ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ
учебно-методический материал по физкультуре

Батуев Никита Владимирович

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batuev_n.v._metodiki_issledovaniya.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и методы исследования

Распределение подростков на группы осуществлялось на основании уровня адаптации системы кровообращения, определяемого по оценке реактивности их организма на пробу Котова-Дешина.

Проба Котова-Дешина направлена на исследование выносливости и степени адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам.

Физическая нагрузка заключалась в выполнении 3-минутного бега на месте с высоким подниманием бедра со скоростью 180 шагов в минуту. Регистрация частоты шагов фиксировалась с помощью метронома.

У обследуемых после 5 минут физиологического покоя с помощью электронного тонометра регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) и показатели артериального давления (АД): систолическое (САД, мм.рт.ст.), диастолическое (ДАД, мм.рт.ст.).

Пульсовое давление (ПД, мм.рт.ст.) рассчитывали по разности величин систолического и диастолического давления:

ПД = САД – ДАД

После выполнения физической нагрузки определяли показатели ЧСС, САД, ДАД и ПД в течение 5 минут.

Оценка результата пробы Котова-Дешина проводилась на основании типа реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) и времени восстановления показателей ЧСС И АД:

  1. Высокий уровень адаптации системы кровообращения: нормотонический тип реакции ССС на физическую нагрузку и продолжительность восстановительного периода 3 минуты.
  2. Средний уровень адаптации системы кровообращения: нормотонический или гипотонический тип реакции ССС на физическую нагрузку и продолжительность восстановительного периода 4 минуты.
  3. Низкий  уровень адаптации системы кровообращения нормотонический, гипотонический или гипертонический тип реакции ССС на физическую нагрузку, а также продолжительность восстановительного периода 5 минут.

Комплексная оценка состояния здоровья включала определение:

  1. показателей физического развития по общепринятой унифицированной методике с использованием соматометрических (рост стоя, масса тела и окружность грудной клетки) и физиометрических параметров (жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти правой руки), а также расчета на их основе ряда индексов:
  • индекса массы тела (ИМТ, кг/м2):

ИМТ= масса тела / рост стоя*рост стоя

  • жизненного индекса (ЖИ, мл/кг)

ЖИ = ЖЕЛ / масса тела

  • ручного силового индекса (СИ, %):

СИ = (сила правой кисти / масса тела) *100%

  1. показателей физической работоспособности в пробе с физической нагрузкой (Гарвардский степ-тест) и индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ, усл.ед.).

Гарвардский степ-тест применяли для определения степени динамической готовности подростков (способность выполнять простую тяжелую физическую работу): обследуемые осуществляли подъем на ступень высотой 50 см в течение 4 минут (рекомендовано для подростков и юношей в возрасте 12-18 лет) в темпе 30 циклов в минуту (1 цикл – 4 шага). Темп движений задавали метрономом с частотой 120 уд/мин.

Регистрация ЧСС после выполненной физической нагрузки осуществлялась в положении сидя в течение первых 30 секунд на 2-й (ЧСС1), 3-й (ЧСС2) и 4-й (ЧСС3) мин восстановления.

Расчет ИГСТ (усл.ед.) осуществляли по формуле:

ИГСТ = (Т*100) / (ЧСС1 +ЧСС2 +ЧСС3)*2

Т – время восхождения в секундах.

Оценка физической работоспособности по ИГСТ (усл.ед.):

  • 55 и ниже – плохая;
  • 56-65 − ниже средней;
  • 66-79 – средняя;
  • 80-89 – хорошая;
  • 90 и выше – отличная.

Оценка реакций ССС подростков осуществлялась по величинам ЧСС, показателям АД, коэффициенту выносливости (КВ) и адаптационному потенциалу (АП), которые регистрировали и рассчитывали до и после проведения Гарвардского степ-теста.

Коэффициент выносливости (КВ, усл. ед.) определяли по формуле:

КВ = (ПД/ЧСС)*10

Оценка результата КВ:

  • нормальные значения соответствовали 16 усл.ед.:
  • об усилении функциональных возможностей системы кровообращения говорит значение, равное менее 16 усл. ед.;
  • на снижение функциональных возможностей системы кровообращения указывает коэффициент, превышающий 16 усл. ед.

Адаптационный потенциал (АП, балл) системы кровообращения рассчитывали по формуле с учетом показателей ЧСС и АД (САД и ДАД), роста (Р, см) и массы тела (МТ, кг), возраста (В, годы) обследуемого:

АП = 0,011*ЧСС+0,014*САД+0,008*ДАД+0,014*В+0,009*МТ-0,009*Р–0,27

Оценка результата АП:

  • удовлетворительный тип адаптации в случае АП, равном 2,1 балла и менее;
  • напряженный тип адаптации при АП от 2,11 до 3,2 балла;
  • неудовлетворительный тип адаптации при АП от 3,21 до 4,3 балла;
  • срыв адаптации при АП от 4,31 балла и более.

Уровень физической подготовленности определяли по тестам школьной комплексной программы физического воспитания: «Бег 30 метров», «Челночный бег (3х10м)», «6-минутный бег», «Бег 1000 м», «Прыжок в длину с места толчком двух ног». Тестирование показателей физической подготовленности проводилось после выполнения стандартной разминки.

Тест «Бег 30 метров» проводился на поле. Для усиления мотивации в забеге участвовало по два человека. Результат определялся с точностью до 0,1 секунды.

При проведении тест «Челночный бег (3х10м)» в забеге принимали участие по два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого участника укладывали по два кубика. По команде «На старт!» подростки и юноши подходили к линии старта. По команде «Внимание!» участники забега наклонялись и брали первый кубик. По команде «Марш!» они бежали к финишу, положив кубик на линию, не останавливаясь, затем возвращались за вторым кубиком, который тоже укладывали на линию финиша. Бросать кубики запрещалось. Секундомер включали по команде «Марш!» и выключали в момент касания пола вторым кубиком. Результаты фиксировался с точностью до 0,1 секунды.

Тест «6-минутный бег» подростки и юноши выполняли по кольцевой дорожке стадиона с высокого старта. Протяженность пройденной дистанции определялась с точностью до 1 метра.

Тест «Бег 1000 м» выполняется с высокого старта: обследуемый по команде занимает место у стартовой линии, выставляя носок толчковой ноги вплотную к линии; маховая нога отставляется назад на расстояние двух ступней; ноги согнуты в коленях. Корпус наклонен вперед под углом 450, вес тела приходится на толчковую ногу; взгляд направлен вниз, на точку в метре от стартовой линии, но голова не опущена, а параллельна корпусу. Руки согнуты в локтях; разноименная толчковой ноге рука находится впереди, пальцы почти касаются согнутого колена; вторая рука свободно отведена назад и практически выпрямлена. При получении команды «Марш» он стартует, не разгибая корпуса; за пять-шесть разгонных шагов туловище выпрямляется, сохраняя наклон на 50 вперед, и обследуемый  переходит к следующему этапу бега.

Тест «Прыжок в длину с места толчком двух ног» выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Обследуемый принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Допускаются махи руками. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела обследуемого. Результат оценивается в см.

Для исследования динамики всех вышеуказанных параметров контрольные испытания проводили дважды: в осенний период перед началом занятий футболом в школьной секции и в весенний период с интервалом в 8 месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов

Применение постых экспресс-методов позволяет быстро и без лишних затрат оценить состояние своего здоровья в очень короткие сроки и достаточно объективно....

Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...

Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности группы начальной подготовки второго года обучения по спортивной гимнастике (юноши)

   Работа предназначена тренерам - преподавателям,  инструкторам по физической культуре и спорту. Рассчитана для детей 6 - 8 лет.             Д...

Состояние здоровья и функциональная подготовленность младших школьников, занимающихся плаванием

Состояние здоровья и функциональная подготовленность младших школьников, занимающихся плаванием....

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ...

Обучение технике игры в мини-футбол в школьной секции

Методичка была написана в попытке собрать свой собственный опыт в подготовке юных футболистов. Была создана мной несколько лет назад....

Оценка физического состояния организма и физической подготовленности детей.

Оценка физического состояния организма и физической подготовленности детей.1.Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортомПрежде чем нача...