концепции математического образования в РФ
Презентация к выступлению по теме "Проблемы преподавания информатики и Концепция математического образования в РФ"....
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...
Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»
Мир меняется. Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...