Педагогическое мастерство тренера по плаванию
статья по физкультуре

Филозопов Владимир Алексеевич

...Подготовка чемпионов не является главной задачей тренера. Под вашим началом находятся будущие родители, и оттого как вы их воспитаете, зависит наше общество в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое мастерство тренера по плаванию

(статья)

Филозопов В.А.,

инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с№94

Красносельского района СПб

Рассмотрим основные личностные потребности, которые необходимо учитывать в работе со спортсменами. Их много, но ограничусь наиболее значимыми для работы тренера.

Проявление доброты, внимания, чуткости

Одна из первейших потребностей человека связана с проявлением доброжелательности, внимания и чуткости к людям и с их аналогичным отношением к себе. Я никогда не скрываю своего искреннего внимания, дружеского отношения, привязанности к спортсменам, которые у меня тренируются и стараюсь, чтобы дружеские отношения устанавливались на многие годы. Это одна из прекраснейших сторон спорта.

Искренняя доброжелательность и любовь могут быть только взаимными. Хочешь получить эти чувства по отношению к себе, первым прояви их по отношению к другим. Наигранность и притворство в подобных случаях неуместны, они, в конце концов, становятся явными. И если вы не любите детей искренне, вам не стоит работать тренером. Каждый должен учитывать свои наклонности, в противном случае работа не будет приносить радость ни нам, ни нашим ученикам.

Уверенность и внутреннее спокойствие

В каждом из нас живёт эта потребность. Ваш подопечный должен чувствовать себя рядом с вами в привычном для себя окружении, где царят спокойствие и уверенность. Он должен быть убеждён в доброжелательном отношении к себе со стороны тренера и знать его, как человека эмоционально уравновешенного, выдержанного, мудрого. Тогда в его душе вместо тревоги и сомнений придёт чувство уверенности в благополучном исходе всех его дел. Но ничего подобного не произойдёт, если тренер по отношению к спортсмену бывает вспыльчив, холоден, способен переходить от чрезмерного дружелюбия к раздражительности

Уравновешенность и выдержка – непременные черты поведения зрелого тренера, Лишь такому тренеру будут доверять спортсмены. Если мы будем терять выдержку, несоответственно реагировать в стрессовых ситуациях, тем самым отрицательно влиять на своих воспитанников.

Статус

Признаём мы или нет, но каждый занимает определённое положение в той социальной группе, частью которой он является. Это положение определяет наш статус. Мы постоянно стремимся занять в жизни такое место, которое удовлетворяло бы наше самолюбие.

А теперь посмотрим на наших воспитанников. Они являются членами спортивной команды и одновременно школьники, студенты. Допустим, в спортивной команде он занимает невысокое положение, но сам факт членства может повысить его статус в школьной среде. Если тренер хочет помочь воспитанникам повысить свой статус, он может предложить хорошо продуманную программу продвижения в спорте, о чём будут постоянно говорить в школьной и студенческой среде. И не забывайте, что разумная, основательно разработанная программа – это результат ваших упорных усилий по накоплению знаний и применению их на практике.

Достижение успеха

В каждом человеке живёт желание добиться успеха в том деле, которым он занимается. Поэтому одна из первейших задач тренера – предусмотреть, чтобы разработанная им программа доставляла спортсменам чувство удовлетворённости. После каждого тренировочного занятия пловец должен почувствовать, что сделан ещё один шаг к достижению поставленной цели.

Другой не менее важной задачей в работе является постановка перед всей командой и каждым спортсменом в отдельности таких целей, которые бы соответствовали их реальным возможностям. Тренер должен помочь каждому оценить свои возможности, наметить пути и средства, которые позволят эти рубежи одолеть.

Групповое взаимодействие

Каждый из нас стремится быть частью той или иной социальной группы, поэтому одной из задач тренера является укрепление духа единства и сплочённости в команде, формирование тесных связей в коллективе, между ними и собой. Хочу напомнить, что сплочённость команды воспитывается на положительных примерах и поступках и совершенно неприемлемы приёмы, основанные на проявлении неприязни к сопернику. Другой негативный приём – это подчёркивание тренером своей личной роли в успехах команды, забывая о воспитанниках и помощниках тренера. Но тренер должен поддерживать у воспитанников репутацию человека не только демократического, но одновременно строгого и решительного.

Признание и одобрение

Признание дорого для каждого из нас, но особенно оно дорого для упорно тренирующегося спортсмена. Оно придаёт ему дополнительные силы. Тренер всегда должен позаботиться, по мере возможности, чтобы успехи его воспитанников были отмечены, одобрены им лично. А в период неудач не перекладывайте вину на плечи других. Подобного рода заявления болезненно воспринимаются спортсменами, которые и так уже искренне переживают свой неуспех.

В минуты неудач неразумно поддаваться эмоциям и терять контроль над собой. Лучшее место для разбора причин – собрание команды и индивидуальные беседы.

Самоуважение

Обязанность тренера – помочь спортсмену создать положительное представление о самом себе. Никогда не высмеивайте, не оскорбляйте, не унижайте его. Помогите распознать свои лучшие качества. Искореняя недостатки в характере и поведении спортсмена, опирайтесь на сильные стороны его личности. Не позволяйте членам команды разделяться на группы, превращать кого – то в «козла отпущения»

Желание испытать себя

В спорте многие видят возможность проверить свои силы и это бесспорный факт. И об этом не должен забывать тренер, разрабатывая программу подготовки. Тренер должен быть энтузиастом своего дела, строить тренировки, чтобы воспитанникам было интересно; уметь рисковать, и давать такую возможность своим ученикам.

Конечно, имеется множество других факторов, которые влияют на нашу деятельность: честность, искренность и прямота наших суждений.

Тренер, который осознал ответственность за свою профессию, должен быть примером в поведении и поступках для воспитанников. Сделать так необходимо не только ради учеников, но и ради самой профессии, самого себя, т.к. в противном случае можно утратить самоуважение.

И не забывайте – подготовка чемпионов не является главной задачей тренера. Под вашим началом находятся будущие родители, и оттого как вы их воспитаете, зависит наше общество в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

     Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.         Самообразование начинается ...

Мастерство тренера 2016

Коллектив  «Револьтад»  был создан в 2012году, изначально было всего 10 деток, которые очень хотели заниматься современно-спортивными танцами .К данному направлению относятся так...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

материалы для педагогов кому интересно самообразовываться и саморазвиваться...

Методическая разработка по программе "Педагогическое мастерство тренера- преподавателя"

Компетентность педагога как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных ...

Психологические аспекты работы тренера по плаванию

Эффективность психологической подготовки пловца не определяется наличием специалиста психолога, применением гипноза или тестов по оценке личностных качеств. Для успеха от тренера требуется применение ...

Мастерство тренера

История создания коллектива...