Игровые технологии в системе физического воспитания.
статья по физкультуре
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.
Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_igrovye_tehnologii_v_sisteme_fizicheskogo_vospitaniya_shkolnikov._bespalov.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в системе физического воспитания.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.
Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. Педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Г. К. Селевко отмечает: «Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технология внеклассной работы.
Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.
Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.
Игра является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Кроме того, игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств, укреплению организма ребенка.
Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.
Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает мне повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным, (отзанимавшись урок, ребята просят: «Давайте еще поиграем», это способствует желанию заниматься даже у освобожденных).
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физкультуры заключается в следующем.
Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами. Сюда же можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность.
С удовольствием мы играем в игру «Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени (игра длится всего 1 мин.).
Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направлены на сознательное опережения соперника. Такие игры, как «Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь».
В силу особенностей первоклассников не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень, трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому я следую принципу от простого к сложному. Для этого использую различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например, в 1 классе мы играем в игру «Охотники и утка», т. к. первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А потом мы усложняем игру, добавляя «уток» и переходим к игре «Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства мяча, точности движений. В этой игре проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Подчас если игра «не пошла» у сильного, даже нерешительные ребята ведут себя очень уверенно.
Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. И, еще, стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Требования к отбору игр следующие:
- игра должна давать новые понятия;
- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:
- простота и доступность;
- каждый ребенок должен быть активным участником игры;
- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей, заблаговременно сообщать о правилах безопасности игры;
- безопасность используемого инвентаря;
- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от легкого к сложному.
Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.
Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, насколько эффективно проведена игра. Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать ряд условий:
1. формирование мотива деятельности (для чего);
2. формирование системы знаний на основе игры (что развивает);
3. включение каждого школьника в процесс игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация системы физического воспитания учителя физической культуры начальной школы
Презентация обобщения опыта работы учителя физической культуры в начальной школе....
Современные педагогические технологии в системе физического воспитания
•. Тип и качества темперамента, половые, возрастные, национальные черты, околопатологические особенности.•2. Ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память, мышление, эмоции, чувст...
Игровая технология в системе работы по экологическому воспитанию учащихся 9-х классов.
Статья, освещающая роль применения игровой технологии на уроках английского языка при работе с экологическим воспитанием учащихся средней ступени обучения....
«Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной активности учащихся»
laquo;Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной активности учащихся»...
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников.
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников....
"Игровые технологии в системе физического воспитания школьников"
Данная статья обобщает опыт автора в области игровых технологий на уроках физической культуры....
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников
Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащ...