Методическая разработка на тему: Развитие выносливости. Кроссовая подготовка.
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Вопросы развития выносливости и их значения в физическом воспитании школьников актуальны для всех возрастных периодов. В каждом классе есть дети разной физической подготовленности. И для развития выносливости я использую разные методы. Поэтому при подготовке учащихся, я использую методику круговой тренировки, увеличивая моторную плотность урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_vynoslivosti._krossovaya_podgotovka.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №562
Санкт-Петербург
Учитель физической культуры
Выволокин Евгений Александрович
Методическая разработка на тему:
«Развитие выносливости. Кроссовая подготовка»
Вопросы развития выносливости и их значения в физическом воспитании школьников актуальны для всех возрастных периодов. По программе «Кроссовой подготовке» для учащихся 5 классов предусмотрен равномерный бег 12 минут, чередование бег с ходьбой. 15 мин. В каждом классе есть дети разной физической подготовленности. И для развития выносливости я использую разные методы. Поэтому при подготовке учащихся, я использую методику круговой тренировки, увеличивая моторную плотность урока. На уроке учащиеся выполняют все перемещения только бегом, разминочные упражнения в группе, индивидуально или в парах; сокращаю интервалы отдыха.
Бег, используемый на уроках для развития выносливости, подразделяется на равномерный гладкий бег, бег с изменением направления и скорости, с преодолением препятствий, с изменением способов передвижения, а также, бег для ослабленных детей.
- Бег для ослабленных. Для слабо подготовленных учащихся, не способных выполнять даже медленный длительный бег, предусмотрено чередование бега с ходьбой.
- Для средне подготовленных. Нагрузку определяют расстоянием, преодолеваемым в целом за занятие, а также длиной отрезков ходьбы и бега. Начинают с 1,5 км. при круге длиной 250 м это составит 6 кругов по дорожке стадиона. Порядок преодоления: 1 круг – бег; 0,5 – ходьба и т. д. постепенно от занятия к занятию увеличивают либо общее расстояние ( до 8-12 кругов), либо пробегаемое за один раз (1,5 круга, 2 круга и т.д.). так постепенно подходят к пробеганию всей дистанции без ходьбы.
- Для слабо подготовленных учащихся нагрузку определяют временем бега, ходьбы и всего бегового занятия. Учащемуся дают карточку. Цифры, набранные жирным шрифтом, обозначают время ходьбы в мин., светлым – бега. Наприме: первая неделя, первый день: 1 мин. – бег, 2 – ходьба, 1 – бег, 2 – ходьба и т. д. всего 15 мин. Школьник индивидуально выполняет данное задание (на уроке и в домашних условиях) до полного освоения, а затем переходит к работе вместе со всеми учащимися.
Программа бега для начинающих, 15 мин.
неделя | 1й день | Общее Время/бег | 2й день | Общее Время/бег | 3й день | Общее Время/бег |
1 | 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 | 15/5 | 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 | 15/5 | 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 | 15/7 |
2 | 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 | 15/7 | 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 | 15/7 | 2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 | 15/9 |
3 | 3 2 1 2 2 1 3 1 | 15/9 | 3 2 1 2 2 1 3 1 | 15/9 | 3 2 2 2 2 1 3 1 | 15/10 |
4 | 3 2 2 2 2 1 3 | 15/10 | 3 2 2 2 2 1 3 | 15/11 | 3 2 3 1 3 1 3 | 15/12 |
5 | 3 2 3 1 3 1 3 | 15/12 | 5 1 4 1 4 | 15/13 | 5 1 4 1 4 | 15/13 |
6 | 5 1 4 1 4 | 15/14 | 7 1 7 | 15/14 | 15 | 15/15 |
- Равномерный гладкий бег – скорость постоянна от начала до окончания упражнения, хотя величина скорости может быть различной. В зависимости от способа, контролирующего величину скорости, различают:
- Бег с контролем скорости по пульсу (ЧСС). Здесь скорость зависит от функционального состояния каждого ученика в данный момент, прежде всего от его кардиореспираторной системы. В школе данный бег используют для развития общей выносливости и при подготовке к бегу без учета времени.
