Проект "Мини-лапта в школу"
методическая разработка по физкультуре
В 2017 году мной был разработан проект «Мини-лапта в школу»
Цель проекта:
1. Популяризация здорового образа жизни.
2. Стимулирование познавательного интереса к занятиям мини-лаптой.
3. Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
4. Создание развитой системы подготовки сборных команд школьников на базах образовательных учреждений и школьных спортивных клубов Санкт-Петербурга.
Задачи проекта:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом
3. Создание системы спортивных соревнований по мини-лапте позволяющих на протяжении школьного обучения последовательно подводить учащихся к освоению техники игры в русскую лапту.
4. Организация школьной лиги мини-лапты.
Актуальность темы: Проблема малоподвижного образа жизни и здоровья человека особенно актуальна в последнее время, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет исторический, патриотический, медицинский и педагогический аспекты.
Описание проекта:
Проект «Мини-лапта в школу» представляет собой систему семинаров, мастер классов и соревнований по мини-лапте для учащихся, учителей и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений.
Мысль внести в программу дополнительного образования занятия по мини-лапте привела к появлению данного проекта. Не секрет, что в школьной физкультуре спортивные игры занимают главенствующую позицию. И этому есть свои причины (возможность круглогодичных занятий даже в небольших залах, популярность среди юношей и девушек, доступность, наличие учебных программ и другого методического материала и т.д.).
Для более эффективного внедрения проекта были сформулированы проблемы и обозначены пути их решения.
1. С кем играть. Для популяризации игры нужны показательные соревнования, для этого нужны команды, умеющие играть.
Для решения этой проблемы, было сделано предложение учителям района о проведении соревнований
по мини-лапте. Откликнулось 23 учителя школ Калининского района.
они не только знали, как играть, но и могли научить своих учеников.
Для решения этой проблемы в течении 2017-2018 учебного года были организованы и проведены
следующие мероприятия:
Выездной обучающий семинар для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Калининского района.
Два практико-ориентированных семинара по технике и тактике игры в мини-лапту для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Калининского района.
Практико-ориентированный семинар по правилам игры в мини-лапту для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Калининского района.
Четыре мини турнира с проведением обучающих мастер классов для учащихся и учителей по игре в мини-лапту.
Создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по мини-лапте, рассчитанная на 3 года обучения.
В 2018-2019 учебном году было проведено три семинара по обучению игре в мини-лапту с презентацией учебной программы.
Организованы и проведены первенства Калининского района среди команд мальчиков и девочек образовательных учреждений в трех возрастных категориях 11-12 лет,13-14 лет, 15-17 лет.
Представлено открытое занятие на региональном этапе конкурса «Учитель здоровья» в номинации тренер.
Открытое занятие по мини-лапте в рамках курсов повышения педагогического мастерства, проводимых ИМЦ Калининского района.
Созданы секции по мини-лапте в восьми образовательных учреждениях Калининского района.
Совместно с центром спорта Калининского района, организован и проведен городской турнир по мини-лапте «Кубок Победы», посвященный 75 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады.
В 2019-2020 учебном году было проведено два практико-ориентированных семинара по обучению технике игры в мини-лапту.
Проведено два первенства Калининского района среди команд мальчиков и девочек образовательных учреждений в двух возрастных категориях 13-14 лет, 15-17 лет.
Проект «Мини-лапта в школу» опубликован в сборнике интернет семинара «Детско-юношеский спорт: потенциал развития»
Совместно с ГБОУ «Балтийский берег» подготовлен практико-ориентированный семинар по мини-лапте для учителей и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Совместно с центром спорта Калининского района, планируется организация и проведение городского турнира по мини-лапте «Кубок Победы», с привлечением жителей 21 муниципального округа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-lapta_v_shkolu.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мини-лапта в школу»
Авторы: Шинкарев Михаил Николаевич, (kaffv179spb@mail.ru) учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга;
Шинкарева Наталья Васильевна, (nata.shinkareva.1967@mail.ru) учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 89 калининского района Санкт-Петербурга
2018год.
