Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
рабочая программа по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 70.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Министерство образования и науки Республики Бурятия»
ГБОУ «Кижингинская школа интернат среднего общего образования»
671450, с. Кижинга, ул. Советская, 147; тел. факс: 8 (30141) 32-9-53
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«ИЛАЛТА» по мини-футболу
срок реализации 5 лет
1-й год – 72 часа
2-й год –72 часов
3-й год – 72 часа
4-й год – 72 часа
5-й год –72 часа
Всего: 360 часа
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Автор – разработчик:
МангатаевЭрдэм Степанович, учитель ФК
с. Кижинга, 2021г
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………….…………. | 3 | |
Учебно-тематический план первого года обучения ………………………….. | ||
Содержание первого года обучения …………………………………………… | ||
Учебно-тематический план второго года обучения ………………………….. | ||
Содержание второго года обучения …………………………………………… | ||
Учебно-тематический план третьего года обучения …………………………. | ||
Содержание третьего года обучения ………………………………………….. | ||
Учебно-тематический план четвертого года обучения ……………………… | ||
Содержание четвёртого года обучения ………………………………………. | ||
Учебно-тематический план пятого года обучения …………………………… | ||
Содержание пятого года обучения ……………………………………………. | ||
Требования к уровню подготовки учащихся ……….…………………………. | ||
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .. | ||
Средства контроля .………………………..………….………………………… | ||
Нормативные требования ….…………………………………………………… | ||
Содержание и методика контрольных испытаний …………………………… | ||
Перечень инвентаря и оборудования, необходимого для реализации программы по мини-футболу …………………………………………………. | ||
Кадровое обеспечение ………………………………………………………… | ||
Литература ……………………………………………………………………… |
Пояснительная записка
Название ДОП: «ИЛАЛТА» мини-футбол
Тип программы: программа модифицированная
Направленность: физкультурно-спортивная
Актуальность
Данная программа «ИЛАЛТА» (мини-футбол) ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений, направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах. В ГБОУ «Кижингинская школа-интернат СОО» обучаются 184 уч из социально-неблагополучных семей (дети из неполных семей-33; дети-сироты-18; дети из многодетных семей-86 ; ребенок- инвалид-1; ребенок с ОВЗ-1; дети из малообеспеченных семей-31; дети из неполных и многодетных семей-18, дети из семей СОП-8, дети ТЖС-57). Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе-интернат условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. За годы работы в ГБОУ «КШИСОО» накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: походы, соревнования турниры, привлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к участию в различных мероприятиях.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в школе отводится учителю физической культуры. С этими детьми проводится целенаправленная работа: учителя ФК проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями (опекуны) по результатам тренировок, учебы и поведения.
Школьная футбольная команда «Илалта» (программа названа в честь школьной футбольной команды) имеет давнюю и славную традицию побед на футбольных полях разного уровня. «Илалта» - многократный победитель районных, республиканских, зональных, российских соревнований по мини-футболу. Также является участником международных встреч по мини-футболу в Великобритании, Китае и Монголии.«Илалта» является победителем Республики Бурятия по мини-футболу в 2012, 2013, 2017 годах, победителем Сибири и Дальнего Востока в 2013 году в г. Хабаровск, победителем России в 2013 году в г. Сочи, участником матчевой встречи по футболу в Великобритании с ФК «Арсенал» в 2013 году в г. Лондон, участником международного турнира по мини-футболу «ДэрэнСаp – 2016» в г. Улан-Батор МНР, бронзовым призером международного турнира по футболу «Эрээн-Зам-2017» в г. Эрлянь КНР, победителем Сибирского федерального округа в г. Барнаул в 2017 году.
Из этого следует, что, чем больше ребенок будет задействован в тренировочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. На сегодня учащиеся школы не состоят на учете в ПДН и КДН Кижингинского района. Многие наши ребята отдают предпочтение нескольким спортивным направлениям: футбол, борьба, бокс, самбо, теннис и тд.
