Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста
статья по физкультуре

Шихкамалова Диана Расимовна

Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста

Учителя Физической культуры ШИХКАМАЛОВОЙ ДИАНЫ РАСИМОВНЫ ГБОУ СОШ №146 Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

 

Основную роль в общей и специальной физической подготовленности спортсмена играют его сила, быстрота, выносливость и гибкость. Именно эти двигательные качества в значительной мере определяют физическую подготовленность спортсменов, всесторонность их физического развития и высокие достижения в специализируемом виде спорта. Каждый вид спорта имеет свои особенности, а часто и резкие отличия, в том числе в проявлении спортсменами их качеств. Развитие физических качеств часть единого процесса подготовки. Здесь органически переплетаются они с техникой и психическими качествами, сливаются в единое целое, как улучшение подготовленности в избранном виде спорта.

 Спортивная аэробика – это ациклический, сложнокоординированный вид спорта с выраженной атлетической направленностью, носит скоростносиловой характер.

     Набор элементов сложности,  который может быть использован в соревновательной комбинации по спортивной аэробике,  разделен на 4 группы: динамическая сила, статическая сила, прыжки, гибкость и другие элементы. Оценка качества элементов, выраженная в баллах, и объективные количественные показатели в большей степени зависят от уровня физических качеств  спортсмена. Однако  упражнения предусмотренные дополнительной образовательной программой не всегда достаточно дают положительныйрезультат. Силовая подготовка спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой, на начальном этапе подготовки в первую очередь направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата.Если в процессе подготовки юных спортсменов,  занимающихся аэробной гимнастикой, не учитывать анатомо-физиологических особенностей растущего организма,  и границ  наиболее благоприятных (сенситивных)  периодов в формировании двигательных функций,  то это будет не только препятствовать  своевременному  достижению высоких спортивных достижений,  но и может нанести ущерб здоровью, привести к отклонениям в процессе роста и развития его организма. Поэтому подходить к занятиям нужно творчески, искать такие пути и методы, которые позволяли бы при наименьшей затрате времени развивать  силовых качества юных спортсменов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В конечном итоге, это поможет не только быстрее овладеть изучаемыми упражнениями, но и благотворно влиять на здоровье занимающихся, существенно улучшить качественные показатели отдельных силовых способностей. 

Важнейшими показателями соматического благополучия человека является его физическое развитие и физическая работоспособность. Термином «физическая работоспособность» обозначают потенциальную способность человека проявления максимального физического усилия в статической, динамической или смешанной работе. Физическая работоспособность является интегративным показателем выражения возможностей человека, входит в понятие его здоровья и характеризуется рядом объективных факторов. К ним относятся: телосложение и антропометрические показатели, сила и выносливость мышц, состояние опорно-двигательного аппарата, мощность, емкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем.

Физическое развитие, по мнению И.А. Аршавского (1979), - один из показателей, имеющих государственное значение, т.к. ему надлежит характеризовать состояние здоровья отдельных групп населения или населения страны в целом. Естественно, отмечает автор, данные о физическом развитии могут служить санитарно-диагностическим и даже санитарно-прогностическим показателем лишь в сочетании с данными о заболеваемости, смертности, о различных физиологических параметрах во все возрастные периоды, начиная с периода новорожденности и даже рождения.  

Уровень физического развития является одним из показателей состояния здоровья ребенка. Под физическим развитием человека понимают тот комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который в конечном итоге определяет запас его физических сил.  

Понятие «физическое развитие» у детей и взрослых неодинаково, т.к. при изучении физического развития детей не только исследуются морфологические и функциональные признаки, но и определяется уровень биологического развития организма. Применительно к организму ребенка физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития детей и взрослых используют основные антропометрические показатели (длина, вес тела и др.).

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Ребенок 6-10 лет - это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Поэтому не допустим перенос средств, методов, приемов, которые учитель использует в среднем и старшем звене. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает, что темпы индивидуального развития не одинаковы. Большинству детей присущи определенные, соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих детей в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении учебного процесса.

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см.