Цель проекта:
- Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
- Стимулирование познавательного интереса к занятиям мини-лаптой и русской лаптой.
Задачи проекта:
- Создание системы спортивных соревнований по мини-лапте позволяющей на протяжении школьного обучения последовательно подводить учащихся к освоению техники игры в русскую лапту.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Закрепление и совершенствование техники игры в лапту.
- Развитие двигательных качеств учащихся.
- Воспитание соревновательного духа, честности.
- Выявление сильнейших команд и участников.
- Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Актуальность темы: Проблема малоподвижного образа жизни и здоровья человека особенно актуальна в последнее время, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет исторический, патриотический, медицинский и педагогический аспекты.
Описание проекта:
Проект «Мини-лапта в школу» представляет собой систему семинаров, мастер классов и соревнований по мини-лапте для учащихся, учителей и педагогов дополнительного образования образовательных учреждений.
Идея проекта родилась после успешного выступления на соревнованиях городского этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры».
Возникла мысль внести в школьную программу по физкультуре занятия по мини-лапте. Не секрет, что в школьной физкультуре спортивные игры занимают главенствующую позицию. И этому есть свои причины (возможность круглогодичных занятий даже в небольших залах, популярность среди юношей и девушек, доступность, наличие учебных программ и другого методического материала и т.д.).
Краткая история мини-лапты.
Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.
Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн:
«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Русская лапта была настолько популярна, что указом Петра I была введена в войска как элемент физической подготовки, где сохранилась вплоть до 1940 года. В послевоенное время популярность лапты постепенно стала уменьшаться и к концу 80-х годов в эту игру играли в основном в сельской местности. Возрождение игры как национального вида спорта началось в 1996 году на территории республики Башкортостан. Говорить о том, что лапта стала популярной игрой в России еще рано, так как во многих регионах эта игра остается забытой.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта «Мини-лапта в школу» запланирована мною в срок от 4 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над проектом. Весь проект основан на постановке конкретных задач и определения путей их решения.
Проблема | Пути решения |
1.С кем играть? | Делаем предложение учителям других школ о проведение товарищеских встреч и соревнований по мини-лапте |
2.Как играть? | Организовываем и проводим обучающие семинары и мастер классы для учителей |
| Организовываем и проводим обучающие семинары с практическим судейством игр в мини-лапту |
| Организация и проведение районных и городских соревнований в различных возрастных категориях |
Реализация проекта разбита на несколько этапов:
1 этап (практический) 2017-2019 учебные года
В результате реализации этого этапа в Калининском районе проведение соревнований по мини-лапте в рамках Спартакиад ОУ и ШСК стало регулярным. В 2018-2019 учебном году в различных соревнованиях по мини-лапте приняло участие 192 команды юношей и девушек в трех различных возрастах.
2 этап (практико-внедренческий) 2019-2021 учебные года.
На этом этапе планируется организация и проведение соревнований городского и регионального уровней.
3 этап (закрепление ) 2021-2023 учебный год
На этом этапе планируется становление проведения регулярных соревнований по мини-лапте, участие во Всероссийских соревнованиях по мини-лапте.
Примерный план реализации проекта в течении года:
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Районные семинары по правилам игры | Сентябрь -май |
2 | Школьные соревнования по мини-лапте | Октябрь- Январь |
3 | Традиционные районные соревнования по мини-лапте в рамках Спартакиад ШСК и образовательных учреждений | Ноябрь-Декабрь |
4 | Городские соревнования | Март-май |
5 | Дружеские встречи по мини-лапте с другими школами, с выпускниками школы | В течении года |
6 | Традиционные городские соревнования по мини-лапте «Кубок Победы» | Май |
Предполагаемый результат:
- Развитие массовости при занятиях мини-лаптой.
- Формирование системы спортивных соревнований по мини-лапте.
- Улучшение игры в мини-лапту.
- Укрепление здоровья учащихся.
- Организация работы спортивных кружков и секций.
- Успешное выступление на городских соревнованиях и получения права участия во Всероссийских соревнованиях.
В качестве примера ниже приводится рабочая программа по мини-лапте для занятий в ШСК.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО МИНИ-ЛАПТЕ
Срок реализации 3 года
Составитель программы:
Шинкарев Михаил Николаевич,
педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2018
Пояснительная записка
Программа мини-лапте относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы по мини-лапте состоит в том, что она способствует удовлетворению потребностей в разнообразной физической активности, азарте и желании достичь успеха, выработки уверенности в себе, чувству безопасности, самоутверждению, реализации потребностей в социальных контактах с людьми всех возрастов, творческому самовыражению, формирует дух товарищества и взаимовыручки. Знакомство с игрой гармонично развивает у детей основные физические качества, что в дальнейшем выражается в интересе к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Отличительная особенность программы от уже существующих в том, что она адаптирована для детей среднего школьного возраста. Широко используются различные игры на местности, а также в камеральных условиях. Подача материала в игровой форме раскрепощает ребёнка, снимает напряжение в общении, способствует лучшему усвоению предложенного материала.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-лапта» предназначена для детей 13 -16 лет и рассчитана на 3 года обучения. Набор в секцию осуществляется на добровольной основе. Основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.
Цель программы:
- приобщение к здоровому образу жизни через умение трудиться;
- повышение спортивного мастерства;
Задачи программы:
обучающие:
- обучить правильно, выполнять технические приемы игры;
- обучить основным тактическим взаимодействиям;
- обучить правилам соревнований;
- обучить основам познавательной деятельности;
- обучить технико-тактическим приемам игры.
развивающие:
- развить образное мышление;
- развить умение выражать своё отношение к сопернику и партнерам через игру;
- развить физические данные организма;
- развить морально-волевые качества.
воспитательные:
- воспитать культуру поведения на площадке, в общественных местах;
- воспитать коммуникабельность, взаимопонимание;
- воспитать достойное поведение в коллективе;
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях различного уровня. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
По окончании обучения обучающиеся должны
знать:
- правила техники безопасности;
- основы здорового образа жизни;
- основы судейства мини-лапты;
- правила соревнований по мини-лапте;
- правила оказания первой помощи;
- основы технико-тактической подготовки в мини-лапте;
- правила игр с использованием бросков и перебежек;
- комплексы общеразвивающих и специальных упражнений
уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- вести здоровый образ жизни;
- судить соревнования по мини-лапте;
- организовать простейшие соревнования по мини-лапте и участвовать в них;
- оказывать первую помощь;
- использовать основы технико-тактической подготовки;
- играть в подвижные игры с бросками и перебежками;
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений
2.Учебный план
Учебный план 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 27 | 7 | 20 | Тест |
3 | Техническая подготовка | 18 | 3 | 15 | Тест |
4 | Тактическая подготовка | 16 | 4 | 12 | Зачет |
5 | Учебные и тренировочные игры | 27 | 10 | 17 | Опрос |
6 | Участие в соревнованиях | 18 | 3 | 15 | Тест |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
| Итого: | 108 | 28 | 80 |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения:
№1. Вводное занятие
Теория. Собеседование с родителями и детьми Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование и тестирование детей. Форма, время, место занятий. Цели и задачи программы на учебный год. Мини-лапта как вид спорта. История возникновения игры.
Практика. Подвижные игры.
№2. Общая и специальная физическая подготовка
Теория. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.
Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий.
Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.
Практика. Упражнения, направленные на развитие выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы. Сочетание упражнений в движении и на месте. Тестирование уровня физической и специальной подготовленности. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.
№3. Техническая подготовка
Теория. Технические элементы игры. Применение технических элементов игры, их разновидность.
