Работоспособность на уроке и ее характеристики
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА УРОКЕ
И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Выполнил: учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 385 Красносельского района района г.Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург, 2021г.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА УРОКЕ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Универсальный гигиенический принцип утверждает, что любая деятельность может быть безвредной для здоровья только при условии соответствия задаваемых нагрузок возрастным физиологическим и психологическим возможностям организма. Следуя этому, воспитательно-образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы обучающиеся могли прочно овладеть основами знаний в необходимом объеме без ущерба для их здоровья. Для этого важно, чтобы занятие не сопровождалось длительным утомлением (временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки), причем не только в течение одного урока или учебного дня, но и недели, года.
Утомление - естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление – процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма. Признаки утомления представлены в таблице 1.
Таблица 1
Внешние признаки утомления при умственном труде
(по С.А.Косилову, 1987)
Объекты наблюдения | Степени утомления | ||
Незначительная | Значительная | Высокая | |
Внимание | - Редкие отвлечения | - Рассеянное, - частые отвлечения | - Ослабленное,
|
Поза | - Непостоянная, - потягивание ног, - выпрямление туловища | -Частая смена поз, - повороты головы в разные стороны, - облокачивание,
| - Стремление положить голову на стол, - вытянуться, отклонившись на спинку стула |
Движения | - Точные | - Неуверенные,
| -Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес | - Живой интерес, - задавание вопросов. | - Слабый интерес, - отсутствие вопросов | - Полное отсутствие интереса, апатия. |
Все это диктует необходимость ознакомления с понятием «работоспособность» и динамикой работоспособности обучающихся в различные временные периоды.
Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени . На рисунке 1 представлена типичная кривая работоспособности. Характеристика периодов работоспособности представлена в таблице 2.
I II III IV
Рис.1. Фазы работоспособности:
I период – врабатывание;
II период – оптимальная работоспособность;
III период – компенсаторная перестройка (предутомление);
IV период – утомление.
Физиологами также различаются ритмы работоспособности детей и подростков в течение суток и в течение недели:
Суточный ритм работоспособности - повышается с момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 часами. Затем следует снижение активности с последующим относительно менее длительным и выраженным подъемом в интервале от 16 до 18 часов.
Недельный ритм работоспособности (рис. 2):
- в понедельник регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно-моторных и слухомоторных реакций, большое количество ошибок при выполнении сложных заданий;
Таблица 2
Характеристика периодов работоспособности (Деревянко Е.А.)
Вид | Изменение характеристика |
Врабатывание | Постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период работоспособность неустойчива, ее эффективность не высока. |
Оптимальная работоспособность | Высокая устойчивая работоспособность, снижение напряжения, повышение согласованности в деятельности органов и систем. |
Компенсаторная перестройка | Снижение внимания, темпа деятельности, рост числа отвлечений, повышение двигательной активности. Работоспособность достигается усилием воли, непродолжительно. |
Утомление | Рассогласование в деятельности систем организма, снижение регуляторных влияний коры, повышением влияний подкорковых структур. Сначала снижается качество, а затем и количество работы. |
- во вторник и среду показатели умственной и мышечной работоспособности возрастают, отмечается большая их устойчивость;
- четверг и пятница оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости;
- суббота – работоспособность низкая, однако отмечается повышение эмоционального фона, в связи с предстоящим отдыхом.
Недельная кривая работоспособности нередко бывает двухвершинная – помимо вторника и среды, относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.
Рис.2. Схема динамики работоспособности в течение недели.
Пн - понедельник - фаза врабатывания;
Вт, Ср - вторник, среда - фаза максимальной устойчивой работоспособности;
Чт - четверг - фаза предутомления;
Пт - пятница - фаза развивающегося утомления;
Сб - суббота - фаза утомления.
Время наступления периодов и их длительность зависят от:
- возраста обучающихся;
- эмоционального настроя обучающихся;
- времени суток;
- количества уроков в течение дня;
- характера и длительности выполняемой работы;
- чередования различных видов деятельности;
- трудности самой учебной дисциплины и рассматриваемого материала;
- статических и динамических компонентов урока.
Исключить развитие утомления у обучающихся в процессе урока полностью невозможно. Но рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих технологий, методов обучения помогают отсрочить время возникновения утомления и уменьшить утомляющее воздействие урока на организм обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"
Презентация к уроку "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"....
Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах ...
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.
Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.
Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.
Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...