Формирование положительных поведенческих навыков посредством физического воспитания
статья по физкультуре

Формирование положительных поведенческих навыков посредством физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительных поведенческих навыков посредством физического воспитания.

Физическое воспитание является одной из сторон и средством воспитания школьников.

Цель физического воспитания детей школьного возраста последовательное физическое совершенствования и на этой основе поворотом к самостоятельной жизни, труду и защите Родине.

Необходима четкая постановка ф/в как органической части педагогического процесса в общей системе обучения и воспитания детей. Прежде всего важно комплексное рациональное использование трех основных разделов (школьное, внешкольных учреждения, организациях и в семье). Этим предусматривается возможность установления оптимального общего двигательного режима ребенка, подростка, юноши и девушки. К процессу ф/в детей школьного возраста предъявляется ряд основных требований:

  1. Требования исходящие из принципа связи ф/в, с трудовой и военной практикой.
  2. Требования, исходящие из принципов всестороннего развития личности:

а) общая физическая подготовка;

б) спортивная подготовка.

 3. Требования из принципа оздоровительной направленности физического воспитания.

Процесс ф/в, располагает возможностями для формирования у детей положительных поведенческих навыков, для привития основ эстетической культуры.

Надо вести детей от первоначальных, простейших представлений о нормах и правилах морали к более полному и точному их сознанию в связи с содержанием и условиями организации различных форм работы по физическому воспитанию, сообразуясь с возрастными особенностями детей, их кругозором, доступностью познания ими явлений окружающего мира.

Выполнение детьми активных двигательных действий, связанное с необходимостью преодолевать различные трудности воспитывает у них настойчивость, инициативу, решительность, смелость, укрепляет волю. Такой раздел в школьной программе как кроссовая подготовка дает стимул для развития воли, т.к. юноши 10-11 классов бегают 3000 м. В начале даже пробежать дистанцию до конца не могут и, это требует определенных усилий, сначала можно оценивать полное про бегание дистанции, а потом выполнения учебных нормативов. В коллективных занятиях дети получают яркие предоставления, о значении дружных, совместных действий, о товариществе. Умение подчинить личные интересы, амбиции интересом коллектива и ряд других, должны воспитываться непосредственно на уроках физической культуры, в процессе спортивных тренировок и соревнований. Часто приходится видеть, как спортсмены проигрывая соревнования, не теряют самообладание и настойчивости, мобилизуют все свои силы и в итоге оказываются победителями. Важные качества воспитываются, конечно не только во время спортивных занятий, но занятия спортом в этом отношении очень хорошее средство.

Одной из черт нравственного воспитания является уважение к спортивному противнику и к своим более слабым товарищам. Тактические приемы, обманные действия баскетболиста и других видов спорта, приемы морального воздействия на противника ни в коем случае не должны быть грубыми. Оскорбительными, отношение более подготовительных учащихся к слабым товарищам-высокомерным.

Спорт может воспитывать высшие нравственные качества, но может содействовать и проявлению безнравственных поступков, именно поэтому связь физического воспитания с нравственными воспитанием приобретает такое большое значение. В процессе занятий физическими упражнениями дети учатся видеть, чувствовать и правильно оценивать красивое в движениях в положительных качествах спортсменов, в проявлениях чувства долга и ответственности.

Физическое воспитание формирует эстетические вкусы детей. В практике приходиться нередко встречаться с недооценкой красоты поведения (споры с судьей, грубость, притворство и т.п.). Очень важно воспитывать этому поведения и у зрителей спортивных соревнований. Аккуратность, чистота костюма, дает уверенность в себе (чувствует ответственность перед школой, администрацией, которое позаботилось о нем). Возможно также воспитывать у детей потребность и способность активно участвовать в создании красивого, побуждать детей к тому, чтобы они стремились личным поведением и собственным внешним обликом удовлетворять свои эстетические потребности. Дети должны приучаться проявлять нетерпимое отношение к отрицательным поступкам и действиям товарищей (нарушению общественных правил поведения, вредным для здоровья привычкам и т. д.).

При занятиях с детьми следует устанавливать оптимальные нагрузки в занятиях физическими упражнениями и придавать им эмоциональную окраску. Организм ребенка и подростка постепенно приспосабливается к повышенным физическим нагрузкам. Это имеет огромное практическое значение в жизни, труде. Однако нельзя доводить детей до переутомления, вызывая состояние, когда организму бывает слишком трудно восстановить свою работоспособность. Большое значение для повышения оздоровительного эффекта имеют положительные эмоции. Живое увлекательное проведение упражнений поднимает настроение детей, побуждает их к активным действиям. Доказано благоприятное влияние положительных эмоций на функции важнейших органов, на самочувствие и на самый образ поведения детей. Надо стремиться к тому, чтобы занятия играми, физическими упражнениями проводились в обстановке дружбы, взаимоуважения. Без споров и ссор. И не только из воспитательных соображений: известно, что проявление отрицательных эмоций (обиды, страх, гнев, и. т. др.) нарушает нормальный ход нервных процессов вредит здоровью.

Необходимо соблюдать рациональный режим, правильное питание, гигиен быта, закаливать детей. Это не только здоровье детей, но и приучает их к точному следованию советом старших, дисциплинирует, положительно влияет на их поведение. Вопросы режима, питания, гигиены и закаливания нужно решать с учетом особенностей возраста, физического развития детей, их индивидуальных особенностей и условий. в которых они живут, учатся и воспитываются.

Уважаемы коллеги! По моему долголетнему опыту, я пришел к самой сокровенной истине: учителю надо любить свое дело и детей, ведь ребенок умеет любить того, кто его любит и его можно воспитывать только любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков учащихся. Доклад на семинаре по дефектологии.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениям...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха. Физическое воспитание в семье.

Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии...

Значение комплекса ГТО в формировании положительной мотивации к занятиям физической культурой у старших школьников

Статья раскрывает особенности возрождения комплекса ГТО в современной России. Рассмотрены положительные стороны комплекса ГТО, способствующие положительной мотивации старших школьников к занятиям физи...

Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом

На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...