Практика. Обучение различным способам перемещений. Обучение передачам и ловле мяча на месте и в движении. Обучение подаче мяча. Обучение отбиванию мяча. Обучение перебежкам.
№4 Тактическая подготовка
Теория. Основные принципы тактических построений в защите. Взаимосвязь отбивания мяча и перебежки.
Практика. Обучение командным перемещениям в защите. Обучение индивидуальным и групповым перебежкам.
№5. Учебные и тренировочные игры
Теория. Настройка на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.
Практика. Игры по упрощенным и полным правилам. Игры по заданным параметрам.
№6 Участие в соревнованиях
Теория. Настройка на игру. Разбор тактики игры соперников. Составление плана на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.
Практика. Применение изученных тактических взаимодействий во время соревнований.
№7 Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов года, награждение лучших занимающихся. Режим самостоятельных занятий в летний период.
Практическая часть. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.
По окончании 1 года занятий обучающиеся должны
знать:
- технику безопасности;
- основы знаний о здоровом образе жизни;
- правила соревнований по мини-лапте;
- комплексы общеразвивающих и специальных упражнений;
- правила подвижных игр;
- судейскую жестикуляцию.
уметь:
- выполнять правила техники безопасности;
- вести здоровый образ жизни;
- участвовать в соревнованиях по мини-лапте;
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений;
- играть в подвижные игры;
- «читать» жесты судей.
2-й год обучения направлен на реализацию полученных знаний, улучшение физических кондиций, достижение результата в соревнованиях, а также на решение тактико-технических задач, знакомство с психологической и восстановительной подготовкой спортсмена.
Учебный план 2 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 27 | 7 | 20 | Тест |
3 | Техническая подготовка | 18 | 3 | 15 | Тест |
4 | Тактическая подготовка | 16 | 4 | 12 | Зачет |
5 | Учебные и тренировочные игры | 27 | 10 | 17 | Опрос |
6 | Участие в соревнованиях | 18 | 3 | 15 | Тест |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
| Итого: | 108 | 28 | 80 |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы второго года обучения:
№1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование и тестирование детей. Форма, время, место занятий. Цели и задачи программы на учебный год. Мини-лапта в Санкт-Петербурге и России.
Практика. Подвижные игры.
№2. Общая и специальная физическая подготовка
Теория. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.
Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий.
Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.
Практика. Упражнения, направленные на развитие выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы. Сочетание упражнений в движении и на месте. Тестирование уровня физической и специальной подготовленности. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.
№3. Техническая подготовка
Теория. Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Классификация и терминология технических приемов игры. Анализ выполнения технических приемов, выполняемых в различных игровых ситуациях. Контрольные упражнения по технической подготовке для юных лаптовиков. Основные ошибки в технике игры, пути их устранения.
Технические элементы игры. Применение технических элементов игры, их разновидность.
Практика. Отработка различных способов перемещений. Отработка передач и ловли мяча на месте и в движении. Отработка подач мяча. Отработка отбивания мяча. Отработка индивидуальных перебежек.
№4 Тактическая подготовка
Теория. Классификация тактики игры. Игра в нападении: удары битой, перебежки.
Командная тактика: атакующие комбинации одновременных действий из «кона» и «города».
Тактика игры в защите: расположение игроков «в линию», «веером». Ловля мяча и передача с задней линии в переднюю часть игрового поля.
Осаливание игроков «несущего два очка». Зависимость тактического построения игры от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков своей команды, от размера игрового поля, метеорологических условий и других факторов.
Практика. Отработка командных перемещений в защите. Отработка расположения игроков «в линию», «веером». Отработка ловли мяча и передачи с задней линии в переднюю часть игрового поля.
Обучение осаливанию игроков «несущего два очка».
Игровые упражнения.
№5. Учебные и тренировочные игры
Теория. Настройка на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.
Практика. Игры полным правилам с привлечением судей. Игры с отработкой поставленных задач. Игровые упражнения.
