Научно-исследовательская работа "Применение адаптогенов в качестве восстановительных средств в подготовке бегунов на средние и длинные дистанции"
опыты и эксперименты по физкультуре

Изотенко Марина Евгеньевна

     Современная легкая атлетика характеризуется высокими требованиями к физической и технической подготовке спортсменов. В связи с этим необходимо находить такие средства и методы спортивной тренировки, которые позволили бы показать высокий результат на данном этапе развития. Для улучшения развития выносливости физиологи  рекомендуют адаптогены - основные требования к которым были: низкая токсичность и абсолютная безвредность, отсутствие возбуждающего стрессового действия, а также нежелательных сдвигов в обмене веществ и деятельности внутренних органов. Особенно актуальна эта проблема для юных легкоатлетов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_izotenko_m.e.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»

МР «Алданский район» РС (Якутия)

Применение адаптогенов в качестве восстановительных средств

в подготовке бегунов

 на средние и длинные дистанции  

Исследовательская работа

Автор: Изотенко Марина Евгеньевна,

тренер-преподаватель

                                                                                       

Алдан

2021


Содержание

Введение……………………………………………………..…………………………….………….3

1.Обзор литературных источников…………………...…………………………………………......4

1.1 Применение адаптогенов в процессе физической подготовки юных бегунов на длинные дистанции……………………………………………………………………….……………………......5

1.2. Техническая подготовка……………………………………………………………………...….7

2. Цель, задачи, методы и организация эксперимента……………………………………………...8

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………………………………......8

2.2. Методы исследования…………………………………………….………...................................8

2.3. Организация исследования………………………………...…………………………………….9

3. Результаты педагогического эксперимента………………………….…….................................12

4. Выводы……………………………………………………………………..…...............................13

5. Практические рекомендации………..…………………………………………………………....14

6. Список литературы…….……………………………………………………………………….....14


Введение

Практика употребления посторонних веществ для улучшения физической силы не является новой. В наше время спортивные власти впервые обратили внимание на эту серьезную проблему, когда датский велосипедист Кнут Йенсен умер на Олимпийских играх 1960 г. в Риме, и при вскрытии у него в организме было обнаружено значительное количество амфетамина. Однако до 1967 г., когда МОК издал резолюцию, запрещающую использование фармацевтических агентов с целью улучшения результатов, ничего не предпринималось. МОК также создал Медицинскую комиссию для расширения антидопинговой деятельности и контроля за медицинскими вопросами в целом. В 1968 г. Олимпийские Игры в Мексике стали первыми международными соревнованиями, где были предприняты антидопинговые меры, но до Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене полная школа тестирования не применялась. В том году семь спортсменов, включая четырех медалистов, были отстранены от соревнований. Подхватив инициативу МОК, международные руководящие органы по различным видам спорта ввели свои правила допинг - контроля и меры по борьбе с ним. ИААФ заняла особенно агрессивную позицию и ввела много новшеств, включая необъявленное внесоревновательное тестирование. ИААФ продолжает контролировать и пересматривать свои правила и положения, чтобы идти в ногу с прогрессом в технологии и практике. ИААФ провела две крупные международные конференции по этой теме во Флоренции (Италия) в 1987 г. и в Монте-Карло в 1989 г. и выпустила ряд публикаций и буклетов, чтобы информировать спортсменов и официальных лиц об антидопинговой деятельности.

Актуальность. Современная легкая атлетика характеризуется высокими требованиями к физической и технической подготовке спортсменов. В связи с этим необходимо находить такие средства и методы спортивной тренировки, которые позволили бы показать высокий результат на данном этапе развития. Для улучшения развития выносливости физиологи стали рекомендовать адаптогены - основные требования к которым были: низкая токсичность и абсолютная безвредность, отсутствие возбуждающего стрессового действия, а также нежелательных сдвигов в обмене веществ и деятельности внутренних органов. Особенно актуальна эта проблема для юных легкоатлетов. При этом надо учесть, что эта проблема достаточно изучена. В ходе учебно-тренировочного процесса и выступления на соревнованиях многие тренера недооценивают применение фармакологических средств. Что и послужило целью наших исследований подростков 15-16 лет с помощью адаптогенов.

Цель исследования: найти эффективные средства и методы в подготовке юных бегунов на длинные дистанции с применением адаптогенов.

Задачи исследования:

1. Применение адаптогенов в процессе физической подготовки у юных бегунов на длинные дистанции;

2. Сравнить две группы экспериментальную и контрольную;

3. Выявить доступные средства применения адаптогенов.

Объект исследования – элеутерококк жидкий его влияние на развитие выносливости.

Предмет исследования – учащиеся спортивной школы г. Алдан в возрасте 15-16 лет.

Гипотеза исследования. При систематической, целенаправленной тренировке, с применением адаптогенов на примере экстракта элеутерококка, заметно улучшается функциональное состояние спортсмена. Происходит более качественная адаптация к большим физическим нагрузкам (стресс). Значительно улучшаются результаты. В связи с этим мы рекомендуем использовать экстракт в период больших тренировочных нагрузок, в соответствии с возрастом и степенью подготовленности бегунов на длинные дистанции.

Научная новизна. В практике ДЮСШ г. Алдан введены: применение тестирования учащихся, для определения степени работоспособности (тренированности), консультации с врачом по применению фармакологических препаратов, разрешенных медицинской комиссией (РУСАДА).

Практическая значимость. Результаты научных исследований, полученные в ходе эксперимента, позволили разработать рекомендации для тренеров спортивных школ. Материалы работы способствуют усовершенствованию содержания тренировочного процесса с применением адаптогенов, которые необходимы для роста результатов юных спортсменов различных специализаций ДЮСШ г. Алдан.

Достоверность результатов обеспечена соблюдением методических требований к организации опытно-экспериментальной работы, её продолжительностью, а также личным опытом работы автора в качестве тренера и медика в детской спортивной школе г. Алдан.

Апробация и внедрение результатов. Полученные практические результаты были обсуждены в 2021 г. на педагогических советах и семинарах тренеров – преподавателей, и получили одобрение тренеров ДЮСШ г. Алдан. Витаминизация обучающихся введена в практику подготовки сборных команд ДЮСШ г. Алдан.

1.Обзор литературных источников.

     Исследования, проведенные Бутенко Э.А. показали, что под влиянием элеутерококка наблюдалось заметное улучшение общего самочувствия спортсменов. Они испытывали прилив сил и желание тренироваться. Спортивные результаты в течение 12-18-24 дней приёма элеутерококка довольно быстро улучшились.

        Современная методика спортивной тренировки идёт по пути максимального увеличения физических нагрузок, требующих огромного нервного напряжения, энергетических затрат, больших переживаний. В связи с этим  физиологи стали рекомендовать фармакологические средства, оказывающие благоприятное влияние на состояние спортсмена, нормализацию его функций, активизацию восстановительных процессов и укрепление здоровья.

        Коробов И.В., Брехман  И.И. пришли к выводу, что основные требования, применяемые к препаратам, это низкая токсичность и абсолютная безвредность, отсутствие возбуждающего стрессорного действия, а так же нежелательность сдвигов в обмене веществ и деятельности внутренних органов.

        Блохин Н.Б. пришёл к заключению, что предпочтение при динамической работе следует отдать экстракту корней элеутерококка. В его исследованиях влияния корней и листьев элеутерококка, а также их смеси на работоспособность спортсменов, выполняющих статические и  динамические нагрузки, после приёма 2 мл. препарата замеры проводились в течение 1-2 часов. Наиболее яркий положительный эффект -  повышение выносливости к статическому усилию (удержание угла в упоре на кистях), полученный в течение 2 часов. При работе на велоэргометре увеличение работоспособности отмечено при нагрузке максимальной мощности работы за 30 сек. При работе в течение 2 мин. субмаксимальная мощность стимулирующего действия не оказала положительного влияния. Однако приём препарата перед продолжительной работой на велосипеде в течение 1 часа дал заметный положительный эффект. В отношении показателей сердечно-сосудистой системы между пульсом и артериальным давлением существенных различий не выявлено.

        По мнению Лупандина А.В. наиболее эффективно применение адаптогенов в тех видах спорта, которые связаны с продолжительными и интенсивными нагрузками. В видах спорта, где преобладают кратковременные усилия максимальной мощности такие, как спринт, прыжки, метания, эффективность адаптогенов ниже, чем в тех видах спорта, где требуется выносливость, бег на средние и длинные дистанции, бокс, борьба.

        В справочнике «Спортивная фармакология» Сайфулина Р.Д. можно найти рекомендации по применению адаптогенов, биологически активных веществ, витаминов, где описывается фармакологическое воздействие на организм, дозировка.

        В исследованиях, осуществляемых научными сотрудниками ЛНИИФКа  (Яковлев Н.Н. и Каледин С.В.), было показано, что разносторонняя тренировка способствует увеличению силы и выносливости, повышению скорости движения в большей степени, чем тренировка, направленная только на воспитание одного из этих физических качеств.

        Летунов С.П. показал положительное влияние комплексов фармакологических препаратов на протекание биологических процессов выносливости и работоспособности, улучшение сна спортсменов наблюдалось в случае приёма микродоз барбитуровых производных или бромидов. Таким образом, имеются все основания полагать, что некоторые фармакологические вещества могут оказывать воздействие на течение восстановительных процессов.

  1. Применение адаптогенов в процессе физической подготовки

юных бегунов на длинные дистанции

Современная методика физической подготовки идет по пути максимального увеличения физических нагрузок, требующих от спортсмена огромных нервных напряжений, эмоциональных затрат, больших переживаний. В связи с этим фармакологи стали рекомендовать фармакологические средства, оказывающие благоприятное влияние на состояние спортсмена, нормализацию его функций, активизацию восстановительных процессов. С первого момента подготовки юных бегунов на длинные дистанции, в зависимости от этапов подготовки, в тренировочный процесс вводится фармакологическая стимуляция спортсменов.

Физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Общая физическая подготовка направлена на общее развитие организма бегуна, укрепление органов и систем организма, повышение их функциональных возможностей, улучшение координационных способностей, повышение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправления дефектов телосложения и осанки. Основными средствами ОФП являются: продолжительный бег с умеренной интенсивностью, упражнения на гибкость, прыжковые упражнения, упражнения для развития силы.

Бег как основное средство развития выносливости, проводится в форме кросса по тропинкам, пересеченной и холмистой местности, в парке, в лесу, на берегу реки, обочине дороги, песчаному пляжу или неглубокому снегу, а также длительного и темпового бега на местности или стадионе.

Для развития специальной выносливости длительного равномерного бега недостаточно. Повторное пробегание отрезков 200, 300, 400, 500, 800 метров с максимальной нагрузкой, и паузами отдыха до ЧСС 120 ударов в минуту, способствует лучшему развитию специальной выносливости. В связи с этим были разработаны системы тренировок такие, как интервальный метод, повторный бег, фартлек и переменный бег. Большой запас скоростной выносливости дает возможность пробегать дистанцию с меньшей затратой сил и большой средней  скоростью. Высокая абсолютная скорость позволяет спортсмену свободно маневрировать на дистанции, расширяет его тактические возможности при ведении спортивной борьбы.

По мнению В.Б. Попова, для бегунов на 800 м. эталонным отрезком может служить 100 м., для бегунов на 1500-3000 м. – 150-200 м., для стайеров на 5000-10000 м. – 400 м.

Развитие выносливости бегунов во многом определяется методами тренировки, из которых Ф.П. Суслов выделяет три основных: непрерывного длительного бега как равномерного, так и переменного; прерывного (интервального); соревновательного.

