Программа по лыжной подготовке для учащихся 10-11 лет
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Данная рабочая программа по лыжной подготовке разработана для учащихся 10-11 лет. Данный возраст соответствует минимальному возрасту для зачисления в секцию по лыжным гонкам (ФССП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lyzhnoy_podgotovke_1_2.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
(МАОУ СОШ № 7)
Принята на заседании Педагогического совета, протокол от 31.08.2020г. № 17 | Утверждено приказом директора МАОУ СОШ № 7 от 31.08.2020г. № 454 |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Лыжная подготовка»
направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Новиков Павел Евгеньевич,
учитель физической культуры,
без категории
г. Когалым, 2020 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Лыжная подготовка»
Пояснительная записка
В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания педагогов. Программа дополнительного образования по начальной лыжной подготовке ориентирована на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни школьников.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.
Одной из основных задач физического воспитания - является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.
Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, которым можно заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.
Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для работы сердечнососудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.
Ходьба и бег на лыжах положительно влияют на дыхательную систему. В процессе систематических занятий хорошо развивается грудная клетка, увеличивается сила дыхательных мышц и, соответственно, возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Через легкие лыжника проходит от 40 до 100 л воздуха за 1 мин, что увеличивает максимальное потребление кислорода в среднем на 1,5 - 2 л.
Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на центральную нервную систему, корригируя двигательные координации через импульсы, поступающие от периферическихотделов зрительного, вестибулярного анализаторов. Это дает возможность лыжнику точно приспосабливать свои движения к рельефу местности и скорости, быстро заменяя одни динамические стереотипы на другие. При крутых спусках велика роль периферического зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в результате повышения возбудимости периферических элементов сетчатки.
Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения требуют высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечивает своевременные реакции, способствующие перераспределению мышечного тонуса и сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными.
Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме. Известно, что кислород при низкой температуре активнее взаимодействует с гемоглобином крови.
При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, стимулируют познавательные способности, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, а также сплочению в коллективе.
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжная подготовка» разработана на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Отличительной особенностью данной программы является привитие детям понятия о культуре здорового образа жизни. Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия ребёнка в игровых формах занятий.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна программы состоит во внедрении современных технологий, таких как игровые, здоровьесберегающие, ситуационные, дифференцированный подход и др. Педагогическая целесообразность заключается в подготовке детей к дальнейшему посещению занятий по различным видам спорта, реализуемым в районе. Делая упор на лыжные гонки, включаются элементы из других видов спорта: плавание, лёгкая атлетика, футбол и др. и при этом используются соревновательные моменты.
Актуальность занятий лыжной подготовкой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.
Цель программы – создание условий для развития двигательной активности обучающихся, путем вовлечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке.
Задачи программы:
Образовательные:
- Научить основам техники передвижения на лыжах;
- Научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;
- Приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий (наука быть здоровым);
- Учить использовать в своей речи спортивную терминологию.
Оздоровительные:
- Развивать природный потенциал каждого ребенка;
- Развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;
- Развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений);
- Способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества;
- Воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- Воспитывать духовно – нравственные качества поведения в коллективе.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 10-11 лет.
Дополнительная образовательная программа «Лыжная подготовка» позволяет приобщить детей к регулярным занятиям лыжным спортом и физкультурой.
При создании программы учитывались все последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке.
Общая продолжительность обучения составляет 157,5 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 2,15 ч. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Адресат программы: возраст обучающихся от 10 до 11 лет.
Количество обучающихся в группе:15 человек.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе начальной подготовки являются следующие показатели:
- стабильность состава занимающихся;
- динамика роста показателей физической подготовленности;
- уровень освоения основ техники лыжных гонок.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся будут уметь:
- передвигаться попеременным двухшажным ходом, подниматься по склону «лесенкой», выполнять торможение «плугом»
- преодолевать расстояния в медленном темпе до 1,5 км
- уметь передвигаться на лыжах по пересеченной местности
- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям
К концу обучения учащиеся будут знать:
- о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене закаливания и занятий физическими упражнениями, об осанке
- об истории развития спорта в стране, округе, городе;
- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;
- владеть знаниями о чувстве товарищества и нравственных правилах поведения в коллективе.
Форма обучения: очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.
Форма занятий: всем составом, по группам.
Методическое обеспечение программы
Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.
