Работоспособность на уроке и ее характеристики
методическая разработка по физкультуре

Ларичева Ольга Васильевна

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robotosposobnost_na_uroke_i_ee_harakteristiki.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА УРОКЕ

И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Выполнил: учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 385 Красносельского района района

 г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, 2021г.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА УРОКЕ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Универсальный гигиенический принцип утверждает, что любая деятельность может быть безвредной для здоровья только при условии  соответствия задаваемых нагрузок возрастным физиологическим и психологическим возможностям организма. Следуя этому, воспитательно-образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы обучающиеся могли прочно овладеть основами знаний в необходимом объеме без ущерба для их здоровья. Для этого важно, чтобы занятие не сопровождалось длительным утомлением (временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки), причем не только в течение одного урока или учебного дня, но и недели, года.  

Утомление - естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление – процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма. Признаки утомления представлены в таблице 1.

Таблица 1

Внешние признаки утомления при умственном труде

(по С.А.Косилову, 1987)

Объекты наблюдения

Степени утомления

Незначительная

Значительная

Высокая

Внимание

- Редкие отвлечения

- Рассеянное,

- частые отвлечения

- Ослабленное,

  • реакции на новые словесные указания отсутствуют

Поза

- Непостоянная,

- потягивание ног,

- выпрямление туловища

-Частая смена поз,

- повороты головы в разные стороны,

-  облокачивание,

  • поддержание головы руками

- Стремление положить голову на стол,

- вытянуться, отклонившись на спинку стула

Движения

- Точные

- Неуверенные,

  • замедленные

-Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес

- Живой интерес,

- задавание вопросов.

- Слабый интерес,

- отсутствие вопросов

- Полное отсутствие интереса, апатия.

Все это диктует необходимость ознакомления с понятием «работоспособность» и динамикой работоспособности обучающихся в различные временные периоды.

Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени . На рисунке 1 представлена типичная кривая работоспособности. Характеристика периодов работоспособности представлена в таблице 2.

                            I                              II                           III       IV

               

Рис.1. Фазы работоспособности:

I период – врабатывание;

II период – оптимальная работоспособность;

III период – компенсаторная перестройка (предутомление);

IV период – утомление.

Физиологами также различаются ритмы работоспособности детей и подростков в течение суток и в течение недели:

Суточный ритм работоспособности - повышается с момента пробуждения и достигает оптимума  между 11 и 13 часами. Затем следует снижение активности с последующим относительно менее длительным и выраженным подъемом в интервале от 16 до 18 часов.

Недельный ритм работоспособности (рис. 2):

- в понедельник регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно-моторных и слухомоторных реакций, большое количество ошибок при выполнении сложных заданий;

Таблица 2

Характеристика периодов работоспособности (Деревянко Е.А.)

Вид

Изменение характеристика

Врабатывание

Постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период работоспособность неустойчива, ее эффективность не высока.

Оптимальная работоспособность

Высокая устойчивая работоспособность, снижение напряжения, повышение согласованности в деятельности органов и систем.

Компенсаторная перестройка

Снижение внимания, темпа деятельности, рост числа отвлечений, повышение двигательной активности.

Работоспособность достигается усилием воли, непродолжительно.

Утомление

Рассогласование в деятельности систем организма, снижение регуляторных влияний коры, повышением влияний подкорковых структур. Сначала снижается качество, а затем и количество работы.

- во вторник и среду показатели умственной и мышечной работоспособности возрастают, отмечается большая их устойчивость;

- четверг и пятница оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости;

- суббота – работоспособность низкая, однако отмечается повышение эмоционального фона, в связи с предстоящим отдыхом.

Недельная кривая работоспособности нередко бывает двухвершинная – помимо вторника и среды, относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

 

Рис.2. Схема динамики работоспособности в течение недели.

Пн - понедельник - фаза врабатывания;

Вт, Ср - вторник, среда - фаза максимальной устойчивой работоспособности;

Чт - четверг - фаза предутомления;

Пт - пятница - фаза развивающегося утомления;

Сб - суббота - фаза утомления.

Время наступления периодов и их длительность зависят от:

  • возраста обучающихся;
  • эмоционального настроя обучающихся;
  • времени суток;
  • количества уроков в течение дня;
  • характера и длительности выполняемой работы;
  • чередования различных видов деятельности;
  • трудности самой учебной дисциплины и рассматриваемого материала;
  • статических и динамических компонентов урока.

Исключить развитие утомления у обучающихся в процессе урока полностью невозможно. Но рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих технологий, методов обучения помогают отсрочить время возникновения утомления и уменьшить утомляющее воздействие урока на организм обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"

Презентация к уроку  "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"....

Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе

    Поддержание высокого уровня работоспособности  учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе.  В начальных классах ...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.

Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.

Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗКУЛЬМИНУТ-КИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКАХ.

Работа носит информационный материал. Использовании физкульт. минуток на уроках для повышения работоспособности учащихся....