Технологическая карта урока физической культуры для 10 класса (девушки)
план-конспект урока по физкультуре (10 класс)

Каверза Борис Иванович

Открытый урок для девушек 10 класса на развитие физических качест с помощью круговой тренировки и протокола "Табота" и контроля за физической нагрузкой во время занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Технологическая карта урока физической культуры для 10 класса (девушки)

учитель МБОУ СШ №14 Каверза Б. И.

Тема урока: «Развитие физических качеств. Контроль за физической нагрузкой».

Задачи урока:

Личностные (воспитательные):

  • содействовать воспитанию ценностного отношения к ЗОЖ, трудолюбия, волевых качеств;
  • повысить культуру движений при выполнении физических упражнений, направленных на развитие физических качеств;
  • формировать умение использовать полученные знания для достижения личностно-значимых результатов.

Метапредметные (развивающие):

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять само- и взаимоконтроль.

Познавательные: 

формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

формировать умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

        Предметные (образовательные):

  • дать общее представление о самоконтроле и самонаблюдении;
  • освоить способ вычисления индивидуального тренировочного пульса по методике Мартти Карвонена, как один из способов самоконтроля;
  • использовать данный метод для самонаблюдения и самоконтроля при выполнении физических нагрузок;
  • содействовать развитию физических качеств: общей выносливости, силы, координационных способностей, быстроты, гибкости.

 Тип урока:  урок образовательно-тренировочной направленности с элементами исследования.

  Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Технологии: круговая тренировка, фитнес-технология «Протокол Табата», здоровьесберегающие технологии, приемы технологии проблемного обучения, группового обучения

Метапредметные связи – биология, основы безопасности жизнедеятельности

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь секундомер, низкая перекладина  2шт, гимнастические маты 6шт, туристические коврики 15шт, мультимедийная установка.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

УУД

Виды контроля

Ориентировочно-мотивационный

10 мин

I.Организационный этап.

1.Построение, приветствие.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности

1.Явка на место проведения урока.

2.Построение в одну шеренгу.

3.Приветствие.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные:

-уметь проявлять внимательность и дисциплинированность;

Текущий

II. Этап проблематизации и формулировки темы урока.

1. Постановка проблемы и темы урока.

2. Прием «Незаконченное слово» - обозначить, что означает « нагрузка» и «самоконтроль»

1.Создать проблемную ситуацию.

2.Обеспечить формулировку проблемы и темы урока.

3Спросить у  обучающихся. Какая бывает нагрузка. Что включает в себя самоконтроль.

1..Участвуют в обсуждении и осознании проблемы, формулируют тему урока.

2.Называют составляющие самоконтроля .и виды нагрузки

Фронтальная

Личностные: 

понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.

Познавательные: сформировать представление о самоконтроле, как о средстве регулирования физических нагрузок.

Регулятивные: определять и формулировать проблему и тему урока с помощью учителя.

Устный опрос

III. Изучение нового.

Определение границ частоты сердцебиений (индивидуальный тренировочный пульс)  по формуле М.Карвонена.

1. До урока измерить у обучающихся  ЧСС в покое, рассчитать ИТП.

2. На уроке рассчитать верхний и нижний пределы (границы) ЧСС при выполнении физической нагрузки, помочь сделать записи в маршрутные листы.

1.Измеряют ЧСС в покое, рассчитывают ИТП до урока. 2.Рассчитывают верхний и нижний пределы ЧСС, делают записи в маршрутные листы.

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные:

освоить способ вычисления индивидуального тренировочного пульса по методике Мартти Карвонена, как один из способов самоконтроля.

Устный опрос.

Запись в маршрутный лист.

IV. Целеполагание и постановка задач урока.

1.Помочь наводящими вопросами сформулировать цель урока и определить задачи урока.

 2.Напомнить о правилах ТБ на уроке физической культуры.

1.Обучающиеся самостоятельно определяют цель урока и ставят задачи..

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные: определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя .

Устный опрос

Операционно-исполнительский

25 мин

Выполнение контрольных упражнений.

I.Разминка.

1.Разминка

2.Измерение ЧСС после нагрузки.

3.Запись показателей ЧСС в маршрутный лист.

4. Определение интенсивности, тренирующего эффекта, дальнейших действий обучающихся относительно границ частоты сердцебиений.

1.. Провести разминку

2.Измерить с обучающимися ЧСС после нагрузки.

3.Проконтролировать запись показателей в маршрутные листы.

4.Помочь в определении обучающимися интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий при выполнении физической нагрузки

1.Выполнить разминку.

2.Измерить ЧСС.

3.Сделать запись в маршрутные листы.

4.Определить интенсивность, тренировочный  эффект, дальнейшие действия при выполнении физической нагрузки.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: повысить культуру движений при выполнении физических упражнений

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль.

Познавательные:  формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

формировать умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

- использовать метод М.Карвонена для самонаблюдения и самоконтроля при выполнении разминки;

- содействовать развитию координационных способностей.

Практическое выполнение, наблюдение.

II. «Круговая тренировка».

Разделить класс на группы и распределить по «стациям»:

1 группа – челночный бег,

2 группа – подтягивание,

3 группа- гибкость,

4 группа- пресс,

5 группа- прыжок в длину.