№6 Участие в соревнованиях
Теория. Настройка на игру. Разбор тактики игры соперников. Составление плана на игру. Разбор результатов игры.
Практика. Применение изученных тактических взаимодействий во время соревнований.
№7 Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов года, награждение лучших занимающихся. Режим самостоятельных занятий в летний период.
Практическая часть. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.
По окончании 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- правила техники безопасности;
- жесты судей;
- правила соревнований по мини-лапте;
- принципы распределения сил во время перебежек;
- виды тактических построений;
- комплексы общеразвивающих и специальных упражнений
уметь:
- соблюдать правила техники безопасности;
- применять жесты судей при судействе тренировочных и учебных игр;
- организовать простейшие соревнования по мини-лапте и участвовать в них;
- распределять силы во время игры и перебежек;
- участвовать в различных тактических построениях;
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.
На 3-м году обучения в углублённом режиме решаются вопросы функциональной готовности, психологической подготовки, тактико-технических задач, улучшения результативности в соревнованиях, восстановлению организма.
Учебный план 3 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 7 | 13 | Тест |
3 | Техническая подготовка | 18 | 3 | 15 | Тест |
4 | Тактическая подготовка | 16 | 4 | 12 | Зачет |
5 | Учебные и тренировочные игры | 27 | 10 | 17 | Опрос |
6 | Участие в соревнованиях | 25 | 5 | 20 | Тест |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
| Итого: | 108 | 28 | 80 |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы третьего года обучения:
№1 Вводное занятие
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование и тестирование детей. Форма, время, место занятий. Цели и задачи программы на учебный год.
Виды травм. Кровотечения и их разновидности. Повязки и способы их наложения. Первая помощь при вывихах и переломах. Первая помощь при укусах и отравлениях. Способы транспортировки пострадавшего.
Практика. Наложение повязок, жгутов, шин. Транспортировка пострадавшего.
№2. Общая и специальная физическая подготовка
Теория. Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей систем организма.
Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий.
Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы воспитания основных двигательных качеств.
Практика. Упражнения, направленные на развитие выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы. Сочетание упражнений в движении и на месте. Тестирование уровня физической и специальной подготовленности. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.
№3. Техническая подготовка
Теория. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Повторение классификации и терминологии технических приемов игры. Повторение анализа выполнения технических приемов, выполняемых в различных игровых ситуациях. Контрольные упражнения по технической подготовке для юных лаптовиков. Основные ошибки в технике игры, пути их устранения.
Технические элементы игры. Применение технических элементов игры, их разновидность.
Практика. Совершенствование различных способов перемещений. Совершенствование передач и ловли мяча на месте и в движении. Совершенствование подач мяча. Совершенствование отбивания мяча. Совершенствование индивидуальных перебежек.
№4 Тактическая подготовка
Теория. Классификация тактики игры. Игра в нападении: удары битой, перебежки.
Командная тактика: атакующие комбинации одновременных действий из «кона» и «города».
Тактика игры в защите: расположение игроков «в линию», «веером». Ловля мяча и передача с задней линии в переднюю часть игрового поля.
Осаливание игроков «несущего два очка». Зависимость тактического построения игры от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков своей команды, от размера игрового поля, метеорологических условий и других факторов.
Практика. Совершенствование командных перемещений в защите. Совершенствование расположения игроков «в линию», «веером». Совершенствование ловли мяча и передачи с задней линии в переднюю часть игрового поля.
Совершенствование осаливания игроков «несущих два очка».
Игровые упражнения.
№5. Учебные и тренировочные игры
Теория. Настройка на игру. Обеспечение уверенности в правильности подготовки. Разбор результатов игры.
Практика. Игры полным правилам с привлечением судей. Игры с совершенствованием поставленных задач. Игровые упражнения.
№6 Участие в соревнованиях
Теория. Настройка на игру. Разбор тактики игры соперников. Составление плана на игру. Разбор результатов игры.