Основной формой практических занятий является урок, который строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.
Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.
Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного урока.
В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.
Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия на лыжах.
Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.
Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут проводиться различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и подведение итогов обучения.
Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.
В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три основных метода обучения:демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.
Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.
Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.
Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических условиях, учитель должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном спорте терминологию.
Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода – воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.
Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях (например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных усилиях при отталкивании.
Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.
Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.
Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.
Учебно-тематический план физкультурно-спортивной направленности
«Лыжная подготовка»
4,5 часа в неделю, 157,5 часа, 35 недель
№ | Раздел | Теория | Практика | Всего | Формы контроля |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | - | 2 | Опрос, беседа, тестирование |
2. | Основы знаний по лыжной подготовке: | 8 | - | 8 | Тестирование |
3. | Техника передвижения на лыжах: | 7 | 37 | 44 | Наблюдение, тестирование |
3.1. | Скользящий шаг | 1 | 6 | 7 | Наблюдение, тестирование |
3.2. | Попеременный двухшажный ход | 1 | 8 | 9 | Наблюдение, тестирование |
3.3. | Спуск в стойке устойчивости | 1 | 4 | 5 | Наблюдение, тестирование |
3.4. | Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой» | 1 | 5 | 6 | Наблюдение, тестирование |
3.5. | Поворот переступанием на месте | 1 | 6 | 7 | Наблюдение, тестирование |
3.6. | Торможение падением | 1 | 5 | 6 | Наблюдение, тестирование |
3.7. | Непрерывное передвижение до 3 км | 1 | 5 | 6 | Наблюдение, тестирование |
4. | Игры на лыжах | 1 | 7 | 8 | Наблюдение |
5. | Специальная физическая подготовка | 4 | 16 | 20 | Наблюдение, тестирование |
6. | Общая физическая подготовка | 8 | 32 | 40 | Наблюдение, тестирование |
6.1. | Строевые упражнения | 2 | 8 | 10 | Тестирование |
6.2. | Общеразвивающие упражнения | 6 | 24 | 26 | Наблюдение, тестирование |
7. | Подвижные игры и эстафеты | 2 | 10 | 12 | Наблюдение |
8. | Кроссовая подготовка | 2 | 9 | 11 | Наблюдение |
9. | Контрольные проверки и соревнования | 1 | 5 | 6 | Итоговый контроль, соревнования |
Итого | 35 | 109 | 153 |
Структура и содержание курса «Начальная лыжная подготовка» задаются в программе в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Организационно-педагогические основы обучения
Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям, и с согласия родителей. Занятия проводятся в свободное от уроков учащихся время.
Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур для данного возраста.
Безветренная погода | Ветер до 5 м/с | Ветер до 6 - 10 м/с |
-15 | -10 | -8 |
В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей физической подготовке), с применениемимитационных упражнений лыжника, выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных игр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие.
Инструктаж по Т.Б. Бег. Обучение шаговой и прыжковой имитации.
2. Бег. Обучение имитациям лыжных ходов. Круговая тренировка.
3. Лыжный спорт в России (теория). ходов. Развитие выносливости методом круговой тренировки.
4. Бег. Имитация лыжных ходов. Круговая тренировка.
5. Развитие скоростно-силовую выносливость методом круговой тренировки.
6. Бег. Имитация лыжных ходов. Спортивная игра.Методы подсчета ЧСС (теория).
7. Бег с имитацией на подъёмах. Упражнения на различныегруппы мышц.
8. Бег. Имитация лыжных ходов. Круговая тренировка.
9. Бег с имитацией на подъёмах. Упражнения на развитиесиловых способностей.
10. Бег. Имитация лыжных ходов. Круговая тренировка
11. Развитие скоростной выносливость методомкруговой тренировки.
12. Бег с имитацией на подъёмах. Спортивная игра.
13. Бег по пересеченной местности. Общефизическаяподготовка.
14. Имитационные упражнения. Гигиена юного спортсмена(теория).
15. Бег. Техника лыжных ходов.
16. Общефизическая подготовка. Круговая тренировка.
17. Спортивная игра.
18. Кросс. Характеристика лыжных ходов (теория).
19. Бег. Имитационные упражнения. Развитие физических качеств посредством различных упражнений (с отягощением и без отягощений).
20. Бег. Имитационные упражнения.
