Социологические исследования в сфере ФК
занимательные факты по физкультуре
Социологические исследования в сфере ФК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сходство и основные отличия социологии физической культуры от других специальных наук.
Известно, что в познании любого объекта, как правило, сначала существует этап, когда его изучает одна наука, охватывающая всю совокупность связанных с ним фактов и проблем. Но по мере все более глубокого и полного познания объекта, накопления эмпирического материала о нем на определенном этапе начинается процесс дифференциации единой науки. От нее отделяются более частные научные дисциплины, которые изучают лишь некоторые присущие объекту стороны и связанные с ним проблемы. Эти различные научные теории имеют один и тот же объект, но различные предметы исследования.
Данный исторический процесс происходит и в сфере познания ФКС. И здесь первоначально существовала лишь одна наука, которая охватывала всю область явлений и проблем, связанных с данными объектами. Такой наукой в течение длительного времени была теория физического воспитания (иногда ее называли «теорией физической культуры»).
По мере все более широкого и глубокого познания сферы явлений ФКС от нее начинают «отпочковываться» более частные научные дисциплины. Прежде всего, речь идет о таких дисциплинах, которые рассматривают не всю область явлений, составляющих данную сферу, а лишь какую-то ее «часть». Именно таковы, например: теория спорта; теория физической культуры; теории, каждая из которых изучает определенный вид спорта (например, теория гимнастики, теория плавания и др.) или разновидность спорта (например, теория «спорта для всех», теория спорта высших достижений, теория олимпийского спорта).
К числу таких специализированных наук относится и социология ФКС
Социология физической культуры и спорта — относительно самостоятельная научная дисциплина — тесно связана со многими другими социальными науками и находится с ними в сложных взаимоотношениях. С одной стороны, она самостоятельна, а с другой — стремится к тесному сотрудничеству, координации с другими науками. Результаты социологического исследования представляют значительный интерес, как для самой социологии, так и для истории, политологии, культурологии, психологии, педагогики, экономики и других наук. Они могут быть использованы при решении самых разнообразных социальных задач.
К числу наук, имеющих общий с социологией физической культуры и спорта объект исследования, следует отнести теорию физической культуры, историю, психологию, науку об управлении физической культурой и спортом. Кроме того, она взаимосвязана с социальной психологией, педагогикой спорта. Сходство этих наук с социологией определяется их общим объектом исследования — физической культурой и спортом.
Однако каждая из этих наук имеет свой собственный предмет и методы исследования. Так, предметом истории является изучение исторических предпосылок развития и становления физической культуры, как явления части жизни. Психология спорта изучает процесс формирования личности в сфере физической культуры и спорта (спортсмена, тренера, руководителя и т.д.). Теория физической культуры создает и развивает теоретические положения науки, в то время как социология физической культуры и спорта исследует социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта. Социология, являясь интегративной наукой, дает определенные импульсы для целостного изучения физической культуры и спорта, в том числе для разработки общетеоретических и методологических подходов к их изучению и развитию.
- Направления развития социологии физической культуры, ученые, которые занимались разработкой этих направлений.
Видный социолог О. А. Милыптейн выделяет три этапа в развитии советской социологии физической культуры.
I этап — с послереволюционных лет до начала 1960-х годов (осмысление, теоретическое обобщение социальных функций физической культуры — начиная с 1930-х годов социологические исследования проводятся в рамках истории физической культуры, начиная с 1960-х годов — в рамках теории физической культуры).
II этап—с начала 1960-х до начала 1970-х годов (связан с использованием КСИ, обусловленных значительным развитием раз личных сторон жизни советского общества).
III этап — с начала 1970-х до середины 1980-х годов (когда потребовалось теоретическое обобщение многообразных конкретных социологических исследований в сфере физической культуры, раскрытие тенденции, закономерностей ее развития и функционирования). На этом этапе важным явилось определение предмета социологии физической культуры, его рамок и связей с другими наука ми: общественными, естественными и спортивно-педагогическими.
Современный этап (назовем его IV этапом) развития социологии физической культуры характеризуется привлечением большого количества социологов, работающих в сфере физической культуры, значительным количеством КСИ, теоретических обобщений, расширением социологического знания, внедрением учебных курсов в образовательную сферу отрасли.
Начиная с 1960-х годов, выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта. Их авторами являются первые социологи спорта, сделавшие очень много в этой области: В. А.Артемов, Г. И. Кукушкин, В.И.Жолдак, В.У.Агеевец, О.А.Милыытейн, И.В.Вишневский, П.С.Степовой, Н.А.Пономарев, Л.Н.Нифонтова, Т.Х.Титма.