К основным средствам непрерывного бега относятся:

- разминочный, восстановительный или медленный кроссовый бег, длительностью 1-2 ч, частотой сердечных сокращений 130-150 ударов в мин, применяется круглогодично после напряженных тренировок;

- длительный кроссовый бег с 60 мин. до 2 ч., с частотой пульса 150-160 ударов в мин. применяется круглогодично, наибольший объем – в подготовительном периоде;

- темповый кроссовый бег длительностью от 20 мин. до 1 ч. 20 мин., скорость равномерная, ЧСС 170-175 ударов в мин., применяется круглогодично, в подготовительном периоде – до 2 раз в неделю, в соревновательном – 1 раз в 1-2 недели;

- длительный кроссовый бег в переменном темпе от 50 мин. до 1 ч. 30 мин. с ускорениями на отрезках 800-3000 м. или 100-150 м., уровень пульса в ускорениях – 170-190 ударов в мин., число ускорений от 3 до 6-8 в зависимости от длины отрезка, применяется в подготовительном периоде 1-2 раза в неделю, а со спринтерскими ускорениями и в соревновательном периоде;

- фартлек или «беговая игра» в переменном темпе с произвольной скоростью и длиной ускорений, а также с интервалами медленного бега между ними.

Эти средства развивают, главным образом, аэробные возможности спортсменов. Однако, в темповом кроссовом беге, кроссе и групповом беге на местности (фартлек) в переменном темпе частично могут совершенствоваться и анаэробные возможности бегунов в связи со смешанным аэробно - анаэробным энергообеспечением.

Основные средства прерывного бега (интервального):

- повторный бег на отрезках 1-4 км., в подготовительном периоде скорость до 85% от максимальной при пульсе 170-190 ударов в мин., в соревновательном периоде скорость 85-90%, интервал отдыха  5 – 6 мин., может  применяться в виде контрольного бега (соревновательный метод) для развития работоспособности и максимального потребления кислорода;

- повторный бег на отрезках 100 – 800 м со скоростью до 80% от максимальной, отдых в виде бега трусцой 50 – 400 м, пульс до 180 уд в мин. в конце отрезка после бега трусцой 120-140 уд/мин., применяется в конце подготовительного и в начале соревновательного периода;

- интенсивный интервальный бег на отрезках 200- 400 м со скоростью 70 – 80 % от максимальной и интервалом отдыха до 90 с (бег трусцой), пульс при беге – до 180 уд в мин., число повторений -10- 30;

- интенсивный интервальный бег на отрезках 200-1000 м со скоростью 85-95 % от максимальной и интервалов отдыха от 90 сек. до 6 мин., применяется в конце подготовительного и в соревновательном периоде 2-3 раза в неделю, объем бега в одном занятии у стайеров  3-6 км;

- интервальный бег на отрезках 100-200 м с максимальной или околомаксимальной скоростью., применяется в соревновательном периоде раз в неделю, во время отдыха - бег трусцой на таком же отрезке.

Прерывный метод включает следующие пять компонентов, изменение которых образует большое число вариантов данного метода: длина отрезков; скорость пробегания отрезков; длительность интервалов отдыха; форма отдыха (пассивный – сидя, стоя, активный - ходьба, бег трусцой); число повторений. При этом совершенствуются как аэробные, так и анаэробные возможности спортсменов.

Третий метод – соревновательный, включает контрольный бег, прикидки и соревнования. Прикидки или контрольный бег проводится как на основной дистанции, так и на более коротких и более длинных отрезках за 1,5-2 недели до ответственных соревнований. Соревнования по кроссу используются в подготовительном периоде. Соревнования проводятся на основной и смежных (более короткой и более длинной) дистанциях. Особенностью этого метода являются максимальные требования, которые предъявляются к организму спортсмена при беге со скоростью 95-100% от личного достижения на любой дистанции.

Все три метода неразрывно связаны, но их соотношение в течение сезона несколько меняется. Основные средства непрерывного метода  составляют в общем объеме годовой тренировки около 90%. В подготовительном периоде их процент еще выше, а в соревновательном несколько повышается объем средств прерывного и соревновательного методов.

Повышение анаэробной выносливости обеспечивается не только за счет роста интенсивности проведения ключевых технических приемов, их количества с учетом необходимого восстановления между ними, но и повышение различных силовых показателей – максимальной и быстрой силы и силовой выносливости. Все силовые упражнения, используемые в тренировке бегунов, рассматриваются не просто как средства ОФП, а как формы развития специальной силы и локальной мышечной выносливости при последующей трансформации их в скорости передвижения по дистанции. Эти упражнения являются средством интенсификации работы мышечной системы в специфическом двигательном режиме, способствуют процессу адаптации к этому режиму, обеспечивают повышение сократительных и окислительных способностей мышечной ткани.

Для развития силового компонента мышечной выносливости используют: основные соревновательные упражнения, выполняемые в затрудненных условиях, с отягощением, торможением, передвижением в гору; круговую тренировку, в процессе которой упражнения выполняются в динамическом и статическом режимах и направлены на развитие основных групп мышц, включаемых в работу при беге по дистанции; прыжковые упражнения с различными отягощениями и на тренажерах.

1.2. Техническая подготовка

Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике нужна современная техника, наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения. Под такой техникой следует понимать разумно  обоснованные, целесообразные движения, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведения их до совершенства.

Бег на длинные дистанции относится к группе видов спорта, где техника направлена на экономию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена. В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. К средствам и методам словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия относятся: беседы, рассказ, описание и др.; показ техники изучаемого движения: демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеозаписей и др.; использование предметных и других ориентиров: звуко- и светолидирование; различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

К средствам и методам, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений относятся:

а) общеподготовительные упражнения, позволяющие овладеть разнообразными умениями и навыками, являются фундаментом для роста технического мастерства в беге на длинные дистанции;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения, направленные на овладение техникой бега;

в) методы целостного и расчлененного упражнения, направленные на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного движения или отдельных его частей, фраз, элементов;

г) равномерный бег, переменный бег, повторный бег, интервальный бег, игровой метод, соревновательный метод, фартлек, бег по холмам, бег на стадионе, бег по пересеченной местности.

