Гимнастическая терминология на уроках физической культуры.
статья по физкультуре

Тюменева Александра Валентиновна

Гимнастическая терминология на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастическая терминология на уроках физической культуры.

В физическом воспитании особое место принадлежит гимнастике, обеспечивающей общее физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей человека. В гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет особо важную роль. Она облегчает преподавание и общение специалистов, издание специальной литературы.  

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Точные терминологические обозначения (слова термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным. Гимнастическая терминология – это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, инвентаря. Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и другие). Термин отличается от обыкновенных слов тем, что может и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спечак, петля Корбут и другие.                    

Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии                                                               1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа.                    2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность способствует более быстрому овладению им.                              3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.

Способы образования терминов и правила их применения.

Наиболее распространенный способ образования терминов придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др. Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).                                                                                                                      В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др. Термины обозначающие статистические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положение тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись.

На уроках физической культуры, всем учащимся необходимо овладеть терминологией, одновременно с изучением упражнений.      

Классификация упражнений и программный материал

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, группируя упражнения для различных частей тела:

1. Упражнения для рук и плечевого пояса.

2. Упражнения для шеи.

3. Упражнения для ног и тазового пояса.

4. Упражнения для туловища.

5. Упражнения для всего тела.

В каждой группе можно выделить ряд упражнении более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.

В группе «упражнения для ног и тазового пояса» — упражнения для стопы, голени, бедер. В группе «упражнения для туловища» выделяются упражнения для мышц передней или боковой поверхности туловища и т. п.

Правила записи общеразвивающих упражнений

1. Исходное положение (И.п.), из которого начинается движение.

2. Название движения каждого счета (наклон, поворот, мах, приседание, выпад).

3. Направление (вправо, влево).

4. Конечное положение (если необходимо), но, как правило, упражнение должно заканчиваться исходным положением.

5. Упражнения записываются столбиком.

6. Все упражнения составляются на 2, 4 или 8 счетов.

Термины общеразвивающих упражнений

ОСНОВНАЯ СТОЙКА– принимается по команде

«Становись!». По этой команде стоят прямо, без напряжения, пятки вместе, носки врозь, плечи развернуты, руки вдоль туловища,

голова прямо.

СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ– ноги в стороны на расстоянии ширины плеч.

ШИРОКАЯ СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ– ноги значительно шире, чем в стойке ноги врозь.

УЗКАЯ СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ– расстояние вдвое

уже, чем в стойке ноги врозь.

СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ ПРАВОЙ– правая нога выставлена на шаг вперед от левой ноги.

СТОЙКА СКРЕСТНО ПРАВОЙ– правая нога поставлена перед левой, внешние стороны стоп обращены друг к другу.

СОМКНУТАЯ СТОЙКА– стопы сомкнуты.

СТОЙКА ВОЛЬНО ПРАВОЙ  – стойка принимается

по команде «вольно правой». По этой команде выполняется шаг

правой в сторону, руки за спину.

СТОЙКА НА ЛЕВОМ КОЛЕНЕ  – стойка с опорой левым коленом, голенью и верхней частью стопы, правая нога впереди согнута на 90°.

СТОЙКА НА КОЛЕНЯХ – стойка с опорой на колени, голени и верхние части стоп, туловище вертикально.

СЕД – положение сидя на полу с прямыми ногами

(ноги вместе).

СЕД НОГИ ВРОЗЬ – положение сидя с разведенными в стороны ногами.

СЕД УГЛОМ  – положение сидя с поднятыми ногами,

образующие с туловищем прямой угол.

СЕД СОГНУВ НОГИ  – положение сидя с согнутыми ногами.

СЕД УГЛОМ СКРЕСТНО ПРАВОЙ – сед углом правая нога над левой.

СЕД УГЛОМ НОГИ ВРОЗЬ  – сед углом, ноги разведены в стороны.

СЕД НА ПЯТКАХ – из стойки на коленях сесть на пятки, туловище вертикально.

СЕД НА ПРАВОМ БЕДРЕ – сед, при котором тяжесть тела находится на правом бедре, ноги согнуты.

ЛЕЖА НА СПИНЕ – ноги сомкнуты, прямые, руки –вдоль тела.

ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ – согнутые руки касаются ладонями пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно.

ЛЕЖА ПРАВЫМ БОКОМ – положение с опорой правым боком, ноги сомкнутые прямые.

ЛЕЖА ПРОГНУВШИСЬ – лежа на животе тело максимально прогнуто.

ПРИСЕД – положение на максимально согнутых ногах с опорой на носки, туловище вертикально (положение ног на всей стопе указывается дополнительно).

ПОЛУПРИСЕД – присед, выполненный на половину амплитуды.

ПРИСЕД НА ЛЕВОЙ – положение на максимально

согнутой левой ноге, правая нога вперед (горизонтально полу), туловище вертикально.

ПРИСЕД НА ПРАВОЙ ЛЕВАЯ В СТОРОНУ НА НОСОК– положение на максимально согнутой правой ноге, левая нога в сторону с опорой на носок.

ПОЛУПРИСЕД С ПОЛУНАКЛОНОМ РУКИ НАЗАД -полуприсед с одновременным полунаклоном, руки отведены назад.

ВЫПАД – выставление ноги в различных направлениях с одновременным ее сгибанием.

ВЫПАД ПРАВОЙ – выставление правой ноги вперед.

ВЫПАД ВПРАВО  – выставление правой ноги в сторону.

ВЫПАД ПРАВОЙ НАЗАД  – выставление правой ноги назад.

НАКЛОННЫЙ ВЫПАД ВПРАВО  – выпад, при котором туловище наклонено вправо и составляет прямую линию с левой ногой. Руки вверх (иное положение рук указывается дополнительно).

ГЛУБОКИЙ ВЫПАД ПРАВОЙ – выпад с максимальным выставление правой ноги вперед. Положение рук и туловища указывается дополнительно.

ВЫПАД ЛЕВОЙ ВПРАВО – выполняется выставлением и одновременным сгибанием правой ноги перед левой.

УПОР СТОЯ– положение согнувшись, ближе к вертикальному, с опорой руками о пол.

УПОР ЛЕЖА – положение человека лицом к опоре,

руки прямые.

УПОР ЛЕЖА СЗАДИ– положение человека спиной

к опоре, руки прямые.

УПОР ЛЕЖА ЛЕВЫМ БОКОМ– положение человека с опорой на левую руку, тело обращено левым боком к опоре, правая рука вдоль тела.

УПОР НА КОЛЕНЯХ  – выполняется с опорой о пол

ладонями, коленями, голенями, тыльной стороной стопы. Руки и бедра перпендикулярны полу.

УПОР НА ПРАВОМ КОЛЕНЕ  – выполняется с опорой

о пол ладонями, коленом и голенью правой ноги, левая нога отведена назад. Иное положение ноги указывается дополнительно.

УПОР СИДЯ СЗАДИ – положение сидя с опорой руками сзади.

УПОР ЛЕЖА НА ПРЕДПЛЕЧЬЯХ – положение человека лицом к опоре, опора на предплечья и ладони.

УПОР ПРИСЕВ ЛЕВОЙ  – положение приседа

на левой ноге с опорой руками о пол, правая нога отведена назад на носок.

УПОР ЛЕЖА НА БЕДРАХ  – положение упора на прямых руках, тело максимально прогнуто (бедра лежат на полу).

УПОР ПРИСЕВ – присед с опорой руками возле стоп.

УПОР ЛЕЖА СЗАДИ НА ПРЕДПЛЕЧЬЯХ – человек обращен спиной к опоре и опирается на предплечья и ладони.

Обычное положение кисти  – четыре пальца выпрямлены и сомкнуты и являются продолжением предплечья руки, большой палец прижат к ладони.

КИСТЬ СВОБОДНА – кисть является продолжением предплечья, но держится свободно без напряжения, пальцы свободно.

КИСТЬ РАССЛАБЛЕНА – кисть свободно висит вниз,

насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава.

КИСТЬ В КУЛАК  – четыре пальца согнуты и плотно прижаты к ладони, а согнутый большой палец прижат к указательному.

КИСТЬ ПОДНЯТА  – кисть отведена вверх, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава.

КИСТЬ ОПУЩЕНА – кисть опущена вниз, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава.

ПАЛЬЦЫ ВРОЗЬ – прямые пальцы разведены врозь.

ПАЛЬЦЫ СЦЕПЛЕНЫ  – разведенные врозь пальцы

левой кисти проходят до предела между разведенными пальцами правой кисти. Затем пальцы левой руки прижимаются к тыльной стороне ладони правой кисти, а пальцы правой кисти – к тыльной стороне ладони левой кисти.

РУКИ ВПЕРЕД  – руки подняты вперед до уровня плечевого сустава (горизонтально полу), расстояние между ладонями равно ширине плеч. Ладони обращены внутрь друг к другу.

РУКИ НАЗАД – руки отведены назад, ладони внутрь.

РУКИ ВВЕРХ  – руки подняты вверх на ширине плеч, ладони обращены внутрь.

РУКИ В СТОРОНЫ – руки подняты в стороны на уровне плечевых суставов (горизонтально полу), лопатки сведены, ладони обращены книзу.

РУКИ ВНИЗ – прямые руки прижаты к туловищу.

РУКИ ВВЕРХ НАРУЖУ– из положения вверх руки разводятся в стороны под углом 45°.

РУКИ ВВЕРХ ВНУТРЬ– руки подняты вверх и касаются слегка согнутыми пальцами.

РУКИ ВЛЕВО– руки отведены влево, правая рука согнута в локтевом суставе и находится горизонтально полу.

ПОЛОЖЕНИЯ ПРЯМЫХ РУК

РУКИ ВПЕРЕД ВНУТРЬ– руки подняты вперед и касаются слегка согнутыми пальцами.

РУКИ ВПЕРЕД НАРУЖУ– из положения вперед руки разводятся в стороны под углом 45°.

РУКИ В СТОРОНЫ КНИЗУ– из положения в сторону руки опущены вниз, так чтобы угол между туловищем и руками был равен 45°.

РУКИ ВПЕРЕД КВЕРХУ– руки подняты на 45° выше положения «вперед».

РУКИ ВПЕРЕД КНИЗУ– руки опущены на 45° ниже положения «вперед».

РУКИ НА ПОЯС– кисти согнутых рук опираются о гребни подвздошных костей – четыре пальца спереди, большим пальцем назад. Плечи отведены назад.

РУКИ ПЕРЕД ГРУДЬЮ– согнутые руки находятся на уровне груди. Средние пальцы соприкасаются. Ладони обращены книзу. Предплечья и кисти образуют прямую линию и находятся на уровне плеч.

РУКИ ЗА ГОЛОВУ– руки согнуты за головой, локти

в стороны, пальцы касаются затылка.

РУКИ НА ГОЛОВУ – руки согнуты над головой, локти в стороны, сцепленные пальцы лежат на темени.

РУКИ К ПЛЕЧАМ  – согнутые руки касаются пальцами плеч, локти опущены вниз.

РУКИ ПЕРЕД СОБОЙ ЛЕВАЯ РУКА СВЕРХУ – руки согнуты на уровне плеч, перед собой, левое предплечье над правым.

РУКИ ЗА СПИНУ – руки согнуты за спиной. Кисти обхватывают предплечья, пальцы касаются локтей.

РУКИ СКРЕСТНО ВНИЗ ПРАВАЯ РУКА СВЕРХУ – руки находятся в скрестном положении около тела, правая рука сверху.

РУКИ СОГНУТЫ ВПЕРЕД– из положения руки вперед согнуть руки, кисти сжаты в кулаки и прижаты к плечам. Локти на уровне плеч.

РУКИ СОГНУТЫ НАЗАД  – согнутые руки отвести назад до максимального положения. Кисти сжаты в кулаки.

РУКИ СОГНУТЫ В СТОРОНЫ  – руки из положения в стороны согнуть так, чтобы кисти сжатые в кулаки касались одноименных плеч, предплечья параллельны полу.

ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТЫХ РУК

ПРАВАЯ СОГНУТА ВПЕРЕД – правая нога согнута в коленном суставе до прямого угла вперед.

ПРАВАЯ СОГНУТА В СТОРОНУ – правая нога согнута в коленном суставе до прямого угла в сторону.

ПРАВАЯ В СТОРОНУ НА НОСОК – правую ногу выставить в сторону на носок. Масса тела на левой ноге.

ПРАВАЯ В СТОРОНУ КНИЗУ – отведение правой ноги в сторону на 45°.

ПРАВАЯ В СТОРОНУ– отведение правой ноги в сторону на 90°.

ПРАВАЯ ВПЕРЕД НА НОСОК– выставление правой ноги на носок вперед. Масса тела на левой ноге.

ПРАВАЯ ВПЕРЕД КНИЗУ– поднимание правой ноги вперед на 45°.

ПРАВАЯ ВПЕРЕД– поднимание правой ноги вперед на 90°.

ПРАВАЯ НАЗАД НА НОСОК – правая нога выставляется назад на носок.

ПРАВАЯ НАЗАД КНИЗУ– правая нога поднята назад на 45°.

ЛЕВАЯ СОГНУТА НА НОСОК– левая нога слегка согнута в коленном суставе и упирается пальцами рядом с правым плюснево-фаланговым суставом.

ЛЕВАЯ СОГНУТА НАЗАД– левая нога согнута в коленном суставе назад до прямого угла.

ЛЕВАЯ ВПРАВО НА НОСОК  – выставление левой ноги вперед вправо на носок. Масса тела на правой ноге.

ЛЕВАЯ ВПРАВО КНИЗУ отведение левой ноги вперед вправо на 45°.

ПОЛОЖЕНИЕ НОГ

НАКЛОН (вперед)– туловище предельно согнуто вперед.

НАКЛОН ВПЕРЕД ПРОГНУВШИСЬ– туловище в горизонтальном положении, спина прогнута, голова отведена назад.

НАКЛОН ВПЕРЕД КНИЗУ– сгибание туловища книзу под углом 45° ниже горизонтальной плоскости.

ПОЛУНАКЛОН – сгибание туловища под углом 45° выше горизонтальной плоскости.

НАКЛОН НАЗАД – туловище максимально наклоняется назад, голова слегка наклонена назад.

НАКЛОН ВПРАВО – туловище максимально наклонено вправо.

НАКЛОНЫ

ГОЛОВА ПРЯМО – положение головы вертикальное, подбородок слегка приподнят и не выставляется вперед, линия надплечий горизонтальна, смотреть прямо перед собой.

НАКЛОН ГОЛОВЫ ВПЕРЕД  – голова наклонена на 20° вперед.

НАКЛОН ГОЛОВЫ НАЗАД – голова наклонена назад на 30° до положения, когда взгляд обращен в потолок.

НАКЛОН ГОЛОВЫ ВПРАВО – голова наклонена вправо на 15–20°.

ПОВОРОТ ГОЛОВЫ НАПРАВО – голова повернута вокруг вертикальной оси направо на 30–40°.

КРУГ ГОЛОВОЙ ВПРАВО– из и. п. голова прямо описать головой круг последовательно проходя положения – наклон головы: вправо – назад – влево – вперед – принять и. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация « Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе использование информационных технологий на уроках физической культуры»

Одной из задач, в решении данной проблемы, является разработка новой методики обучения, основанной на использовании когнитивных, перцептивных и двигательных возможностей обучаемых. Причем, такой метод...

Реферат «Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе использование ИКТ на уроках физической культуры»

Актуальность проблемы и темы исследования. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010)» определяет задачи одного из направлений, требующего активной модернизации при создании едино...

Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе. Тема «Совершенствование техники опорного прыжка через гимнастического козла»

Данный урок проводится  в разделе «Гимнастика». Развивает у детей такие качества, как смелость, решительность, прыгучесть, координацию движений, гибкость, силу и другие качества. Подготавливает у...

Комплекс упражнений с гимнастической палкой на уроках физической культуры

Данный, примерный комплекс с гимнастической палкой я использую на уроках гимнастики...

Технологическая карта урока физической культуры на тему: «Опорный прыжок через гимнастического козла».

Тип урока: комбинированный.Инвентарь и оборудование: Гимнастический козел, гимнастические маты, подкидной мостик, разметочные конусы, гимнастические скамейки.Продолжительность урока: 40...

Рабочая программа третий час урока физической культуры с гимнастической направленностью

Рабочая программа третий час урока физической культуры с гимнастической направленностью...