Утренняя гимнастика как форма организации физического воспитания
презентация к уроку по физкультуре
Утренняя гимнастика как форма организации физического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennyaya_gimnastika.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гимнастика (от греч. « гимнос » — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Она является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика способствует: * Увеличению тонуса нервной системы * Усилению работы всех органов и систем организма ( сердечно-сосудистой , дыхательной, систем желез внутренней секреции и других) * Оздоровлению организма в целом * Развитию физических качеств и способностей * Закреплению двигательных умений и навыков
Вторая группа упражнении предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны ). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались. Гимнастика развивает и укрепляет группы мышц:
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо , выполняя прыжки , отрывать пятки от пола, сгибать ноги в коленях . Гимнастика развивает и укрепляет группы мышц:
Гимнастика развивает и укрепляет группы мышц: Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук . Эти упражнения : • способствуют выпрямлению позвоночника ; • укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру ; • формируют правильную осанку. Чтобы дыхание было свободным , детей приучают как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.
Цель утренней гимнастики - формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в детском саду.
Задачи утренней гимнастики В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развиваются быстрота реакции, координация, умение распределять внимание .
1. Регулярного, систематического проведения . Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения. 2. Умеренной нагрузки . Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка. 3. Доступность содержания . Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. 4. Постепенного усложнения . От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. 5. Разнообразность в содержании . Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка. ТРЕБОВАНИЯ К УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ
1 . Вводная часть : упражнения для профилактики плоскостопия, ходьба. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения; быстрый бег, прыжки на месте. 3. Заключительная часть – ходьба, танцевальные движения, специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах или игровые упражнения («шина спустилась», «мяч лопнул»). Структура утренней гимнастики
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Эффективность воздействия достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдения ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствует развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.
Рекомендуется следующая примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики 1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, медленный бег, потягивание). 2. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы (махи руками в разных направлениях, неглубокие выпады и т.п.). 3. Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, туловища, повороты вправо и влево, наклоны в сторону, прогибание назад). 4. Упражнения на развитие силовых возможностей. 5. Упражнения, способствующие подвижности суставов» 6. Упражнения для мышц брюшного пресса. 7. Упражнения для ног, включая приседание на одной ноге, подскоки. 8. Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движениями рук).
В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет: 4-5 лет - 6-8 минут; 5-6 лет - 8-10 минут; 6-7 лет - 10-12 минут. С возрастом увеличивается количество упражнений в зависимости от возраста ребенка: от 4-5 упражнений для младшего возраста до 6-8 упражнений для старшего дошкольного возраста.
Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп Утренняя гимнастика с детьми раннего развития Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в первой младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут . Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени. Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений . Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме.
Утренняя гимнастика для детей во второй младшей группе Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 - 6 минут). Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег . В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др .). Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.
Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут. В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу). А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение. Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же , как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук ( в стороны, вперед и т.д.). Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После обще-развивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.
Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь инструктору. Инструктор следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными . Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение. В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка ( пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук. На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).
1. Вареник, Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду [Текст] / Е. Н. Вареник. – Москва : Сфера ТЦ, 2008. – 128 с. 2. Гимнастика с методикой преподавания [Текст]: учебное пособие / под ред. И. Б. Павлова, В. М. Баршая , В. Н. Ихильчук . – Москва : Просвещение, 1985. – 208 с. 3. Козлов, В. И. Утренняя гимнастика [Текст] / В. И. Козлов. – Москва : Просвещение, 1994. – 252 с. 4. Пензулаева , Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л. И. Пензулаева . – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 128с. 5. Прохорова, Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет [Текст] / Г. А. Прохорова. – Санкт – Петербург : Речь, 2003. – 120 с. 6. Степаненкова , Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие [Текст] / Э. Я. Степаненкова . – Москва : Академия, 2001. – 368 с. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нормативно-правовая основа организации физического воспитания в ОУ"
В презентации перечислен ряд основных нормативных документов по физической культуре....
Организация физического воспитания в учреждениях образования
Содержание и организация физического воспитания определяются законодательствами РФ об образовании и о физической культуре и спорте, нормативными и правовыми актами Минобразования РФ, Московского комит...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...
Формы организации трудового воспитания и обучения детй с ограниченными возможностями здоровья
Без труда не вытянишь и рыбку из пруда!...
Проект «Устный журнал» как творческая форма организации патриотического воспитания учащихся в ОДОД
Проект «Устный журнал» дает возможность для творческого эксперимента каждому, способствует получению знаний и умений как связанных с материалом школьной программы, так и выходящих далеко з...
Презентация методической разработки: "«Использование нетрадиционных форм системы физического воспитания школьников, как здоровье формирующих компонентов модели здоровье сбережения».
В презентации раскрывается суть модели здоровье сбережения в школе:- факторы влияющие на снижение показателей здоровья школьников- направление деятельности по ликвидации противоречий в системе школьно...
Практики и формы организации патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего н...