РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
статья по физкультуре (11 класс)

Керейтов Фазиль Хусинович

Эта статья о РАЗВИТИи ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 796.011.1

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБОУ «Алтайский государственный педагогический университет»

Аннотация: в представленной статье рассматриваются психологические аспекты общей картины восприятия подростков и студентов, обучающихся в педагогических образовательных учреждениях, о здоровом образе жизни.  Представление о здоровом образе жизни среди подростков и студентов отличаются по их ценностным установкам, по самооценке здоровья и по совокупности эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов ЗОЖ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, отношения, образ жизни, эмоции, поведение, социальные установки, социальные представления.

THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLES IN ADOLESCENCE AND YOUNG ADULTHOOD

Abstract: the article considers psychological aspects of representations of teenagers and students in pedagogical educational institutions about a healthy lifestyle. A General idea of healthy lifestyle among teenagers and College students differ in their value systems, self-assessment of health and together the emotional, cognitive and behavioural components of a healthy lifestyle.

Keywords: healthy living, relationships, lifestyle, emotions, behavior, social attitudes, social representations.

Правильно сформированные представления о здоровом образе жизни служат одним из основных критериев сложившейся внутренней установки, определяющей дальнейшую направленность деятельности индивида по укреплению и самоусовершенствованию собственного здоровья. Выбор дальнейшего образа жизни, связанного с представлениями человека о самом себе, с возможностями продуктивного внутрисоциального взаимодействия и гибкого поведения, обеспечивает положительные результаты жизнедеятельности, направленные на улучшение здоровья.

Общая картина среди личностей подросткового и студенческого возраста о здоровом образе жизни складывается, прежде всего, из активного социального опыта и взаимодействия. Современное поколение уже на данном возрастном этапе проходит активное профессиональное становление, вследствие чего получает большой объём информации о том, что ЗОЖ является неотъемлемым компонентом профессионально-личностной ценности. Студенты обогащаются необходимыми знаниями об эмоционально-ценностной составляющей здорового образа жизни и продуктивно включаются в профессиональную деятельность.

Здоровый образ жизни воспринимается личностью, как  всеобъемлющая картина мира, захватывающая симбиоз само актуализирующейся личности с окружающей действительностью, людьми и самим собой, задающий направление дальнейшего коммуникативного поведения, жизненных ценностей и становления личности, как активного участника общественной жизни [4].

Согласно С. Московиси, социальные представления – это воссоединяющий символ, система разъяснения, типологизации явлений [5]. В структуре общественных измерений принято выделять три измерения: информация, поле представлений и установка [3].

Цель представленного исследования направлена на выявление уровня формирования структуры и содержания представлений о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте.

В ходе проведения исследования ставились следующие задачи: 1) определить степень ответственности за собственное здоровье; 2) выяснить, какое место занимает здоровье среди системы ценностей испытуемых; 3) выявить самооценку уровня здоровья; 4) изучить отличительные черты эмоционального, поведенческого и познавательного компонентов отношения к здоровью.

В исследовании приняли участие 10 студентов «Алтайского государственного педагогического университета», обучающихся по направлению специальная психология; 10 студентов «Барнаульского государственного педагогического колледжа», обучающихся по направлению дошкольное образование.

В работе использовались следующие методы исследования: «Индекс отношения к здоровью» С.Д.Дерябо, В.А. Ясвина [2], личностный опросник «Отношение к здоровью» и методика «Незаконченные предложения» Р.А. Березовской [1].

В составе пониманий о здоровом образе жизни выделяются следующие основополагающие компоненты: эмоциональный, поведенческий, когнитивный и ценностно-мотивационный.

Эмоциональный компонент представляет собой изменение в аффективной составляющей личности по отношению к своему здоровью, которые имеют свое проявление в излишней чувствительности индивида к различным сигналам как своего организма, так и организма окружающих. При исследовании эмоциональной шкалы, можно сделать выводы о том, что у студентов показатели гораздо выше, чем у подростков, обучающихся в колледже. Так среди студентов 60% испытуемых уделяют особо пристальное внимание к своему здоровью. Они не просто наслаждаются здоровым организмом, но и чувствительно реагируют на все его изменения. Кроме того, данная группа испытуемых хорошо дифференцирует связь эмоционального состояния и здоровья у окружающих. 30% имеют средние показатели по эмоциональному проявлению. Они хорошо различают собственную зависимость настроения от уровня здоровья, но при этом совершенно не выделяют такой взаимосвязи у окружающих. 10% студентов не связывают эмоциональное состояние со здоровьем. Они занимаются им исключительно по необходимости и не испытывают от данной процедуры никакого удовольствия. Среди подростков лишь 20% испытуемых имеют высокие показатели связи между эмоциями и здоровьем. Около 20% испытуемых показатели средние результаты. У 60% подростков преобладает низкая эмоциональная привязанность к здоровью. Студенты гораздо пристальнее относятся к своему здоровью. Они радуются, когда их организм в порядке и чувственно реагируют на незначительные сигналы своего здоровья. У студентов значительно ухудшается настроение, если их образ жизни дает небольшой сбой, то они моментально пытаются найти выход из сложившейся ситуации и вернуть свой организм в привычное состояние, в отличие от подростков.

В наибольшей степени эмоциональный компонент представлений о ЗОЖ как у студентов, так и у подростков взаимосвязан с преобладанием положительных эмоциональных состояний. Отрицательные проявления эмоций характеризуются низким уровнем интенсивности.