Примерная величина ЧСС во время бега (в расчете на старших школьников, в зависимости от поставленной цели):
Тренировочная – 160-170 уд./мин., использую для подготовки с учащимися основной медицинской группы
Оздоровительная – 130-140 уд./мин. для учащихся подготовительной группы.
Восстановительная (после болезни и тяжелых нагрузок) – 110-120 уд./мин. для временно освобожденных ребят.
У средних и младших школьников показатели могут быть на 10-20 уд./мин. выше.
На уроке кроссовой подготовки подсчет пульса выполняем за 6 секунд и умножаем на 10. Наиболее удобное место подсчета пульса сонная артерия, имейте в виду, что через 15 сек. после прекращения нагрузки пульс значительно снижается и не соответствует рабочему. Таким образом, быстрее осуществляется подсчет и меньше задержек в работе, не снижается плотность урока. При беге на улице, на стадионе с контролем скорости по пульсу, подсчет осуществляем через два круга: ребята, пробежавшие определенную дистанцию, останавливаются возле учителя, происходит замер пульса, и бег продолжается. В холодную погоду, при беге в зале – через 2-3 минуты подается команда: «Стоп!». Все останавливаются, находят пульс, подчитывают его и продолжают равномерный бег. Ученики самостоятельно выбирают скорость бега, стараясь поддерживать определенную им ЧСС. Если частота сердечных сокращений превышает норму 180 уд./мин., ученик сбавляет скорость, иначе это приводит к перегрузке организма, и значит к более длительному восстановлению и может способствовать возникновению заболеваний. А если пульс менее 150 уд./мин., бег не дает тренировочного эффекта. Через несколько занятий, ребята, как правило, начинают самостоятельно чувствовать скорость бега на пульсе 160-170 уд./мин. При подготовке к бегу без учета времени в начале учебного года, обучение начинаем с половины или одной трети дистанции и от занятия к занятию постепенно увеличиваем.
- Бег в темпе с контролем времени на отрезках. Скорость бега задается временем, отводимым на преодоление отдельных отрезков (кругов). Предварительно производим расчет времени пробегания отрезков дистанции, которое зависит от длины отрезков и требуемого результата, например:
На оценку «4» необходимо преодолеть 2 км-девушки за 12 мин; на оценку «5» за 10 мин. 20 сек. Проводим расчеты: на «оценку» «4» 2 км-девушки за 12 мин: 1 км-6 мин., 250м -1 мин.30 сек. В спортзале 50м ( 1 круг)– 18 сек. Первоначально выполняют 6-минутный бег. Скорость должна быть такой, чтобы учащиеся могли поддерживать ее в течение всего времени бега. Постепенно скорость бега увеличивается и доводится до соревновательного. Достигнув соревновательной скорости и освоив ее, постепенно увеличиваю время бега. Реализация данного метода планируется в течение всего учебного года. При организации темпового бега в спортивном зале подрисовываются две дуги 4,5 м , чтобы длины обеих дуг и отрезков боковых линий в сумме составляли 50 м. Учащиеся делится на три группы. В первую входят наиболее подготовленные школьники, во вторую менее подготовленные, в третью – ослабленные. Временно освобожденные от занятий учащиеся выполняют индивидуальные задания.
Первая группа выполняет бег в заданном темпе с внешней стороны разметки. Вторая – с внутренней стороны и с меньшей скоростью. Скорость бега регулирует направляющий первой группы, который получает от учителя на каждом круге информацию: «РОВНО» - если бег выполняется по графику, «ОДНА ВПЕРЕДИ» - если идет опережение по графику на 1 сек., «ДВЕ ОТСТАЕМ» - если идет отставание в беге на 2 сек.
- Бег с изменением направления.
