Статья "Что такое здоровье?"
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Представление о здоровье как определенном состоянии организма появилось в человеческой культуре очень давно- тогда же когда стала зарождаться древняя медицина. И так как и культура в целом, оно проходило длинный путь развития, наполняясь новыми идеями и содержанием. Все существующее многообразие определений здоровья можно разделить на три большие группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_zdorove.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №175
Калининского района Санкт – Петербурга
учитель физической культуры
Нина Николаевна Петрова
Что такое здоровье ?
Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. В настоящее время в современной культуре существует более 300 различных определений данного социокультурного феномена. И этому есть вполне понятное объяснение. Представление о здоровье как определенном состоянии организма появилось в человеческой культуре очень давно- тогда же когда стала зарождаться древняя медицина. И так как и культура в целом, оно проходило длинный путь развития, наполняясь новыми идеями и содержанием. Все существующее многообразие определений здоровья можно разделить на три большие группы
Первая группа носит нормоцентрический характер и описывает здоровье как «совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида» (О. Васильева Психология здоровья человека) О.Васидьева, Ф.Филатов – М.,2002.
Нормоцентрический подход наиболее распространен « Ничего не болит анализы в норме, температура нормальная – значит, здорово»-именно так довольно часто рассуждают многие из нас. Между тем сущность здоровья не может быть сведена лишь к набору среднестатистических физических и физиологических норм и параметров.
Здоровье – сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействии с окружающим миром.
Сложная, комплексная сущность здоровья отражена во второй группе определений, не только описывающих здоровье в границах индивида и личности, но и выходящих за эти границы, охватывающие социальные связи человека. Эта группа определений носит адаптационный характер.
Самое популярное среди них сегодня дано Всемирной организацией здравоохранения- «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» В этом случае здоровым оказывается не столько тот, у кого «ничего не болит» сколько тот, кто способен эффективно выстраивать связи с окружающими, ставить цели и достигать их, социально успешный.
И с этой точки зрения человек, имеющий физические отклонения, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как неполноценный, больной( не случайно сегодня вместо определения «инвалид» все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями»). Действительно, как к примеру, можно назвать больными участников Паралимпийских игр, несмотря на серьезные физические отклонения побеждающих в сложных спортивных соревнованиях. Сегодня все чаще концепция здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. Подлинно здоровый человек в этом случае тот,кто не просто благополучен, а стремится к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром. Поэтому здоровье рассматривается в системе культурных, нравственных координат.
Именно третья группа определений,представляющая антропоцентрическую модель, наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, позволяет человеку не рассматривать еекак деятельность, замкнутую на себя, а направить ее вовне, расширяя сферу возможностей и способностей.
Антропоцентрическая модель меняет содержание мотивов здоровьесберегающей деятельности, ее прагматический характер ( я зобочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и.т.д.) постепенно замещается альтруистическим( заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг).
Обращаясь к проблеме формирования культуры здоровья у своих воспитанников, каждый из нас должен определить какая из моделий будет положена в основу воспитателной работы .
При использовании нормоцентрической модели педагогу достаточно сложно убедить ребенка или подростка в необходимости заботы о собственном здоровье.Ведь если здоровье это состояние, когда ничего не болит», то большенство школьников убеждены- они и так здоровы. Вот и получается- школьники, прекрасно знающие о том, что «быть здоровым – это здорово», мало, что делают для того, чтобы это здоровье сохранить или не разрушить. Другое дело,когда воспитательная работа, связанная с формированием основ культуры здоровья,, базируется на антропоцентрической модели. Ведь в этом случае здоровье рассматривается не как цель, к которой нужно стремиться, а как инструмент достижения поставленных личностно значимых для подростка целей. И в этом случае подростку становится понятно, почему сейчас, когда даже если « ничего не болит», все-таки нужно укреплять здоровье. Ведь от этого зависит исполнение его актуальных желаний
Используя антропоцентрический подход, можно объяснить ребенку, имеющему различные формы нарушений в развитии и функционировании организма, что у него есть возможность прожить полноценную счастливую жизнь. И задача общества в этом случае заключается не только и даже не столько в том, чтобы опекать таких детей, выполняя их желания, сколько в том, чтобы научить их за счет собственных сил достигать желаемого.
В ОУ №175 созданы специальные медицинские группы, где занимаются школьники с ослабленным здоровьем. Обучающиеся занимаются по специальной медицинской программе, выполняю различные задания попрограмме улучшаю свое здоровье за счет собственных сил достигают желаемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...