Проект на тему "Характерные ошибки и пути устранения при обучении технике лыжного хода."
проект по физкультуре

Рябоконова Анастасия Александровна

 

Проектное задание

Тема: «Характерные ошибки и пути устранения при обучении технике лыжного хода. Понятие, суть и основы упражнений, их классификация. Последовательность обучения технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения, особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении упражнений».

 

Содержание                                                                                                        

ВВЕДЕНИЕ

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА. 4

ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.. 7

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ. 7

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 10

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ryabokonova_21fiz_1_1.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное задание

Тема: «Характерные ошибки и пути устранения  при обучении технике лыжного хода. Понятие, суть и основы упражнений,  их классификация. Последовательность обучения  технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения,  особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении  упражнений».

г. Черняховск, 2019г.


Содержание                                                                                                           стр

ВВЕДЕНИЕ        3

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА.        4

ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..        7

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ.        7

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.        10

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.        12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        14


ВВЕДЕНИЕ

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость; повышают общую работоспособность организма, сопротивляемость к различным заболеваниям, а также является средством активного отдыха.

Основные задачи лыжной подготовки – обучить учащихся технике передвижения на лыжах, развить у них необходимые физические качества, привить навыки самостоятельных занятий лыжным спортом, овладеть навыками проведения спортивно-массовых мероприятий.

В проектном задании выделяются типичные ошибки, возникающие при обучении лыжного хода, пути их устранения. Изложено понятие, суть и основы упражнений, их классификация. А так же последовательность обучения  технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения,  особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении  упражнений»


ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА.

Типичные ошибки при освоении техники попеременного двухшажного хода и рекомендации по их устранению:

Любая, даже маленькая ошибка в технике лыжного хода уменьшает скорость передвижения и быстро приводит к утомлению. Техника хода проста, но требует выработки правильного и прочного навыка, так как каждое движение лыжника должно быть неизменным даже после многократного повторения при нарастающей усталости.

Основные причины возникновения ошибок в технике:

  1. Неправильное понимание или неточное представление какого-либо движения;
  2. Недостаточная физическая подготовленность лыжника.

Типичные ошибки и методы их устранения

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движения

  1. Передвижение на прямых ногах (отталкивание слабое, шаг короткий).

  1. Двухопорное скольжение. Лыжник передвигается, не отрывая лыж от снега.

  1. Неправильное направление отталкивания ногой (слишком вверх).

  1. Вынос маховой ноги в согнутом положении.

  1. Прямое положение туловища (или недостаточный наклон туловища)

  1. Незаконченное отталкивание палкой. Слабое отталкивание сильно согнутой рукой.

  1. Торопливость, частые движения при почти полном отсутствии скольжения.

Разучить более низкую посадку и скольжение на согнутой ноге. Разучить подседание и перекат тела над стопой перед отталкиванием, а после отталкивания – маховый вынос вперед свободной ноги и достаточно широкий выпад.

Наклонить туловище и многократно выполнять отталкивания ногой на месте с энергичным разгибанием ее в колене и переносом веса тела на другую ногу. Включать на занятие упражнение «Самокат»

Сильно наклониться вперед, больше согнуть ноги вперед отталкиванием и увеличить выпад при выдвижении ноги вперед. Упражнения применяются те же, что и при исправлении второй ошибки.

Контроль движений: следить за тем, чтобы отталкивание ногой было законченным, а толчковая нога полностью выпрямлена.

Принимать правильно положение перед зеркалом. Передвигаться в наклоне без палок короткими шагами. Передвигаться с отталкиванием палками, взятыми немного выше середины.

Передвижение под уклон без помощи ног за счет попеременного отталкивания руками и сильным наклоном палок. При окончании отталкивания рука и палка должны составлять прямую линию.

Скользящий шаг без палок под уклон 2-3гр. Многократное отталкивание одной и той же ногой – «самокат». Передвижение на лыжах с небольшим прокатом под уклон 2-3гр.

Типичные ошибки при освоении техники попеременного четырехшажного хода и рекомендации по их устранению:

Типичные ошибки и методы их устранения

Ошибки

Устранение ошибок

  1. Неправильное сочетание движений рук и ног (отсутствие согласованности в движениях).
  2. Передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах.
  3. Слабые отталкивания ногами и руками.
  4. Подпрыгивающий ход.
  5. Напряженный вынос палок.
  6. Непрямолинейный вынос палок.
  7. Общая скованность движений.
  8. Ошибки, встречающиеся при движении попеременным двухшажным ходом.

Устранение ошибок происходит на учебном кругу. Преподаватель останавливает занимающихся, делающих ошибки, объясняет и показывает правильное выполнение движений.

Целесообразно использовать расчлененный метод (освоение упражнения по частям) и выполнение движений под счет.

Применение контраста в показе, т.е. наряду с показом правильной техники использовать утрированный показ ошибок.


Типичные ошибки при освоении техники одновременных ходов и рекомендации по их устранению:

Типичные ошибки и методы их устранения

Ошибки

Устранение ошибок и правильное выполнение движений

  1. Короткое незаконченное отталкивание палками (руки доходят до бедра).

  1. Туловище мало наклонено вперед, не участвует в отталкивании.

  1. «Проваливание» туловища между палками в начале отталкивания.

  1. Резкое выпрямление туловища до окончания отталкивания палками.

  1. Сгибание ног в коленях (приседание в начале отталкивания палками) и резкое их выпрямление после него.

  1. Отбрасывание рук вверх после отталкивания палками.

  1. Слабое отталкивание ногой и короткий торопливый шаг.

Выполнять упражнение – хлопки руками за спиной. Правильно выполнять отталкивание.

При отталкивании наклонить туловище вперед. Выполнить упражнение «лесоруб», активно наклоняя туловище вперед (руки сжаты в замок).

Держать близко друг к другу кисти рук (не шире плеч) и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук.

Выполнять движения под счет:

- на «раз» - отталкивание руками и приставление ноги;

- на «два» - выпрямление туловища.

Выполнить несколько раз упражнение на месте и закрепить правильный навык в движении.

Контролировать положение кистей, поднимая их не выше тазобедренного сустава.

Повторить упражнения для освоения и совершенствования скользящего шага. Передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов).


ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Большое значение для совершенствования двигательных действий имеет обучение школьников умению мысленно воспроизводить движения. Хорошим средством воспитания данного качества могут служить различные имитационные и специально подводящие упражнения. В литературе встречается достаточное количество материала по имитационным упражнениями специально-подводящим упражнениям в обучении лыжников-гонщиков, но они специализируются на учащихся спортивных школ. Существует необходимость в разработке и применении этих упражнений в учебно-воспитательном процессе, а именно, в обучении основам лыжной подготовки на уроках физической культуры учащихся среднего звена.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ.

 

Научиться технично ходить на лыжах можно только на снегу. Однако техническая подготовка лыжника осуществляется и в бесснежный период, а так же на уроках ОФП в зале.

В этот период решаются следующие задачи:

  1. Обеспечить предварительную подготовку к овладению способами передвижения на лыжах.
  2. Подготовить опорно-двигательный аппарат к выполнению характерных для лыжников двигательных действий.
  3. Начать формирование двигательных, вестибулярных, зрительных, слуховых, двигательных рефлексов.
  4. Создать умозрительные и двигательные представления о технике согласования движений ногами, руками, туловищем, координационной и ритмо-темповой структуре.
  5. Овладеть требованиями к выполнению элементов и способа выполнения в целом на месте и в движении.
  6. Освоить общее согласование движений в разных способах по элементам, в связках и в общей координации.

Для решения этих задач и используются следующие средства: подготовительные, имитационные и подводящие упражнения.

Средствами тренировки являются физические упражнения, которые способствуют развитию необходимых качеств и совершенствуют двигательную координацию. Каждое упражнение в зависимости от методики его проведения способствует развитию преимущественно того или иного качества. Физические упражнения в тренировке лыжника можно разделить на основные и дополнительные.


Основные упражнения включают все способы передвижения на лыжах: ходы, подъемы, спуски, торможения, повороты, прыжки. В зависимости от вида лыжного спорта различные способы передвижения на лыжах имеют большее или меньшее значение как средство тренировки.

Дополнительные упражнения делятся на:

  • общеподготовительные
  • специально подготовительные.

Упражнения, которые служат для быстрейшего усвоения сложных приемов спортивной техники, называются подводящими; упражнения, которые служат для более быстрого снятия усталости и способствующие расслаблению мышц, называются отвлекающими.

Общеподготовительные упражнения содействуют общему развитию и применяются в большей или меньшей мере во всех периодах тренировки. Различные упражнения на месте и в движении могут выполняться без снарядов, со снарядами, на снарядах. Общеразвивающие упражнения по своему преимущественному воздействию можно разделить на упражнения: на силу, выносливость, быстроту, равновесие, координацию, растягивание, расслабление.

В качестве общеразвивающих специально-подготовительных упражнений могут использоваться занятия по другим видам спорта:

  1. Легкая атлетика для совершенствования быстроты, выносливости, силы и ловкости.
  2. Спортивные игры, особенно ручной мяч и баскетбол, развивают быстроту и точность движений, ловкость, внимание, сообразительность, выносливость; способствуют укреплению нервно-мышечного аппарата, органов дыхания и повышению общей тренированности.
  3. Плавание хорошо развивает дыхательную систему, а также в сочетании с воздушными и солнечными ваннами является основным средством закаливания организма.
  4. Велосипедный спорт способствует развитию быстроты, выносливости, силы мышц ног, а также воспитанию волевых качеств.
  5. Гребля развивает силу мышц рук и спины, а также дыхательный аппарат.
  6. Спортивная гимнастика укрепляет двигательный аппарат и особенно способствует повышению силы, гибкости, общей координации, а также смелости и решительности.
  7. Альпинизм и туризм являются полезной формой отдыха и средством физической подготовки при условии, если не ставятся задачи высоких спортивных достижений. При занятии альпинизмом и туризмом пользуются активными способами передвижения по различной местности, что укрепляет здоровье и закаливает организм.
  8. Спортивное ориентирование является хорошим средством тренировки в подготовительном периоде.

Специально-подготовительные упражнения способствуют развитию у лыжника специальных качеств или освоению движений, которые могут помочь овладеть различной техникой передвижения на лыжах.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, следовательно, относительно ограничены по объему.

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:

  1. подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоению основного физического упражнения ,благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
  2. подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, кроссовая подготовка выносливость).
  3. упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (отрезки соревновательной дистанции и т. п.);
  4. имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на лыжероллерах, ходьба с палками);

5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений.


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Метод обучения – это система действий учителя в процессе преподавания. Во время обучения используются такие методы.

  1. Использование слова.        
  2. Наглядное воспитание.
  3. Практический метод.        

В метод использования слова входят рассказ, описание, объяснение, беседа, разговор.

Рассказ – повествовательная форма изложения.        

Описание – способ создания представления о двигательном действии.

Объяснение – способ развития сознательного отношения к действиям, т.к. отвечает на вопрос «почему».

Беседа – вопросно-ответная форма.

Разбор – проводится после выполнения какого-либо задания.

Метод наглядного воспитания: показ  демонстрации рисунков, предметы, звуковая сигнализация.

Практический метод: практическое выполнение упражнений.

Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата.

С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств.

Специальные упражнения должны подбираться так, чтобы они облегчали выполнение двигательного навыка различных способов передвижения на лыжах, как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий. Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие мышц ног, рук и туловища. Выполняются они с использованием силы собственного тела, инерции, отягощений и внешнего сопротивления.

Упражнения для развития отдельных групп мышц, которые выполняют главную функцию при передвижении на лыжах, могут быть ациклического и циклического характера. Более рациональными будут упражнения, которые выполняются как на специальных тренажерах, так и на тех, которые установлены в борцовских и тяжелоатлетических залах. К этой группе относятся также различные специально-подготовительные упражнения с амортизаторами. К специально-подготовительным упражнениям относятся и имитационные упражнения без приспособлений, с приспособлениями и передвижения на лыжах по специальному скользящему покрытию. Имитационные упражнения решают две главные задачи: способствуют развитию отдельных групп мышц, несущих основную работу при передвижении на лыжах, и быстрейшему овладению или совершенствованию спортивной техники.

