Профилактика и коррекция при нарушении осанки и плоскостопия
методическая разработка по физкультуре
Пояснительная записка.
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения.
По статистическим данным, только 30 % детей поступают в школу абсолютно здоровыми.
Источником гармоничного развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы — скелета. Дошкольный и младший школьный возраст являются самыми благоприятными для профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата.
Цель наших занятий научить детей таким упражнениям и играм, которые помогут предотвратить появление заболеваний.
Программа группы здоровья «----------» состоит из трех основных блоков:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 203.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальный детский сад «Малыш» город Белоусово.
Программа дополнительного образования по физической культуре
группа здоровья.
Профилактика и коррекция при
нарушении осанки и плоскостопия.
(для детей старшей группы (5-6 лет), для детей подготовительной группы (6-7 лет))
2021г
Пояснительная записка.
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения.
По статистическим данным, только 30 % детей поступают в школу абсолютно здоровыми.
Источником гармоничного развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы — скелета. Дошкольный и младший школьный возраст являются самыми благоприятными для профилактики заболеваний опорно - двигательного аппарата.
Цель наших занятий научить детей таким упражнениям и играм, которые помогут предотвратить появление заболеваний.
Программа группы здоровья «----------» состоит из трех основных блоков:
- Профилактика и коррекция нарушений осанки.
Этот блок состоит из пояснения, какая осанка считается правильной, как проявляются дефекты осанки, что такое сколиоз. Также в него входят комплексы упражнений для коррекции и профилактики нарушений осанки.
- Профилактика и коррекция плоскостопия.
В блоке раскрываются темы: причины возникновения плоскостопия, стопа как орган, диагностика плоскостопия, профилактика плоскостопия. Для практических занятий блок содержит комплексы упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия.
- Игры, при профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (неправильная осанка, плоскостопие) достигается при выполнении упражнений, включающих ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазанье. Игры, которые лечат, направлены на укрепление мышц спины, ног, рук, брюшного пресса и позволяют развивать ловкость, быстроту реакции, координацию, выносливость.
Мы ожидаем что, дети, занимающиеся в группе здоровья «», в дальнейшем смогут самостоятельно заниматься комплексами упражнений направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия. А также использовать в своей жизнедеятельности игры, которым обучаться на занятиях. Таким образом, научившись в группе, дети смогут перенести свой опыт в семью, на улицу, что положительно скажется не только на их здоровье, но и здоровье их окружения.
Программа рассчитана на 2 года обучения, занятия в подгруппе 10 человек:
1 год – старшая группа с 5 до 6 лет, продолжительность занятия 25 минут;
2 год – подготовительная группа с 6 до 7 лет, продолжительность занятия 30минут.
Предметно-развивающая среда в детском саду
Для решения задач по профилактике и коррекции при нарушении осанки и плоскостопия, укреплению здоровья и физическому развитию детей в детском саду имеются:
1-отдельный физкультурный зал, оснащенный в достаточном количестве
специальным оборудованием и инвентарем;
2-медицинский кабинет;
3-оборудованная физкультурная площадка на улице
4- разнообразный спортивный инвентарь.
Перспективный план работы
группы здоровья.
№ занятия | Цели и задачи | Учебный материал |
Январь. | ||
Занятие №20. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Профилактика простудных заболеваний. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №4 2.Игра «Переложи предметы» 3.Комплекс дыхательной гимнастики №5 |
Занятие №21. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Укрепление психического здоровья. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №5 2.Игра «Бой петухов» 3.Игра «Третий лишний» |
Занятие №22. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Профилактика нарушений осанки. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №6 2.Игра «Быстрый мяч» 3.Игра «Птички и кошка» |
Февраль. | ||
Занятие №23. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика плоскостопия | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №8 2. Игра «Мы веселые Ребята» 3. Игра «Пишем ногами» |
Занятие №24. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика простудных заболеваний. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №9 2.Игра «Спящая лиса» 3.Комплекс дыхательной гимнастики №3 |
Занятие №25. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Укрепление психического здоровья. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №21 2.Игра «Не попадись» |
Занятие №26. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика плоскостопия | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №10 2. Игра «Два и три» 3. Игра «Ловкие ножки» |
№ занятия | Цели и задачи | Учебный материал |
Март. | ||
Занятие №27. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика плоскостопия. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №11 2. Игра «Быстрый мяч» |
Занятие №28. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика простудных заболеваний. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №12 2.Игра «Волк во рву» 3.Комплекс дыхательной гимнастики №2 |
Занятие №29. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Укрепление психического здоровья. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №13 2.Игра «Ловля обезьян» |
Занятие № 30. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2.Профилактика плоскостопия. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №22 2.Игра «Пишем ногами» |
Занятие №31. | 1.Профилактика простудных заболеваний. 2. Снятие усталости и восстановление работающих функций. | 1.Комплекс дыхательной гимнастики №1. 2.Валеоигра «Клубок» |
Апрель. | ||
Занятие №32. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Профилактика простудных заболеваний. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №7 2.Игра «Чья команда быстрее» 3.Комплекс дыхательной гимнастики №4 |