21. Имитационные упражнения. Круговая тренировка.
22. Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на местеи в движении.
23. Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении.
24. Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов(теория).
25. Обучение спускам и подъемам, торможениям и падениям.
26. Игры с элементами лыжной подготовки. Закаливаниеорганизма (теория).
27. Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка.
28. Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки.
29. Обучение коньковому ходу. Круговая тренировка.
30. Обучение коньковому ходу. Развитие выносливости.
31. Техника конькового хода. Эстафеты.
32. Техника конькового хода. Игры с элементами лыжной подготовки.
33. Техника лыжных ходов.
34. Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка.
35. Игры с элементами лыжной подготовки.
36. Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении.
37. Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки.
38. Техника лыжных ходов.
39. Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов.
40. Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов.
41. Обучение спускам и подъемам.
42. Обучениеторможениям и падениям.
43. Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка.
44. Игры с элементами лыжной подготовки.
45. Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении.
46. Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки.
47. Техника лыжных ходов.
48. Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов.
49. Обучение спускам и подъемам.
50. Обучение торможениям и падениям.
51. Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки.
52. Обучение спускам и подъемам.
53. Обучение торможениям и падениям.
54. Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов.
55. Техника лыжных ходов.
56. Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка.
57. Игры с элементами лыжной подготовки.
58. Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении.
59. Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементами лыжной подготовки.
60. Техника лыжных ходов.
61. Обучение торможениям и падениям.
62. Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении.
63. Общая и специальная физическая подготовка. Спортивная игра.
64. Общая и специальная физическая подготовка. Спортивная игра.
65. Специальная физическая подготовка. Круговая тренировка.
66. Имитационные упражнения. Упражнения на различные группы мышц.
67. Бег с имитацией на подъемах. Спортивная игра.
68. Итоговое занятие. Спортивная игра.
№ | Тема занятия | Продолжительность занятия | Дата изучения (по плану) | Дата изучения (по плану) |
Инструктаж по Т.Б. Бег. Обучение шаговой и прыжковойимитации. | 2 ч 15 мин | 3.09.2020 | 3.09.2020 | |
Бег. Обучение имитациям лыжных ходов. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 5.09.2020 | 5.09.2020 | |
Лыжный спорт в России (теория). ходов. Развитие выносливости методом круговой тренировки. | 2 ч 15 мин | 10.09.2020 | 10.09.2020 | |
Бег. Имитация лыжных ходов. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 12.09.2020 | 12.09.2020 | |
Развитие скоростно-силовую выносливость методом круговой тренировки. | 2 ч 15 мин | 17.09.2020 | 17.09.2020 | |
Бег. Имитация лыжных ходов. Спортивная игра.Методы подсчета ЧСС (теория). | 2 ч 15 мин | 19.09.2020 | 19.09.2020 | |
Бег с имитацией на подъёмах. Упражнения на различныегруппы мышц. | 2 ч 15 мин | 24.09.2020 | 24.09.2020 | |
Бег. Имитация лыжных ходов. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 26.09.2020 | 26.09.2020 | |
Бег с имитацией на подъёмах. Упражнения на развитиесиловых способностей. | 2 ч 15 мин | 1.10.2020 | 1.10.2020 | |
Бег. Имитация лыжных ходов. Круговая тренировка | 2 ч 15 мин | 3.10.2020 | 3.10.2020 | |
Развитие скоростной выносливость методомкруговой тренировки. | 2 ч 15 мин | 8.10.2020 | 8.10.2020 | |
Бег с имитацией на подъёмах. Спортивная игра. | 2 ч 15 мин | 10.10.2020 | 10.10.2020 | |
Бег по пересеченной местности. Общефизическаяподготовка. | 2 ч 15 мин | 15.10.2020 | 15.10.2020 | |
Имитационные упражнения. Гигиена юного спортсмена(теория). | 2 ч 15 мин | 17.10.2020 | 17.10.2020 | |
Бег. Техника лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 22.10.2020 | 22.10.2020 | |
Общефизическая подготовка. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 5.11.2020 | ||
Спортивная игра. | 2 ч 15 мин | 7.11.2020 | ||
Кросс. Характеристика лыжных ходов (теория). | 2 ч 15 мин | 12.11.2020 | ||
Бег. Имитационные упражнения. Развитие физических качеств посредством различных упражнений (с отягощением и без отягощений). | 2 ч 15 мин | 14.11.2020 | ||
Бег. Имитационные упражнения. | 2 ч 15 мин | 19.11.2020 | ||
Имитационные упражнения. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 21.11.2020 | ||
Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на местеи в движении. | 2 ч 15 мин | 26.11.2020 | ||
Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении. | 2 ч 15 мин | 28.11.2020 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов(теория). | 2 ч 15 мин | 3.12.2020 | ||
Обучение спускам и подъемам, торможениям и падениям. | 2 ч 15 мин | 5.12.2020 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. Закаливаниеорганизма (теория). | 2 ч 15 мин | 10.12.2020 | ||
Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 12.12.2020 | ||
Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 17.12.2020 | ||
Обучение коньковому ходу. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 19.12.2020 | ||
Обучение коньковому ходу. Развитие выносливости. | 2 ч 15 мин | 24.12.2020 | ||
Техника конькового хода. Эстафеты. | 2 ч 15 мин | 26.12.2020 | ||
Техника конькового хода. Игры с элементами лыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 14.01.2021 | ||
Техника лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 16.01.2021 | ||
Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 21.01.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 23.01.2021 | ||
Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении. | 2 ч 15 мин | 28.01.2021 | ||
Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 30.01.2021 | ||
Техника лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 4.02.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 6.02.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 11.02.2021 | ||
Обучение спускам и подъемам. | 2 ч 15 мин | 13.02.2021 | ||
Обучениеторможениям и падениям. | 2 ч 15 мин | 18.02.2021 | ||
Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 20.02.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 25.02.2021 | ||
Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении. | 2 ч 15 мин | 27.02.2021 | ||
Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 4.03.2021 | ||
Техника лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 6.03.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 11.03.2021 | ||
Обучение спускам и подъемам. | 2 ч 15 мин | 13.03.2021 | ||
Обучение торможениям и падениям. | 2 ч 15 мин | 18.03.2021 | ||
Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 1.04.2021 | ||
Обучение спускам и подъемам. | 2 ч 15 мин | 3.04.2021 | ||
Обучение торможениям и падениям. | 2 ч 15 мин | 8.04.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. Правильный подбор инвентаря технику классических лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 10.04.2021 | ||
Техника лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 15.04.2021 | ||
Обучение спускам и подъемам. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 17.04.2021 | ||
Игры с элементами лыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 22.04.2021 | ||
Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении. | 2 ч 15 мин | 24.04.2021 | ||
Обучение классическим лыжным ходам. Игры с элементамилыжной подготовки. | 2 ч 15 мин | 29.04.2021 | ||
Техника лыжных ходов. | 2 ч 15 мин | 1.05.2021 | ||
Обучение торможениям и падениям. | 2 ч 15 мин | 6.05.2021 | ||
Закаливание организма (теория).Обучение классическим лыжным ходам. Повороты на месте и в движении. | 2 ч 15 мин | 8.05.2021 | ||
Общая и специальная физическая подготовка. Спортивнаяигра. | 2 ч 15 мин | 13.05.2021 | ||
Общая и специальная физическая подготовка. Спортивная игра. | 2 ч 15 мин | 15.05.2021 | ||
Специальная физическая подготовка. Круговая тренировка. | 2 ч 15 мин | 20.05.2021 | ||
Имитационные упражнения. Упражнения на различныегруппы мышц. | 2 ч 15 мин | 22.05.2021 | ||
Бег с имитацией на подъемах. Спортивная игра. | 2 ч 15 мин | 27.05.2021 | ||
Итоговое занятие. Спортивная игра. | 2 ч 15 мин | 20.05.2021 |
Условия реализации программы
Календарный учебный график
дополнительного образования в МАОУ СОШ № 7
на 2020-2021 учебный год
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных программ для групп дополнительного образования | Итого недель в учебный период | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 35 недель | ||
Период | Количество недель | Период | Количество недель | |
01.09.2020г.- 29.12.20120г. | 16 недель | 11.01.2021г.-02.06.2021г. | 19 недель | |
Сроки организации промежуточного и итогового контроля реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||||
21.12.2020г. - 29.12.2020г., 03.05.2021г. – 18.05.2021г. |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-специальное, высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы). К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической базы:
- спортивный зал;
- спортивный инвентарь (мячи, скакалки, гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки);
- для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах;
- наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися;
- набор инструментов для установки креплений и мелкого ремонта;
- комплект лыжных мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в овраге, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов передвижения.