Практика. Применение изученных тактических взаимодействий во время соревнований.
№7 Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов года, награждение лучших занимающихся. Режим самостоятельных занятий в летний период.
Практическая часть. Подвижные игры с элементами бега и бросков мяча.
По окончании 3 года обучения обучающиеся должны
знать:
- правила техники безопасности;
- основы здорового образа жизни;
- основы тактики игры;
- правила соревнований по ориентированию;
- правила оказания первой помощи;
- комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.
уметь:
- применять правила техники безопасности;
- вести здоровый образ жизни;
- применять тактические знания игры;
- организовать простейшие соревнования по мини-лапте и участвовать в них;
- оказывать первую помощь;
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.
- Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10.09 | 25.05 | 36 | 108 | 3 раза в неделю по 1 часу |
2 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 108 | 3 раза в неделю по 1 часу |
3 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 108 | 3 раза в неделю по 1 часу |
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
- Спортивная площадка (игровой зал)
- Баскетбольные, волейбольные, теннисные, набивные, футбольные мячи.
- Фишки.
- Флажки.
- Гимнастические маты.
- Гимнастические скамейки.
- Гимнастическая стенка.
- Скакалки.
- Секундомер.
- Свисток.
- Протоколы.
- Биты круглые и плоские.
- Обручи.
- Эспандеры.
- Ростомер.
- Рулетка.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
№ | Тема | Формы проведения занятий | Методы и приёмы | Дидактические материалы | Используемое оборудование | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Теоретическое, инструктаж, беседа практическое | Метод: словесный, наглядный, Прием: объяснение | Методическая литература: специальная литература справочные материалы, картинки | ||
2 | Общая и специальная физическая подготовка. | Практическое, инструктаж, беседа | Метод: словесный, наглядный, практический Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений | Методическая литература: специальная литература, карточки, схемы, | Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки | Тестирование, соревнование, сдача контрольных нормативов |
3 | Техническая подготовка | Практическое, инструктаж, беседа | Метод: словесный, наглядный, практический Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений | видеозаписи | Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки | Кросс, контрольное тестирование |
4 | Тактическая подготовка. | Практическое, инструктаж, беседа | Метод: словесный, наглядный, практический Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений | Методическая литература: специальная литература, видеозаписи, схемы, | Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки | Опрос |
5 | Учебные и тренировочные игры | Практическое, инструктаж, беседа | Метод: словесный, наглядный, Практический, соревновательный Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений | Схемы | Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки | Соревнования, контрольное тестирование |
6 | Участие в соревнованиях | Практическое, инструктаж, беседа | Метод: словесный, практический, соревновательный Прием: объяснение, выполнение упражнений | Схемы | Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки | Соревнования, контрольное тестирование |
7 | Итоговое занятие | Практическое, беседа | Метод: словесный, наглядный, практический Прием: объяснение, демонстрация, выполнение упражнений | карточки достижений | Спортивный инвентарь. Мячи, биты, фишки, флажки, свисток, карточки | контрольное тестирование |
Литература
- Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности, М.: Мир, 1992.
- Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности, М.: Знание 1987
- Правила вида спорта «лапта» утверждённые приказом Минспорта России от 21 декабря 2017 г. № 1090
- Р.Н. Разяпова, Л.Н. Малорошвило. «Лапта» Учебно-методическое пособие Оренбург Издательство ОГПУ 2014
- Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.
- Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г.Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.
- Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003.
- Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И.Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
- Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г.Русская лапта: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. - Уфа: БГПУ, 2000.
- Костарев А.Ю.Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.
- Платонов В.Н.Теория и методика спортивной тренировки: Учеб.пос. для ИФК. - Киев: Вища школа, 1984.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под общ.ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: ФиС, 1981.
- Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г.
- Валиахметов Р. М. «Лапта» 2007 г.
- Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г.
- Организация работы спортивных секций в школе. Автор-составитель А. Н. Каинов. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...