- Предметы изучения социологических исследований в сфере физической культуры и спорта.
Одной из фундаментальных работ, раскрывающих природу физической культуры, ее место в обществе, взаимоотношения с другими общественными явлениями, законы ее возникновения, развития и функционирования, стала работа Н. А. Пономарева «Основы социологии физической культуры» . В ней представляют большой интерес проблемы, которые определяют позицию автора в отношении физической культуры как важнейшего социального феномена, части общей культуры общества. Важным достижением социологической мысли явилась разработка культурологических основ физической культуры и спорта, представленных именами В.М.Выдрина, Н.А.Пономарева, Ю. М. Николаева.
Социологические исследования и фундаментальные работы В.И.Столярова, М.Е.Кутепова, М.ААрвисто показали высокую воспитательную роль физической культуры и спорта как действенного средства формирования, развития и социологизации личности. Над проблемами социальной адаптации, формирования здорового образа жизни различных категорий населения работали В.В.Белорусова, В.Д.Гончаров, В.И.Жолдак, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский.
Одним из направлений социологии явилось исследование в сфере пропаганды ФКС, проведенное П.А. Виноградовым, А. В. Оганесян, И. И. Переверзиным. Значительные социологические исследования 1970-х годов, направленные на изучение социального об-лика советских спортсменов — участников Олимпийских игр 1952— 1976 гг., были осуществлены О.А. Милынтейном.
Олимпийское образование, олимпийская культура, развитие олимпийского движения в мире и в России — вот те вопросы, которые наиболее подробно освещались в спортивной литературе и стали предметом обсуждения на различных конференциях и конгрессах. Научный конгресс в Тбилиси, симпозиум в Риге, конференции в Новосибирске и Томске утвердили приоритет олимпийской тематики при изучении проблем спортивного движения. К числу наиболее значимых авторов — социологов данной проблематики можно отнести В.И.Столярова, В.С.Родиченко, О.А.Мильштейна, Н. Н. Бугрова.
При содействии Международного комитета социологии спорта (по данным В.И.Столярова) был разработан и реализован ряд международных исследовательских проектов, например: «Проект моделей спортивной карьеры», «Проект спортивной социализации», «Проект проведения политики в спортивных организациях» и др.
В настоящее время социология физической культуры и спорта (ФКС) проводит многочисленные исследования, посвященные развитию и функционированию физической культуры и спорта, ее влиянию на формирование личности, определению критериев физической культуры личности. Они играют важную роль в получении социологической информации, используя в своей работе методы, выработанные социологической наукой — такие, как анализ документов, наблюдения, опросы письменные (анкетирование) или устные (интервьюирование)
Литература:
- В. И. Столяров «Социология физической культуры и спорта. Учебник» 2004, 490 стр. [Электронный ресурс] url: https://www.litres.ru/
- Лубышева Л. И.Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. ISBN 5-7695-0804-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Социологическое исследование по географии на тему "Инфраструктурный коплекс" на примере с. Косой Брод
Социологическое исследование по географии на тему "Инфраструктурный коплекс" на примере с. Косой Брод...

Методика проведения социологического исследования "Удовлетворенность потребителями качеством предоставляемых услуг"
Методика проведения социологического исследования "Удовлетворенность обучающихся и родителей (законных представителей) предоставляемыми образовательными услугами"...

Социологическое исследование на тему: "Отношение студентов к формированию здорового образа жизни"
Мною, Буцыка Г.М., была разработана анкета Здорового образа жизни среди студентов и проведен опрос в классной группе. После анализа анкетирования сделаны выводы и представлены в виде социологического ...
Рефлексивная модернизация средней школы на базе нового ФГОС: проблемы и задачи федерального и регионального уровня (Обсуждение материалов социологического исследования).
В настоящее время современное образование подразумевает под собой мотивационно-смысловые и ресурсно-технологические проблемы управления при введении стандартов нового поколения в образовательных учреж...
Проект - социологическое исследование, выполненный учениками моими учениками
Презентация результатов проекта социологического исследования "Современная школа глазами общества"...
Социологическое исследование "Современная школа глазами общества" Яхлакова Мария и Худышина Анастасия
Проект выполнен учениками 5 классов, обобщён Яхлаковой Марией и Худышиной Анастасией....