1. Выполнение комплекса упражнений на развитие физических качеств.

2.Измерение ЧСС после нагрузки .

3.Запись показателей ЧСС в маршрутный лист.

4. Определение интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий обучающихся относительно границ частоты сердцебиений

1.Предложить обучающимся выполнение комплекса упражнений на развитие физических качеств методом круговой тренировки.

2.Измерить с обучающимися ЧСС после нагрузки.

5.Проконтролировать запись показателей в маршрутные листы.

6.Помочь в определении обучающимися интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий при выполнении физической нагрузки.

1.Выполнить предложенные упражнения круговой тренировки.

2.Измерить ЧСС.

3.Сделать запись в маршрутные листы.

4.Определить интенсивность, тренировочный эффект, дальнейшие действия при выполнении физической нагрузки.

Фронтальная, групповая, в парах.

Личностные: 

формировать умение использовать полученные знания для достижения личностно-значимых результатов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль.

Познавательные:  формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

развивать умение осуществлять взаимоконтроль;

обсуждать содержание и результат совместной деятельности.

Предметные:

- содействовать развитию знаний об индивидуальных особенностях организма, ориентируясь на изменения показателей ЧСС

III. «Протокол Табата»

1. Выполнение упражнений по системе «Табата», способствующих развитию общей выносливости

- выпады вперёд;

- наклоны вперёд из положения ноги врозь, после прыжка;

- поднимания коленей к согнутым в локтях рукам;

- прыжок вверх ноги врозь;

- упражнения для пресса;

-отжимания в упоре лёжа на коленях;

- выпрыгивание с отжиманием;

- бёрпи.

2.Измерение ЧСС после нагрузки.

3.Запись показателей ЧСС в маршрутный лист.

4. Определение интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий обучающихся относительно границ частоты сердцебиений

1.Рассказать об интервальном методе тренировки по «Протоколу Табата», о технике выполнения упражнений и об их направленности.

2.Организовать выполнение упражнений, используя компьютерное приложение «Таймер Табата».

3.В процессе выполнения упражнений исправить ошибки у обучающихся.

4.Измерить с обучающимися ЧСС после нагрузки.

5.Проконтролировать запись показателей в маршрутные листы.

6.Помочь в определении обучающимися интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий при выполнении физической нагрузки.

1.Выполнить предложенные упражнения по «Протоколу Табата».

2. В процессе выполнения упражнений исправляют допущенные ошибки.

3.Измерить ЧСС.

4.Сделать запись в маршрутные листы.

5.Определить интенсивность, тренировочный эффект, дальнейшие действия при выполнении физической нагрузки.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: 

формировать умение использовать полученные знания для достижения личностно-значимых результатов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль.

Познавательные:  формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

формировать умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

- содействовать развитию физических качеств (общей выносливости, силы и т.д.) используя интервальный метод тренировки «Протокол Табата»;

- использовать метод М.Карвонена для самонаблюдения и самоконтроля при выполнении физической нагрузки

Практическое выполнение, наблюдение.

Рефлексивно-оценочный

5 мин.

I. Построение.

II. Подведение итогов.

III. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

1. Построить в одну шеренгу.

Проанализировать, что происходит с показателями ЧСС от состояния покоя до третьего блока занятия.

Подвести итоги урока, выставить оценки, дать домашнее задание (рассчитать ИТП и границы ЧСС у одного из родителей).

1.Анализируют изменения ЧСС от состояния покоя до третьего блока занятия.

Строятся, получают оценки, записывают домашнее задание.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: 

содействовать воспитанию ценностного отношения к ЗОЖ

Регулятивные: определять способ решения проблемы, обозначенной в начале урока.

Коммуникативные:

развивать умение делать выводы.

Предметные:

развивать способности к самоанализу физического состояния, опираясь на индивидуальные изменения ЧСС.

Литература:

  • Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В.,Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 228 с.;
  • «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2009г.;
  • Лисицкая Т.С., Материалы курса «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.  
  • Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Т 35 Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с.
  • Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кт хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни. Пер. С англ. Гришин А. В. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 216 с.
  • SportWiki энциклопедия. Протокол Табата. - http://sportwiki.to/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0 

График пульсометрии урока физической культуры в 10б классе /девушки/

                  18.12.2019                                                                                                             Учащаяся ________________________.

чсс

180

170

160

150

140

130

120

110

100

90

80

70

60

                             0                 5                  10                 15                  20                25               30                 35                40             мин

Терапевтическая зона. ЧСС – 50-60% от максимальной. При помощи тренировки в этой зоне достигается лучший эффект по укреплению сердца и развитию дыхательной системы, кроме того, происходит активное снижение уровня холестерина в крови. В этой зоне пульса также рекомендуется проводить разминку и заминку.

Низкая зона пульса. Зона частоты пульса для жиросжигания. 60-70%. Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 85% жиров, 10% углеводов и 5% белков. Борьба с лишним весом.

Средняя зона пульса (аэробная). Зона силовой выносливости. 70-80% Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 50% углеводов, 50% жиров и 1% белков. Повышение устойчивости к интенсивным физическим нагрузкам.