Происходит дальнейшее окостенение и рост позвоночника (тел позвонков, остистых отростков). Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела ребенка во время занятий, ношение тяжести в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития. В этом периоде начинается его формирование. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения осанки и деформации позвоночника. Одной из задач учителя физической культуры на уроке должно быть обеспечение правильного формирования скелета. При этом надо помнить о том, что нарастание силы мышц-сгибателей, при их постоянном тоническом напряжении опережает развитие мышцразгибателей. Необходимо подбирать упражнения, направленные на укрепление мышц-разгибателей. Не рекомендуется использовать упражнения, связанные с резкими толчками (приземление в прыжках с большой высоты). Следует ограничить высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны. Необходимо уменьшать нагрузку в висах и упорах, ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли .

В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Более интенсивно развиваются крупные группы мышц. Дети способны к движению с большой амплитудой. Здесь используются упражнения на воспитание качества силы, связанные с преодолением массы своего тела (лазание, перелезание) в наклонном и вертикальном положениях.  

Мышцы у детей этого возраста имеют тонкие волокна, бедны белками и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и, особенно, по интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Осторожность в дозировке упражнений и их подборе обуславливается также тем, что вегетативная функция движений отстает от развития моторики .

В понятие физическое развитие входит и морфофункциональная конституция человека. Конституция человека - комплекс индивидуальных физиологических и анатомических особенностей организма человека, которые складываются на основе наследственных и приобретенных под влиянием социальных и природных условий свойств.  

Например, астеники имеют средний или высокий рост, узкие плечи, длинные ноги, узкую и плоскую грудную клетку. Нормостеники (атлетики) имеют пропорционально развитую от природы мускулатуру, хорошее развитие плечевого пояса, крепкое телосложение, высокий рост. Однако принадлежность человека к тому или иному морфотипу определяется не только особенностями его физического развития, но и особенностями свойств и функций организма, в том числе особенностями высшей нервной деятельности, адаптации, реакциями организма на различные воздействия (в том числе и болезнетворные), предрасположенностью к определенным заболеваниям, способностью человека к труду. Каждому типу соответствуют и свои особые преобладающие факторы риска. Так, для астеника свойственна предрасположенность к простудным заболеваниям, к болезням крови и дыхательной системы, нарушениям в опорно-двигательном аппарате и центральной нервной системе и др. Для гиперстеника существует наследственно обусловленная предрасположенность к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, к нарушениям обмена веществ, сахарному диабету и т.д.  

Зная свою принадлежность к определенному морфофункциональному типу, человек может правильно организовать свой образ жизни - так, чтобы исключить или уменьшить влияние факторов риска, провоцирующих свойственные для наследуемого им типа заболевания.

Физическое развитие зависит от генетических факторов, при этом существенную роль играет наследственность в особенностях динамики физического развития и телосложения, и условий внешней среды

(социальные, климатические географические и др.)

Для определения физического развития проводят антропометрические измерения, а для его оценки используют различные индексы. Индексы - указатели физического развития, представляющие собой соотношения отдельных антропометрических признаков

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30-45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере - на 50-70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования. 

 Периоды сенситивного развития физических качеств детей

младшего школьного возраста

Для детей младшего школьного возраста характерно также очень бурное развитие скоростных качеств - за первые три года обучения быстрота движений увеличивается на 60 - 85%, а в последующие школьные годы на 15 - 40%. Объясняется это, по-видимому, тем, что к семи годам ядро двигательного анализатора по степени зрелости приближается к мозгу взрослого человека. Значительно возрастает также подвижность нервных процессов, электрическая активность мозга. Таким образом, к семи годам организм ребенка оказывается достаточно подготовленным и морфологически, и функционально к реализации скоростных способностей в качества, обеспечивающие достаточно высокую быстроту реакции, скорость и темп движений.

Правда, степень такой готовности имеет большую индивидуальную изменчивость, поэтому дети 7-10 лет отличаются особенно ярко выраженными различиями в уровне развития скоростных качеств. С возрастом, благодаря окончательному формированию морфофункционального компонента скоростных способностей у большинства детей, эта изменчивость сглаживается.

У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре - лежа, они увеличивается у них более чем на 60%.