Программа «ИЛАЛТА» (мини-футбол) создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Мини-футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Наш ученик – это не только спортсмен, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником зависит и от школы в котором учится, воспитывается и живет.
Отличительные особенности ДОП
Новизной и отличительной особенностью программы является изучение национально-регионального компонента в школе, как важнейшее средство связи обучения с жизнью и направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. В программе «ИЛАЛТА» (мини-футбол) внедряется раздел для развития буряткой игры «ЗОСКА» (тэбэгсохилго). Зоска (или тэбэг) — это популярная в монгольском мире детская игра. Играли в нее, подбрасывая ногами и не позволяя коснуться земли битку с перьями. Эта битка и есть "зоска". Существовало несколько приемов удара ногой по зоске, разной степени сложности. По количеству сложных приемов начислялись очки и определялся победитель. Зоска проникла в Россию в конце XIX века из Забайкалья, конкретно — через забайкальских казаков, которые сами взяли ее от бурят. Теперь зоскапопулярна не только в Монголии, но и в Европе. Особенно много поклонников у этой игры в Польше.
Педагогическая целесообразность:
Целесообразность программы заключается в том, что позволяет мальчикам и девочкам одного возраста заниматься в смешанных группах. Так как уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста.
.
Цель программы
Формировать устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни; использовать бурятскую национальную игру «Зоска» (Тэбэгсохилго) в практической части спортивных занятий.
Задачи: обучение, воспитание, развитие детей
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе;
- освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение ударов по мячу и остановок мяча;
-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
- освоение техники ведения мяча;
- освоение техники ударов по воротам;
- освоение игры «Зоска» (Тэбэгсохилго)
-закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
- освоение тактики игры.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- воспитание толерантности;
приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Формы занятий
Групповая, индивидуальная, учебная, практическое занятие, проводятся в форме беседы, тренировка спортсменов, участия в соревнованиях.
Возраст обучающихся: | 10-15 лет |
Объём программы (кол-во час.на весь период обучения) | 360 ч |
Срок реализации ДОП(кол. недель, мес., лет) | 5года |
Режим занятий (ск.раз в нед.,всего по годам обучения) | 2 час в неделю, 72 ч в год |
Планируемые результаты (ЗУН)
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом хладнокровие, сдержанность и рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство(-а) укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- знать основные физические качества человека, индивидуальные показатели (длину и массу тела) физического развития;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности во время проведения занятий;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять простые акробатические соединения и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, двигательно-координационных способностей);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- освоить на определенном уровне навык работы с различными мячами;
- быть способным применять жизненно важные умения и навыки в различных изменяющихся (вариативных) условиях.
Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.
Способы и формы проверки результатов
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время практических работ с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития, умений и навыков.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является
-проведение открытых, итоговых, контрольных занятий,
-проведение соревнований.
Программой предусмотрено проведение испытаний по следующим контрольным нормативам в 2 раза в учебном году (в 1и 2 полугодии) с целью выявлений уровня физической подготовленности занимающихся
Формы фиксации результатов:
- ведение журнала учёта работы кружка, грамоты, кубки.
Критерии оценки результативности освоения программы:
- фото и видеозапись; отзывы
Учебно – тематический план
Перечень разделов, тем, всего час, практические теоретические занятия, форма контроля по годам обучения за 5 лет.
