Современные педагогические технологии в системе физического воспитания
презентация урока для интерактивной доски по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog.tehnologii1.ppt | 903 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель структуры качеств личности (по К.К. Платонову) 1. Слой темперамента 2. Слой качеств и особенностей психических процессов 3. Слой опыта личности 4. Слой качеств направленности личности 5. Я - концепция
1. Тип и качества темперамента, половые, возрастные, национальные черты, околопатологические особенности. 2. Ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память, мышление, эмоции, чувства, волевые процессы. 3. Знания, умения, навыки, привычки. 4. Интересы, склонности, целевые ориентации, социальные установки, взгляды, убеждения, мировоззрение, морально-этические качества. 5. Я- концепция – устойчивая система представлений индивида о самом себе, возникающая в ходе самопознания, сравнения себя с другими людьми, рефлексии, самооценки, самоотношения.
«Физическая культура – это прежде всего работа с духом человека, его внутренним миром» (И.М. Быховская)
Главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в её целостности и многомерности как высшая ценность образования в области физической культуры и спорта. Целью физического воспитания является развитие физической культуры личности .
Для исторического развития физического воспитания характерно смещение его целей и направленности :
Физическая культура личности - социально-детерменированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определённым уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьёв, 2001)
Технологическая структура физической культуры личности № п/п Основные составляющие Компоненты качеств Признаки качеств 1. Знания и интеллектуальные способности Объем Научность Осознанность Умения Эрудиция Степень абстракции Обоснованность Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению Уровень усвоения 2. Физическое совершенство Физическое развитие Двигательные умения Двигательные навыки Физическая подготовленность Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика Физические качества Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надёжность Эталон Результат Динамика
№ п/п Основные составляющие Компоненты качеств Признаки качеств 3. Мотивационно-ценностные ориентации Мотивы Интересы Установки Убеждения Потребности Социально-значимые Профессионально-значимые Личностно-значимые Спортивные Физкультурно-оздоровительные Уровень достижения цели Сила воли Целеустремлённость Степень осознанности Самоактуализация, самоуважение, в социальных связях, безопасности, физиологические 4. Социально-духовные Нравственность Эстетика Отношение к труду Мировоззрение Здоровый образ жизни Физкультурно-спортивная этика и культура Чувство прекрасного, чувство красоты Трудолюбие Степень научности знаний и убеждений Отказ от вредных привычек, системность, научная основа 5. Физкультурно-спортивная деятельность Спортивная, оздоровительная, прикладная, образовательная, пропагандистская, организаторская, судейская, инструкторская, самосовершенствование Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика
Педагогическую технологию понимают: как совокупность приёмов и методов, применяемых в процессе обучения; как технику реализации учебного процесса; как процессуальную часть дидактической системы; как модуль совместной педагогической деятельности; как системную совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей. как описание и процедуру реализации педагогического процесса.
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая технология (в «широком смысле слова») (М.Я. Виленский, Г.Н. Соловьев) Инструмент Чем? Кадры Кто? Концепция Что?
Иерархия педагогических технологий (вертикальная структура)
Микротехнологии направлены на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса. Мезотехнологии (модульно-локальные) представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса; направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Макротехнологии или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области просвещения (социально-педагогический уровень. Это общепедагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Горизонтальная структура педагогической технологии (три аспекта) 1. технология является научно-разработанным решением определённой проблемы, опирающимся на достижения теории и практики. 2. технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов. 3 . технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Признаки по доминирующей целевой направленности Научные теории, лежащие в основе технологий Технологии Формирующие Ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Ю.А Самарин и др.) Этапы : 1.восприятие учебной информации; 2.осмысление и обобщение информации; 3. запоминание и сохранение в памяти изученного; 4. применение усвоенного в практической деятельности. Концепция управления познавательной деятельностью. Этапы : 1. указание цели управления; 2. установление исходного состояния управляемой системы; 3. программа воздействий; 4. получение информации о состоянии управляемой системы; 5. переработка информации и коррекция воздействий; 6. реализация регулирующих воздействий (С.Бир, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина). Объяснительно-иллюстративная, программированная, полного усвоения; алгоритмическая, поэтапного формирования умственных действий (по 2-му типу обучения); тренинги навыков; суггестивные; дифференцированное, модульное обучение
Признаки по доминирующей целевой направленности Научные теории, лежащие в основе технологий Технологии Развивающие Теория развивающего обучения. Концепция : между обучением и развитием существует диалектическая взаимосвязь: развитие подготавливает и делает возможным обучение, а обучение стимулирует и продвигает развитие. Развивающее обучение опережает развитие и осуществляется не в «зоне актуального», в «зоне ближайшего развития» ребёнка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов). Для умственного и личностного развития необходимо включение ученика в разнообразные виды личностно-значимой учебной деятельности (К. Роджерс, А. Маслоу, А,Н, Леонтьев). Проблемно-поисковые; исследовательские; моделирующие; коммуникативно-диалоговые; эмпирическое обобщение (система Занкова); теоретическое обобщение (система Эльконина-Давыдова); модульное обучение
Признаки по доминирующей целевой направленности Научные теории, лежащие в основе технологий Технологии Личностно-ориентированные Теории гуманистической педагогики (теория личностно-ориентированного обучении (ЛОО)). Концепция: решающим фактором развития целостной личности в процессе деятельности является не столько сама деятельность, сколько тип и характер взаимоотношений , общения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов). Развитие личности возможно только в атмосфере психологической поддержки, создающей чувство уверенности, безопасности и готовности быть открытым к восприятию нового опыта и меняться самому. Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения помочь человеку понять себя, разобраться в своих проблемах, мобилизовать свои силы для саморазвития (К. Роджерс). Моделирующие (на ситуативной основе); свободная педагогика (Френе, Монтессори, свободный класс); самообразование с помощью модуля, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение
Признаки по доминирующей целевой направленности Научные теории, лежащие в основе технологий Технологии Личностно-ориентированные Компонентами культурологической концепции ЛОО Е.В. Бондаревской выступают: ценностное отношение к ребёнку как субъекту жизни; отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой; отношение к образованию как культурному процессу. В основе концепции ЛОО В.В. Серикова лежит идея С.В. Рубинштейна о том, что сущность личности проявляется в её способности занимать определённую позицию. При этом проявить эту позицию в образовательном процессе можно через создание ситуаций, в которых требуется искать смысл, подумать о себе, построить модель жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку фактам и т.д. Ребёнок сам находит проблему, противоречие, причину и источники собственной ошибки, ищет собственное объяснение и толкование явлений. Моделирующие (на ситуативной основе); свободная педагогика (Френе, Монтессори, свободный класс); самообразование с помощью модуля, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение
Классификация образовательных технологий Признак Технология По типу управления С жестким управлением; программированное обучение; алгоритмическое; открытое обучение; свободное развитие; самореализация; по предписаниям; на основе самоуправления. По доминирующему методу Вербальные; аудио-визуальные; на деятельностной основе; репродуктивные; проблемно-поисковые; диалогические; игровые; объяснительно-иллюстративные По форме организации Классно-урочные; клубные; внеклассные; индивидуальные; групповые; коллективные; дифференцированного обучения По взаимодействию учителя и ученика Авторитарные; гуманно-личностные; сотрудничества; личностно-ориентированные; свободное воспитание По доминирующим средствам Безмашинные; компьютерные (информационные); телевизионные; дистанционные; на основе печатных материалов По уровню и темпу продвижения Интенсивные; коррекционные; поддерживающие; ускоренное и замедленное обучение По способам организации содержания Крупно-блочные; модульные; интегративные; проблемные на альтернативнойц основе; на опережающей основе, практико-ориентированные
Признаки по доминирующей целевой направленности Технологии Формирующие Объяснительно-иллюстративная, прогромированная, полного усоения; алгоритмическая, поэтапного формирования умственных действий (по 2-му типу обучения); тренинги навыков; суггестивные; дифференцированное, модульное обучение Развивающие Поэтапное формирование умственных действий (по 3-му типу обучения); проблемно-поисковые; исследовательские; моделирующие; коммуникативно-диалоговые; эмпирическое обобщение (система Занкова); теоретическое обобщение (система Эльконина-Давыдова); модульное обучение Личностно-ориентированные Моделирующие (на ситуативной основе); свободная педагогика (Френе, Монтессори, свободный класс); самообразование с помощью модуля, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение
Интегрированный подход к систематизации педагогических технологий
Последовательность технологических процедур в ЛО модели обучения Создание личностно-смысловой проблемной ситуации. Переформулирование её на язык учебной предметной или межпредметной ситуации. Организация поиска решения учебной проблемы. Освоение знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблемы. Применение знаний к решению учебной проблемы. Перенос решения учебной проблемы на решение личностно значимой для учащихся проблемы.
Обобщенные признаки технологий личностно-ориентированного образования Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций, что означает: Учение для ученика приобретает личностный смысл; Ученик сам определяет цели своего учения (содержание, уровень, специализацию); Каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм и стиля учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и т.п.; Каждый ученик имеет возможность реализовать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, т.е. поощряются собственные оригинальные решения, идеи, оформления и т.д.; Каждый ученик имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение; Ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность ученик берет на себя; Ученик осознает свои проблемы и достижения и сам принимает решение и программу самосовершенствования.
2. Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в: Активной самостоятельной познавательной деятельности; Овладение рациональными способами учебно-познавательной деятельности, объективно соответствующими характеру познавательных задач; Познание своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика; Рефлексия своих достижений и эффективности своей деятельности.
3. Переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на способы овладения общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.
4 . Существенно меняется роль учителя в учебном процессе: его главная задача – обеспечить условия для оптимального удовлетворения вышеназванных запросов учащихся и помогать становлению его личности. Технологично это проявляется в том, что учитель: становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе; Осуществляет мотивированное управление учением школьников; Основная его деятельность в процессе обучения – оказывать педагогическую помощь и поддержку, создавать ситуацию успеха; Демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности; Участвует в групповых формах деятельности равноправным активным сотрудником; Откровенно высказывает собственную позицию и т.д.
Последовательность этапов проблемного обучения ( из группы развивающих технологий) Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез. Поиск решения проблемы. Формулирование выводов. Применение выводов на практике. Оценка результатов + рефлексия.
Вариант ТКУ Предмет «Физическая культура» Класс 5 «А» Тема урока «Метание малого мяча на дальность с разбега» Цель (и) урока Слайд 30 Планируемые результаты обучающихся Слайды 3 1- 34 Личностная направленность Здоровье как ценность, телесная и духовная гармония, красота движений, ответственность взаимная поддержка, трудолюбие и терпение. Программа (УМК) Физическая культура: программа: 5-9 классы/Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64 с. Тип урока урок решения учебной задачи Направленность урока образовательно-тренировочная Межпредметные связи Физика, биология (анатомия) Педагогическая технология Технология проблемно-поисковая Диагностические задания Опрос, беседа, сравнение с эталоном, практическое выполнение упражнений, взаимооценка техники движения. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение урока Спортивный инвентарь: 12 теннисных мячей, свисток, рулетка. УМО: Физическая культура: 5-7 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с. (стр.75).
Алгоритм целеполагания урока: Цели урока (за основу берутся одно-два положения из блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» «Предметных результатов», скорректированных с темой урока). Планируемые результаты обучающихся: 1. Предметные (перечислить формируемые знания, умения, отношения); 2. Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке). 3. Личностные (формулируются не всегда ).
Цели: 1) учить выполнять технику метания малого мяча на дальность; 2) учить анализировать особенности выполнения техники метания, выявлять ошибки и своевременно устранять их; 3) учить осуществлять судейство в метании. Планируемые достижения: 1. Предметные: 1.1. из блока «Выпускник научится»: Знания: представление о фазах техники метания мяча и особенностях их выполнения; Умения: анализировать особенности выполнения фаз техники метания мяча; - выявлять ошибки при выполнении этих фаз и своевременно их устранять для технически правильного выполнения метания мяча.
1.2. из блока «Выпускник получит возможность научиться»: знания: правила метания на соревнованиях; умения : осуществлять элементы судейства в метании.
2. Метапредметные: анализировать собственную технику выполнения метания и наблюдать технику выполнения другими обучающимися ( регулятивное УУД ); определять затруднения при выполнении фаз техники метания и находить средства их устранения ( регулятивное УУД ); определять логическую связь между техникой выполнения отдельных фаз метания и дальностью полёта мяча ( познавательное УУД ); высказывать и обосновывать мнение о правильности выполнения фаз метания мяча в рамках диалога с одноклассниками( коммуникативное УУД ).
Личностные: - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к мнению одноклассника и учителя; - способность вести диалог о технике метания и достигать в нём взаимопонимания.
Вариант ТКУ Этап деятельности Этап проблемно-поисковой технологии обучения Действия учителя Действия обучающихся 1. Мотивационный 1. Создание проблемной ситуации Рег. УУД Позн.УУД Ком. УУД Личн. УУД 2. Целеполагание 2. Формулирование проблемы 3. Ориентировочный 3. Выдвижение гипотез 4. Исполнительский 4. Поиск способов решения проблемы 5. Результативно-оценочный 5. Формулирование выводов. 6. Применение выводов на практике. 7. Оценка результатов деятельности + рефлексия
Литература Гульчевская В.Г. Педагогические технологии в квалификационной характеристике современного учителя [ Текст ] : Монография /В.Г. Гульчевская. – Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. – 96 с. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 с. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С.2-8.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся гимназии
Творческий отчёт о результативности опыта. Конкурсные материалы НПО. 2001-2006 годы...
Современные педагогические технологии в системе образования. Проектная технология.
Презентация представляет собой материал, раскрывающий понятие проектной деятельности в целом, ее целей, задач, умений, видов, этапов. В презентации также содержатся формы представления проектной деяте...
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников.
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников....
"Игровые технологии в системе физического воспитания школьников"
Данная статья обобщает опыт автора в области игровых технологий на уроках физической культуры....
Игровые технологии в системе физического воспитания.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников
Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.Задачи:- Рассмотреть теоретиче...