В последующие годы силовая выносливость девочек либо удерживается на том же уровне, либо несколько понижается. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 - 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй - в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы.

Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13-15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек - с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков - с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).

Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 - 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 - 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 - 13 лет, а в метаниях – в 13 - 14 и 16 - 17 лет.

Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются.

Таким образом, возрастное развитие физических качеств имеет свои специфические особенности. Девочки по темпам развития физических качеств значительно опережают своих сверстников-мальчиков. Если у девочек ряд физических качеств (скоростные качества, силовая выносливость, статическое равновесие) достигает предельных для школьного возраста величин своего развития задолго до окончания школы, то у мальчиков развитие физических качеств охватывает практически весь школьный возраст.

Динамика и наиболее высокие темпы развития различных физических качеств у школьников, как правило, не совпадают по времени и располагаются в своеобразной хронологической последовательности. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие. Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета в процессе физической подготовки школьников.

 Сила и основы методики ее воспитания. 

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).          

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: собственно мышечные;   центрально-нервные;личностно-

психические;     биомеханические; биохимические; физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации. 

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений. 

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

 Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

  Собственно силовые способности проявляются: при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервномышечного аппарата.Статическая сила характеризуется двумя ее

особенностями проявления:     при напряжении мышц за счет активных

волевых усилий человека (активная статическая сила);      при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорнодвигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг). 

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента. 

        К         скоростно-силовым         способностям         относят:            быструю

силу;        взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. 

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» . 

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.Относительная сила - это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно - она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия. 

Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды .

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек - от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 1415 годам - 33%, а к 17-18 годам - 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Особенности развития силовых способностей детей

младшего школьного возраста

Развитие физических качеств является одним из существенных условий того, чтобы дети росли здоровыми, приспособленными к жизни и общественно полезной деятельности. Процесс развития физических качеств должен осуществляться в строгом соответствии с функциональными возможностями растущего организма. Развитие физических качеств происходит в процессе овладения двигательными действиями. Однако эффективность воздействия их не всегда бывает высокой. В связи с этим на уроке предусматривается выполнение специальных упражнений для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

В младшем школьном возрасте основное внимание должно быть направлено на развитие ловкости, быстроты движений и укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости. Развитие силы в младшем школьном возрасте должно осуществляться в плане укрепления основных мышечных групп. Средствами развития силы должны быть в основном упражнения динамического характера с умеренными нагрузками. Используются преимущественно упражнения с отягощением собственным весом (приседания, прыжки, отжимания в упоре лежа и др.). Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростносиловых напряжений («Кто дальше бросит», эстафеты с прыжками в длину). Могут быть применены упражнения с внешними отягощениями (набивные мячи, гантели), но вес их должен подбираться с таким расчетом, чтобы занимающиеся могли поднять снаряд 15-20 раз подряд. Выполняя силовые упражнения, дети не должны чувствовать предельного утомления. В этом возрасте необходимо постепенно воспитывать способности к статическим мышечным усилиям, но кратковременным, которые исключают длительную задержку дыхания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими.  

 Особенности   силовой тренировки с детьми младшего школьного возраста.

Силовая тренировка с детьми 6-11 лет носит легкий игровой характер (Приложение 4). В программу занятий аэробикой включаются самые простые упражнения для различных частей тела с отягощением лишь собственным весом.

Для повышения нагрузки при выполнении упражнений на силу, оказания помощи воспитанникам и повышения эмоциональности занятий возможно применять некоторые упражнениякондиционной гимнастики в парах (Приложение 1). Следует применять упражнения, где нагрузкой является их собственный вес: отжимания от пола и на брусьях, подтягивания и др. Эти упражнения великолепно развивают верхнюю половину тела. О единичных упражнениях с использованием максимального веса не может быть и речи, так же как о форсированных и негативных повторениях и тому подобных приемах.Для младших школьников рекомендуются следующие типы занятий: групповые (под музыку или без музыки, серийно-поточным методом). Например:  комплексные - классическая аэробика + сила, степаэробика + сила,  а также круговые тренировки.  Силовые уроки могут быть направлены на все группы мышц или только на мышцы брюшного пресса и ног. Нагрузка достигается за счет увеличения количества повторений, амплитуды движения. При выполнении упражнений рекомендуется применять определенный двигательный ритм, например при выполнении сгибаний и разгибаний рук можно использовать  следующие ритмы:

сгибание на 4 счета, разгибание на 2 счета; сгибание на 3 счета, разгибание на 1 счет; сгибание на 2 счета, разгибание на 2 счета; сгибание на 2 счета, разгибание на 1 счет.