| Наименование разделов и тем | Всего часов | Годы обучения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Техника безопасности | 14 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 |
1.1. | Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и культуры | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
1.2. | Понятие о спортивной технике .Тактика игры: нападение, защита | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Техническая подготовка | 110 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 |
2.1 | Различные способы перемещения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2.2 | Удары по мячу ногой | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
2.3 | Удары по мячу головой | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.4 | Прием (остановка) мячей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
2.5 | Ведение мяча | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
2.6. | Обманные движения (финты) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.7. | Отбор мяча | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.8. | Комплексное выполнение технических приемов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3. | Тактическая подготовка | 40 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
3.1. | Тактика игры в атаке | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
3.2. | Тактика игры в обороне | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
3.3. | Тактика игры вратаря | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4. | ОФП | 54 | 12 | 12 | 10 | 10 | 10 |
4.1 | Упражнения для развития быстроты. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.2 | Упражнения для развития выносливости | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.3 | Общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, набивной мяч, отягощения) | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | |
Упражнения для скоростно-силовых качеств. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | ||
Легкоатлетические упражнения. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
5. | Игра «Зоска» (тэбэг сохилго) | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
6. | Соревнования | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
7. | Игровая подготовка | 56 | 10 | 10 | 12 | 12 | 12 |
8. | Инструкторская и судейская практика | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
9. | Врачебный контроль, самоконтроль | 7 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
10, | Восстановительные мероприятия | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
Итого: | 360 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 |
Образовательная программа «ИЛАЛТА» (мини-футбол) рассчитана на 5 лет обучения.
Содержания программного материала групп 1 года обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Физическая культура и спорт в России: место и роль физической культуры в жизни общества. Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту. Роль физической культуры в укрепление здоровья и физического развития граждан. Основные формы физической культуры и спорта: оздоровление, досуг, подготовка к труду, спорт высших достижений. Спортивная классификация и порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Организация физического воспитания в стране. Формы физического воспитания детей и подростков. Массовая физическая культура и спорт.
Личная и общественная гигиена: понятие о гигиене тела. Причины простудных заболеваний и профилактика. Виды закаливания организма. Основы национального питания. Биологические активные пищевые добавки. Режим дня. Питьевой режим. Вредные привычки и их профилактика. Правильный подбор спортивной одежды, обуви, инвентаря.
Обзор состояния и развития мини-футбола: развитие мини-футбола в России и за рубежом, чемпионаты Европы и мира.
Закаливание организма юного спортсмена: методы и средства закаливания.
Общая характеристика спортивной тренировки: тренировка как, единый процесс воспитания и обучения. Принципы наглядности, систематичности, непрерывности, доступности. Принципы физического воспитания, принцип оздоровительной направленности, всестороннего гармонического развития личности. Части тренировочного занятия. Условия проведения тренировки, факторы соревновательного календаря. Направленность к спортивным достижениям. Единство общей и специальной подготовок. Единство постепенности и тенденция к результатам. Цикличность.
Содержания программного материала групп 2 года обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Физическая культура и спорт в России: место и роль физической культуры в жизни общества. Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту. Роль физической культуры в укрепление здоровья и физического развития граждан. Основные формы физической культуры и спорта: оздоровление, досуг, подготовка к труду, спорт высших достижений. Спортивная классификация и порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Организация физического воспитания в стране. Формы физического воспитания детей и подростков. Массовая физическая культура и спорт.
Личная и общественная гигиена: понятие о гигиене тела. Причины простудных заболеваний и профилактика. Виды закаливания организма. Основы национального питания. Биологические активные пищевые добавки. Режим дня. Питьевой режим. Вредные привычки и их профилактика. Правильный подбор спортивной одежды, обуви, инвентаря.
Обзор состояния и развития мини-футбола: развитие мини-футбола в России и за рубежом, чемпионаты Европы и мира.
Закаливание организма юного спортсмена: методы и средства закаливания.
Общая характеристика спортивной тренировки: тренировка как, единый процесс воспитания и обучения. Принципы наглядности, систематичности, непрерывности, доступности. Принципы физического воспитания, принцип оздоровительной направленности, всестороннего гармонического развития личности. Части тренировочного занятия. Условия проведения тренировки, факторы соревновательного календаря. Направленность к спортивным достижениям. Единство общей и специальной подготовок. Единство постепенности и тенденция к результатам. Цикличность.
Содержания программного материала группы 3 года обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Развитие мини-футбола в России и за рубежом: значение и место мини-футбола. Всероссийские соревнования по мини-футболу. Первенство Европы, мира, Олимпийские игры. Современный мини-футбол и пути его совершенствования. ФИФА, УЕФА.
