МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДЗЮДО ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
статья по физкультуре
В результате нашего исследования была разработана методика обучения техники дзюдо для детей 6-8 лет. Получены конкретные показатели техники выполнения предписанных элементов у детей дзюдоистов 6-8 лет. Разработан комплекс практических рекомендаций по методике обучения дзюдо на начальном этапе детей 6-8 лет, который может быть использован в учебно- тренировочном процессе детей различного уровня подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 130.91 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 796.82
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДЗЮДО ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
Куванов Виктор Анатольевич, кандидат педагогических наук, педагог ДО Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»
Аннотация
В результате нашего исследования была разработана методика обучения техники дзюдо для детей 6-8 лет. Получены конкретные показатели техники выполнения предписанных элементов у детей дзюдоистов 6-8 лет. Разработан комплекс практических рекомендаций по методике обучения дзюдо на начальном этапе детей 6-8 лет, который может быть использован в учебно- тренировочном процессе детей различного уровня подготовки.
Ключевые слова: спортивная борьба, дзюдо, методика обучения техники дзюдо.
ВВЕДЕНИЕ
В физкультурно–оздоровительных группах дзюдоистов первого года обучения особое внимание уделяется развитию общей физической подготовки, координации, быстроты реакции наряду с освоением технико-тактических элементов ведения борьбы. Уточнение соответствующих средств и методов развития двигательных способностей должно позволить значительно повысить рост спортивных результатов. Особенно важно это в детском и юношеском возрасте, т.к. именно в этот период закладывается прочный фундамент основных двигательных умений и навыков. Часто деятельность тренера протекает с использованием устаревших рекомендаций, без четких критериев оценки эффективности тренировочного процесса и без учета, что успешное осуществление спортивной тренировки зависит от правильного контроля подготовленности занимающихся. Следует перестроить методику начального обучения чтобы направить ее на освоение современных технико–тактических действий. Поэтому изучение данного раздела весьма актуально.
Гипотеза исследования – предполагалось, что разработанные средства и методические приемы, направленные на обучение техники дзюдо детей 6-8 лет, основанные на предлагаемой последовательности обучения действиям позволит целенаправленно и эффективно проводить процесс обучения спортсменов, а также способствует профилактике и снижению травматизма и оптимизации спортивного отбора.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс детей 6-8 лет.
Предмет исследования – методика обучения технике дзюдо у детей 6-8 лет на начальном этапе подготовки.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – разработать методику обучения детей 6-8 лет с применением игрового метода.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, спортивно-педагогическое тестирование, опрос, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проходило на базе КШВСМ г. Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие 12 мальчиков 6-8 лет, специализация дзюдо, без спортивной квалификации. По результатам педагогических испытаний все спортсмены были разделены на 2 одинаковые по количеству и развитию двигательных качеств группы - контрольную и экспериментальную. Критерием эффективности методики являлись контрольно-педагогические испытания, которые проводились в конце месяца. Тренировки в обеих группах проходили три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 15:30 до 17:00. Контрольная и экспериментальная группы тренировались по плану физкультурно-оздоровительной подготовки (не предполагающему введение специальных упражнений в тренировочный процесс). В конце каждой тренировки (за 20 минут до конца) экспериментальная группа использовала подвижные игры на развитие определенных качеств (силы, скорости, скоростно-силовых качеств, координации, выносливости). Мы применили игровой метод, т.к. он дает возможность комплексного развития выносливости, скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Игровой метод применялся в рамках двухнедельного тренировочного цикла (6 занятий).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 - Уровень развития физических способностей после эксперимента
в контрольных и экспериментальных группах
Тест | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Р |
x±µ | x±µ | ||
Челночный бег 3х10м, с. | 7.3±0.2 | 7.7±0.2 | >0,05 |
Прыжок в длину с места, см. | 180±3.4 | 165±3.2 |
|
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз. | 14.6±0.4 | 9.3±0.4 | ≤ 0,05 |
Бег 30 м, с. | 5.1±0.1 | 5.5±0.1 | > 0,05 |
Анализируя полученные результаты можно обратить внимание на улучшение показателей физического развития в экспериментальной группе относительно контрольной.
Значимый достоверный прирост после окончания эксперимента появился в результате прыжка в длину с места (Рис. 1).
Рис 1. Динамика изменения результатов в контрольной и экспериментальной группе в прыжках в длину
Развитие скоростно-силовых способностей, а именно это качество юных дзюдоистов мы оценивали, очень сложный и трудоемкий процесс. Овладение техникой выполнения теста позволило повысить результаты как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Но применение игрового метода процессе занятий позволяло ребятам проявлять максимальный усилии как можно быстрее. А применение эстафет стимулировало каждого выкладываться полностью.
Рис 2. Динамика изменения результатов в контрольной и экспериментальной группе в сгибании и разгибании рук в упоре лежа
Заметное развитие силовых способностей также наблюдается в экспериментальной группе. Юные дзюдоисты стали отжиматься в среднем на 6 раз больше, что достоверно (на уровне значимости 95% лучше), чем в контрольной группе. Развитие силовых способностей – одно из ведущих качеств борца. Поэтому незначительный прирост результатов в контрольной группе еще раз указывает на эффективность применения игрового метода.
Рис 3. Динамика изменения результатов в контрольной и экспериментальной группе в беге на 30 м
Полученные по тесту бег на 30 м. результаты, показывают, что у детей, как контрольной, так и экспериментальной группы среднегрупповые значения улучшились, однако различия не достоверны на уровне значимости 95 % и составляет около 0,1 сек. в обеих группах, что не позволяет говорить о развитии у испытуемых такого двигательного качества, как быстрота. Несмотря на то, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей у мальчиков считается возраст от 6 до 11 лет, быстрота – сложнотренируемое качество и требует более длительное воздействие. Развитие быстроты после основной тренировки не достаточно эффективно. Возможно, включение игры в конец подготовительной части позволило бы более плодотворно влиять на развитие скоростных способностей.
Рис. 4. Динамика изменения результатов в контрольной и экспериментальной группе в челночном беге 3х5 м.
Полученные по тесту на челночный бег результаты, показывают, что у детей, как контрольной, так и экспериментальной группы, среднегрупповые значения улучшились, это улучшение в экспериментальной группе носит более значительный, чем в контрольной характер, однако различия не достоверны и составляет около 0,8 сек.
В развитии двигательной координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 9-10 лет. (Филин В.П.,1972). Несмотря на то, что тест определяется уровнем развития координации, большой прирост в экспериментальной группе позволяет говорить, что у испытуемых ребят показатель такого двигательного качества, как координация движений развивался более эффективно при применении игрового метода тренировки, несмотря на то, что дети 6-8 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе педагогического эксперимента данные говорят, что в процессе исследуемого периода подготовки, методика примененная в экспериментальной группе, заключавшаяся в последовательном чередовании в тренировке по дням игр, направленных на развитие различных двигательных способностей юных дзюдоистов 6-8 лет показала свою высокую эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куванов, В.А. Методика предотвращения травмоопасных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности по вольной борьбе / И.В. Бобров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. - №5 (147). – С. 91-93.
2. Куванов, В.А. Управление мышечным тонусом в спортивной борьбе / Е.Н. Коростелев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научно-теоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. – М.: 04, 2018. – 57-59 с.
3. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13 – 14 лет // В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) – 2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. Старты. Задачи обучения.Научить учащихся технике высокого и низкого старта.Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции. По...
методика обучения техники метания мяча,гранаты
создать полное представление о технике выполнения....
Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе
Основные задачи урока:1. Совершенствование технических приёмов ведения, передачи и бросков мяча;2. Развитие координации, внимания, игровой ловкост...
методика обучения технике эстафетного бега
В методике описываются задачи и средства с помощью которых проводится обучение эстафетному бегу....
Методика обучения технике футбола детей в возрасте 6-9 лет
Основные положения начальной подготовки...
Методические рекомендации "Методика обучения технике футбола детей в возрасте 6 - 9 лет"
Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационн...
Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)
Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...