Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе
план-конспект по физкультуре по теме
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.
Старты.
Задачи обучения.
- Научить учащихся технике высокого и низкого старта.
- Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции.
Последовательность обучения технике высокого старта.
Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.
Упражнение № 1
Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.
Упражнение № 2
Старты «падением» из положения, стоя на носках.
Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный отрезок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beg_na_korotkie_distancii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.
Старты.
Задачи обучения.
- Научить учащихся технике высокого и низкого старта.
- Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции.
Последовательность обучения технике высокого старта.
Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.
Упражнение № 1
Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.
Упражнение № 2
Старты «падением» из положения, стоя на носках.
Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный отрезок.
Упражнение № 3
Старты «падением» из положения, стоя в наклоне вперед (руки опущены вперед или на коленях).
Упражнение № 4
В парах - бег преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15-20 м.. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление.
Упражнение № 5
И.п. – стоя в наклоне вперед. Сильнейшая (толчковая) нога впереди. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук.
Упражнение № 6
Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую ногу.
Обучение следует начинать со всем классом сразу: объяснить, показать и принять положение высокого старта по команде. В исходном положении нужно сразу же сильно наклонить туловище вперед. Затем по команде «Марш» учащиеся пробегают 10-15м. Как только техника высокого старта будет освоена всеми учащимися, можно переходить к его совершенствованию. В этом случае учитель может использовать поточно-групповой (по 5-7 человек) и поточный (одному ученику - друг за другом) методы совершенствования высокого старта. Ученики занимают положение по команде учителя «На старт!», «Внимание!», а по команде «Марш!» начинают бег.
Упражнение № 7
Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку.
Принимая данное положение, учащийся ставит толчковую ногу на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, другую на такое же расстояние отставляет назад. Рука разноименная впереди стоящей ноги, ставится перед линией старта. Масса равномерно распределяется на ногу и руку.
Упражнение № 8
Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала и по сигналу учителя. Движение начинается с энергичного отталкивания, выполняемого одновременно двумя ногами. Нога стоящая сзади энергично выносится бедром вперед с одновременным взмахом противоположной руки. Нога, находящаяся впереди резко выпрямляется. Первые шаги делаются в большом наклоне, который постепенно уменьшается. Длина шагов увеличивается, бег ускоряется, а занимающийся переходит к бегу.
Последовательность обучения технике низкого старта
Упражнение №1
Старты из различных исходных положений.
Упражнение №2
Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.
Упражнение №3
Старт из положения «упор присев»
Упражнение №4
Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок
Упражнение №5
Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу учителя).
Упражнение №6
Установка стартовых колодок.
Упражнение №7
Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» (ноги упираются в стартовые колодки).
Упражнение №8
Выталкивание из стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.
Упражнение №9
Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и с сигналом учителя).
Дополнительные упражнения для освоения низкого старта.
Упражнение №1
Сгибание и разгибание рук в различных упорах.
Упражнение №2
Ходьба на руках («тачка»).
Упражнение №3
Их положения «упор присев» и «упор лежа» ходьба и бег на руках и ногах, шагая разноименно или одноименно.
Упражнение №4
Из упора присев прыжки «зайчиком», отталкиваясь попеременно двумя руками и двумя ногами.
Упражнение №5
В положении упора лежа с вытянутыми носками ходьба на одних руках (ноги тянуть волоком).
Упражнение №6
В положении упора лежа передвижение на руках вправо-влево по кругу, ноги неподвижны.
Упражнение №7
Укрепление пальцев рук с помощью выполнения различных упоров на пальцах, сжатия пружинных, надувных, поролоновых приспособлений (эспандер, теннисный мяч, резиновая губка).
Упражнение №8
Из положения в упоре (туловище вертикально или в наклоне) оттолкнуться руками, выполняя беговые движения ими.
Упражнение №9
Стоя в упоре у стенки. Толчковая нога поднята в согнутом положении. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъеме маховой ноги).
Упражнение №10
Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади. Активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает бегуна вперед, и он принимает положение, как при беге, с низкого старта в момент ухода с колодок.
Упражнение №11
Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу быстро принимается положение, как в упражнении № 10.
Упражнение №12
И.п. – стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение.