Занятие №33. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Профилактика нарушений осанки. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №8 2.Игра «Ловишки - перебежки» 3.Игры «Путешествие на корабле» |
Занятие №34. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Профилактика нарушений осанки. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №12 2.Игра «Переложи шишки.» 3.Игра «Ловишки на одной ноге» |
Занятие №35. | 1.Профилактика простудных заболеваний. 2. Снятие усталости и восстановление работающих функций. | 1. Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой. 2.Игра «Охотники и зайцы» 2.Валеоигра «Меня укусил гиппопотам» |
№ занятия | Цели и задачи | Учебный материал |
Май. | ||
Занятие №36. | 1.Профилактика плоскостопия. 2. Профилактика простудных заболеваний. | 1.Комплекс профилактики плоскостопия №9 2.Игра «Переложи предметы» 3.Комплекс дыхательной гимнастики №3 |
Занятие №37. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика плоскостопия. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №14 2.Игра «Волк во рву» 3.Игра «Передай мяч» |
Занятие №38. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Укрепление психического здоровья. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №15 2.Игра «Прятки» |
Занятие № 39. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2.Профилактика плоскостопия. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №16 2.Игра «Пишем ногами» |
Занятие №40. | 1.Профилактика простудных заболеваний. 2. Снятие усталости и восстановление работающих функций. | 1.Комплекс дыхательной гимнастики №1. 2.Валеоигра «Клубок» |
Июнь. | ||
Занятие №41. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Профилактика простудных заболеваний. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №23 2.Игра «Караси и щука» 3.Комплекс дыхательной гимнастики №5 |
Занятие №42. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2. Укрепление психического здоровья. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №24 2.Игра «Прятки» |
Занятие №43. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2.Профилактика плоскостопия. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №25 2.Игра «Переложи шишки» 3.Игра «Стой» |
Занятие №44. | 1.Профилактика нарушений осанки. 2.Профилактика плоскостопия. | 1.Комплекс профилактики нарушений осанки №26 2.Игра «Пишем ногами» 3.Игра «Ладошки» |
Занятие №45. | 1.Профилактика простудных заболеваний. 2. Снятие усталости и восстановление работающих функций. | 1. Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой. 2.Игра «Ловишка, бери ленту» 3.Валеоигра «Нос, пол, потолок» |
Профилактика и коррекция плоскостопия
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.
Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза.
Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5 процентов от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие), травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц) и неадекватная статическая нагрузка. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Чаще действуют такие более или менее выраженные факторы, как рахит, общая мышечная гипотония, неадекватная статическая нагрузка. Причина последней кроется обычно не в нарушении двигательного режима, а в ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса, повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата.
Стопа как орган.
Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.
Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.
Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.
Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям.
Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.
Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.
Диагностика плоскостопия.
Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок как следствие снижения рессорной функции стоп. В стопах боли локализуются, как правило, в области свода стопы, у внутреннего края пятки, в таранно-пяточно-ладьевидном сочленении, под лодыжками. В голенях боли локализуются в икроножных или передних большеберцовых мышцах. Высота внутреннего и наружного сводов стопы снижена, стопа удлинена и расширена в среднем и переднем отделах. Характерны шлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее стаптывается внутренняя часть.
Профилактика плоскостопия.
Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное медицинское лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу не менее важно ношение рациональной обуви.
Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким. Ходить босиком или в носках по полу детям дошкольного возраста вредно. Они могут ходить босиком по песку, гальке, траве, наклонной плоскости вверх и вниз, по гороху, фасоли...
Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки-тренажер Планта, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать стельки Планта в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в детском саду примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные ребенок не посещает детский сад и стопы отдыхают.
При наличии дефектов стоп полезно использовать ортопедические стельки, способствующие исправлению дефекта, либо проводить специальную коррекцию обуви.
Лечебная гимнастика при профилактики плоскостопия.
Целью лечебной гимнастики является формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.
Эффект лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.
К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
Эффект профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных недугов. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.
Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Здоровые дети - первая группа - получают обливания по схеме 38-18-38-18. Дети второй группы получают более щадящий режим как по числу смен, так и по температурному перепаду воды: 38-28-38. Для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18. Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Последний вариант пролонгирует действие хладагента.
Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.
Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям : стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.
В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.
Комплекс №1.
Комплекс №2.
Комплекс №3.
Комплекс №4.
Комплекс №5.
Комплекс №6.
Комплекс №7.
Комплекс №8.
Комплекс №9 «ЗВЕРЯТА В ЦИРКЕ».
Стоя у зеркала, проверить осанку, плечи выровнять, голову поднять, живот подтянуть.
Ходьба на носках, пятках, наружном крае стопы, ходьба по наклонной поверхности.
Звери приветствуют гостей
ИП — стоя, ноги вместе, руки опущены.
- оторвать пятки от пола;
- вернуться в исходное положение;
- оторвать носки от пола;
- вернуться в исходное положение.
Темп умеренный. Носки (пятки) поднимать как можно выше от пола.
Танцующий слоненок
ИП — стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки в «замок» за спиной.
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки.
Носки от пола не отрывать, спину держать прямо.
Забавный медвежонок
ИП — стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
1 встать на наружные края стоп, руки на пояс;
2 ип;
3-4 аналогично.
Великолепный волчонок
ИП — стоя, ноги вместе, руки перед грудью, кисти направлены пальцами вниз, пальцы вместе.
- полуприсед на носках;
3-4вернуться в исходное положение.
Пятки поднимать от пола выше.
Тигренок готовится к выступлению
ИП — сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 выпрямить ноги, выпрямить спину, голову опустить;
3-4 вернуться в исходное положение.
Пятки от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать.
Красивая цапля
ИП — стоя, ноги вместе, руки опущены.
1поднять правую ногу;
2 согнуть ее в колене,
3 прислонить к левой ноге;
4 выпрямить правую ногу;
5 вернуться в исходное положение.
То же левой ногой.
Веселые зайчата
ИП — стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 подскоки на носках. Прыгать легко и высоко.
Зверята устали
Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней ног.
Комплекс №10 «ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ».
Взрослый загадывает детям загадки. Каждую отгадку они должны «нарисовать» правой, затем левой ногой или двумя ногами вместе.
«Ясный месяц»
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
ИП — сидя на полу, ноги врозь, руки в упор сзади.
«Нарисовать» в воздухе полукруг правой ногой и вернуться обратно, затем — левой и двумя ногами вместе.
Ноги в коленях не сгибать, пальцы ног вытянуть.
«Ласковое солнце»
Жаркий шар на небе светит. Этот шар любой заметит. Утром светит к нам в оконце, Радостно сияя... (солнце).
Е. Савельева
ИП — сидя, ноги вместе, руки в упор сзади.
«Нарисовать» на полу пальцами ног круг и отходящие от него лучи правой ногой, затем левой.
Круг можно «нарисовать» правой ногой, лучи — левой.
«Большая туча»
По небу ходила, солнышко закрыла.
Только солнце спряталось — и она расплакалась.
ИП — сидя, ноги вытянуты. Сжать пальцы ног в «кулак», затем с силой разжать. Сжимать сильно к подошве.
«Сильный дождь»
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним — прочь бегут.
ИП — сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади.
Постукивать носком левой ноги по полу. То же самое носком правой ноги. Выполнять с напряжением.
«Разноцветная радуга»
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
ИП — лежа на спине, руки в стороны.
Поднять ноги вверх и «нарисовать» в воздухе радугу правой, затем левой ногой. Пальцы ног вытянуть.
«Страшная молния»
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
ИП — лежа на полу, руки вдоль туловища. Хаотичные движения руками и ногами в воздухе.
«Ласковый ветерок»
Бежал по тропинке луговой — кивали маки головой.
Бежал по речке голубой —речка сделалась рябой.
ИП — сидя, ноги вытянуты, положение рук произвольное.
Большим пальцем одной ноги провести по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену.
Упражнение проводится сначала одной ногой, затем другой.
Все упражнения выполнять по 5—6 раз каждой ногой.
Ходьба по коврикам с шипами, обычная ходьба.
Комплекс №11 (с гимнастической палкой).
Стоя у зеркала, проверить осанку, плечи выровнять, голову поднять, живот подтянуть.
Ходьба на носках, пятках, наружном крае стопы. Взять гимнастические палки.
1. Исходное положение — стоя, руки опущены, палка под стопами.
Хождение приставным шагом боком по палке в правую сторону, затем в левую.
2.Исходное положение — стоя на палке, руки на поясе.
Ходьба вдоль палки, продвигая пятку к пальцам ноги и наоборот.
Ступни движутся волнообразно.
3.Исходное положение — сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, палка под стопами.
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе.
4.Исходное положение — сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, палка под стопами.
Катать палку вперед-назад поочередно то левой, то правой стопой.
