Плавание
рабочая программа по физкультуре (10 класс)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г.Тарко-Сале, ул. Республики 43. Тел./факс 8(34997) 2-15-34 e-mail:tarko-sale_2@mail.ru |
Утверждаю
директор МБОУ «СОШ№2»
г. Тарко-Сале, Пуровского района
____________
Рабочая программа по плаванию
для учащихся 10 класса
Учитель:
«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения
Зам. директора по учителей ____________________________________
по образовательному процессу руководитель МО
____________/______________ Протокол № ___ от «_____»_______________201/ года
2019-2020 учебный год.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 год. Авторы: Лях В.И., Зданевич А.А., на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год, в классах оборонно-спортивного профиля 140 часов в год.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
задачи физического воспитания учащихся 9-х классов направленных на:
- содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
- дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
- формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
2. Содержание тем учебного предмета
Данная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о плавании» (информационный компонент ), «Способы плавательной деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности). Раздел «Знания о плавании» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История плавания и его развитие в современном обществе», «Базовые знания о предмете плавания» Раздел «Способы плавательной деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий плаванием, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и плавательной подготовленностью обучающихся. Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с обще - развивающей направленностью», «Прикладное плавание» . Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений на самостоятельное выполнение упражнений на суше , необходимые для плавания, подвижные игры на воде, прикладное плавание, плавание кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс, а так же упражнения из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья. Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки пловца. Подготовка к соревновательной деятельности. Определение спортивных достижений. Тема «Прикладное плавание» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни. Знания прикладного плавания может применяться при переправах, транспортировке груза и утопающего при плавании в одежде.
Цели и задачи реализации программы. Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи на уроках по плаванию для учащихся 9 класса: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма и закаливание организма учащихся; овладение жизненно необходимым навыком плавания; обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу; двигательных навыков Развитие физических качеств: выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей, посредством занятий плавание , воспитание морально-этических и волевых качеств. формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта; физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение необходимых знаний, умений, навыков в ряде водных∙ видов спорта; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий по плаванию; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. формирование санитарно-гигиенических знаний и умений; формирование у детей стойкого интереса к занятиям плаванием; плавание на одних ногах с доской и без нее способом кроль на груди и на спине; совершенствовать дыхание с поворотом головы вправо и влево при плавании кролем на груди; техника при плавании кролем на груди и на спине; техника при плавании способом дельфин и брасс; совершенствовать стартовый прыжок; техника плавания кролем на груди в полной координации;∙ воспитание: смелости, чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательности, дисциплинированности, доверительных отношений между учителем и учеником, активность и внимательность.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
в результате освоения учебной программы по физической культуре выпускник основной школы должен:
Знать/понимать
- владеть знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владеть знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний ;
владеть знаниями по основам организации и проведения урока плавания оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
- Составлять и выполнять комплексы утренней гигиенической и корригирующей гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма.
- Выполнять упражнения (комбинации), технические действия.
- систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;
- Осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки.
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать свой отдых и досуг с использованием упражнений на воде (особенно в дни летних каникул)
- Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
- . Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Уметь делать измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела); закрепление вдоха и выдоха в воду.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Общее количество часов на 2019 -2020 учебный год - 35
Общее количество учебных часов на I четверть - 7
Номер урокап/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленностиобучающихся | Контроль двигательных действий | Домашнее задание | |
по плану | |||||||||
фактически | |||||||||
1 | 1 | Правила поведения в бассейне, техника безопасности на воде и прилегающих помещений. | 1 | Личная гигиена, гигиена до ,во время и после занятий. Проверка готовность к уроку плавания (медицинские справки , плавательные принадлежности) Влияние физических упражнений на организм человека. Знания по истории плавания и олимпийского движения | Уметь приготовиться к занятию. Знать правила поведения в бассейне и на воде. | Оценка техники выполнения | Правила поведения в бассейне. | ||
Кроль на спине | |||||||||
2 | 2 | техника работы ног, техника работы рук | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на спине | ||
3 | 3 | техника согласование работы рук и вдоха | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на спине | ||
4 | 4 | плавание по элементам | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на спине | ||
5 | 5 | плавание в полной координации | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь плавать в полной координации | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на спине | ||
6 | 6 | различные упражнения для закрепления и совершенствования техники(использование плавательного инвентаря , лопаткиласты ) | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на спине | ||
7 | 7 | плавание коротких скоростных отрезков -плавание 200-400 метров в полной координации, (нагрузка зависит от возраста учащегося) | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на спине |
Тематическое планирование на II четверть 10 класс
Общее количество учебных часов на II четверть – 8
Номер урокап/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленностиобучающихся | Контроль двигательных действий | Домашнее задание | |
по плану | |||||||||
фактически | |||||||||
Кроль на груди | |||||||||
8 | 8 | техника работы ног, техника работы рук | 5 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на груди | ||
9 | 9 | техника согласование работы рук и вдоха | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски. | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на груди | |||
10 | 10 | согласование работы рук и вдоха, | 3 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на груди | ||
11 | 11 | плавание в полной координации различные упражнения для закрепления и совершенствования техники(использование плавательного инвентаря , лопатки ласты ) | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на груди | |||
12 | 12 | плавание коротких скоростных отрезков плавание 300-1000 метров в полной координации, (нагрузка зависит от возраста учащегося) | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски . | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для кроля на груди | |||
Дельфин | |||||||||
13 | 13 | техника работы ног, техника работы рук, техника плавание по элементам | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для дельфина | |||
14 | 14 | плавание в полной координации, различные упражнения для закрепления и совершенствования техники(использование плавательного инвентаря , лопатки ласты ) | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для дельфина | |||
15 | 15 | плавание коротких скоростных отрезков, плавание 100-300 метров в полной координации, (нагрузка зависит от возраста учащегося) | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь выполнять согласованные действия руками и ногами на суше и в воде | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для дельфина |
Тематическое планирование на III четверть 10 класс
Общее количество учебных часов на III четверть – 14
Номер урока п/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Контроль двигательных действий | Домашнее задание | |
по плану | |||||||||
фактически | |||||||||
Брасс | |||||||||
16 | 1 | техника работы ног -техника работы рук -техника согласование работы рук и вдоха -плавание по элементам | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь играть в волейбол по правилам, применять в игре технические приемы | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для брасса | ||
17 | 2 | плавание в полной координации | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь играть в волейбол по правилам, применять в игре технические приемы | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для брасса | ||
18 | 3 | различные упражнения для закрепления и совершенствования техники(использование плавательного инвентаря , лопатки ласты ) | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь играть в волейбол по правилам, применять в игре технические приемы | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для брасса | ||
19 | 4 | плавание коротких скоростных отрезков -плавание 200-800 метров в полной координации, (нагрузка зависит от возраста учащегося) | 1 | Разминка. Изучение элементов на суше. Изучение элементов в воде с помощью плавательной доски | Уметь играть в волейбол по правилам, применять в игре технические приемы | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений на суше для брасса | ||
20-28 | 5-13 | Комплексное плавание | 9 | Разминка. Плавание различными стилями. | Уметь проплывать дистанцию четырьмя стилями плавания. | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений пловцов на суше | ||
29 | 14 | Техника стартов( прыжок со стартовой тумбы с дальнейшим продвижением по водой и выходом из воды. Повороты ( « Маятник» , « Сальто» | 1 | Разминка. Тренировка стартов. Тренировка поворотов. | Уметь выполнять повороты, старты. | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений пловцов на суше |
Тематическое планирование на IV четверть 10 класс
Общее количество учебных часов на IV четверть –6 часов
Номер урокап/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленностиобучающихся | Контроль двигательных действий | Домашнее задание | ||
по плану | ||||||||||
фактически | ||||||||||
Развивающие игры | ||||||||||
30-32 | 1-3 | Эстафеты | 3 | Разминка. Эстафеты на различные дистанции. | Комплекс упражнений пловцов на суше | |||||
33 | 4 | Техника безопасности и правила поведения на открытых водоёмах | 4 | Изучение техники безопасности. | Уметь проплывать дистанцию четырьмя стилями плавания. | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений пловцов на суше | |||
34 | 5 | Оказание первой доврачебной помощи | 2 | Изучение и выполнение приемов оказания первой помощи. | Уметь оказывать первую помощь | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений пловцов на суше | |||
35 | 6 | Транспортировка и освобождение от захватов | 1 | Изучение приемов транспортировки утопающего. | Уметь транспортировать утопающего. | Оценка техники выполнения | Комплекс упражнений пловцов на суше |
5.учебно-методическое обеспечение:
- Лях В.И. Физическая культура.10-11класс.- М.: «Просвещение», 2012.
- Методика преподавания гимнастики в школе/ Петров П.К.: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
- Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин.; под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
- Методическое пособие: Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/ под общ. ред. Г. А. Халемского. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плавание тел. Исследование условий плавания тел.
Урок - лабораторная работа. Изучение условий плавание тел....
ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....
Конспект урока по плаванию в 5 классе "Совершенствование техники плавания брассом"
Конспект урока для учащихся 5-х классов, умеющих плавать и освоивших технику плавания кролем на груди, кролем на спине, основы техники плавания брассом....
План-конспект урока по плаванию на тему: «Обучение технике плавания кроль на спине»
План конспект предназначен для проведения урока физкультуры в 5 классе. Содержит методические указания и учебно-универсальные действия....
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»
Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....
Конспект по плаванию для учащихся 3-5 классов "Обучение плаванию способом кроль на груди (движение ног, рук, дыхание)"
Цель: обучить согласованной работе рук, ног и дыхания в кроле на груди.Задачи урока: 1. Образовательная: • обучать технике гребка...
Конспект занятия по плаванию "Совершенствование комплексного плавания"
Цель урока: Совершенствовать технику всех способов плавания в комплексе.Задачи:1. Совершенствование техники способов кроль на груди, брасс, спина, баттерфляй.2.Согласование движений рук и ног в этих с...