Техника бега должна быть рациональной с позиции биомеханики (направления, амплитуды, скорости, ускорения и замедления отдельных звеньев, инерции, темпа, ритма, напряжения и сокращения мышц, усилий и др.), наиболее целесообразной по проявлению легкоатлетом силы мышц, быстроты движений, выносливости, подвижности в суставах, оптимальной  по функциям психической сферы. Очень важно выполнять движения свободно, легко, без излишних напряжений даже при максимальных усилиях, расслабляя мышцы каждое мгновение, когда они не должны работать. Это имеет первостепенное значение, так как отсутствие излишних мышечных напряжений позволяет экономно выполнять движения.

Современная тренировка требует от атлета рациональной техники, позволяющей экономнее расходовать энергию для поддержания высокого темпа бега. Спортсмен, владеющий правильными движениями, легко может переключиться в беге, проводить рывки (спурты) в любом месте дистанции. Одним из главных элементов бега является отталкивание. Оно характеризуется выпрямлением ноги в суставах: тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Выполняя отталкивание, бегун должен стремиться полностью выполнить разгибание в самом крупном – тазобедренном суставе. Разгибание стопы также один из важнейших элементов. При полном разгибании в период обучения технике должна ощущаться перегрузка в пальцах стопы, особенно в большом. Постановка ноги на землю в современной технике бега напоминает ходьбу по лестнице, когда при опускании бедра голень передвигается движением сверху вниз.

Чем быстрее бег, тем шире шаг и больше амплитуда движений рук. Чем быстрее бег, тем короче период опоры по отношению к периоду полета. Поэтому в быстром беге ногу ставят на землю более упруго. Скорость бега растет как за счет частоты шагов, так и за счет их длины. Сравнивая бег на средние и длинные дистанции можно отметить уменьшение обоих параметров: частоты и длины шагов при увеличении дистанции. Чем быстрее бег, тем больше сила отталкивания и тем больше реактивные силы, возникающие при приземлении. Однако, бегун должен всегда стремится бежать вперед и меньше прыгать вверх. Когда спортсмен достигает состояния высшей спортивной формы, растет его техническое мастерство и спортсмен может лучше использовать свои физические возможности на более высоких скоростях, быстро приспосабливать технику к изменяющимся условиям. Все  это обусловлено повышением уровня скоростно-силовых качеств и развития отдельных групп мышц. Нельзя стандартизировать технику или стиль бега, копировать движения сильнейших спортсменов. Однако есть общие положения, которые характеризуют технику бега на длинные дистанции.

1) Угол наклона  туловища во время бега с увеличением скорости увеличивается. Однако этот наклон не должен увеличиваться за счет сгибания в тазобедренном суставе.

2) Нога ставится на грунт слегка согнутой, на наружный свод стопы. К моменту вертикали пятка опускается на дорожку.

3) Голову следует держать прямо. Мышцы плечевого пояса и рук не напряжены.

4) С увеличением скорости бега увеличивается сгибание ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах после отталкивания. Такое сгибание ноги не считается ошибкой. Благодаря этому бегун получает возможность скорейшего выведения маховой ноги.

2. Цель, задачи, методы и организация эксперимента.

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования – найти эффективные средства и методы в подготовке юных бегунов на длинные дистанции с применением адаптогенов.

Исходя из выше поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:

1) применение адаптогенов в процессе физической подготовки у юных бегунов на длинные дистанции, решение данной задачи покажет, каково влияние адаптогенов на бегунов в процессе подготовки; оказывают ли они положительное влияние на физическое состояние бегунов и улучшаются ли результаты спортсменов;

2) сравнить две группы экспериментальную и контрольную, экспериментальная группа - это группа, которая получает препараты в комплексе с общей физической подготовкой, контрольная группа - эта группа, процесс подготовки которой велся без применения препаратов, при сравнении результатов данных групп, будет выявлена эффективность или неэффективность препаратов;

     3) выявить доступные адаптогенные средства, применение адаптогенов должно стимулировать организм для того, чтобы эффективней проходили процессы восстановления в период больших физических нагрузок.

2.2. Методы исследования

Научный метод - это теоретически обоснованное, нормативно разработанное познавательное средство. Для метода необходимы определенные принципы, нормы, правила, операции, процедуры. Научный метод обеспечивает решение исследовательской задачи и научной проблемы. Научный метод – понятие сложное, изменяющееся, многообразное.

Для выполнения поставленной цели выбраны следующие методы исследования:

1) Анализ литературных источников.

Данный метод поможет обобщить весь массив накопленных знаний по теме исследования. Анализ источников выявит не только насколько хорошо или плохо изучены различные стороны данного исследования, но и покажет дальнейшие направления изучения.

2) Тестирование.

Тест (англ. test – проба, испытание, исследование) - в физиологии и медицине пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нем, а также для определения функционального состояния отдельных органов тканей и организма в целом. Посредством данного метода изучается состояние спортсменов и показатели их спортивных результатов до и после применения препаратов.

3) Методы математической статистики.

Метод математической статистики - это анализ явлений и процессов на основе системы количественных показателей. Для их обработки требуется математический аппарат, в том числе вычислительная и компьютерная техника. Математический (количественный) анализ - это выявление и формирование системы численных характеристик изучаемых явлений и процессов, которые после математической обработки создают основу для сущностно-содержательного анализа. Метод использовался в работе для обработки результатов эксперимента.

2.3. Организация исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ г. Алдан. В нем приняли участие 20 воспитанников в возрасте 15-16 лет. Мы разделили ребят на 2 группы, экспериментальную и контрольную. Они систематически занимаются 3 - й год в ДЮСШ на отделении легкой атлетики. Занятия проводятся пять раз в неделю по 3 академических часа. В начале учебного года в экспериментальной группе 6 человек имели II юношеский разряд, и четверо - III юношеский разряд. В контрольной группе трое имели – II-ой юношеский разряд, двое - III-ий юношеский разряд. Все средства и методы воспитания выносливости, быстроты и овладение техникой бега были одинаковыми в обеих группах. Различие в том, что экспериментальная группа получала адаптоген в виде жидкого экстракта элеутерококка, витамины «Ревит» и минеральные добавки.

Схема применения элеутерококка была такой. эксперимент продолжался в течение 21 дня непрерывно, утром за 30минут перед завтраком по 2 мл, и до начала тренировки за 2 - 2,5 часа. Затем давался отдых 10 дней. Далее следовало продолжение приёма адаптогена.

Педагогический эксперимент продолжался в течение 9 месяцев с сентября 2015 г. по июнь 2016 г. и охватил весь подготовительный период годичного цикла тренировки. За это время было проведено 190 учебно - тренировочных занятий, включая соревнования. В течение учебного года обе группы 3 раза (октябрь, февраль, май) выполняли тестирование для выявления сдвигов в развитии скоростных, силовых качеств, в выносливости и в овладении техникой бега. Условия и обстановка в проведении были одинаковыми. Тесты были доступны всем. Физическая подготовленность занимающихся оценивалась по результатам выполнения 6 контрольных тестов:  

- бег на 30 м с высокого старта – он используется для выявления сдвигов скоростного качества;

- бег на 1000 м – используется для выявления выносливости;

- прыжок в длину с места – для выявления результатов в скоростно - силовой подготовке;

- метание набивного мяча – для выявления результатов в скоростно - силовой подготовке;

- бег на 30 метров через набивные мячи - для контроля оценки технической подготовки;

-Тест Руфье - сдвиги импульса артериального  давления (А/Д) за 30 приседаний.  У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин, определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:

Индекс Руфье = (4*(Р1 + Р2 + Р3) - 200 )/10

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3 - хорошая работоспособность; 3-6  средняя; 7-9  удовлетворительная; 10-14  плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше (сильная сердечная недостаточность).

Разносторонняя физическая подготовка детей осуществляется путем использования тренировочных средств, направленных на выполнение воспитания выносливости, силы, быстроты и других физических качеств, необходимых для будущей специализации в беге на длинные дистанции. Начальная подготовка используемых средств, строилась следующим образом, примерно 50% общего времени занятий отводилось воспитанию общей выносливости, 20% - специальной выносливости, 15% - быстроты, 15% - силы. Первые годы в многолетней подготовке бегуна должны быть посвящены воспитанию общей выносливости, которая в дальнейшем служит основой воспитания специальной выносливости бегуна на длинные дистанции. Многие авторы считают, что для воспитания общей выносливости у начинающих целесообразно использовать равномерный метод тренировки и различные варианты переменного метода. Преимущество равномерного метода состоит в том, что согласованность в деятельности систем, обеспечивающих потребление кислорода возрастает непосредственно в процессе выполнения работы. Для развития общей и скоростной выносливости довались такие средства, как большой объем различного бега.

  • Переменный бег на отрезках 200 – 300 – 400 - 500 метров со средней и выше средней скорости и равномерные кроссы от 1 до 2 часов.
  • Повторный бег на отрезках 200.м – 300.м – 400.м через 200.м легкого бега  или ходьбы.
  • Интервальный метод проводится от 50 до 200.м чередуя медленным бегом. Для совершенствования быстроты, используем упражнения с максимальной скоростью и соревнования любого профиля.
  • Повторный бег на коротких отрезках 50-60-80-100м.

     Для развития силы упражнения с малым отягощением (набивные мячи, мешки с песком, камни, штанга с малым весом и специальные упражнения на тренажерах, гири). Прыжковые и беговые упражнения с различной интенсивностью, национальные прыжки 5 - 7 меток. Кроме этого, в большом объеме выполнялись специальные упражнения бегуна: семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, многократные подскоки с разной амплитудой, пружинистый бег на носках, бег с захлестыванием голени назад, вперед, бег со сменой темпа, ускоряющийся бег - переходящий на семенящий и наоборот, бег с различной длиной и частотой шагов. Для овладения техникой бега  широко использовались специальные упражнения: беговые упражнения, прыжковые упражнения, бег через предметы, бег по лестнице, бег в гору и под гору, все виды бега, включая кроссовые с контролем за техникой бега, анализом кинограмм.

В ходе учебно-тренировочных занятий мы придерживались следующей периодизации макроцикла:

1. Подготовительный период (сентябрь - май) включает 5 этапов:

а) втягивающий - сентябрь (4 недели);

б) первый базово - развивающий - октябрь - ноябрь - декабрь (12 недель);

в) зимний соревновательный - январь (4 недели);

г) второй базово - развивающий - февраль - март - апрель (12недель);

д) предсоревновательный - май (4 недели).

А) Втягивающий - сентябрь - октябрь.

На этом этапе подготовки происходит постепенное достижение необходимых объемов в кроссовой подготовке, ОФП. С этого момента в тренировочный процесс мы вводим применение адаптогенов, а именно экстракт элеутерококка жидкого. Схема приема была такой: за 30 мин перед завтраком по 2 мл и до начала тренировки за 2 - 2,5 часа перед тренировкой. Стимуляция продолжалась 21 день, после чего был дан отдых в течении 10 дней. По истечению 21дня спортсмены почувствовали прилив сил, быстрее стали происходить процессы восстановления, активнее стало желание тренироваться.

Б) Первый базово - развивающий этап - (3 мес.) октябрь - ноябрь - декабрь. На этом этапе подготовки применяется переменный бег на местности, незначительно повышается интенсивность при пробегании длинных отрезков и кроссов. В связи с повышением нагрузок и увеличением объёма тренировочного бега, дальнейшее применение элеутерококка проводится в комплексе с витамином: ревит по 1 драже 2 раза в день в течение 21 дня, затем отдых 10 дней.

В) Зимний соревновательный - январь (4 недели).

Прием препарата элеутерококк 2мл утром и перед тренировкой за 2 - 2,5 часа + ревит по 2 драже 2 раза в день. Курс приема 21 день, затем отдых 10 дней.

Г) Второй базово – развивающий – февраль – март – апрель. (12 недель).

На этом этапе подготовки значительно повышается объем тренировок. Повышается интенсивность бега на длинных отрезках, повышается скорость кроссового бега и быстрых пробежек для совершенствования ритма беговых движений. Происходит дальнейшее развитие функциональных систем, в том числе и системы анаэробного энергообеспечения. Схема применения препарата – элеутерококк по 2 мл утром, и до начала тренировки за 2 – 2,5 часа, затем ревит по 1 драже 2 раза в день. Препараты принимаются в течении 21 дня, затем отдых 10 дней.

Д) Предсоревновательный – май – на этом этапе подготовки проводятся кроссы, эстафеты, происходит подготовка к ответственным стартам. Спортсмен настраивает себя как психологически, так и тактически. Задача спортсмена настроить себя на победу. Схема приема остается прежней.

Е) Соревновательный период – июнь, июль. На этом этапе спортсмен принимает участие в соревнованиях, повышает спортивное мастерство. Схема применения препаратов ревит по 1 драже 2 раза в день, лимонник 20 капель 2 раза в день.

Ж) Переходный период – август (4 недели) - на этом этапе интенсивность тренировок снижается. Применяется пробегание кроссов от 1 – 1,5 часа в умеренном темпе, игры, ОФП, походы.

Одним из наиболее важных аспектов в подготовке бегунов является правильное питание, оно служит для нормальной жизнедеятельности организма спортсмена (высокая его калорийность, разнообразие, легкая усвояемость и небольшой объем суточного рациона.) При организации питания спортсменов необходимо учитывать набор продуктов, их химический состав, количественные пропорции отдельных продуктов в рационе. Основные требования – это эффективная ценность должна соответствовать затратам организма, калорийность пищи должна превышать на 5 – 10 % суточный расход энергии.. В рационе спортсменов соотношение между белками, жирами и углеводами в среднем составляет 1 : 0,7 : 4, т. е белки составляют 25 % жиры 15 % и углеводы 60%. общей калорийности. Высокая интенсивность объема веществ у спортсменов и использование высококалорийных, богатых белками и углеводами, пищевых рационов требует повышения суточной нормы витаминов.

        

Суточная потребность спортсменов в витаминах (в мг)

Возрастные группы, лет

В1

В2

В6

РР

С

11-13

1,7

2,8

2,0

25,0

100

14-17

1,9

3,4

2,2

30,0

110

18-25

3,0

3,0

2,5

30,0

150-200

        В условиях правильно организованного питания эта потребность в значительной мере покрывается естественными продуктами питания. В период интенсивных тренировок целесообразно применять витамины по 1 драже 2 раза в день во время еды. Кроме того, для нормализации окислительно – восстановительных процессов целесообразно принимать дополнительно аскорбиновую кислоту в дозе 100 – 150 мг.

Суточная потребность спортсменов в минеральных элементах (в гр.).

Группа спортсменов

Фосфор

Кальций

Магний

Калий

Железо

Хлористый натрий

Дети (14-17 л.)

3,0

1,6

0,3

3,0

10,0

10,0-15,0

Взрослые

4,0

2,0

0,8

5,0

20,0

20,0-25,0

Так же можно использовать в процессе спортивной подготовки пищевые продукты повышенной биологической ценности – это препараты повышают работоспособность и ускоряют процесс восстановления во время тренировок с большими нагрузками.

 Таблетки глюкозы с витамином С – содержат 3 г глюкозы и 0,025 г аскорбиновой кислоты, применяются в качестве дополнительного питания.

Спортивный напиток состоит из лекарственного порошка, в состав которого входят: - глюкоза – 200 г, сахароза – 100 г, аскорбиновая кислота – 0,5 г, кислый натрий – 1,5 г, лимонная кислота – 4,5 г, ягодный экстракт.

Маратоник – содержит глюкозу, фруктозу, поваренную соль. Растворяют 1 – 2 чайные ложки гранул в стакане кипяченой воды и принимают 2 – 3 раза.

3. Результаты педагогического эксперимента

Результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе Алданской ДЮСШ, в которых приняли участие 20 школьников 15 - 16 лет, подтвердили, что показания в обеих группах к концу учебного года улучшились. За 9 месяцев занятий спортом, с сентября 2020 г. по май 2021 г. обе группы 3 раза (октябрь, февраль, май) выполнили тестирование для выявления сдвигов в развитии скоростных, силовых качеств, в развитии выносливости и в овладении техникой бега. Условия и обстановка в проведении исследования были одинаковыми. Физическая подготовленность занимающихся оценивалась по результатам выполнения 6 контрольных тестов:

  • бег на 30 метров с высокого старта - для тестирования скоростных качеств;
  • бег на 1000 м - используется для выявления улучшения выносливости,
  • прыжок в длину с места - для тестирования скоростно силовой подготовки,
  • метание набивного мяча - для контроля уровня скоростно – силовых качеств,
  • бег на 30 м через набивные мячи - для контроля уровня технической подготовки.
  • Тест Руфье (А/Д, ЧСС) - для контроля процесса восстановления, после приема адаптогена.

Подготовка осуществлялась с использованием адаптогена, витаминов, и пищевой добавки. Начальная спортивная подготовка испытуемых строилась следующим образом, примерно 50% общего времени отдавалось воспитанию общей выносливости, 20% специальной выносливости, 15% быстроты, 15% силы. Главной задачей в тренировке юных средневиков и стайеров является воспитание у спортсменов общей выносливости, которая в дальнейшем служит основой для воспитания специальной выносливости. Для этого использовался равномерный метод тренировки и различные варианты переменного бега. Для развития специальной и скоростной выносливости давались такие средства как большой объем разминочного бега.

- Переменный бег на отрезках 200м - 300м - 400м - 500 м со средней скоростью и выше средней скорости.

- Равномерные кроссы от 30 мин. до 1 ч.

- Повторный бег на отрезках 200 м - 300 м - 400 м через 200 м чередуя с медленным бегом.

- Для совершенствования быстроты, использовали упражнения с максимальной скоростью.

- Повторный бег на отрезках 50 - 60 - 80 м. Для развития силы использовались упражнения с малым отягощением, прыжковые и беговые упражнения с различной интенсивностью. Кроме этого выполнялись специальные беговые упражнения. Все средства и методы воспитания быстроты, силы, выносливости и овладение техникой были одинаковыми в обеих группах.    

Экспериментальная группа в отличие от контрольной применяла адаптогены, витамины и минеральные добавки.

Результаты тестирования свидетельствуют о высокой эффективности использования адаптогенов, витаминов и минеральных добавок в использовании комплексного метода воспитания быстроты и выносливости. Как показывают результаты тестирования и проведения контрольных испытаний в беге на 30 м, бег на 1000 м, прыжки в длину с места выявлено улучшение показателей в обеих группах. Однако в экспериментальной группе положительные сдвиги значительно выше, чем в контрольной группе.

В беге на 30 м более существенные сдвиги произошли в экспериментальной группе, в экспериментальной группе прирост результатов составил 0, 38 секунд, а в контрольной группе 0,23 секунд.

В беге на 1000 м разница в сдвигах среднего времени группы была очень заметной. Результат в беге на 1000 метров заметно улучшился в экспериментальной группе – на 0,9 сек., а в контрольной группе на 0,37 секунд.

 Результат в прыжках в длину с места улучшился в экспериментальной группе на 20 см, а в контрольной группе на 13 см.

Результат в метании набивного мяча улучшился в экспериментальной группе на 35 см, а в контрольной группе на 20 см.

Для контроля техники бега было проведено контрольное испытание в беге на 30 м с высокого старта через набивные мячи, выявлено улучшение показателей в обеих группах, но в экспериментальной группе сдвиги были выше (0, 60 сек), чем в контрольной группе (0, 40 сек).

Тест Руфье - контроль пульса и А/Д в течении трёх месяцев выявил, что в экспериментальной группе произошли более существенные сдвиги в ЧСС и восстановлении за 3 мин., чем в контрольной группе. Это говорит о том, что чем дольше применяется  препарат, тем быстрее восстанавливается пульс и А/Д.

 Итогом девяти месяцев тренировки было существенное повышение соревновательных результатов в беге на 30 - 1500 метров, и в показателях основных контрольных испытаний. Факт заметного улучшения развития физических качеств и времени бега на основных дистанциях свидетельствуют об оптимальных соотношениях объемов работы с различной направленностью и применения восстановительных средств в экспериментальной группе.

4. Выводы

Подводя итоги тестирования, можно сделать заключение. В результате применения адаптогенов и витаминного комплекса улучшаются спортивные результаты в беге на длинные дистанции. Эти стимуляторы плодотворно влияют на организм спортсмена на всех стадиях подготовки, значительно улучшают спортивный результат. Основные требования к препаратам - это низкая токсичность и абсолютная безвредность, отсутствие возбуждающего стрессорного действия, а также нежелательных сдвигов в обмене веществ и деятельности внутренних органов. Полученные данные в ходе эксперимента можно использовать в качестве ориентиров в подготовке бегунов на длинные дистанции с помощью адаптогенов. Желательно трижды в год осуществлять тестирование по описанным выше контрольным испытаниям. Использование в практике результатов проведенных испытаний будет способствовать эффективности тренировки юных бегунов на длинные дистанции. Уровень развития общей, скоростной выносливости, быстроты, мышечной силы у юных спортсменов выше, чем средний уровень развития этих качеств у подростков, не занимающихся систематически спортом. На этапе начальной спортивной специализации тренировка должна быть направлена на разностороннюю физическую подготовку занимающихся, овладение ими основам техники бега, координации, путем использования средств из различных видов спорта, подвижных спортивных игр, а также специальных подготовительных упражнений. Впечатляет то, что дети из экспериментальной группы демонстрируют более высокие показатели физической подготовки, чем их сверстники из контрольной группы. Представленные данные помогут правильнее оценить функциональные возможности воспитанников и динамику их спортивных результатов, подбирать наиболее эффективные средства и методы воспитания спортсменов, глубже анализировать результаты своей работы.

В результате эксперимента автор пришел к выводу:

1) Собственные исследования показывают, что прием элеутерококка в течение 20 – 30 дней (2 приема в день по 2 мл) не оказывает заметного влияния на показатели сердечно – сосудистой и дыхательной системы в условиях покоя и функциональной пробы 30 приседаний.

2) В ходе тренировки под воздействием элеутерококка происходит заметное улучшение самочувствия спортсменов, они испытывают прилив сил. Быстрее проходит процесс восстановления, у спортсмена возникает желание тренироваться.

3) В ходе эксперимента было доказано что, чем дольше применяется элеутерококк, тем быстрее проходят восстановительные процессы, значительно улучшается спортивный результат.

4) Сдвиги, полученные в зимнем подготовительном периоде при подготовке бегунов на длинные дистанции с помощью адаптогенов в комплексе с витамином, позволяют сделать вывод о том, что определенную роль в развитии выносливости сыграл элеутерококк.

5) Спортивные результаты у испытуемых в течение 9 месяцев улучшились.

5. Практические рекомендации.

1) Результаты педагогического тестирования свидетельствуют о высокой эффективности использования комплексного метода воспитания быстроты, выносливости и улучшения техники бега, когда воспитанию общей выносливости посвящается до 50 %, воспитанию специальной выносливости 20 %, воспитанию быстроты – до 15 %, и развитию силы 15 % общего времени занятий в комплексе с адаптогенами, витаминами и минеральными добавками.

2) Все средства и методы воспитания выносливости, скорости, силы и овладения техникой бега оказывают положительное влияние на здоровье и физическую подготовленность занимающихся и способствуют улучшению спортивных результатов.

3) Юноши 15 – 16 лет сравнительно легко переносят нагрузки, связанные с развитием двигательных качеств.

4) Тренировки при рациональном сочетании с другими средствами физического воспитания способствуют повышению уровня развития двигательных качеств.

