Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6 класс)
Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1
Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.
Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:
- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;
- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;
- нормализация физического развития и физической подготовленности;
- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dvig._aktiv.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры
и во внеурочной деятельности.
Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1
Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.
Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:
- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;
- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;
- нормализация физического развития и физической подготовленности;
- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.
Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и
во внеурочной деятельности.
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре, владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат детей самоконтролю, самокритике, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Актуальность статьи. Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1
Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.
Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:
- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;
- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;
- нормализация физического развития и физической подготовленности;
- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.
Технология опыта. Физическая активность учащихся в школе должна быть организованна при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
- уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий);
- «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
Основная ответственность за выполнение двигательной активности в школе ложится на урок физкультуры.
Важны все уроки, потому что на них обеспечивается формирование жизненно важных двигательных координаций.
К малым формам относятся: утренняя зарядка до учебных занятий, физкультминутки, физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях. Во внеурочной форме ребенок может удовлетворить до 40% суточной потребности в двигательной активности.
Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности:
-ежедневная утренняя зарядка;
-урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
-спортивные соревнования и праздники;
-занятия в спортивных секциях и кружках;
-самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Активное вовлечение учащихся в процесс совершенствования собственной физической природы способствует решению многих задач моей статьи. Работа над проблемой развития двигательной активности требует подбора наиболее эффективных методов для решения задач на уроках физкультуры и во внеурочное время. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Основные методы обучения: словесный, наглядный, практический, фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, диагностика, тестирование.
На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности я применяю соревновательные отношения и самостоятельные занятия физическими упражнениями как средства организации свободного времени и культурного досуга.
В своей работе опираюсь на следующую систему принципов:
- Принцип посильности и индивидуальности
Подразумевает соответствие физических нагрузок возможностям человека, в связи с чем у каждого у каждого занимающегося должна быть своя индивидуальная программа занятий
- Принцип оптимальных физических нагрузок
Необходим для получения тренировочного эффекта и повышения возможностей организма. Тренировка должна проходить в пределах возможности человека, но не приводить к переутомлению.
- Принцип постепенности
Предполагает последовательное увеличение нагрузок как во время одной тренировки, так и от каждой предыдущей тренировки к последующей.
- Принцип систематичности и регулярности
Позволяет поддерживать и совершенствовать достигнутый уровень тренированности. Для повышения уровня здоровья следует заниматься не менее трех раз в неделю.
- Принцип всесторонней направленности
Подразумевает включать в тренировку упражнений направленных на развитие всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости и гибкости)
На осн ове требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую компетентностный, личностно - ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на основе индивидуализации и дифференциации обучения.
Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Мною составлены комплексы физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития. Физические нагрузки дифференцирую по половому, психологическому и физиологическому признакам.
В настоящее время в школьной программе по физической культуре произошли значительные изменения. Введение в программу третьего часа физкультуры позволило ввести увеличить количество часов на все разделы учебной программы, что положительным образом отразилось на двигательный активности и укреплении здоровья учащихся.
Чтобы разнообразить уроки гимнастики, я стала проводить разминку под музыку и постепенно переходить к элементам ритмической гимнастики.
Анализируя свой опыт в развитии двигательной активности учащихся, я пришла к такому мнению: необходимо как можно раньше начинать активные занятия физической культурой и спортом. Чем раньше дети начинают заниматься, тем больше шансов достичь хороших результатов не только в определенных видах спорта, но и повысить свою общефизическую подготовку.
Таким образом, моя педагогическая концепция помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели – оптимизации двигательной активности, воспитания физически развитой личности, стремящейся к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....
«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».
Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...
Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"
Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры через сочетания игрового и соревновательного метода.П...
Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Данная статья отражает опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию творческих способностей учащихся через внеклассную...
Обобщение опыта "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся, на уроках технологии и во внеурочной деятельности".
Опыт работы учителя технологии...
«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...