Строение и функции организма человека: физиологические особенности детского организма. Анатомия. Оценка уровня физического развития у детей и подростков. Состояние здоровья занимающихся. Способы оценки физического состояния по показателям ЧСС. Оценка состояния сна, аппетита, переносимости нагрузок. Врачебный контроль. Система жизнеобеспечения во время тренировочного процесса у занимающегося.
Гигиена, закаливание, режим питания юного спортсмена: гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Гигиенические знания водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Значение питания. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков.
Врачебный контроль, самоконтроль: врачебный контроль при занятиях мини-футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрия, кровяное давление, сон, самочувствие, работоспособность, настроение.
Правила игры в мини-футбол, правила соревнований, судейство: разбор правил игры, права и обязанности игроков, обязанности судей, нормативные документы.
Содержания программного материала 4 года обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Развитие мини-футбола в России и за рубежом: значение и место мини-футбола. Всероссийские соревнования по мини-футболу. Первенство Европы, мира, Олимпийские игры. Современный мини-футбол и пути его совершенствования. ФИФА, УЕФА.
Строение и функции организма человека: физиологические особенности детского организма. Анатомия. Оценка уровня физического развития у детей и подростков. Состояние здоровья занимающихся. Способы оценки физического состояния по показателям ЧСС. Оценка состояния сна, аппетита, переносимости нагрузок. Врачебный контроль. Система жизнеобеспечения во время тренировочного процесса у занимающегося.
Гигиена, закаливание, режим питания юного спортсмена: гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Гигиенические знания водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Значение питания. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков.
Врачебный контроль, самоконтроль: врачебный контроль при занятиях мини-футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрия, кровяное давление, сон, самочувствие, работоспособность, настроение.
Правила игры в мини-футбол, правила соревнований, судейство: разбор правил игры, права и обязанности игроков, обязанности судей, нормативные документы.
Содержания программного материала для группы 5 года обучения
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в спортивном зале; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях.
Физическая культура и спорт, как одна из сфер общечеловеческой деятельности и культуры: Физические упражнения – эффективные средства для физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту. Роль физической культуры в укрепление здоровья и физического развития граждан. Основные формы физической культуры и спорта: оздоровление, досуг, подготовка к труду, спорт высших достижений. Спортивная классификация и порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Организация физического воспитания в стране. Формы физического воспитания детей и подростков. Массовая физическая культура и спорт.
Понятие о спортивной технике понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.
Тактика игры: нападение, защита: понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Нападение: высокий темп атаки, атака фронтом, скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону. Атакующие комбинации. Защита: «зона», «персональная опека», комбинации обороны.
Тактические комбинации: Значение тактических заданий, которые даются спортсменам на игру, умение играть по плану-заданию. Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков (3-2; 1-4; 2-2). Тактика отдельных линий и игроков команды.
Организации и проведение соревновании: значение спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований по мини-футболу. Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, «олимпийская», смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях. Оценка результата игр/
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать и иметь представление:
- об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
- о физических качествах и правилах их тестирования;
- основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
- уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
- владеть основами техники мини-футбола;
- знать основы судейства.
В процессе обучения и тренировки должны приобрести следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по мини-футболу:
- освоить терминологию, принятую в мини-футболе;
- уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения занятий и соревнований;
- руководить командой своего класса на общешкольных соревнованиях;
- принять участие в судействе учебных и товарищеских игр в качестве 2-го судьи, судьи-хронометриста.
Раздел общая физическая подготовкадляI, II, III этапа обучения включает в себя следующие темы:
Упражнения для развития быстроты: упражнения для развития стартовой скорости (челночный бег из различных положений, эстафеты с элементами страта, подвижные игры). Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнеров за овладение мяча. Упражнения для развития дистанционной скорости (бег змейкой, между расставленными в различном положении стойками. Бег с прыжками. Эстафетный бег на дистанции 100-150 м. То же с мячом). Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег с изменением направления. Бег «тенью».
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, диски) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с ним. Бег и прыжки по ступеням. Вбрасывание мяча на дальность. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку. Борьба за мяч.