5.ИП — сидя, ноги врозь, палка около ног, руки опущены.
1-2—попытаться захватить пальцами правой ноги один
конец палки;
3-4 — пальцами левой ноги захватить другой конец палки;
5-6 — удерживать палку;
7-8 — вернуться в исходное положение.
6.ИП — лежа на спине, руки вдоль туловища, палка в зажатых пальцах ног.
- — оторвать ноги от пола;
- — согнуть ноги в колене;
- — выпрямить ноги;
- — вернуться в исходное положение.
7. ИП — лежа на спине, руки вдоль ту-
ловища, палка под выпрямленными ногами.
1 — пытаться захватить палку пальцами ног;
2-3—ноги выпрямить, пытаться удержать палку в вы-
прямленных ногах;
4 — вернуться в исходное положение.
8. Исходное положение—стоя, ноги вместе, руки вдоль
туловища.
1 — встать на палку;
2-3—удерживаться на палке (пятки и носки не касаются
пола);
4 — вернуться в исходное положение.
9. Исходное положение — стоя на палке, руки на поясе.
1-2 — присесть, пятки оторвать от палки;
3-4 — вернуться в исходное положение.
- Разные виды ходьбы вокруг палки: на носках, на пятках, на внутренней и на внешней сторонах стопы.
- Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней ног.
Комплекс №12 (с мячом)
Стоя у зеркала проверить осанку, плечи выровнять, голову поднять, живот подтянуть.
Ходьба на носках, пятках, наружном крае стопы. Взять мячи.
- Исходное положение — сидя на стуле, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе.
2.Исходное положение — сидя на стуле, мяч под стопами.
Катать мяч вперед-назад поочередно то левой, то правой стопой.
- Исходное положение — сидя на стуле, мяч под стопами.
Круговые движения ногами — сначала вправо, затем влево.
4. Исходное положение — сидя на полу, мяч между стопами, руки опущены.
- — поворот на ягодицах в правую сторону на 360°, мяч удерживать ногами;
- — то же в левую сторону.
При повороте помогать руками.
5.Исходное положение — лежа на спине, руки за головой,
мяч между стопами ног.
- — оторвать ноги от пола;
- — поднять выше;
- — поднять до прямого угла;
4— вернуться в исходное положение.
Мяч удерживать между ногами.
6. Исходное положение — лежа на полу, мяч между стопами выпрямленных ног.
1 — поднять ноги вверх;
2-3 — положить ноги на пол вправо;
4 — вернуться в исходное положение;
5-6 — то же влево;
7— поднять ноги вверх;
8— вернуться в исходное положение.
Мяч удерживать между ногами.
- Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч около ног.
1 — захватить мяч стопами ног;
2—3 — ноги выпрямить, пытаться удержать мяч в выпрямленных ногах;
4 — вернуться в исходное положение.
- Исходное положение — сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч между ногами, руки опущены.
Перекатывание мяча от правой ноги к левой и наоборот.
Катаем с напряжением.
- Исходное положение — стоя, мяч между ног, руки на плечах.
Прыжки на месте с мячом. Мяч руками не трогать.
10. Разные виды ходьбы вокруг мяча: на носках, на пятках,
на внутренней стороне стопы, на внешней.
Сохранять правильную осанку.
11.. Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней и отдельно каждого пальчика.
Профилактика и коррекция нарушений осанки
Профилактика и коррекция нарушений осанки.
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.
У детей младшего школьного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники образовательных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
- Своевременное правильное питание;
- Свежий воздух;
- Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
- Оптимальная освещённость;
- Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
- Привычка правильно сидеть за столом;
- Расслаблять мышцы тела;
- Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
Эмоциональный фактор, являющийся неотъемлемой частью спорта, также способствует воспитанию правильной осанки. Однако спортивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма: чередование ее с отдыхом должно быть законом.
Комплекс №1.
Комплекс №2.
Комплекс №3.
Комплекс №4.
Комплекс №5.
Комплекс №6.
Комплекс №7.
Комплекс №8.
Комплекс №9.
Комплекс №10.
Комплекс №11.
Комплекс №12.
Комплекс №13.
Комплекс №14.
Комплекс №15.
Комплекс №16.
Комплекс №17 (с гимнастической палкой).
Комплекс №18 (с гимнастической палкой).
Комплекс №19 (с гимнастической палкой).
Комплекс №20 (с гимнастической палкой).
Комплекс №21 (с гимнастической палкой).
Комплекс №22 (с гимнастической палкой).
Комплекс №23.
Комплекс №24.
Комплекс №25.
Комплекс №26.
Комплекс №27.
Комплекс №28.
Комплекс №29.
Комплекс №30.
