Основы спортивной тренировки
статья по физкультуре

Петрова Елена Анатольевна

Способность к спортивным достижениям зависит в первую очередь от спортивных возможностей и готовности к достижениям. Спортивные возможности определяются физическими способностями, спортивно – техническими и тактическими навыками, интеллектуальными способностями, а также знаниями и опытом спортсмена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_sportivnoy_trenirovki_petrova_ea.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Автор: Петрова Елена Анатольевна

тренер по плаванию

МБУ «СШ по плаванию» г. Абакан

1. Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки.

Слово «тренировка» в общем, слово употреблении применяется в различных значениях. Физиологи труда понимают под тренировкой все физические нагрузки, которые вызывают функциональные и морфологические приспособления и изменения организма и тем самым повышает его работоспособность. В этом смысле может, например, физический труд приобрести характер тренировки и вызывать тренировочные адаптации.        Усовершенствование нервно-мышечной координации (двигательных действий) - это значит обучение или повышение квалификации в процессе движения. Физиологи труда называют это упражнением, а повышающий работоспособность результат – упражненностью.

В широком плане термин «тренировка» применяют сейчас для определения всякой организованной подготовки, целеустремленно направленной на быстрое повышение физической, психической, умственной и моторно-технической работоспособности человека.

В области спорта речь идет о спортивной тренировке, под которой, как правило, подразумевают подготовку спортсмена к достижению высоких и наивысших спортивных результатов. В настоящее время это понятие применяется, как в узком, так и в широком смысле. Так Матвеев понимает под спортивной тренировкой в узком смысле физическую, технико-тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов, осуществляемую с помощью физических упражнений. Это толкование понятия находит свое выражение в терминах «тренировка выносливости», «силовая тренировка», «метод тренировки», «интервальная тренировка», «состояние тренированности».

Спортивная тренировка – это управляемый по научным, в особенности педагогическим принципам, процесс спортивного совершенствования, цель которого через планомерное и систематическое воздействие на возможности и подготовленность спортсменов, привести спортсмена к высоким и рекордным результатам в одном виде спорта или его разновидности.

Совершенствование спортсмена в спортивной тренировке, которое постоянно должно рассматриваться и формироваться в аспекте единства образования и воспитания, осуществляется в различных формах и различными средствами. Главная форма – это физическая нагрузка посредством физических упражнений (тренировка в узком смысле и соревнования).

Цель спортивной тренировки заключается в подготовке спортсмена к наивысшим спортивным достижениям.

Способность к спортивным достижениям зависит в первую очередь от спортивных возможностей и готовности к достижениям. Спортивные возможности определяются физическими способностями, спортивно – техническими и тактическими навыками, интеллектуальными способностями, а также знаниями и опытом спортсмена. Готовность к достижениям характеризуется отношением спортсмена к спортивной деятельности и к требованиям, которые предъявляются тренировкой и соревнованием. Она содержит в себе систему мотивов, которые должны базироваться на развитии общественно – полезных началах, воле и других качествах личности.

В процессе тренировки возникают следующие основные задачи, которые нужно рассматривать и решать комплексно:

  1. Физическая подготовка. Главное содержание физической подготовки состоит в развитии гибкости. Данные способности, в совокупности обозначаются также термином «кондиция» и составляют решающую предпосылку для высоких спортивных возможностей. Это справедливо также для таких видов спорта, в которых спортивная техника составляет предмет оценки в соревнованиях и для таких, где успех в соревнованиях в большей мере зависит от владения разнообразными и сложными технико-тактическими навыками, например, в спортивных играх и в спортивных единоборствах. Физическая подготовка должна быть направлена, преимущественно, на развитие физических способностей, необходимых для избранной специализации. Основой при этом служит общая физическая работоспособность и стабильное здоровье. Это требование наряду с тренировкой духа соперничества применяет целенаправленные общеразвивающие упражнения и специализированные упражнения в программе.

  1. Спортивно-техническая и тактическая подготовка. Рациональная техника обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей. В процессе спортивно-технической подготовки спортсмен изучает технику и закрепляет ее в специфических условиях соревнования. С увеличением силы, выносливости и быстроты спортсмен должен повышать и уровень технической подготовленности. Поэтому физическая и спортивно-техническая подготовка постоянно и тесно связаны друг с другом. В связи с этим необходимо также развивать ловкость, нужную для оптимального применения техники, координирующей способности. Техническая и тактическая подготовка составляют неделимое единство. Технические навыки служат основой для тактических действий. Навыки нужно развивать в аспекте их применимости в определенных тактических ситуациях.  Эту взаимосвязь спортсмен должен осознать уже при изучении техники.