Упражнения для развития специальной выносливости: повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений, серий). Кроссы с переменной скоростью. Многократные повторяемые специальные технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с последующей обводкой стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдых между рывками).
Упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами. То же, выполняя в прыжке поворот на 90-180 гр.Прыжки с места, с разбега с ударом головой по мячу. Кувырки вперед, назад, в сторону. Жонглирование. Парные и групповые упражнения с ведением мяча. Эстафеты, подвижные игры.
Техника передвижений: различные сочетания приемов, бег с прыжками, поворотами и резкими остановками.
ОРУ без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведение и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц брюшного пресса и туловища. Упражнения для ног, махи, приседания, выпады. Прыжки и выпрыгивания. Упражнения с сопротивлением (в парах).
ОРУ с предметами: упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (сидя, лежа, стоя) и в движении. Упражнения с гантелями, штангой: сгибание и разгибания, повороты и наклоны туловища. Упражнения с короткой и длинной скакалкой.
Легкоатлетические упражнения: бег на 30,60,100 м, кросс. Прыжки в длину, высоту с места, с разбега. Многоскоки.
Спортивные игры с мячом: баскетбол, ручной мяч.
Подвижные игры: игры с мячом, бегом, прыжками. Метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
Упражнения для развития физических качеств: упражнения для развития быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости.
Раздел общая технико-тактическая подготовка обучения включает в себя следующие темы:
I этап обучения:
Техника передвижения без мяча: различные сочетания приемов, бег с прыжками, поворотами и резкими остановками. Различные сочетания приемов техники передвижений с техникой владения мячом.
Техника ведения мяча: обучение и совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 3-5м.
Удары по мячу ногой: удары правой и левой ногой различными способами по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резанные удары. Удары в движении, в прыжке. Удары на силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара.
Остановка мяча: остановка мяча различными способами. Остановка с поворотом до 180 гр. внешней и внутренней частью подъема, грудью – летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка мяча на второй скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой.
II этап обучения:
Техника передвижения с мячом: различные сочетания приемов, бег с прыжками, поворотами и резкими остановками. Различные сочетания приемов техники передвижений с техникой владения мячом.
Техника ведения мяча: совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 3-5м.
Удары по мячу ногой: удары правой и левой ногой различными способами по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резанные удары. Удары в движении, в прыжке. Удары на силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара.
Удары по мячу головой: удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары головой по мячу в падении. Удары на точность, силу, дальность.
Техника игры вратаря: ловля, отбивание, переводы мяча на месте и в движении, без падения и в падении; без фазы полета и с фазой полета. Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе. Действия вратаря «один на один». Совершенствование бросков мяча рукой и выбивания ногой.
Отбор мяча: совершенствование в отборе с выпадом и подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и в учебных играх. Отбор с использованием толчка плесом.
Ввод мяча в игру: ввод в игру мяча с бровки, «от ворот», с угловых ударов на дальность и точность.
Обманные движения, «финты»: финты уходом, «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учетом игр.
III этап обучения:
Техника передвижения с мячом: совершенствование различных приемов техники передвижения в сочетании с техникой владения мячом.
Техника ведения мяча: совершенствование ведении мяча различными способами правой и левой ногой на высокой скорости, изменяя направление и ритм движения, применяя финты, надежно контролируя мяч и наблюдая за игровой обстановкой.
Удары по мячу ногой: совершенствование точности ударов (в цель, в ворота, партнеру). Умение соизмерять силу удара, придавать мячу различную траекторию полета, точно выполнять длинные передачи, навесы, выполнять удары из трудных положений.
Удары по мячу головой: Совершенствование техники ударов лбом, в прыжке, выполняя их с активным сопротивлением.
Техника игры вратаря: совершенствование техники ловли, переходов и отбивания различных мячей, находясь в воротах, на выходе из ворот. Совершенствование бросков руками и выбивания мяча ногами на точность и дальность.
Отбор мяча: совершенствование умения определять (предугадывать) замысел противника, владения мячом, момент для отбора мяча и безошибочно применять избранный способ владения мячом.