Упражнение №13
Смена ног в различных положениях: а) лежа в упоре руки на гимнастической скамейке;
б) одна нога ставиться на скамейку; в) в глубоком выпаде; г) держа гимнастическую палку на плечах.
Упражнение №14
Прыжки в длину с места из положения низкого старта.
Упражнение №15
Старты из положения «с двух колен»: а) без опоры на руки; б) с опорой на руки.
Упражнение №16
Старт из положения стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки за спиной, на поясе. Опущены вниз.
Упражнение №17
Бег в упоре лежа 5-7 сек. С переходом на бег по дистанции.
Упражнение №18
Непрерывный переход из положения «упор присев» в «упор лежа»(5-7 сек.) с переходом на бег по дистанции: а) из положения «упор присев»; б) из положения «упор лежа».
Упражнение №19
Старты из различных положений: а) сидя на полу лицом (или спиной) вперед; б) лежа на животе; в)
Лежа на спине головой к линии старта.
Упражнение №20
Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.
БЕГ ПО ДИСТАНЦИИ
Задачи обучения.
1.Научить учащихся технике стартового разгона, бегу с максимальной скоростью.
2.Научить технике движения рук.
Выполняя первые шаги после старта, многие учащиеся преждевременно выпрямляются. Учителю следует помнить, что угол наклона туловища при стартовом разгоне зависит не только от техники выполнения бега со старта, но и от уровня развития скоростно-силовых качеств школьников. Поэтому при недостаточной подготовленности учащихся преждевременное выпрямление туловища не следует рассматривать как ошибку в технике стартового разгона. В этих случаях большее внимание следует уделить специальным упражнениям, направленным на укрепление мышц, выполняющих нагрузку при стартовом разгоне.
Последовательность обучения технике стартового разгона.
Упражнение №1
Бег с низкого старта под «ворота» из веревочки или планки для прыжков в высоту.
Упражнение №2
Бег с низкого старта в «упряжке».
Упражнение №3
Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление партнера.
Упражнение №4
Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального наклона туловища. Первая отметка на расстоянии 3,0-3,5 стопы от передней ноги.
Упражнение №5
Бег с низкого старта через расставленные, на первых пяти-шести шагах, набивные мячи(d=15-20 см.) с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставиться.
Упражнение №6
Бег с низкого старта 10-15 м с сохранением оптимального наклона туловища.
Дополнительные упражнения
Упражнение №1
Подскоки на месте 5-7 сек. С переходом на бег по дистанции
Упражнение №2
Подскоки на двух ногах на месте в «разножке» (со сменой положения ног)5-7 сек. с переходом на бег.
Упражнение №3
Прыжки на месте вперед-назад 5-7 сек. с переходом на бег по дистанции: а) из положения – прыжок назад; б) из положения – прыжок вперед.
Упражнение №4
Смена ног прыжками 5 сек. из положения выпада вперед и переходом на бег по дистанции.
Упражнение №5
Бег с высоким подниманием бедра на месте 5 сек. с переходом на бег по дистанции.
Упражнение №6
Семенящий бег на месте 5 сек. с переходом на бег по дистанции.
В упражнениях № 5 и 6 движения на месте выполняются в быстром темпе
Последовательность обучения технике бега по дистанции.
Упражнение №1
Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на поясе или опущены вниз. Туловище прямо (не отклонять).
Упражнение №2
Бег с высоким подниманием бедра сохраняя правильную осанку и выполняя различные указания. Выполняется упражнение, стоя на месте в положении упора под разными углами или без упора с продвижением вперед.
Упражнение №3
Освоение прямолинейности движения, постановка стоп без разворота носков:
а) бег по узкой дорожке шириной 20-25 см;
б) с переходом на бег по дистанции.
в) по гимнастической скамейке.
Упражнение №4
Многоскоки.
Упражнение №5
Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с переходом на бег по дистанции.
Упражнение №6
То же, но выполняя упражнение с переходом на бег по дистанции.
Упражнение №7
Многоскоки10-15 м с переходом на бег по дистанции.
Упражнение №8
Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя.
Упражнение №9
Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и их правильная структура.
Упражнение №10
Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.
Упражнение №11
Бег на время с ходу (20,30 м).
Последовательность обучения технике движения рук при беге.
От характера работы рук в значительной степени зависит темп передвижения и характер бега.