 Высокая зона пульса (анаэробная). Зона совершенствования (тяжелая). 80-90%. Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 85% углеводов, 15% жиров и 1% белков. Увеличение анаэробной выносливости – способности к длительным физическим нагрузкам, когда расход кислорода организмом выше, чем его поступление. Только для опытных спортсменов.

Зона совершенствования (максимальная). 90-100%.. Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 90% углеводов, 10% жиров и 1% белков.  Занятия в этой зоне рекомендованы в основном профессиональным спортсменам.

График пульсометрии урока физической культуры в 10б классе /девушки/

                  18.12.2019                                                                                                             Учащаяся ________________________.

чсс

180

170

160

150

140

130

120

110

100

90

80

70

60

                             0                 5                  10                 15                  20                25               30                 35                40             мин

Терапевтическая зона. ЧСС – 50-60% от максимальной. При помощи тренировки в этой зоне достигается лучший эффект по укреплению сердца и развитию дыхательной системы, кроме того, происходит активное снижение уровня холестерина в крови. В этой зоне пульса также рекомендуется проводить разминку и заминку.

Низкая зона пульса. Зона частоты пульса для жиросжигания. 60-70%. Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 85% жиров, 10% углеводов и 5% белков. Борьба с лишним весом.

Средняя зона пульса (аэробная). Зона силовой выносливости. 70-80% Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 50% углеводов, 50% жиров и 1% белков. Повышение устойчивости к интенсивным физическим нагрузкам.

 Высокая зона пульса (анаэробная). Зона совершенствования (тяжелая). 80-90%. Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 85% углеводов, 15% жиров и 1% белков. Увеличение анаэробной выносливости – способности к длительным физическим нагрузкам, когда расход кислорода организмом выше, чем его поступление. Только для опытных спортсменов.

Зона совершенствования (максимальная). 90-100%.. Во время тренировки в этой зоне организм «сжигает» 90% углеводов, 10% жиров и 1% белков.  Занятия в этой зоне рекомендованы в основном профессиональным спортсменам.

Показатели значений пульса во время урока

п/п

Фамилия, имя

0

5

10

15

20

25

30

35

40

1

Бурцева Виктория

2

Верчинская Александра

3

Веселова Елизавета

4

Дуплищева Дарья

5

Егоян Виктория

6

Копылова Анастасия

7

Крутикова Анна

8

Нейман Анна

9

Полоскина Софья

10

Рябченко Дарья

11

Санкевич Полина

12

Свиридова Виолетта

13

Сенных Анастасия

14

Тер-Саакова Анна

15

Тюнина Ксения

16

Ушакова Анастасия

Расчет рабочего пульса по формуле Карвонена

ЧСС р = [(220 – возраст) – ЧСС п] х ИТН + ЧСС п

где, ЧСС р – это пульс, рекомендуемый для кардиотренировки

ЧСС п – это пульс в покое

ИТН – это интенсивность планируемой нагрузки, т.е. в нашем случае от 60 до 80%. В формуле вместо % используем коэффициент от 0,6 до 0,8.

Максимальную ЧСС принято рассчитывать по формуле 220 – возраст, поэтому в формуле мы учитываем возраст.

ЧСС р = [(220 – 16) – 70] х 0,6 + 70 = 150 уд/мин. Такой пульс будет составлять нижнюю границу.

ЧСС р = [(220 – 16) – 70] х 0,8 + 70 = 177 уд/мин. Такой пульс будет составлять верхнюю границу.

II. «Круговая тренировка».

1 группа – подтягивание

2 группа –пресс,

3 группа- челночный бег,

4 группа- гибкость,

5 группа- прыжок в длину с места.

III. «Протокол Табата»

- выпады вперёд, руки на пояс;

- наклоны вперёд из положения ноги врозь, после прыжка;

- поднимания коленей к согнутым в локтях рукам;

- прыжок вверх ноги врозь, с руками над головой;

- упражнения для пресса, «велосипед»;

-отжимания в упоре лёжа на коленях;

- бег в упоре лёжа;

- «бёрпи» - из положения стоя упор присев, упор лёжа, упор присев, прыжок вверх. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры 9 класс

План-конспект урока по физической культурев 9 классе на тему: «Баскетбол» Цель: формирование и развитие двигательных навыков у учащихся.Задачи урока:  Образовательные:1. Совершенствование те...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол

Технологическая карта урока физической культуры 5 класс Волейбол...

Технологическая карта урока физической культуры 8 класс. Волейбол.

Технологическая карта к уроку физической культуры в 8 классе по разделу волейбол. Целью урока является: совершенствование техники верхней передачи мяча. Описываются разнообразные виды физических упраж...

Технологическая карта урока физической культуры 2 класс

Технологическая карта урока " Метание теннисного мяча в цель"....

Технологическая карта урока физическая культура 5 класс

Технологическая карта урока физическая культура 5 класс, лыжная подготовка...

Технологическая карта урока физической культуры 2 класс

Технологическая карта урока физической культуры 2 классЦель урока: Совершенствовать выполнение элементов технических приемов в баскетболе....