Методика подбора средств волейбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
методическая разработка по физкультуре (6 класс)
Методическая разработка для учителей физической культуры.
Волейбол – как составная часть программы по физической культуре в школе является средством физического воспитания учащихся, развивающим такие качества как ловкость, быстроту, силу; формирует и совершенствует двигательные умения и навыки.
Начиная с V класса учащиеся приступают к изучению волейбола.
Обучение технике игры основывается на приобретенных двигательных умениях и навыках. Качество этого процесса обеспечивается применением подготовительных и подводящих упражнений. На занятиях со старшеклассниками применяют сначала подводящие, а затем специально-подготовительные упражнения, способствующие дальнейшему освоению и закреплению техники и тактики волейбола.
Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетании.
Освоение игры в волейбол начинается с обучения технике игры, которая включает в себя следующие разделы, представленные в разработке:
- Стойки и перемещения.
- Передача мяча сверху двумя руками.
- Подача мяча.
- Прием мяча снизу двумя руками.
- Нападающий удар.
- Блокирование.
Одновременно с освоением технических элементов решается задача развития базовых и специальных физических качеств (общая и специальная выносливость, относительная сила, скоростные и скоростно-силовые качества).
В уроках по волейболу рекомендуется использовать подвижные игры, которые способствуют совершенствованию техники игры и развитию тактического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 1 города Жирновска»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Методика подбора средств волейбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе
(методическая разработка для учителей физической культуры)
Автор разработки: учитель физической культуры
Владимирова Светлана Владимировна
Жирновск, 2021
В предполагаемой разработке систематизирован программный материал на уроках физической культуры по волейболу с учетом требований обязательного минимума содержания образования в общеобразовательной школе. Разработаны и даны практические рекомендации по организации и методике подбора средств игровых упражнений на уроках физической культуры по волейболу в школе.
Предлагаемый материал поможет учителю наиболее грамотно подобрать средства обучения и развития физических качеств в процессе овладения учащимися волейболом.
Пояснительная записка.
Волейбол – как составная часть программы по физической культуре в школе является средством физического воспитания учащихся, развивающим такие качества как ловкость, быстроту, силу; формирует и совершенствует двигательные умения и навыки.
Начиная с V класса учащиеся приступают к изучению волейбола.
Обучение технике игры основывается на приобретенных двигательных умениях и навыках. Качество этого процесса обеспечивается применением подготовительных и подводящих упражнений. На занятиях со старшеклассниками применяют сначала подводящие, а затем специально-подготовительные упражнения, способствующие дальнейшему освоению и закреплению техники и тактики волейбола.
Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетании.
Освоение игры в волейбол начинается с обучения технике игры, которая включает в себя следующие разделы, представленные в разработке:
- Стойки и перемещения.
- Передача мяча сверху двумя руками.
- Подача мяча.
- Прием мяча снизу двумя руками.
- Нападающий удар.
- Блокирование.
Одновременно с освоением технических элементов решается задача развития базовых и специальных физических качеств (общая и специальная выносливость, относительная сила, скоростные и скоростно-силовые качества).
В уроках по волейболу рекомендуется использовать подвижные игры, которые способствуют совершенствованию техники игры и развитию тактического мышления.
- Стойки и перемещения.
1.2 Передача мяча сверху двумя руками.
Построение | Средства | О.М.У. | ||||||||
- учитель | 1. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения. | Принять и.п.: стойка в/б, руки согнутые в локтях, кисти у верхней части лица, большие пальцы направлены друг к другу, указательные под углом друг к другу, остальные обхватывают мяч сбоку-сверху. | ||||||||
2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. | Мяч лежит на полу; поднимается с пола в и.п. над головой. В и.п. занимающемуся вкладывают мяч (несколько раз), проверяя положение пальцев. | |||||||||
3. В парах | Один занимающийся набрасывает мяч партнеру, другой выполняет передачу. | |||||||||
4. Передача мяча над собой на месте, после отскока от пола, в движении и после перемещения и остановки, перемещаясь по контурам площадки. | Правильный выход под мяч; Согласованная работа рук и ног (ноги разгибаются быстро, а руки медленно – сопровождая мяч). | |||||||||
5. Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставным шагом; после отскока от пола; чередовать передачи в стену с передачами над собой; в прыжке; в стену – над собой, поворот на 3600 и т.д. | Изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены. | |||||||||
6. Передача мяча в парах: встречная; над собой – партнеру; с перемещениям вправо, влево, вперед, назад, через сетку; в прыжке над собой – передача партнеру; в прыжке встречная передача; после отскока мяча от пола; над собой – поворот на 3600 – передача партнеру и т.д. | В стойке в/б, перемещения шагом, бегом, приставными шагами. Правильный выход под мяч. Согласованная работа рук и ног. Изменять высоту и скорость передачи. Передачи на точность. | |||||||||
Построение | Средства | О.М.У. | ||||||||
7. Упражнения во встречных колоннах с перемещениями; через сетку. | После выполнения передачи смена игроков в своих колоннах, затем перемещения в противоположные колонны. | |||||||||
8. Передачи на месте и в прыжке на точность. | В баскетбольные кольца, мишени на стене. | |||||||||
9. Подвижные игры с передачами мяча, способствующие совершенствованию навыков передачи: «Над собой и о стенку», «Мяч в воздухе», «Навстречу через сетку», «Передачи по вызову», «Эстафеты у стены», «Назад по колонне и по кругу», «Эстафета парами», «Лапта волейболистов», «Мяч среднему», «Выполни пас над собой», «25 передач». | Каждый занимающийся должен выполнять точную и с нужной траекторией передачу мяча из любой зоны площадки, быстро, четко и своевременно выходить под мяч. | |||||||||
10. В тройках: зоны 6-3-4-6; 6-2-3-6; 6-2-4-6; 5-3-4-6; 5-2-3(4)-5; 1-3-2-1; 1-4-3(2)-1; 5-3-2-5 (передача из зоны 3, стоя спиной); 1-3-4-1 (тоже). | Направление передач соответствует последовательности указания зон. То же, но с перемещениями, добавив занимающихся в зоны, названные первыми. |
1.3 Подача мяча
Построение | Средства | О.М.У. | ||||||||
| 1. Изучение и.п. и подбрасывания мяча. | Мяч подбрасывают перед собой за счет разгибания ног. | ||||||||
2. Подача мяча в стену, в мишень, через сетку. | Изменять расстояние до стены, мишени, сетки. | |||||||||
3. В парах. | Через ширину площадки с последующим приемом мяча. | |||||||||
4. Подача мяча на точность: - в пределы площадки; - на партнера. | - В правую, левую часть площадки, в зону нападения и с лицевой линии. - Партнер перемещается в различные точки площадки. | |||||||||
5. Подача мяча после выполнения упражнений. | Прыжков, ускорений, кувырков, отжимания. | |||||||||
6. Выполнение большого количества подач подряд без ошибок. | В заданную часть площадки с определенным числом попыток (учитываются ошибки). | |||||||||
7. Чередование способов подач по мере их изучения. | Нижняя прямая и верхняя прямая. | |||||||||
8. Подача мяча в определенную зону. | Первый занимающийся после подачи в зону 5, уходит в конец шеренги; игрок зоны принимает подачу и т.д. | |||||||||
9. Подвижные игры, способствующие совершенствованию подачи мяча: «Подай и попади», «Снайперы», «Сумей принять», «Кто лучше подаст и примет мяч», «Точная подача». | Занимающиеся не только овладевают навыками точной подачи, но и приема мяча. |
1.4 Прием мяча снизу двумя руками
Построение | Средства | О.М.У. | ||||||||
1. Имитация приема мяча двумя руками снизу на месте и после перемещения (вправо, влево; вперед, назад). | Правильное положение рук, кистей рук. Движение рук за счет разгибания ног. | |||||||||
2. В парах: прием мяча, наброшенного партнером. | Расстояние 3-4 м, затем постоянно увеличивать. Правильный выход под мяч. | |||||||||
3. Прием мяча: у стены, над собой; чередование передачи сверху – прием снизу; с отскоком от пола; сочетание передач; в стену, над собой – передача в стену. | Встречное движение рук незначительно и производится за счет разгибания ног. Изменять высоту передачи, расстояние от стены. | |||||||||
4. В парах: сочетание передач; сверху – прием снизу; сверху над собой – снизу партнеру; снизу над собой – сверху партнеру, после отскока от пола – снизу партнеру. | Варьировать расстояние и высоту передачи. | |||||||||
5. В парах: нижняя прямая подача – прием снизу двумя руками. | Расстояние 8-10 м; То же, но через сетку с расстояния 5-7 м. | |||||||||
6. Прием подачи в зону 3 из зон 6,5,1. | Подача выполняется с расстояния 5-7 м. от сетки, затем из-за лицевой линии. | |||||||||
7. Групповое упражнение: учащиеся располагаются в коридорах зон 6-3; 5-4; 1-2, остальные – за лицевой линией на другой стороне выполняют подачу. | Учащиеся зон 1,6,5 принимают мяч в зоны 2,3,4, стоящие здесь – выполняют передачу над собой, ловят и возвращают мяч подающим. Затем смена: с приема подачи – к сетке, от сетки – на подачу. | |||||||||
8. То же, что упражнение №7, но подачи чередуются: одна нижняя, вторая верхняя. | Каждый учащийся принимает две разные подачи подряд. | |||||||||
9. Подвижные игры и эстафеты: «Мяч капитану», «Кто лучше», «Встречная эстафета», «Эстафета с приемом мяча», «Отбей мяч». | Каждый учащийся в игровой ситуации совершенствует навыки приема мяча снизу двумя руками. |
1.5 Нападающий удар
Построение | Средства | О.М.У. | ||||
| 1. Освоение разбега, прыжка и отталкивания. | Шаги по разметке, длина разбега 2-4 м (3 шага). Прыжок выполняют скачком; отталкивание при постановке ног с пятки на носок в метре от сетки. | ||||
2. Замах и удар кистью по мячу. | Замах вверх – назад правой рукой, в момент удара рука выпрямлена; кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии сверху – сбоку хлестообразным движением. | |||||
3. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега. | Правильный разбег, прыжок, маховое движение руками. Работа кисти. | |||||
4. Освоение удара по летящему мячу стоя на месте в прыжке. | Подбрасывание мяча на различную высоту и удар в наивысшей точке. | |||||
5. То же, что упражнение №4, но в парах. | С подбрасывания мяча партнером. | |||||
6. Нападающий удар через сетку. | С подбрасывания мяча партнером. |
Построение | Средства | О.М.У. | |||||
- Нападающий удар - блокирующий удар
| 7. нападающий удар с передачи из зоны 4. | Через игрока зоны 3 с последующим переходом в конец колонны. | |||||
8. Нападающие удары из зон 4,3,2. | С передач из зон 3 и 2. | ||||||
9. Чередование нападающих ударов: «по диагонали» 4-; 2-1; «по линии» 4-1; 2-5. | Передачи в начале из соседних зон, затем длинные через зону. | ||||||
10. Нападающие удары на точность. | Используют мишени, обозначают определенные участки площадки. | ||||||
11. В парах: нападающий удар – блокирование. | Блок закрывает какое-либо направление, удар – в другом направлении. | ||||||
12. Подвижные игры и эстафеты: «Атака крепости», «Удары с прицелом», «Бомбардиры», «По наземной мишени». | Учащиеся выполняют нападающий удар в соревновательных условиях. |
1.6 Блокирование
Построение | Средства | О.М.У. | |||||
- блокирующие
| 1. В парах: имитация блокирования на месте и после перемещений вправо, влево, одновременное выпрыгивание на блок с касанием кистей рук над сеткой. | Выбор места и времени для прыжка и постановка рук над сеткой. Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги. | |||||
2. Блокирующий – на подставке: нападающие выполняют броски мяча через сетку в прыжке; нападающий удар с собственного подбрасывания в известном направлении; нападающий удар с зоны 4 с передачи зоны 3. | Ладони рук параллельны сетке, пальцы разведены и напряжены, направляют мяч вперед-вниз. | ||||||
3. То же, стоя на площадке. | Блокирующий отбивает мяч ладонями в наивысшей точке взлета. | ||||||
4. Нападающие удары из зон 3,2; с дальних передач (2-4). | Нападающий удар в известном направлении, затем нет. | ||||||
5. Групповое блокирование: учащиеся в зоне 4 выполняют нападающий удар; учащиеся зон 2,3 – блокирование. | Согласованные действия блокирующих. | ||||||
6. Блокирование вдвоем ударов из зон 4,3,2. | Нападение ударов в начале известно, затем нет. | ||||||
7. В парах через сетку. Нападающие с собственного подбрасывания выполняют обманный нападающий удар. Блокирующие после постановки блока себя сами страхуют. | После блока – приземление на согнутые ноги и быстрое переключение к следующему действию (самостраховке). | ||||||
8. Подвижные игры и эстафеты: «Имитация блокирования», «Коснись, но не ошибись», «Не пропусти мяч», «Соперники». | Учащиеся совершенствуют технику блокирования в игровых условиях. |
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ.