5) Эффективным средством воспитания общей и специальной выносливости у юных бегунов является равномерный, переменный и интервальный методы тренировки:

а) равномерный, переменный, повторный бег и их комбинации (повторно-переменный, фартлек и интервальный бег);

б) кроссовый бег, с равномерной и переменной скоростью;

в) продолжительный темповый бег со скоростью 10 – 12км / час;

г) бег на отрезках 300 – 1000 м со скоростью около соревновательной;

д) с целью воспитания скоростной выносливости у юных бегунов 15 – 16 лет целесообразно использовать пробегание отрезков от 200 – 400 м.

6) В подготовке бегунов на выносливость эффективно использовать элеутерококк, так как он усиливает процесс восстановления. В соревновательном периоде элеутерококк можно заменить лимонником или другим адаптогеном.

7) В период наиболее объемных тренировок необходимо применение витаминов. Витаминные комплексы можно менять на всех этапах подготовки.

8) В процессе тренировки спортсмену, который применяет витаминизацию, необходимо давать отдых после каждой стимуляции и вести контроль его функционального состояния.

9) В подготовительном и в предсоревновательном этапах можно использовать такую схему. Все препараты применяются одновременно. Элеутерококк по 2 мл 2 раза в день, ревит - 1 драже 1раз в день, панангин по 1 таб. 1раз в день. Курс препаратов продолжается в течение 30 дней, затем отдых в течение 5 дней, после чего курс продолжается.

6. Список литературы.

  1. Бутенко Э.А. Влияние адаптогенов на развитие выносливости в подготовительном периоде тренировки бегунов на длинные дистанции в условиях Крайнего Севера. – Алдан, 1991. – 20 с.
  2. Блохин Б.Н. Влияние корней экстракта элеутерококка жидкого и драже на работоспособность спортсмена в беге на 10 км. – М., 1986. –267 с.
  3. Бойко Х.С. Основы легкой атлетики. – М., 1976. – 380с.
  4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт. 1983. – 75 с.
  5. Вашикидзе В.В. Исследование основных вопросов тренировки в беге на длинные дистанции в южных районах СССР. – Ленинград, 1962. – 325 с.
  6. Годик М.А. Спортивная метрология. – М., 1988. – 192 с.
  7. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте – М., 1991. – 202 с.
  8. Егор К.М., Осльшлегель Г. Р. Юным спортсменам о тренировке. – М., 1975. – 250 с.
  9. Зима А.Г., Куликова В.И., Бутенко Э.А. К вопросу о применении элеутерококка в спортивной практике // Влияние адаптогенов на выносливость спортсменов. – Хабаровск, 1989. – С. 5-23
  10. Зеличенок В.Б. Подготовка юных легкоатлетов. – М.: «Терра–Спорт», 2000. – 290 с.
  11. Константинов А.А., Лупандин А.В. Основы адаптации и реабилитации в практике физической культуры и спорта. – М., 2000. – 264 с.
  12. Козмин Р.К., Левицкий Н.Г. Первые шаги в легкой атлетике. – М., 1968.– 285 с.
  13. Курамнин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М., 2003. – 345 с.
  14. Лебедев Н.А. Использование различных средств повышения выносливости при подготовке молодых бегунов на средние и длинные дистанции – М., 2001. – 291 с.
  15. Лудьер А.А. Бег ради жизни. – М., 1983. – 103 с.
  16. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Г.А. Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. – М., 1999. – 135 с.
  17. Максимов А.В. Пути и перспективы развития методов спортивной подготовки в циклических видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 5. – С. 28-30.
  18. Мастеров А.В. Тупики и перспективы развития методов спортивной подготовки в циклических видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 11. – С. 23-26.
  19. Максименко Г. Управление тренировочным процессом юных бегунов – Киев: «Здоровье», 1978. – 163 с.
  20. Макаров А. Бег на средние и длинные дистанции. – М., 1987 – 114 с.
  21. Медицинский справочник тренера. – М., 1976. – 179 с.
  22. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. – М., 2002. – 864 с.
  23. Озолин Н., Воронкин В. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1979. – 355 с.
  24. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовки легкоатлетов.–М.,2002. – 164 с.
  25. Рухляда Л.К. Основные биологические активные вещества. – Хабаровск, 2000. – 115 с.
  26. Сайфулла Р.Д. Спортивная фармакология. – М., 1999. – 397 с.
  27. Суслов Ф.П. С чего начинается бег. – М., 1984. – 126 с.
  28. Справочник по фармакологии. Лекарственные препараты в России.–М.,2002. – 1173 с.
  29. Тер-Ованисян И. Подготовка легкоатлета. Спортивный взгляд. – М., «Терра–Спорт», 2000. – 167 с.
  30. Филин В.П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. – М., 1996. – 147 с.
  31. Филин В., Фомин Н. Основы юношеского спорта. – М., 1988. – 132 с.
  32. Хамфриз Д. У англичан секретов нет: (рекомендации для бегунов на средние и длинные дистанции) / пер. Е. Разумовского // Легкая атлетика – 1992. – № 6-7. – С. 20-22.
  33. Хоменкова Л.С. Книга тренера по легкой атлетике – М., 1974. – 199 с.
  34. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
  35. Шорец П. Стайерский и марафонский бег. – М., 1970. – 124 с.
  36. Якимов А.М. Особенности подготовки юных бегунов на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. № 1. – С. 28-32.
  37. Якимов А.М. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции // Теория и практика физической культуры – 1996 – № 4. – С. 21-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....

Тестовое задание для теоретического зачета обучающихся МБУ ДО «ДЮСШ «Торпедо» «Техника бега на средние и длинные дистанции».

Представлены материалы для теоретического зачета по теме "Техника бега на средние и длинные дистанции"...

. Бег на средние и длинные дистанции

Методическая разработка бега на среднии и длинные дистанции....

Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции

Создать представление о техники метания. Научить технике метания мяча...

Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции

Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции...

Развитие выносливости в беге на средние и длинные дистанции

Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на подготовку и выступление —  неправильная подготовка техники в беге на средние и длинные дистанц...

ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Методическая основа для подготовки юных спортсменов на средние дистанции, Постоановка техники, развитие качеств с помощью упражнений, цикл тренировок для достижения высоких результатов....