Игры, при профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (неправильная осанка, плоскостопие, искривление ног и т.д.) достигается при выполнении упражнений, включающих ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазанье. Игры, которые лечат, направлены на укрепление мышц спины, ног, рук, брюшного пресса и позволяют развивать ловкость, быстроту реакции, координацию, выносливость.
«Пожарные на учении». На расстоянии 5—6 шагов от гимнастической стенки проводится черта. На каждом пролете стенки наверху, на одной и той же высоте, подвешивается колокольчик. Воспитатель делит группу детей на 3—4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). Первые участники из каждого звена строятся на черте лицом к гимнастической стенке, поднимаются по ней и звенят колокольчиком, затем спускаются и возвращаются к своему звену. Воспитатель отмечает, кто первый позвенел. Затем на линию выходят следующие игроки и повторяют упражнение. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание по одному разу. Выигрывает то звено, где оказалось большее число детей, успевших позвенеть первыми.
«Птички и клетка». Дети делятся на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) — это «клетка», другая подгруппа — «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» вбегают в «клетку» и тут же выбегают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными. Они встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 — 3 «птички». Затем дети меняются ролями.
«Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту — это «северный ветер,
другому красную — это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей — дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.д.). «Южный ветер» стремится «разморозить» детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2—3 мин назначают новых водящих, и игра возобновляется.
«Ловишки на одной ноге». Игра проводится по принципу «Ловишки», только вводится новое правило — нельзя ловить того, кто успел встать на одну ногу и обхватил руками колено.
«Ловишки парами». Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим.
«Ловишки — перебежки». Группа детей встает на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится черта. На середине, между двумя линиями, стоит ловишка. После слов «Раз, два, три — лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка пытается их поймать. Тот, до кого он дотронется, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. .
«Ноги от земли!». Игра проводится так же, но с условием — нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет (бревно, доску и т.д.).
«Ловишка, бери ленту». Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветные ленты и закладывают их сзади за пояс иди за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке."Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
«Стой!». Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга. Он подбрасывает мяч вверх (или сильно ударяет им о землю.) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные ра бегаются. Как только ребенок поймает мяч, он громко произносит: «Стой!», и все игроки должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застал сигнал. Водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, но не сходить с места. Если водящий промахнется, он бежит за мячом, и все вновь разбегаются. Если водящий попал мячом в кого-либо, тот занимает место водящего, и игра продолжается.
«Кто выше?». В игре участвуют двое. Первый кладет руку на стол ладонью вниз, на нее кладет руку другой ребенок. Затем первый кладет другую руку, второй повторяет действие. После этого ребенок, чья рука оказалась в самом низу, быстро вынимает ее и кладет сверху и т.д.
«Силачи». Двое играющих упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый давит на руку товарища, пригибая ее к столу. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.
«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая соперника правым или левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе либо скрестно перед грудью; можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Побеждает тот, кто дольше продержится, прыгая на одной ноге.
«Мы веселые ребята». На расстоянии 2—3 м от границ площадки проводят две линии. Между ними становиться ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит: «Три — четыре!» Дети хором отвечают: «Мы веселые ребята! Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас поймать!» — и перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронется, прежде чем он пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону.
После 2—3 перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловишку. Игра продолжается.
«Караси и щука». Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие делятся на две подгруппы: одна из них образует круг — это «камешки», другая — «караси», которые «плавают» внутри круга. «Щука» находится за пределами круга. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за «камешки» — приседают за кем-нибудь из игроков, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг.
После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных игроков. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.
«Лиса в курятнике». Гимнастические скамейки ставят квадратом — это «насест». На скамейках стоят дети — «куры». Внутри квадрата («курятника») бегает «лиса». «Куры» то спрыгивают с «насеста» и бегают по «курятнику», то залезают на скамейки. «Лиса» старается поймать (дотронуться рукой) «курицу», которая хотя бы одной ногой касается земли. После того как водящий поймает 3—5 «кур», из числа самых ловких назначается новая «лиса». Игра повторяется 4—5 раз.
«Волк во рву». Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается «ров» шириной 80 см. Во «рву» находится «волк». Дети стоят у края площадки «козы». Воспитатель говорит: «Козы, в поле!» — дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» — дети вновь перепрыгивают ров, и игра продолжается.
«Не оставайся на земле». Игра проводится в той части площадки, где находятся гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, другие предметы высотой до 30 см. Выбирают водящего — ловишку. Ему на руку повязывают цветную ленту. Дети размещаются на снарядах. По первому удару в бубен они спрыгивают и начинают бегать по площадке, соблюдая ритм, который за дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел встать на возвышение.
Пойманные отходят в сторону, и после 2—3 повторений их подсчитывают. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.
«Два и три». Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя «Два!» они встают в пару с любым находящимся рядом игроком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву), где строятся колонной в том порядке, в котором подбегают; Если воспитатель скажет «Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.
«Постройте шеренгу, круг, колонну». Дети делятся на две группы и строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. Затем по сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задает воспитатель ударами в бубен) по всей площадке (комнате). Прекратив бить в бубен, воспитатель говорит: «Постройте шеренгу (круг, колонну)!» — и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее (ровнее) построилась.
- вариант: после сигнала дети строятся не в любом порядке, а встают точно на свое место в шеренге, колонне или кругу.
- вариант: каждая группа строится у флажка своего цвета (если в шеренгу — флажок находится справа от правофлангового; если в круг — флажок находится в центре; если в колонну — флажок впереди колонны). Во время бега, прежде чем дать сигнал к построению, воспитатель говорит: «Стой!» — дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время переставляет флажки на другие места и затем говорит, как нужно построиться. Дети открывают глаза, находят свой флажок и бегут к нему строиться.
«Путешествие на корабле». Дети строятся в две шеренги у одной из сторон площадки (комнаты) — это «корабль». «Капитан» корабля (воспитатель) объявляет: «Приготовиться к выходу на берег, справа земля!» — дети должны повернуться направо. Тот, кто повернется в другую сторону, лишается выхода на берег и остается на «корабле» (отходит в сторону). Все остальные игроки идут парами (можно с песней' или под удары в бубен) и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на «корабль» (к месту начального построения) и снова строятся в две шеренги. Дети, оставшиеся на «корабле», включаются в игру, вставая на свои места в шеренгах.
На слова воспитателя «Приготовиться к выходу, слева земля!» — дети поворачиваются налево и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на корабль и встают в две шеренги. Название сторон (справа, слева) надо не только чередовать, но и давать вразбивку.
«Река и ров». Дети строятся на середине площадки (комнаты) в колонну по одному. Справа от колонны находится «ров», слева — «река». Через «реку» надо «переплыть» — идти, имитируя руками движения пловца, через «ров» — перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров — справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, и ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все возвращаются к начальному построению.
По сигналу «Река — слева!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибся и попал в «ров», возвращается к товарищам.
«Воробышки и кот». Эта игра учит детей: мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, — это «воробышки на крыше». В другой стороне, подальше от детей, сидит «кот», он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», — говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, «разлетаются» в разные стороны. «Кот» просыпается, потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробышков», которые прячутся на крыше. Пойманных «воробышков» он отводит к себе в дом.
Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время в роли «кота» выступает «воспитатель», он не ловит воробышков, а только пугает, делая вид, что ловит. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.
«Спящая лиса». Выбирают «лису». Она уходит в угол площадки («нору») и «крепко засыпает» — закрывает глаза. На противоположной стороне площадки, за чертой находится «дом зайцев». Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Когда воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» — дети бегут в свой «дом». «Лиса» догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных она отводит в «нору».
Когда в «норе» окажется 2—3 ребенка, выбирается новая «лиса». Игра повторяется сначала. В конце воспитатель отмечает самую ловкую «лису».
«Птички и кошка». Воспитатель чертит или выкладывает шнуром большой круг. В центре круга встает водящий — «кошка». Остальные дети располагаются за кругом — это «птички». «Кошка засыпает» (закрывает глаза), и «птички» по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, начинают там «летать», садясь на корточки «клевать зерна». Когда воспитатель говорит: «Кошка проснулась!» — «птицы» убегают за пределы круга, а «кошка» ловит их. Пойманных она отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает их. Выбирается другая «кошка», и игра повторяется.
«Зайцы и волк». Один из играющих — «волк», остальные — «зайцы». На одной стороне площадки «зайцы» устраивают «домики» (чертят кружки). В начале игры «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк» — на другом конце площадки («в овраге»). По сигналу воспитателя «зайцы» выпрыгивают из «домиков» и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то, присаживаясь, «щиплют травку». По сигналу «Волк!» водящий выбегает из оврага и ловит «зайцев», стараясь коснуться их. «Зайцы» убегают каждый в свой домик. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в «овраг». Игра возобновляется. После того как пойманы 2—3 «зайца», выбирается другой «волк».
«Мяч вдогонку». Дети образуют круг. Воспитатель дает игрокам, стоящим в разных местах круга, по мячу. Затем говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать мячи друг другу. Если один мяч догонит другой, т.е. оба окажутся в руках у одного ребенка, то он выходит из игры. Воспитатель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы дети быстро передавали мячи, не пропуская игроков.
«Снайперы». На снежном валу устанавливают 10—12 предметов (кубики, кегли, мячи и т.д.). Дети из-за черты, находящейся в 3 м от вала, бросают снежки, стараясь сбить предметы. При повторении игры черта отодвигается от вала на 0,5 м. Воспитатель отмечает детей, точно попавших в цель.
«Охотники и зайцы». Воспитатель чертит или выкладывает шнуром круг диаметром 5—6 м. Дети делятся на две подгруппы. Одна встает в круг — это «зайцы», другая равномерно распределяется за кругом — это «охотники». У одного из «охотников» мяч. Он бросает его, стараясь попасть в «зайцев» (целится в туловище и ноги). Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда они усвоят правила игры, можно дать «охотникам» 2—3 мяча.
«Ловишки с мячом». Воспитатель чертит круг диаметром 3—4 м. Дети располагаются за пределами круга. В центре встает ловишка с мячом. Дети пробегают через круг, а ловишка старается попасть в них мячом. Ребенок, в которого попали, временно выходит из игры. Засчитывается попадание только в кругу. Выкатившийся из круга мяч игроки возвращают ловишке. Дети должны смело пробегать через круг. Когда будут выбиты 3—4 игрока, выбирают нового ловишку. Игра повторяется 3—4 раза.
«Ладошки». Двое игроков становятся друг напротив друга. Они одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют их перед собой (правую с левой, левую с правой). Далее ладони соединяют накрест — правую с правой, левую с левой. По хлопку — ладони снова вместе. Вначале эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается снова.
Игры при плоскостопии.
Задача этих игр — укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
«Быстрый мяч»
Инвентарь: резиновые мячи диаметром 16 см.
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник принимает позу — сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движение до ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в руках. Передает мяч следующему участнику, который уже сидит на полу и ждет мяча. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
«Передай мяч»
Инвентарь: резиновые мячи (по количеству команд), детские стулья (по количеству игроков).
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Выстраиваются в колонну и садятся каждый на свой стул. Расстояние между игроками 50—60 см. Капитан команды располагается около своей команды лицом к первому участнику, на расстоянии 1 м. У каждого капитана мяч. По сигналу капитаны толкают ногой мяч первому игроку своей команды. Участник ловит его ногами и старается перекатить его второму участнику своей команды, второй — третьему и т. д. (вставать со стульев игроки не могут). Капитан перебегает в конец своей команды и ловит мяч от последнего участника. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
«Пишем ногами».
Инвентарь: фломастеры и листы бумаги.
Содержание игры. Участники делятся на команды. Выстраиваются в колонну у стартовой линии. На финишной линии для каждой команды положен лист бумаги и фломастеры. Заранее обговаривается, какое слово пишут команды. По сигналу первый участник бежит до финишной линии, берет карандаш, кладет его между пальцев ног и старается написать первую букву задуманного слова; возвращается к своей команде. Задание выполняет следующий участник: ему предстоит написать вторую букву слова и т. д. Задание выполняют все участники друг за другом, пока слово не будет написано полностью.
«Переложи шишки».
Инвентарь: сосновые или еловые шишки, обручи (по количеству играющих +1).
Содержание игры. В игру могут играть 3—4 человека. В центре комнаты на полу лежит обруч, в котором располагается некоторое количество шишек. В 2 м от обруча в разных сторонах стоят играющие. По команде участники бегут к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в свой обруч. Вновь возвращаются к обручу с шишками.
Через 3 минуты вновь звучит сигнал — игра окончена. Подсчитываются шишки в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось больше шишек.
Правила игры. Если игрок в движении теряет шишку, он останавливается, подбирает ее и продолжает движение.
«Чья команда быстрее».
Инвентарь: обручи по количеству команд.
Содержание игры. Дети делятся на 3—4 команды по 4—5 человек. Около каждой команды на полу лежит обруч. Каждая команда детей стоит серединой стопы на своем обруче, лицом в центр. Под музыку дети идут по кругу приставным шагом — медленно, стараясь носками и пятками не касаться пола. С окончанием музыки дается задание: запрыгнуть в обруч и присесть. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнили задание.
Правила игры. Задания могут быть разными: встать в обруч и взяться за руки, запрыгнуть в обруч и принять позу цапли и т. д.
«Переложи предметы».
Инвентарь: обручи (по количеству играющих +1), мелкие предметы: сосновые и еловые шишки, желуди, карандаши, деревянные палочки, пуговицы.
Содержание игры. В центре комнаты на полу положен обруч, в нем — мелкие предметы. Дети располагаются рядом с обручами. Около каждого из них тоже лежит обруч. По команде «Переложите предметы» дети выполняют задание: каждый старается захватить пальцами ног предмет из общего обруча и переложить в свой.