Упражнение №1
В основной стойке или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при беге, беговые движения руками.
Упражнение №2
Движение руками как при беге из исходного положения, ноги на ширине плеч, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтевых суставах.
Упражнение №3
Работа рук с постепенным выпрямлением туловища из и.п. – наклон вперед
Упражнение №4
Работа рук на месте в различном темпе.
Упражнение №5
Стоя на слегка согнутых ногах, руки удерживают концы амортизатора (скакалки) перекинутого через шею и плечи. Упражнение можно выполнять из различных положений.
Упражнения № 1-5 выполняются сериями по 10-15 сек., не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к ненужным движениям головой, подниманию плеч, раскачиванию туловища
Упражнение №6
Бег в медленном темпе, сохраняя необходимый угол сгибания рук и правильную осанку
Дополнительные упражнения.
Упражнение №1
Быстрая смена ног прыжками из положения выпада вперед
Упражнение №2
Выбрасывания набивного мяча бедром вперед.
Упражнение №3
Бег с отведением бедра назад и «захлестыванием» голени.
Упражнение №4
Семенящий бег: а) стоя у гимнастической стенки; б) на месте; в) в медленном темпе; г) в быстром темпе (на частоту движений), соблюдая расслабление (не закрепощая плечи и руки). Следить за тем, чтобы нога ставилась с носка и полностью разгибалась в коленном суставе.
Упражнение способствует овладению прямолинейной постановкой стоп, полным выпрямлением коленного сустава и выработке расслабления (плечевой пояс и руки).
Упражнение №5
Ходьба с выпадами, проталкиваясь вперед полностью и выпрямляя толчковую ногу.
Упражнение №6
Комбинирование: бег с высоким подниманием бедра 15м, с переходом на многоскоки 15м, с переходом на ускорение 20-25м.
Упражнение №7
Бег скачками на одной ноге в колонну по одному, в парах, на выигрыш.
Упражнение №8
Бег на прямых ногах. Внимание на минимальное сгибание в коленном суставе.
Последовательность совершенствования техники бега на короткие дистанции.
На уроках легкой атлетики при совершенствовании техники бега целесообразно использовать беговые упражнения, в которых основная нагрузка падает на мышцы, активно участвующие в работе. Это, в первую очередь. Специальные беговые упражнения с переходом на бег. Основные требования к упражнениям – сохранение свободы движений при максимальной скорости.
- Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с переходом в свободный бег.
- Многоскоки10-15 м с увеличением темпа и переходом в свободный бег (20-30 м.).
- Семенящий бег. Выполнять мелкими, но быстрыми и свободными шагами.
- Семенящий бег15-20м и переходом в свободный бег.
- Бег с ускорением до максимальной скорости и переходом в свободный бег.
- Переменный бег с 3-4 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции (бег с переключением усилий).
- Бег на время с ходу на 10-15 м (максимально быстро);
а) выполнять как можно с большей частотой шагов; б) выполнять с наименьшим количеством шагов.
8. Переход к свободному бегу по инерции после разгона с высокого старта с опорой на одну руку.
9. Бег через набивные мячи (баскетбольные покрышки):
а) расставленные на длину уменьшенного шага (для частоты движений); б) расстояние между которыми постепенно увеличивается и доводится до нормального бегового шага.
Последовательность совершенствования техники бега при переходе от стартового разбега к бегу по дистанции.
Упражнение №2
Бег с постоянно нарастающей длиной шагов, переходящий в обычный бег(по ориентирам)
Упражнение №2
Бег с низкого старта 20-25м с последующим бегом по дистанции.
Упражнение №3
Бег с низкого старта 45-55м. с последующим бегом по дистанции(20м разгон, 10м по инерции, далее бег с максимальным усилием).
Упражнение №4
Переменный бег на 50-80 м. с 2-3 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции(отрезок по инерции постепенно уменьшается до 3-4 шагов).
ОСНОВНЫЕ ОЩИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.