1. Средства для развития скоростно-силовых качеств
Построение | Средства | О.М.У. | ||||||||
| 1. Прыжки вверх из упора присев. | 5-8 прыжков; 3-4 серии. Выполнять прыжки на максимальную высоту. | ||||||||
2. Прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой. | 15-20 прыжков; 2-3 серии. Активный взмах руками по дуге: сзади – вперед – вверх, разбег с трех шагов, толчком двух ног. | |||||||||
3. Прыжки в глубину с высоты до 70 см с последующим выпрыгиванием вперед – вверх. | 10-15 прыжков. Прыжки выполнять с гимнастической скамейки, матов. | |||||||||
4. Прыжки, подтягивая колени к груди. | 3-5 раз, 3-4 серии. | |||||||||
5. Прыжки на двух ногах через гимнастические скамейки. | На месте и в движении по 6-8 прыжков; 3-4 серии; с набивным мячом в руках. | |||||||||
6. Выполнение рывков из различных и.п. | Спиной вперед, правым, левым боком приставными шагами. | |||||||||
7. Прыжки через скакалку. | На одной и двух ногах 2х20 секунд; 2х30 секунд. | |||||||||
8. В парах с набивными мячами. | Расстояние 5-7 м
| |||||||||
9. И.п. лечь на спину, руки с набивным мячом за головой. | В быстром темпе наклоны к ногам, сгибая и разгибая туловище. | |||||||||
10. И.п. стоя лицом к стенке. | В быстром темпе сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах, толчок о стенку. | |||||||||
11. И.п. присед, руки произвольно. | Передвижение по кругу прыжками на двух ногах в низком приседе в быстром темпе; с продвижением вперед из стороны в сторону. | |||||||||
12. И.п. о.с. лицом к скамейке. | Темповые прыжки на скамейку и со скамейки толчком двух ног. |
2. Средства для развития координационных способностей.
Построение | Средства | О.М.У. | ||||||||||||
1. Броски набивного мяча через голову в парах. | По 10 раз: один бросает, другой ловит – затем смена. | |||||||||||||
2. Передача мяча сверху и снизу двумя руками: а) в стенку б) над собой в) в парах. | И.п. сидя ноги врозь; То же, но из полуприседа. Выполнить высокую передачу; быстро сесть – встать – передача и т.д Передача из положений: в приседе, стоя на коленях, сидя ноги врозь. | |||||||||||||
3. В парах передача набивного мяча. | И.п. стоя спиной друг к другу на расстоянии 1 м: а) с поворотом туловища влево или вправо б) над головой – под ногами и т.д. | |||||||||||||
4. Эстафета: «Слалом». | По сигналу первые катят руками по два набивных мяча по «трассе слалома». Выигрывают те, кто закончит быстрее. Сбитая кегля – штрафное очко. | |||||||||||||
5. Прыжки через скакалку. | а) скакалка сложена вдвое – круговое ее вращение по полу – перепрыгивание через нее в приседе. б) скакалка сложена вдвое в вытянутых руках – прыжки в группировке через нее вперед и назад. | |||||||||||||
6. Передача мяча сверху двумя руками в парах. | а) встречная передача мяча в прыжке. б) то же, но двумя мячами. | |||||||||||||
7. Челночный бег. | На отрезке 10 м по 3-4 раза. | |||||||||||||
8. И.п. учащиеся в парах в низком приседе держится за руки. | а) передвижение в правую, левую стороны по кругу шагом, прыжками в низком приседе. б) Тоже, но спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. | |||||||||||||
9. И.п. стойка ноги врозь друг к другу спиной, соединив руки в локтевых суставах. | Передвигаться правым, левым боком приставным шагом на отрезках прямой. |
ЛИТЕРАТУРА
- Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М.: ФиС, 1970. – 200 с.
- Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
- Основы волейбола / Сост. О. Чехов. М.: ФиС, 1979. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»учитель физического воспитания Савашинский Николай Николаевич Главная задача учителя физической культуры...
«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».
«Формирование целостного отношения к физической культуре в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: - формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...
Программа применения средств круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательной школе
С О Д Е Р Ж А Н И ЕПРОГРАММЫ 1.Современное состояние вопроса применения методики круговой тренировки.2. Основы организации...
Методика применения средств бодибилдинга на уроках физической культуры у старшеклассников
Методика применения средств бодибилдинга на уроках физической культуры у старшеклассников...
Применение методики цветоощущения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет. Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапию)....
Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе
Методическая разработка для учителей физической культуры. В предлагаемой разработке программный материал по баскетболу с учетом требований обязательно минимума содержания образовани...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация:В данной статье рассматривается экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений у подростков 8-ых классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на у...