Имитационные упражнения без приспособлений следует начинать с подводящих упражнений: создание представления о правильном выпаде и его длине, правильная смена ног, перенос тяжести тела из крайне заднего в крайне переднее положение, выполнение движения в целом на месте, отталкивание ногой на месте, шаговая имитация, шаговая имитация с палками в подъем, прыжковая имитация. Когда эти подводящие упражнения освоены, движение полностью разучивается на равнине и в подъем в сочетании с кроссовым бегом.

С помощью упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход, повороты в движении).

На уроках лыжной подготовки, в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжи и снега»: научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить массу тела с одной ноги на другую. В то же время не следует забывать о необходимости выработки умения удерживать равновесие – умения уверено скользить на двух лыжах и особенно на одной.


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.

  1. Соблюдать интервал при передвижении на лыжах:

на дистанции 3-4 метра

при спуске с горы – не менее 30 метров

  1. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки;
  2. После спуска с горы не останавливаться у подножия;
  3. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники;
  4. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой;
  5. Наблюдать друг за другом и немедленно сообщать учителю о первых признаках обморожения;
  6. Не уходить с занятия без разрешения учителя

Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них упражнений или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным. Причиной травм может быть:

- Короткая разминка, утомление;

- Недостаточная техническая и физическая подготовленность ученика;

- Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

- Наступание на пятки лыж обгоняющего;

Для того чтобы избежать травм, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку;
  2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует;
  3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму;
  4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить пробный круг, и тренировочные круги. С лыжни убрать посторонние предметы;
  5. необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся;
  6. уроки должны проводиться в тихую погоду или при слабом ветре;
  7. при утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен быть отправлен на базу только на базу только в сопровождении преподавателя или товарища;
  8. крепление лыж к обуви должно быть удобно для пользователя, прочным и надежным;
  9. перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения;
  10. спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя строго поочередно для каждого занимающегося;
  11. учащиеся должны знать и строго выполнять инструкцию при лыжной подготовке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Архипов, А.А. На лыжах – за здоровьем / А.А.Архипов – К.: Здоров'я, 1987. – 157с. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.М.Бутин – М.: Академия, 2000. 392с.

Видякин, М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В.Видякин – В-д.: Учитель, 2006.-171с.

Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / сост. Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008. – 173с.

Коджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 – 11 класс.:

Метод. пособие / Ю.Г. Коджаспиров – М.: Дрофа, 2003. – 176с.

Кузнецов, В.С. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 5 кл. : Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 кл. / В.И.Лях, А.А.Зданевич – М.: Просвещение, 2006. – 128с.

Масленников, И.Б. Лыжный спорт / И.Б.Масленников, В.Е.Капланский – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 111с.

Масленников, И.Б. Лыжные гонки / И.Б.Масленников, Г.А.Смирнов – М.: Физкультура и спорт, 1999. С.137-147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Обучение и совершенствование техники лыжных ходов"

Разработка урока по теме: "Обучение и совершенствование техники лыжных ходов" для учащихся 5 класса....

техника лыжных ходов и упражнений.

техника лыжных ходов, спусков , подъемов, переступаниий....

Техника Лыжного хода

1.История лыжного спорта2.Физические качества3.Инвентар и снаряжение4.Ступающий шаг5.Сколзящий шаг6.Попеременный двухшажный ход7.Попеременный четырехшажный ход7.Одновременный бесшажный ход8.Одновремен...

Обучение технике классических ходов в лыжных гонках

Мастер-класс по обучению технике классических ходов...

Урок по лыжной подготовке в спортивном зале "Совершенствование техники лыжных ходов, техническая подготовка лыжника-гонщика"

Не всегда запланированные уроки можно провести на открытом воздухе. Порой учителю из-за низкой температуры воздуха  не удаётся провкести урок. предлагаю вашему вниманию конспект урока (занятия) п...

Подводящие упражнения при обучении технике лыжных ходов.

Обучение технике лыжных ходов выполняют как правило, по такой схеме: упражнения на месте без лыж (в разминке); упражнения на лыжах на месте; упражнения при передвижении на лыжах....