Правила игры:
1-й вариант — ребенок может брать любые предметы из обруча;
2-й вариант — один ребенок перекладывает только шишки, другой — пуговицы, третий — палочки и т. д.
Можно отвести для игры определенное время. Можно проводить игру до тех пор, пока все предметы не будут разобраны игроками.
«Ловкие ножки»
Инвентарь: пуговицы (8—10 шт.), половинки капсул от «киндер-сюрпризов» (8—10 шт.).
Содержание игры. Играть может любое количество детей. Около каждого ребенка на полу разложены пуговицы и половинки капсул от «киндер-сюрпризов». По команде каждый игрок старается пальцами ног захватить капсулу и накрыть ею одну из «своих» пуговиц. Затем старается произвести эти же действия со второй капсулой. Побеждает тот ребенок, который первым накрыл все «свои» пуговицы.
Игры для укрепления психического здоровья.
Эти игры проводятся с целью создания хорошего настроения, развития внимания, снятия напряжения нервной системы и утомления. Здесь же представлены занятия игрового характера.
«Третий лишний». Дети встают в круг по двое, один сзади другого. Расстояние между парами — до двух шагов. За пределами круга находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается его догнать. Убегающий ребенок, спасаясь от догоняющего, встает впереди какой-нибудь пары. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим. Если же догоняющий успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
В игре следует придерживаться следующих правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не касаться игроков, стоящих в кругу, водить не слишком долго, чтобы все дети успели включиться в игру. Если детей для этой игры не хватает, можно провести игру «Второй лишний». В этом случае игроки стоят в круге по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй участник.
«Прятки.» Воспитатель предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку, кусты и т.д.), а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся. Через некоторое время он спрашивает: «Готово?» Дети отвечают: «Готово!», и воспитатель идет их искать. Он заглядывает в разные места, делая вид, что никак не найдет детей. При этом можно произносить такие слова: «Куда же спрятались дети? Где же наши дети?» Иногда малыши не выдерживают и, довольные тем, что их не могут найти, выбегают из укрытия. В этом случае воспитатель с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши дети!»
После нескольких повторений игры можно предложить водить кому-либо из детей. Сначала воспитатель помогает водящему, а затем он играет свою роль самостоятельно.
«Не попадись!». Воспитатель чертит круг (или выкладывает его шнуром). Игроки стоят за пределами круга на расстоянии полушага друг от друга. Выбирают водящего, и он встает в центр круга. Дети впрыгивают в круг и выпрыгивают обратно, а водящий бегает в кругу, стараясь коснуться игроков, когда они находятся внутри круга. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону. Через 1 мин воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Выбирают нового водящего. Игра повторяется.
«Зайцы в огороде». Поперек площадки ставят 2—3 гимнастические скамейки — это «забор». С одной стороны «забора» — «поляна», на которой резвятся «зайцы» (дети), с другой — «огород», где «растет капуста». Порезвившись на «поляне», «зайцы» перелезают через «забор» или подлезают по него и «лакомятся капустой». Когда все «зайцы» попадают в «огород», воспитатель говорит: «Сторож идет!», и «зайцы» убегают на «поляну», перепрыгивая через «забор». Проигравшим считается тот, кто неправильно выполнил прыжок или последним покинул «огород». Игра повторяется 4—5 раз.
«Ловля обезьян». Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки у гимнастической стенки. На противоположной стороне находятся 2—3 «ловца». «Ловцы» сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. «Обезьяны» влезают на гимнастическую стенку и оттуда наблюдают за движениями «ловцов». Выполнив движения, «ловцы» уходят, а «обезьяны» слезают с «деревьев» (стенки), подходят к тому месту, где были «ловцы», и повторяют их движения.
По сигналу воспитателя «Ловцы!» «обезьяны» бегут к «деревьям» и влезают на них. «Ловцы» ловят тех «обезьян», которые не успели влезть на «дерево», и уводят их к себе.
После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных «обезьян» и назначают других «ловцов». Игра повторяется.
Литература
1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.
2.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980.
3.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова .- Л.: Медицина, 1980.-
4.Кнейп С. Мое водомедицинское лечение.: в кн. Энциклопедия здоровья, т.1.- Нальчик «ЭЛЬФА», 1993
5.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983
6.Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное медицинское лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. -
7.Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
8.Попова Н., Харламов Е. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. – М.: Издательский центр «Март», 2004г. –
9.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. (Здоровый малыш).
10.Сборник игр, методов и технологий по здоровьетворению человека и группы. – Челябинск: Молодежная общественная организация «ЮВЕНТА». Серия Человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников
Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия....
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено....
Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»
Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...
"Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руко...
«Коррекция нарушений осанки и плоскостопия методами адаптивной физической культуры»
Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабили...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...