Практический компонент познания о здоровом образе жизни раскрывает с точки зрения практического применения имеющихся знаний в собственной жизни. Кроме того, данный компонент свидетельствует о том, на сколько активно человек пытается изменить не только свой образ жизнедеятельности, но и повлиять на окружающих приобщая их к ЗОЖ. Исследование показало, что уровень практического компонента у студентов, гораздо выше, чем у обучающихся в колледже. 90% испытуемых юношеского возраста активно используют практический компонент в повседневной жизни. Прежде всего, это тесно связано с тем, что студенты педагогического университета ориентированы на последующее обучение и воспитание окружающих. Они учатся подавать пример и на собственном опыте доказывают, что ЗОЖ – это полезно. Подростки же в свою очередь еще не достаточно ориентированы в будущей направленности предстоящей деятельности, по этому в чуть меньшей степени воздействуют на изменение отношения окружающих к своему здоровью.

Когнитивный компонент включает в себя теоретические представления о том, что под собой подразумевает здоровый образ жизни. Речь идет о том, насколько активно индивид стремится получать необходимые сведения о здоровье, как он воспринимает полученную информацию и стремится ли он самостоятельно добывать необходимые знания. Среди студентов уровень когнитивного компонента гораздо выше, чем у подростков. 90% испытуемых студентов самостоятельно изучают литературу, связанную с улучшением уровня своего здоровья. Они находятся в постоянном поиске новых знаний, не только для собственного саморазвития, но и для того, чтобы донести эти знания для своих будущих учеников. Среди подростков лишь 10% испытуемых показали высокий интерес к когнитивной составляющей, 40% подростков готовы воспринимать теоретический материал, но к самостоятельному поиску новых знаний интерес не проявляют. Около 50% подростков совершенно не интересует теория, они не стремятся к поиску новой информации, а в большинстве случаев заняты межличностным общением, что обусловлено их возрастными особенностями.

В исследовании теоретической составляющей ЗОЖ большинство испытуемых отнесло здоровье к психологической составляющей организма и взаимосвязанного с ним комплексного физического развития индивида. Правильный образ жизни трактуется испытуемыми, как самый востребованный и необходимый элемент, для комплексного формирования человека. В большинстве ситуаций ЗОЖ связывают с гармонией, спокойствием, наслаждением и удовлетворением собственных потребностей.

Ценностно-мотивационный компонент характеризует какое именно место среди базовых потребностей индивида занимает здоровье и физическое развитие, а кроме того характеризует особенности мотивационного компонента, который направлен на поднятие уровня здорового образа жизни. Исследование показало, что здоровье в иерархической лестнице потребностей среди обучающихся в АтлГПУ занимает лидирующее первое место, в то время как у подростков оно расположилось лишь на пятой строчке. Данные показатели свидетельствуют о том, что внимательное отношение к собственному организму и его сигналам у студентов носит сверхценный характер. Подростки воспринимают собственное здоровье как данность и не считают важным ставить его в приоритетное направление. Данные отличительные черты прослеживаются благодаря исследованию, в котором испытуемым было предложено оценить уровень своего здоровья по семибалльной шкале. Где 1 – это очень плохое здоровье, а 7 – отличное состояние собственного здоровья. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки оценили уровень состояния своего организма в самых высоких показателях, в отличие от группы студентов. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что подростки не интересуются здоровьем лишь по тому, что они не имеют с ним особо выраженных проблем и не нуждаются в дополнительных знаниях о здоровых органах.

Анализируя выше сказанное, в описываемом исследовании были выделены основные компоненты, которые составляют полноценную картину о здоровом образе жизни и здоровье в подростковом и юношеском возрасте.
Информированность и привлечение молодого поколения к ЗОЖ должно осуществляться в направлении развития представлений о здоровье как профессионально-личностной значимости; активизировать их ценностно-эмоциональные компоненты в направлении ЗОЖ; обогащать их практический опыт и интерес в профессиональном и личностном контексте.

Список литературы

  1. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности: спец. 19.00.03 / Р.А. Березовская. – СПб., 2001. –С. 63–80.
  2. Дерябо С.Д., Здоровье как предмет экопсихологической диагностики / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, В. И. Панов //Прикладная психология. – 2000. №4.–С.52–66.
  3. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного
    сознания // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров / А. И. Донцов [и др.]. – М., 1989. – С. 11–44.
  4. Моложавенко А. В. Коммуникативная подготовка педагога к работе по профилактике аддиктивного поведения подростка (последипломный период непрерывного педагогического образования): спец. 13.00.08 / А.В. Моложавенко. – Волгоград, 2002. – 140 с.
  5. Московиси С. Социальное представление: Исторический взгляд / С. Московиси // Психологический журнал. – 1995. – №2. – С. 3-14.      



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни в подростковом возрасте"

Родительское собрание по проблеме раннего воспитания здорового образа жизни в семье и школе....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Цель:   привлечение внимания родителей к проблемам воспитания здорового образа жизни подростков.Задачи:  привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей; обсудить факто...

Педагогический проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет "Здоровье - богатство для всех и каждого"

Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества ...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Проект по теме "Способы формирования здорового образа жизни в подростковом возрасте"

В данном проекте рассматриваются формы, методы и способы формирования здорового образа жизни в подростковом возрасте....