Игра «Броуновское движение». Каждый ученик произвольно бегает по залу, меняя направление бега, стараясь не касаться остальных.
Бег строем. Учащиеся в строю начинают бегать, стараясь держать равнение. По сигналу они выполняют повороты: на лево, на право, кругом. При беге в строю используются команды: «ОБХОД», «ПРОТИВОХОД», «ЗМЕЙКА».
- Бег с изменением направления и скорости.
Многократные ускорения на 10-20 м при движении в группе
- По беговой дорожке,
- По полю, от лицевой линии до лицевой и обратно, несколько раз. Движение группы – шагом или медленным бегом, лицом, спиной или боком вперед, а ускорение только лицом вперед.
- Ускорение по отметкам после ходьбы или медленного бега. Дистанцию я делю на отрезки. Каждая из отметок – сигнал к началу ускорения, ходьбы или медленного бега.
- Ускорение по диагонали в спортзале, с притормаживаем в конце диагонали перед поворотом.
- Одиночное ускорение с перестроением. Последний в колонне выполняет ускорение и встает впереди направляющего.
- Упражнение «Вызов номеров»: с обеганием бегущих с внешней стороны по всему кругу; по ходу движения колонны, против хода движения колонны. Дается первый сигнал - выбегает ученик под №1, по второму сигналу, ученик под №2 пытается догнать №1.
- Бег с преодолением препятствий. Используется для развития военно – прикладных навыков. Это тот же равномерный бег, но включающий преодоление препятствий и дающий гораздо большую нагрузку на организм. Школьник учится преодолевать препятствия, затрачивая минимум усилия и без лишних движений. В зале используются гимнастические скамейки, маты, скакалки, гимнастические снаряды (козел, конь), обручи и др. снаряды. На улице используются естественные и искусственные препятствия. Например: кусты, канавы, столбы, горки, а также условные обозначения.
Методические указания:
Нагрузку на уроке для ребят разного возраста регулируют временем, скоростью и количеством пробегаемых отрезков. При совершенствовании техники бега обратить особое внимание на такие основные положения: непринужденность (свобода) бега, сохранение правильной осанки (то есть плечи свободно, голова прямо, туловище слегка наклонено вперед, поясница немного прогнута); бег на носках с достаточно высоким подниманием бедра; свободное сгибание ноги в коленном суставе; свободное движение полусогнутых рук с широкой амплитудой; на прямолинейность бега; постановку стоп (без развертывания голени и стоп в стороны). При исправлении индивидуальных ошибок возможно деление учащихся на пары, группы по 3-4 человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Из опыта работы подготовки школьников к олимпиадам по математике".
Внеклассная работа по предмету.Подготовка учащихся к олимпиадам. В целях развития у учащихся интереса к математике проводятся математические олимпиады различных уровней. Умение решать задач...
Методическая разработка "Особенности методики развития выносливости в младшем, среднем, и старшем звене школы"
Особенности развития выносливости детей в школьном возрасте...
методическая разработка на тему:" «Система дополнительной общефизической подготовки для развития физических качеств учащихся»
В работе представлен комплекс упражнений направленный на развитие физических качест внедренных в учебный процесс....
Методическая разработка по физической культуре РАЗДЕЛ. Кроссовая подготовка. «Бег с изменением скорости». Развитие выносливости. 04.04.2017 год
Вопросы развития выносливости и их значения в физическом воспитании школьников актуальны для всех возрастных периодов. По программе «Кроссовой подготовке» для учащихся 5, 6 классов предусмотрен равном...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Развитие общей выносливости посредством подвижных игр у детей среднего школьного возраста с диагнозом задержка психического развития на уроках адаптивной физической культуры в школе
Известно, что выносливость как одно из основных двигательных качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость...
Методическая разработка на тему «Развитие специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с шайбой»
Специальная выносливость в хоккее - это специфическое свойство организма сохранять дееспособность при мускульной работе максимально высокой интенсивности и высокий уровень обменных процессов в мы...