  1. Интеллектуальная подготовка. Требования к интеллекту в большом спорте непрерывно возрастают. От спортсмена требуется высокая степень самостоятельности во время тренировки, он должен уметь в состязаниях, при постоянно повышающемся уровне и плотности результатов, творчески реализовывать тактические концепции, он должен участвовать в дальнейшем развитии спортивной техники и уметь использовать ее в своей тренировке. Все это требует, постоянно совершенствовать свои знания во всех областях теории спорта и учиться, творчески применять их в тренировке и соревнованиях. Интеллектуальное образование и воспитание являются главной составной частью тренировки, это необходимо, чтобы значительно усилить стремление в этой области.

Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные признаки, которые можно определить следующим образом:

  • Тренировка всегда направлена на достижение высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине. Постоянно повышающийся международный уровень спортивных результатов не дает уже теперь возможности даже крупному таланту готовиться к высшим достижениям одновременно по нескольким видам спорта. Это не исключает того, что в тренировку можно включать другие виды спорта, но как вспомогательные. Специализацию в одном виде или спортивных дисциплинах не нужно отождествлять с односторонностью в подготовке. В сочетании с избранным видом спорта в тренировке нужно применять разнообразные специальные и общеразвивающие упражнения. Эти упражнения должны опосредованно или непосредственно способствовать повышению результатов в избранном виде спорта. Поэтому целесообразность применения каждого отдельного упражнения должна быть определена. Это относится также ко всем нормативам, представляющим собой, конкретную цель обще подготовительной тренировки. Принцип всесторонности, сформулированный для физического воспитания, таким образом, не отменяется, но уточняется в смысле постановки цели в большом спорте.

  • Спортивная тренировка – это в высокой степени индивидуализированный процесс подготовки. Спортивный результат складывается из многочисленных компонентов, которые могут у разных спортсменов различно проявляться, даже если их результаты на соревнованиях приблизительно совпадают. Временно могут компенсироваться: нехватка в силе – лучшей техникой, недостаточная способность к рывку – превосходной выносливостью, техническое отставание – особой мобилизованностью. В острой борьбе за международные победы и рекорды, успех или поражение в решающей мере зависят от нескольких сантиметров или долей секунды. Поэтому решающее значение имеет выявление индивидуальных резервов и умение их мобилизовать. Это будет тем лучше удаваться, чем яснее будут распознаны индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны спортсменов. Эти признаки не имеют преимущественной организационной формы построения тренировки. Это не требует, чтобы спортсмен тренировался в одиночку. Тренировка в группе не только более экономична, она также является важным условием воспитания коллектива, создает необходимую эмоциональную основу для мобилизации резервов, повышения результатов. Требуется также и в групповой тренировке в достаточной мере учитывать индивидуальные особенности. Это преимущественно относится к дозировке воздействий, как на индивидуальные мероприятия в воспитании, так и на выбор многочисленных соревнований. Относительно организационных форм тренировки необходимо соблюдать принцип: тренировать спортсменов по возможности коллективно и, насколько нужно, индивидуально. Индивидуальные особенности спортсменов в необходимой мере важно учитывать при разработке планов групповой тренировки.

  • Чтобы использовать все физические и психические резервы для улучшения достижений, в тренировке следует применять, возможно, высокие нагрузки. Для этого необходимо приспособить образ жизни спортсменов к требованиям деятельности в большом спорте и так его организовать, чтобы он оптимально способствовал повышению спортивных результатов. Спортивная тренировка протекает во все области жизни спортсмена и определяет периоды жизни может стать доминирующим фактором.

  • Спортивная тренировка характеризуется планомерностью и систематичностью. Этим она существенно отличается от других факторов, оказывающих воздействие на физическую и спортивную работоспособность человека. Здесь следовало бы в первую очередь называет игру, которая под влиянием современных средств связи принимает у детей и молодежи, в большей мере, «спортивный характер». В отличие от спортивной тренировки в ней нет, однако, сознательного стремления к повышению результатов. Планомерность спортивной тренировки находит свое отражение в тренировочных планах, которые будут составлены на научной основе и с учетом обобщенного опыта передовой практики, обеспечивающей систематическое повышение спортивной работоспособности.

  • Выступающая вперед отличительная черта спортивной тренировки - это ее научность. Сравнительно недавно особенно талантливым спортсменам несколько лет удавалось на основе индивидуального практического опыта отдельной тренировки добиваться высоких в международном масштабе результатов, современной тренировки в большом спорте основывается на общественных и естественно – научных знаниях. Познавательно – теоретический фундамент для образования и воспитания в тренировке является марксизм – ленинизм. В воспитании необходимо в полной мере использовать и применять научные данные социалистической педагогики. Для теоретического насыщения и методического оформления тренировки имеют, кроме того, большие значения: спортивная психология, спортивная медицина, биомеханика, биохимия и другие спортивные научные дисциплины, а также наука об управлении, социология, кибернетика, математика, нейрофизиология и другие. Для обеспечения научности тренировки необходимо также быть в курсе опыта наиболее успешно работающих тренеров и спортсменов, обобщать опыт и творчески использовать в соответствии со специфическими условиями данного вида спорта.

  • Как и для всякого другого педагогического процесса, для спортивной тренировки также характерно единство образования и воспитания. Тренеру особенно важно хорошо разобраться в существующей взаимосвязи между способностью и готовностью к достижениям, сознательно и последовательно этой взаимосвязью пользоваться.

  • Наконец, важная характерная черта спортивной тренировки состоит в руководящей роли тренера при достаточно высокой степени самостоятельности спортсменов. Руководство тренера распределяется на все стороны и формы тренировки. В области воспитания ведущая роль тренера в широком смысле заключается в том, что он кроме своего непосредственного влияния в тренировке должен осуществлять тесное сотрудничество со всеми остальными лицами, оказывает воспитательное воздействие, и координировать их деятельность.

2.  КЦП подготовки спортсмена.

Спортивная форма - состояние оптимальной готовности, которое достигается на каждом новом этапе спортивного совершенствования.

 

Фазы становления спортивной формы:

  1. Фаза приобретения спортивной формы:
  • Формирование и развитие предпосылок спортивной формы (накапливается необходимый потенциал, обеспечивается высокий уровень функциональных возможностей, обеспечивается всестороннее совершенствование двигательных качеств, формируются разнообразные двигательные умения и навыки);
  • Этап непосредственного становления спортивной формы (повышение уровня общей тренированности, совершенствование специальных двигательных качеств, обеспечение углубленного совершенствования технико-тактического мастерства;
  1. Фаза стабилизации (сохранения) спортивной формы: обеспечение единства всех сторно подготовленности, относительной стабилизации функций, функциональных возможностей;
  2. Фаза временной утраты спортивной формы: угасание связей между элементами спортивной формы, более быстрое угасание тонких специализированных координационных связей.

По мнению В.К. Бальсевича, эволюция локомоторной функции характеризуется ярко выраженной цикличностью, формирующей биологический ритм развития движений. Это подтверждают результаты изучения многолетней динамики результатов, показанных ведущими спортсменами мира, которые свидетельствуют о следующей закономерности: более интенсивные приросты результатов у женщин происходят через год, а у мужчин – через 2 года на 3-й. Обобщая общие материалы многих авторов по динамике развития двигательных качеств, можно установить, что у детей школьного возраста наибольшие скачки приростов двигательных качеств происходят у мальчиков в 6-7, 9-10, 12-13 и 15-16 лет, а у девочек в 7, 9, 11, 13, 15, 17 лет. Отмечаются и т. н. «зоны риска»: 12-й, 2-й, 4-й, 8-й месяцы от даты рождения, «узловые» периоды 7,5-8; 13,5-14; 16,5-17 лет – повышенная утомляемость, раздражимость, понижение сопротивляемости и работоспособности.

Показатели спортивной формы:

  1. Повышенная реактивность организма:
  • Быстрота врабатывания;
  • Быстрота переключения;
  • Лучшая ориентировка в сложных ситуациях.
  1. Высокий уровень проявления двигательных качеств;
  2. Высокая экономизация функций;
  3. Ускоренное течение восстановительных процессов;
  4. Высокие автоматизация и вариативность техники;
  5. Обострение психических процессов и совершенствование специализированных восприятий (чувство времени, пространства, ритма, развиваемых усилий, чувство воды, снега, планки, мяча и т.д.);
  6. Увеличение диапазона волевых усилий;
  7. Уверенность в своих силах и эмоциональный подъем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Двигательная активность. Спортивная тренировка"

Реферат "Двигательная активность. Спортивная тренировка"...

Учебно-методическое пособие ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»Составители:Рыбалов Ю.В. председатель ПЦК физического воспитания, преподаватель физичес...

Практические методы спортивной тренировки

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена...

Методика внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Основные причины нарушений осанки у детей 11-13 лет , анализ профилактических и корригирующих методик при нарушениях осанки, тренировочных программ по подготовке баскетболистов 11-13 лет, содерж...

Методы и методические приемы обучения, используемые в спортивной тренировке

В предлагаемой методической разработке рассматривается педагогический процесс в рамках единой тренировочной системы. Эта система постоянно совершенствуется с учетом изменений в спортивной тренировке.П...

Статья по дисциплине «Основы спортивной тренировки» на тему: «История возникновения и развития футбола»

Футбол – одна из самых популярных командных игр в мире, где за малое количество очков нужно стремительно бороться. Футбол– спортивная командная игра, в которой спортсмены, используя индиви...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 02.03.Теоретические и методические основы организации спортивной тренировки

МДК 02.03.Теоретические и методические основы организации спортивной тренировки...