Ввод мяча в игру: совершенствование точности и дальности вбрасывания мяча, изменяя расстояние до цели, вбрасывание мяча партнеру для приема его ногами и головой.
Обманные движения, финты: совершенствование финтов с учетом игрового места в составе команды, развития у занимающихся двигательных качеств, обращая особое внимание на совершенствование «коронных» финтов (для каждого игрока) в условиях игровых упражнений.
Штрафные удары, пенальти: совершенствование штрафных ударов, «сухой лист», удары на точность и силу по воротам (9,6,4,10).
Индивидуальные действия: Совершенствование тактических способностей измений: неожиданное и своевременное «открывание»; целесообразное ведение и обводка, рациональные передачи, эффективные удары. Умение действовать без мяча с мячом в атаке на разных игровых местах.
Раздел тактика игры в футбол включает в себя следующие темы:
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Упражнения для развития умения «видеть поле».Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и командные тактические действия.
Раздел контрольные испытания включает в себя:
Контрольные испытания по физической подготовке: бег 30м, 300м, 400м, 6-минутный бег, 12-минутный бег, бег 10х30, прыжок в длину.
Контрольные испытания по специальной физической подготовке: бег с 30 м с ведением мяча 30 м, бег 5-30 м с ведением мяча. Удар по мячу на дальность (правой и левой ногой), вбрасывание мяча на дальность (м).
Контрольные испытания по технической подготовке: удар по мячу ногой на точность (число попаданий), ведение мяча, обводка стоек и удары по воротам, жонглирование мячом.
Участие в соревнованиях: участие в районных, окружных и городских соревнованиях, согласно, плана мероприятий.
Раздел инструкторская и судейская практика включает в себя:
Правила проведения соревнований, судейская практика: основные положения и требования при проведении соревнований, судейская бригада, требования к месту проведения соревнований, нормативные документы.
Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый, продвинутый
- Входной контроль: опрос, тест, сдача нормативов.
- Промежуточный контроль: итоговое занятие по каждой теме, соревнование
- Повторная проверка: опрос, тест
- Итоговый контроль: тест, зачет, соревнование, сдача нормативов.
Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся группы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся (Таблица №4).
Контроль (стартовый, базовый, продвинутый)осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. N 147. (Таблица № 5,6,7,8).
Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.
Средства контроля
Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся группы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:
Таблица № 6
Объект наблюдения | Степень и признаки утомления | ||
Небольшая | Средняя | Большая (недопустимая) | |
Цвет кожи лица | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Редкое покраснение, побледнение или синюшность. |
Речь | Отчетливая | Затрудненная | Крайне затрудненная или невозможная. |
Мимика | Обычная | Выражение лица напряженное | Выражение страдания на лице. |
Потливость | Небольшая | Выраженная верхней половины тела | Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли. |
Дыхание | Учащенное, ровное | Сильно учащенное | Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием. |
Движения | Бодрая походка | Неуверенный шаг, покачивание | Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение. |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах. | Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота |
Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.
Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. N 147. (Таблица № 5,6,7,8)
Нормативные требования
Таблица № 7
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы 2-3 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Бег на 30 м со старта (не более 6,6 с) | Бег на 30 м со старта (не более 6,9 с) |
Бег на 60 м со старта (не более 11,8 с) | Бег на 60 м со старта (не более 12,0 с) | |
Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,3 с) | Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,5 с) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 135 см) | Прыжок в длину с места (не менее 125 см) |
Тройной прыжок (не менее 360 см) | Тройной прыжок (не менее 300 см) | |
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 12 см) | Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 10 см) | |
Выносливость | Бег на 1000 м | Бег на 1000 м |
Таблица № 8
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы 4-5 года обучения
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Бег на 15 м с высокого старта (не более 2,8 с) | Бег на 15 м с высокого старта (не более 3 с) |
Бег на 15 м с хода (не более 2,4 с) | Бег на 15 м с хода (не более 2,6 с) | |
Бег на 30 м с высокого старта (не более 4,9 с) | Бег на 30 м с высокого старта (не более 5,1 с) | |
Бег на 30 м с хода (не более 4,6 с) | Бег на 30 м с хода (не более 4,8 с) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 1 м 90 см) | Прыжок в длину с места (не менее 1 м 70 см) |
Тройной прыжок (не менее 6 м 20 см) | Тройной прыжок (не менее 5 м 80 см) | |
Прыжок в высоту без взмаха рук (не менее 12 см) | Прыжок в высоту без взмаха рук (не менее 10 см) | |
Прыжок в высоту со взмахом рук (не менее 20 см) | Прыжок в высоту со взмахом рук (не менее 16 см) | |
Сила | Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы (не менее 6 м) | Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы (не менее 4 м) |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | Обязательная техническая программа |
Содержание и методика контрольных испытаний
Общая подготовленность
Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого.
Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.
Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требованиями, как и предыдущее.
Челночный бег 104 м (рис. 1). Линией старта служит линия ворот. От ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метровой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается к месту старта. Завершается
Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.
Специальная подготовленность
Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат.
Бег 30м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат.
Ведение мяча по «восьмерке» (рис. 1). На поле стойками обозначается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается лучшая.
Г
Рис. 1 Ведение мяча по «восьмерке»
Ведение мяча по границе штрафной площади(рис. 2). Испытуемый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направлении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции.
Обратно Туда
Рис. 2. Ведение по границе штрафной площади
Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии)
Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно при воспитании физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит от возрастных особенностей детей.
Используются следующие методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы, разбор, задание, указание, оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация видеослайдов, рисунков мелом на доске)
- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко все группе детей или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку, создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения учащихся являются соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают приподнятое настроение.
Особенности организации образовательного процесса – очное.
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы следующие формы и методы работы.
Формыработы:
- групповая
- индивидуальная
- фронтальная
Методы:
- Равномерный метод
- Переменный метод
- Повторный метод
- Интервальный метод
- Игровой метод.
- Соревновательный метод
- Круговой метод (тренировка)
Типы занятий: образовательно-тренировочной направленностью – используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.
Методические виды продукции
Раздаточный дидактический материал, слайдовые презентации, информационные плакаты.
Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения занятий)
Спортзал не имеется, аренда ФСК с Кижинги.
- учебный класс, для проведения теоретических занятий;
- учебная мебель
- спортивный инвентарь (Ворота футбольные, мяч футбольный, флаги для разметки фут/поля, стойки для обводки)
- школьное футбольное поле;
информационные, методические и иные ресурсы
Кадровое обеспечение
Педагог, знающий методику преподавания, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Используемая литература
- Андреев СЛ.Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.
- Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
- Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного про¬цесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
- Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.
- Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр
- Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.- 86 стр.(Библиотечка тренера)
- Филин В.П., Фомин И.А.Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.
- Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 254 с.
- «Бурятские народные игры»
Интернет – ресурсы:
- http://news.sportbox.ru/ - ежедневные новости спорта
- http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России. Общероссийский проект мини- футбол в школу.
- http://www.vegagroupp.ru/ - производство уличного игрового и спортивно развивающего оборудования.
- http://www.pc-olymp.ru/ - спортивное оборудование
http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки РФ
Литература для учащихся
1. Андреев С. Н. Играй в мини-футбол. - М.: Сов.спорт, 1989. - 47 с.
2. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2006. - 224 с.:
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1998. - 331 с.
4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса.- М.: ФиС, 2003, с. 26-83.
5. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 2001. - 136 с.
7. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореф. канд. дис. СПб., 2002. - 24 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» "ВЕСЕЛЫЕ ШНУРОЧКИ"
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллекта...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» (с использованием здоровьесберегающих и личностно-ориентированных образовательных технологий) тема: «Новая расческа!»
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»
Рабочая программа разработана к дополнительной общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Химия: трудные места школьной программы"
Программа предназначена для детей, испвтывающих сложности в изучении курса химии основной школы. Предполагается изложение основополагающих вопросов школьного курса простым языком , выяление логических...