Оно может выполняться в отдельных случаях слитно или же с обозначенной паузой на каждый счет сгибания. Удержание позы в положении максимального напряжения мышц производится на 8-й или 4-й счет в зависимости от целей тренировки, контингента и возраста занимающихся, уровня их физической подготовленности. Возможно выполнение пружинистых движений по малой амплитуде под разным углом сгибания руки (статодинамический режим тренировки) . По аналогичной схеме выполняются и другие типы движений: отведение - приведение руки, ноги и т.д. Последовательность заданий основной части тренировочного занятия должна быть следующей:

  1. Необходимо подобрать 8-10 упражнений на различные группы мышц.  
  2. Для каждого упражнения выбирается отягощение определенного веса, с которым можно работать без явного утомления.
  3. Нагружать следует основные мышечные группы.
  4. Выполнять последовательно можно не более 2-3 упражнений для одной и той же группы мышц.
  5. Отдых между упражнениями должен составлять 1-2 мин. с расслаблением мышц.
  6. Между сериями упражнений обязательно нужно использовать упражнения на растягивание.

Одной из наиболее популярных форм проведения занятий в спорте является круговая тренировка. Она применяется для решения задач общей, специальной, технической и даже тактической подготовки. Благодаря строгой регламентации занятий и возможности индивидуализировать тренировочный процесс круговые программы идеально подходят для улучшения физической формы детей и подростков. Они позволяют занимающимся выполнять много различных простых упражнений за короткий промежуток времени, сконцентрироваться на решении целевых задач – общего оздоровления и улучшения уровня развития таких физических качеств, как выносливость и сила.

Круговой формат открывает большой диапазон тренировочных возможностей, потому что все, что вам нужно, - это небольшое количество инвентаря на каждой станции: резиновые амортизаторы, обручи, скакалки, степы, фитболы. Даже самый обычный спортивный инвентарь имеет здесь большое значение. Уже с этими двумя-тремя различными видами оборудования можно сделать очень многое.

При отсутствии необходимого оборудования занимающиеся могут использовать вес своего тела. Нужно лишь немного фантазии и изобретательности. Например, простое использование ленточек на полу для обозначения рабочих зон упражнений создает множество опций. Важно преследовать определенную цель, а не механически подбирать упражнения.

Следует продемонстрировать занимающимся то, чему вы хотите научить их или чего достигнуть. Очень важен и порядок упражнений. Некоторые специалисты предпочитают группировать упражнения на развитие мышечной выносливости и силы отдельно от упражнений, направленных на кардиотренировку. Если вы объединяете множество высокоинтенсивных упражнений, убедитесь, что занимающиеся смогут выполнить низкоинтенсивное упражнение после выполнения одного или двух высокоинтенсивных.

В спорте под интервальными тренировками понимаются высокоинтенсивные занятия с чередованием кардионагрузок различной интенсивности. Интервальная тренировка в оздоровительной тренировке подразумевает комплексные занятия с чередованием аэробно-анаэробных нагрузок различной интенсивности, а также кардио- и силовых нагрузок с разным уровнем нагрузки. ИТ можно применять в работе с детьми и подростками разных возрастов. Все определяется доступностью упражнений, правильным их подбором и методами тренировки. Характер интервальной тренировки при использовании аэробно-анаэробных, нагрузок - кардиотренировки - определяется следующими факторами: сочетанием работы и отдыха в одной серии (например, 1 мин. работы - 3 мин. отдыха); количеством серий - 2-3; сочетанием работы разной интенсивности (например, 5 мин. - аэробика низкой интенсивности, 5 мин. - высокой);  выбором движений, зависящим от целевой установки .

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....

Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста

Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста...