Методика подбора средств волейбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
методическая разработка по физкультуре (6 класс)

Владимирова Светлана Владимировна

Методическая разработка для учителей физической культуры.

Волейбол – как составная часть программы по физической культуре в школе является средством физического воспитания учащихся, развивающим такие качества как ловкость, быстроту, силу; формирует и совершенствует двигательные умения и навыки.

Начиная с V класса учащиеся приступают к изучению волейбола.

Обучение технике игры основывается на приобретенных двигательных умениях и навыках. Качество этого процесса обеспечивается применением подготовительных и подводящих упражнений. На занятиях со старшеклассниками применяют сначала подводящие, а затем специально-подготовительные упражнения, способствующие дальнейшему освоению и закреплению техники и тактики волейбола.

Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетании.

Освоение игры в волейбол начинается с обучения технике игры, которая включает в себя следующие разделы, представленные в разработке:

  1. Стойки и перемещения.
  2. Передача мяча сверху двумя руками.
  3. Подача мяча.
  4. Прием мяча снизу двумя руками.
  5. Нападающий удар.
  6. Блокирование.

Одновременно с освоением технических элементов решается задача развития базовых и специальных физических качеств (общая и специальная выносливость, относительная сила, скоростные и скоростно-силовые качества).

 

В уроках по волейболу рекомендуется использовать подвижные игры, которые способствуют совершенствованию техники игры и развитию тактического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя   школа № 1  города Жирновска»

Жирновского муниципального района Волгоградской области

Методика подбора средств волейбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе

 (методическая разработка для учителей физической культуры)

Автор разработки: учитель физической культуры

Владимирова Светлана Владимировна

Жирновск, 2021

        В предполагаемой разработке систематизирован программный материал на уроках физической культуры по волейболу с учетом требований обязательного минимума содержания образования в общеобразовательной школе. Разработаны и даны практические рекомендации по организации и методике подбора средств игровых упражнений на уроках физической культуры по волейболу в школе.

     Предлагаемый материал поможет учителю наиболее грамотно подобрать средства обучения и развития физических качеств в процессе овладения учащимися волейболом.

Пояснительная записка.

     Волейбол – как составная часть программы по физической культуре в школе является средством физического воспитания учащихся, развивающим такие качества как ловкость, быстроту, силу; формирует и совершенствует двигательные умения и навыки.

Начиная с V класса учащиеся приступают к изучению волейбола.

Обучение технике игры основывается на приобретенных двигательных умениях и навыках. Качество этого процесса обеспечивается применением подготовительных и подводящих упражнений. На занятиях со старшеклассниками применяют сначала подводящие, а затем специально-подготовительные упражнения, способствующие дальнейшему освоению и закреплению техники и тактики волейбола.

Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетании.

Освоение игры в волейбол начинается с обучения технике игры, которая включает в себя следующие разделы, представленные в разработке:

  1. Стойки и перемещения.
  2. Передача мяча сверху двумя руками.
  3. Подача мяча.
  4. Прием мяча снизу двумя руками.
  5. Нападающий удар.
  6. Блокирование.

Одновременно с освоением технических элементов решается задача развития базовых и специальных физических качеств (общая и специальная выносливость, относительная сила, скоростные и скоростно-силовые качества).

В уроках по волейболу рекомендуется использовать подвижные игры, которые способствуют совершенствованию техники игры и развитию тактического мышления.

  1. Стойки и перемещения.

Построение

Средства

О.М.У.

                              - учитель

                             - учащийся   

1. Выполнение перемещений (ходьба, бег, двойной шаг, скачок, приставной шаг) с применением зрительных анализаторов и звуковых сигналов.

Ходьба и бег пригибной; приставной шаг в стойке волейболиста, правым, левым боком, вперед, назад, сказок с безопорной фазой.

2. Броски и ловля мяча: во время перемещения; после остановки различными способами.

Броски выполняют, стоя лицом и спиной по направлению.

3.Упражнение в парах: один игрок подбрасывает мяч вверх-вперед, другой -выполняет передачу сверху двумя руками.

Правильный выход под мяч, остановка (двойной шаг, скачок), согласованная работа рук и ног.

4. Перемещение заданным способом, на определенном участке – ускорение, остановка и имитация технических приемов.

Остановка двойным шагом или скачком. При имитации – проверить расположение рук и ног.

5. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещения различными способами, остановки.

Перемещения шагом, бегом, приставными шагами; остановки – скачком, двойным шагом.

6. Передача мяча сверху (снизу) во время перемещений с изменением направления после остановки.

Передача вперед-вверх, над собой, назад за голову – над собой и т.д. Перемещения: шагом, бегом, приставными шагами. Остановки: двойным шагом, скачком.

7. Игры и эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий: «Эстафета парами», «День и ночь», «Зоркий глаз», «Перемена мест», «По контурам волейбольной площадки».

Перемещения и точность попадания мячом при передачах сверху (снизу); перемещения и количество технически правильно выполненных передач сверху (снизу).

1.2 Передача мяча сверху двумя руками.

Построение

Средства

О.М.У.

                              - учитель                               

1. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения.

Принять и.п.: стойка в/б, руки согнутые в локтях, кисти у верхней части лица, большие пальцы направлены друг к другу, указательные под углом друг к другу, остальные обхватывают мяч сбоку-сверху.

2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче.

Мяч лежит на полу; поднимается с пола в и.п. над головой. В и.п. занимающемуся вкладывают мяч (несколько раз), проверяя положение пальцев.

3. В парах

Один занимающийся набрасывает мяч партнеру, другой выполняет передачу.

4. Передача мяча над собой на месте, после отскока от пола, в движении и после перемещения и остановки, перемещаясь по контурам площадки.

Правильный выход под мяч; Согласованная работа рук и ног (ноги разгибаются быстро, а руки медленно – сопровождая мяч).

5. Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставным шагом; после отскока от пола; чередовать передачи в стену с передачами над собой; в прыжке; в стену – над собой, поворот на 3600 и т.д.

Изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены.

6. Передача мяча в парах: встречная; над собой – партнеру; с перемещениям вправо, влево, вперед, назад, через сетку; в прыжке над собой – передача партнеру; в прыжке встречная передача; после отскока мяча от пола; над собой – поворот на 3600 – передача партнеру и т.д.

В стойке в/б, перемещения шагом, бегом, приставными шагами. Правильный выход под мяч. Согласованная работа рук и ног. Изменять высоту и скорость передачи.

Передачи на точность.

Построение

Средства

О.М.У.

7. Упражнения во встречных колоннах с перемещениями; через сетку.

После выполнения передачи смена игроков в своих колоннах, затем перемещения в противоположные колонны.

8. Передачи на месте и в прыжке на точность.

В баскетбольные кольца, мишени на стене.

9. Подвижные игры с передачами мяча, способствующие совершенствованию навыков передачи: «Над собой и о стенку», «Мяч в воздухе», «Навстречу через сетку», «Передачи по вызову», «Эстафеты у стены», «Назад по колонне и по кругу», «Эстафета парами», «Лапта волейболистов», «Мяч среднему», «Выполни пас над собой», «25 передач».

Каждый занимающийся должен выполнять точную и с нужной траекторией передачу мяча из любой зоны площадки, быстро, четко и своевременно выходить под мяч.

10. В тройках: зоны 6-3-4-6; 6-2-3-6; 6-2-4-6; 5-3-4-6; 5-2-3(4)-5; 1-3-2-1; 1-4-3(2)-1; 5-3-2-5 (передача из зоны 3, стоя спиной); 1-3-4-1 (тоже).

Направление передач соответствует последовательности указания зон. То же, но с перемещениями, добавив занимающихся в зоны, названные первыми.

1.3 Подача мяча

Построение

Средства

О.М.У.

                             

1. Изучение и.п. и подбрасывания мяча.

Мяч подбрасывают перед собой за счет разгибания ног.

2. Подача мяча в стену, в мишень, через сетку.

Изменять расстояние до стены, мишени, сетки.

3. В парах.

Через ширину площадки с последующим приемом мяча.

4. Подача мяча на точность:

- в пределы площадки;

- на партнера.

- В правую, левую часть площадки, в зону нападения и с лицевой линии.

- Партнер перемещается в различные точки площадки.

5. Подача мяча после выполнения упражнений.

Прыжков, ускорений, кувырков, отжимания.

6. Выполнение большого количества подач подряд без ошибок.

В заданную часть площадки с определенным числом попыток (учитываются ошибки).

7.  Чередование способов подач по мере их изучения.

Нижняя прямая и верхняя прямая.

8. Подача мяча в определенную зону.

Первый занимающийся после подачи в зону 5, уходит в конец шеренги; игрок зоны принимает подачу и т.д.

9. Подвижные игры, способствующие совершенствованию подачи мяча: «Подай и попади», «Снайперы», «Сумей принять», «Кто лучше подаст и примет мяч», «Точная подача».

Занимающиеся не только овладевают навыками точной подачи, но и приема мяча.

1.4 Прием мяча снизу двумя руками

Построение

Средства

О.М.У.

1. Имитация приема мяча двумя руками снизу на месте и после перемещения (вправо, влево; вперед, назад).

Правильное положение рук, кистей рук. Движение рук за счет разгибания ног.

2. В парах: прием мяча, наброшенного партнером.

Расстояние 3-4 м, затем постоянно увеличивать. Правильный выход под мяч.

3. Прием мяча: у стены, над собой; чередование передачи сверху – прием снизу; с отскоком от пола; сочетание передач; в стену, над собой – передача в стену.

Встречное движение рук незначительно и производится за счет разгибания ног. Изменять высоту передачи, расстояние от стены.

4. В парах: сочетание передач; сверху – прием снизу; сверху над собой – снизу партнеру; снизу над собой – сверху партнеру, после отскока от пола – снизу партнеру.

Варьировать расстояние и высоту передачи.

5. В парах: нижняя прямая подача – прием снизу двумя руками.

Расстояние 8-10 м; То же, но через сетку с расстояния 5-7 м.

6. Прием подачи в зону 3 из зон 6,5,1.

Подача выполняется с расстояния 5-7 м. от сетки, затем из-за лицевой линии.

7. Групповое упражнение: учащиеся располагаются в коридорах зон 6-3; 5-4; 1-2, остальные – за лицевой линией на другой стороне выполняют подачу.

Учащиеся зон 1,6,5 принимают мяч в зоны 2,3,4, стоящие здесь – выполняют передачу над собой, ловят и возвращают мяч подающим. Затем смена: с приема подачи – к сетке, от сетки – на подачу.

8. То же, что упражнение №7, но подачи чередуются: одна нижняя, вторая верхняя.

Каждый учащийся принимает две разные подачи подряд.

9. Подвижные игры и эстафеты: «Мяч капитану», «Кто лучше», «Встречная эстафета», «Эстафета с приемом мяча», «Отбей мяч».  

Каждый учащийся в игровой ситуации совершенствует навыки приема мяча снизу двумя руками.

1.5 Нападающий удар

Построение

Средства

О.М.У.

 

1. Освоение разбега, прыжка и отталкивания.

Шаги по разметке, длина разбега 2-4 м (3 шага). Прыжок выполняют скачком; отталкивание при постановке ног с пятки на носок в метре от сетки.

2. Замах и удар кистью по мячу.

Замах вверх – назад правой рукой, в момент удара рука выпрямлена; кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии сверху – сбоку хлестообразным движением.

3. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.

Правильный разбег, прыжок, маховое движение руками. Работа кисти.

4. Освоение удара по летящему мячу стоя на месте в прыжке.

Подбрасывание мяча на различную высоту и удар в наивысшей точке.

5. То же, что упражнение №4, но в парах.

С подбрасывания мяча партнером.

6. Нападающий удар через сетку.

С подбрасывания мяча партнером.

Построение

Средства

О.М.У.

         

                         - Нападающий удар

                              - блокирующий удар  

 

7. нападающий удар с передачи из зоны 4.

Через игрока зоны 3 с последующим переходом в конец колонны.

8. Нападающие удары из зон 4,3,2.

С передач из зон 3 и 2.

9. Чередование нападающих ударов: «по диагонали» 4-; 2-1; «по линии» 4-1; 2-5.

Передачи в начале из соседних зон, затем длинные через зону.

10. Нападающие удары на точность.

Используют мишени, обозначают определенные участки площадки.

11. В парах: нападающий удар – блокирование.

Блок закрывает какое-либо направление, удар – в другом направлении.

12. Подвижные игры и эстафеты: «Атака крепости», «Удары с прицелом», «Бомбардиры», «По наземной мишени».

Учащиеся выполняют нападающий удар в соревновательных условиях.

1.6 Блокирование

Построение

Средства

О.М.У.

   

                   

                                   - блокирующие

 

1. В парах: имитация блокирования на месте и после перемещений вправо, влево, одновременное выпрыгивание на блок с касанием кистей рук над сеткой.

Выбор места и времени для прыжка и постановка рук над сеткой. Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги.

2. Блокирующий – на подставке: нападающие выполняют броски мяча через сетку в прыжке; нападающий удар с собственного подбрасывания в известном направлении; нападающий удар с зоны 4 с передачи зоны 3.

Ладони рук параллельны сетке, пальцы разведены и напряжены, направляют мяч вперед-вниз.

3. То же, стоя на площадке.

Блокирующий отбивает мяч ладонями в наивысшей точке взлета.

4. Нападающие удары из зон 3,2; с дальних передач (2-4).

Нападающий удар в известном направлении, затем нет.

5. Групповое блокирование: учащиеся в зоне 4 выполняют нападающий удар; учащиеся зон 2,3 – блокирование.

Согласованные действия блокирующих.

6. Блокирование вдвоем ударов из зон 4,3,2.

Нападение ударов в начале известно, затем нет.

7. В парах через сетку. Нападающие с собственного подбрасывания выполняют обманный нападающий удар. Блокирующие после постановки блока себя сами страхуют.

После блока – приземление на согнутые ноги и быстрое переключение к следующему действию (самостраховке).

8. Подвижные игры и эстафеты: «Имитация блокирования», «Коснись, но не ошибись», «Не пропусти мяч», «Соперники».

Учащиеся совершенствуют технику блокирования в игровых условиях.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.

1. Средства для развития скоростно-силовых качеств

Построение

Средства

О.М.У.

 

1. Прыжки вверх из упора присев.

5-8 прыжков; 3-4 серии.

Выполнять прыжки на максимальную высоту.

2. Прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой.

15-20 прыжков; 2-3 серии. Активный взмах руками по дуге: сзади – вперед – вверх, разбег с трех шагов, толчком двух ног.

3. Прыжки в глубину с высоты до 70 см с последующим выпрыгиванием вперед – вверх.

10-15 прыжков. Прыжки выполнять с гимнастической скамейки, матов.

4. Прыжки, подтягивая колени к груди.

3-5 раз, 3-4 серии.

5. Прыжки на двух ногах через гимнастические скамейки.

На месте и в движении по 6-8 прыжков; 3-4 серии; с набивным мячом в руках.

6. Выполнение рывков из различных и.п.

Спиной вперед, правым, левым боком приставными шагами.

7. Прыжки через скакалку.

На одной и двух ногах 2х20 секунд; 2х30 секунд.

8. В парах с набивными мячами.

Расстояние 5-7 м

  1. Броски мяча двумя руками из-за головы и ловля мяча на месте.
  2. То же, но с продвижением в беге.
  3. Броски и ловля мяча в прыжке на месте.
  4. То же, но с продвижением в беге.

9. И.п. лечь на спину, руки с набивным мячом за головой.

В быстром темпе наклоны к ногам, сгибая и разгибая туловище.

10. И.п. стоя лицом к стенке.

В быстром темпе сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах, толчок о стенку.

11. И.п. присед, руки произвольно.

Передвижение по кругу прыжками на двух ногах в низком приседе в быстром темпе; с продвижением вперед из стороны в сторону.

12. И.п. о.с. лицом к скамейке.

Темповые прыжки на скамейку и со скамейки толчком двух ног.

2. Средства для развития координационных способностей.

Построение

Средства

О.М.У.

1. Броски набивного мяча через голову в парах.

По 10 раз: один бросает, другой ловит – затем смена.

2. Передача мяча сверху и снизу двумя руками:

а) в стенку

б) над собой

в) в парах.

И.п. сидя ноги врозь;

То же, но из полуприседа.

Выполнить высокую передачу; быстро сесть – встать – передача и т.д

Передача из положений: в приседе, стоя на коленях, сидя ноги врозь.

3. В парах передача набивного мяча.

И.п. стоя спиной друг к другу на расстоянии 1 м:

а) с поворотом туловища влево или вправо

б) над головой – под ногами и т.д.

4. Эстафета: «Слалом».

По сигналу первые катят руками по два набивных мяча по «трассе слалома». Выигрывают те, кто закончит быстрее.

Сбитая кегля – штрафное очко.

5. Прыжки через скакалку.

а) скакалка сложена вдвое – круговое ее вращение по полу – перепрыгивание через нее в приседе.

б) скакалка сложена вдвое в вытянутых руках – прыжки в группировке через нее вперед и назад.

6. Передача мяча сверху двумя руками в парах.

а) встречная передача мяча в прыжке.

б) то же, но двумя мячами.

7. Челночный бег.

На отрезке 10 м по 3-4 раза.

8. И.п. учащиеся в парах в низком приседе держится за руки.

а) передвижение в правую, левую стороны по кругу шагом, прыжками в низком приседе.

б) Тоже, но спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах.

9. И.п. стойка ноги врозь друг к другу спиной, соединив руки в локтевых суставах.

Передвигаться правым, левым боком приставным шагом на отрезках прямой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М.: ФиС, 1970. – 200 с.
  2. Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
  3. Основы волейбола / Сост. О. Чехов. М.: ФиС, 1979. – 168 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»учитель физического воспитания Савашинский Николай Николаевич  Главная задача учителя физической культуры...

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Программа применения средств круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

С  О  Д  Е  Р  Ж  А  Н  И  ЕПРОГРАММЫ 1.Современное состояние  вопроса  применения  методики круговой тренировки.2. Основы организации...

Методика применения средств бодибилдинга на уроках физической культуры у старшеклассников

Методика применения средств бодибилдинга на уроках физической культуры у старшеклассников...

Применение методики цветоощущения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет. Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапию)....

Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе

Методическая разработка для учителей физической культуры.     В предлагаемой разработке программный материал по баскетболу с учетом требований обязательно минимума содержания образовани...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация:В данной статье рассматривается экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений у подростков 8-ых классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на у...