Элементы техники | Основные ошибки |
Выполнение команды «На старт!» | 1.Колени слегка разведены в стороны. 2.Спина прогнута. 3.Спина согнута (круглая). 4.Руки поставлены слишком широко или узко. 5.Плечи сзади или излишне выведены вперед, за вертикальную плоскость стартовой линии. 6.Голова опущена слишком низко или поднята. 7.Углы наклона колодок неудобны ученикам 8.Ноги не упираются в стартовые колодки. |
Выполнение команды «Внимание!» | 1.Ступни не опираются в колодки. 2.Таз поднят излишне высоко. 3.Ноги почти выпрямлены. 4. Плечи сзади или излишне выведены вперед, за вертикальную плоскость стартовой линии. 5.Перенос веса тела на ногу, стоящую сзади. |
Старт и стартовый разгон | 1.Неполное выпрямление ноги при отталкивании и при выполнении первого шага. 2.Забрасывание голени назад-вверх после отталкивания от колодок. 3.первый шаг излишне широкий или чрезмерно короткий 4.преждевременное принятие положения туловища, характерного для бега по дистанции (раннее выпрямление туловища) |
Бег по дистанции | 1.Сильный разворот стоп при постановке на грунт (ступни развернуты носками наружу). 2.Ступни ставятся не на одной линии. 3.Постановка ноги с пятки. 4.Не полное выпрямление ноги в отталкивании (бег на согнутых ногах). 5. Колени мало поднимаются вверх. 6. Кисти сильно зажаты в кулаки или напряженно выпрямлены. 7. Движение рук в стороны. 8.Малая амплитуда движения рук и ног из-за закрепощенности. 9.Сильный наклон туловища вперед или отклонение назад. 10. Голова опущена вниз или отклонена 11. Раскачивание туловища в стороны. Колебательные движения туловища и головы в такт шагов |
Финиширование | 1.Отсутствие набегания |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕГА.
Подвижные игры на скорость реакции.
- «Поймай палку».
Игроки стоят по кругу в 3-4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью).
Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает в сторону. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной, боком к центру круга. Побеждает после 2-3 мин. игры тот, кто ни разу не был водящим.
- «Кто быстрей возьмет мяч из круга?»
(по вызову номеров)
2
3
1
4
5
5
4
3
2
1
3. «Кто быстрей возьмет теннисный мяч?»
Игроки двух команд сидят на полу лицом или спиной друг к другу и мячам, друг напротив друга. Расстояние между ними 1-1,5 м. По команде учителя начинают выполнять упражнения для рук, по команде «Хоп» (которая звучит неожиданно), игроки команд пытаются первыми взять мяч.
4
5
2
6
7
3
4
5
6
7
3
1
1
2
- «Поймай мяч».
Все играющие встают по кругу, каждый запоминает свой номер. Водящий подбрасывает или ударяет мячом об пол и называет номер. Названный игрок устремляется к мячу с задачей поймать его до касания пола. Если он успеет, то продолжает игру как водящий. Варианты – дети могут двигаться по кругу шагом, бегом, прыжками.
Подвижные игры для развития скорости бега.
- «Кто быстрей возьмет мяч из круга.»с предварительным обеганием флажков.
- «День и ночь»
Две команды стоят на середине площадки на расстоянии 1-2 м. Одна команда «День» вторая- «Ночь». У каждой команды со своей стороны дом в 10-20м. Преподаватель, стоя с боку, вызывает одну из команд - ее игроки, как можно быстрее должны убежать в дом, игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков догнали столько и очков. Команды возвращаются на и.п.
- «Вызов номеров».
- « Пятнашки-догонялки»
5. «Встречные эстафеты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика обучения технике бега на средние дистанции»
Данная методическая разработка помогает овладеть правильной техникой бега на средние дистанции, совершенствовать ее в процессе обучения....
Методика обучения техники бега на короткие дистанции
материал содержит задачи и средства с помощью которых можно обучить бегу на короткие дистанции....
Методика обучения техники бега на короткие дистанции
материал содержит задачи и средства с помощью которых можно обучить бегу на короткие дистанции....
Методика обучения технике бега на средние дистанции
Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своем...
Легкая атлетика. Методика обучения техники бега на 100 м.
Легкая атлетика занимает большое место в системе подготовки школьников. Она оказывает чрезвычайно разностороннее влияние на развитие двигательных качеств, совершенствует жизненно важные двигательные н...
Методика обучения технике бега на средние дистанции
Бег - естественный способ передвижения человека, он является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых ...
«Методика обучения технике бега на короткие дистанции»
Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эс...