Для наиболее успешного усвоения учебного материала на занятиях используются следующие методические пособия и дидактический материал:
- информационный стенд с «Правилами техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке», с расписанием занятий, с инструкцией по применению лыжных мазей, подбору лыжного инвентаря;
- карточки-задания для развития двигательных качеств;
- карточки-задания для выполнения и запоминания элементов лыжной техники;
- подборка журналов о лыжном спорте;
- сценарии праздников.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАГРУЗОК
(для детей 10-11 лет)
Применяемые средства | мальчики | девочки |
Продолжительность тренировочных занятий | 1 час 30 мин | 1 час 30 мин |
Допустимые дистанции в соревнованиях по кроссу (м) | 1000 | 1000 |
Допустимые дистанции в соревнованиях на лыжах (км) | 2 | 1 |
Пешие походы | до 1 час.30 мин. | до 1 час.30 мин |
Кроссовый бег в чередовании с ходьбой (км) | до 6 | до 4 |
Отрезки для воспитания быстроты движений без лыж (кол-во раз) | 10-30 м 4-6 | 10-30 4-5 |
Отрезки для воспитания скоростной выносливости без лыж (м, кол-во раз) | до 120х4 | до 100х3 |
Лыжные походы | до 1 час.30 мин. | до 1 час.30 мин |
Отрезки для воспитания скоростных способностей при передвижении на лыжах (м, кол-во раз) | до 100х7 | до 100х7 |
Отрезки для развития скоростной выносливости при передвижении на лыжах (м, кол-во раз) | до 200х5 | до 150х4 |
Критерии уровня физической подготовленности
Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Передвижение на лыжах 1км | 9.00 | 9.30 | 10.45 | 9.30 | 10.00 | 11.45 |
Выполнение скользящего шага на 10-м отрезке (кол-во шагов) | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 8-9 | 10-12 | 13-14 |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) | 18-20 | 13-17 | 8-12 | 17-19 | 13-16 | 7-12 |
Прыжок в длину с места (см) | 143-170 | 128-142 | 119-127 | 136-146 | 118-135 | 108-117 |
Бег 30 м с высокого старта (сек.) | 6.0-5.8 | 6.7-6.1 | 7.0-6.8 | 6.2-6.0 | 6.7-6.3 | 7.0-6.8 |
Бег 2000 м | Без учета времени |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт, 1980.
- Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. - М: Просвещение, 1983.
- Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов физической культуры, учителей физической культуры, общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1996.- 73с.
- Гурский А.В., Ермаков В.В., Кобзева Л.Ф., Рыженкова Л.И. лыжные гонки: Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры, тренеров и спортсменов /СГИФК.-Смоленск, 1990.
- Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов физической культуры, учителей школ и тренеров ДЮСШ.
- Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венгер.-М: Радуга, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по предмету "Физическая культура"на тему: "Лыжная подготовка" для учащихся 5-9 классов
Презентация раскрывает историю, значение, классификацию лыжного спорта, экипировку лыжника, правила техники безопасности, лыжные ходы, подъемы, стойки спусков, способы торможения, повороты в движении,...
План-конспект урока лыжной подготовки для учащихся 6 класса
План-конспект урока лыжной подготовки для учащихся 6 класса....
Конспект урока по теме "Лыжная подготовка" для учащихся 6-го класса
Тема урока: формирование двигательных навыков при передвижении на лыжах и спусках и подъемах с гор....
Конструкт урока по лыжной подготовке для учащихся 5 классов
Тема урока: Техника перехода от попеременного двухшажного хода к одновременным ходам. Поворот кругом махом, стоя на лыжах.Цель: способствовать формированию осознанного отношения к развитию двига...
программа по лыжной подготовке для учащихся 7-11 классов
программа по лыжной подготовке для учащихся 7-11 классов...
программа по лыжной подготовке в бесснежный период для учащихся 5-11 классов
программа по лыжной подготовке в бесснежный период для учащихся 5-11 классов...
рабочая программа по лыжной подготовке для учащихся старших классов с учетом регионально-климатических условий
Рабочая программа составленна на основе программы утвержденной Министерством образования и науки РФ. А так же использовался личный опыт...