Рабочая программа Смешанное боевое единоборство "ММА"
учебно-методическое пособие по физкультуре

Чухачёв Александр Сергеевич

Разработанная программа Смешанного боевого единоборства "ММА" сроком реализации 1 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Аромашевская средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Кармацкого»

Рассмотрено:

Протокол педагогического совета № 1   от

«30» августа 2019 г.

 

Утверждаю:

Директор МАОУ «Аромашевская СОШ»

__________Т.М. Алферова

Приказ № 262 от 30.08.2019г.

Дополнительная образовательная программа

спортивной секции «Смешанное боевое единоборство

(ММА)»

Возраст обучающихся 10-17  лет,

срок реализации 1 год

Составитель :

Чухачёв Александр Сергеевич

учитель русского физической культуры

с. Аромашево

2019  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа дополнительного образования детей по смешанному боевому единоборству имеет спортивно-оздоровительную направленность.

(ММА) (далее – Программа) Разработана в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта смешанное боевое единоборство (ММА), (далее по тексту СБЕ (ММА)) утверждённого приказом Минспорта России от 24.03.2017г №245. Программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы спортивной секции по «Рукопашному бою». Авторы: Правдин Дмитрий Владимирович и Кондрашин Максим Валерианович.

Смешанное боевое единоборство (ММА) направлено развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, а так же имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических и морально-волевых качеств школьников, материально-технические условия.

Смешанное боевое единоборство (ММА) является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка.

Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий смешанным боевым единоборством (ММА).

Основными задачами программы являются:

- укрепление здоровья и гармоничное развитее всех органов и систем организма детей;

- формирование интереса к занятиям спортом;

- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений  и       освоение техники подвижных игр;

- воспитание трудолюбия;

- развитие и совершенствование общих физических качеств;

- предварительный отбор детей для занятий рукопашным боем;

- знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены;

- социализация детей и подростков

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:

          -изучение упражнений развивающего характера;    

          -повышение физической и умственной работоспособности;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы- 10-17 лет.

Дополнительная образовательная программа по смешанному боевому единоборству (ММА) рассчитана на 1 год. Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часа.

Основной формой обучения является – учебно-тренировочное занятие.

Режим проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия по смешанному боевому единоборству (ММА) проводятся во внеурочное время, согласно составленному расписанию.

Ожидаемый результат

  В конце изучения программы воспитанники получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание проведение спаррингов, навыки простейшего судейства. Научатся самообороне.

Диагностика результативности образовательного процесса

В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.

Два раза в год  (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического  развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в  количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической,  теоретической подготовленности.

Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных  спаррингах.  Контрольные спарринги проводятся регулярно в учебных целях. Календарные спарринги применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. 

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, а также подтягивание из виса.

Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами,  как обучающиеся применяют их в спаррингах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы : участие в соревнованиях по смешанному боевому единоборству (ММА) на школьном уровне.

 Характеристика вида спорта: смешанное боевое единоборство (ММА)

Смешанное боевое единоборство (ММА) – молодой и быстроразвивающийся вид спорта в

нашей стране и в мире, принципы и методы тренировки которого проходят стадию становления. На данный момент накоплен значительный опыт работы с профессиональными бойцами, проанализирован 4-х летний опыт подготовки взрослых спортсменов, выступающих на крупнейших официальных соревнованиях и прошедших все стадии многоступенчатого отбора в сборную команду России по СБЕ (ММА). В связи с официальным введением детско-юношеского раздела вида спорта в 2016 году, подготовка юных спортсменов в СБЕ (ММА) впервые становится объектом анализа и систематизации, исходя из подходов, используемых в разных близких видах единоборств.

 На сегодняшний день тренеры, работающие с юными спортсменами, вынуждены заимствовать и сублимировать опыт каждого отдельного единоборства и «комбинировать» его в новые реалии, перестраивая под специфические задачи смешанного стиля (ММА).

 В России достаточно широко представлены методические базы смежных с ММА видов спорта: боевое самбо, рукопашный бой, бразильское джиу-джитсу, сравнительно недавно появившийся панкратион; оптимально адаптированы научные подходы в «олимпийских» видах единоборств. Наиболее приближенные к СБЕ (ММА) в некоторых аспектах применяемой техники такие виды единоборств как: самбо и грэпплинг; в партере, классический и тайский бокс в стойке (ударная техника ног), вольная борьба (бросковая техника), но ни один из перечисленных видов не отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым к подготовке юных спортсменов в СБЕ (ММА). Так, ни в одном из смежных видов нет учета времени работы в клинче в углу или возле канатов. При использовании подготовки самбиста или дзюдоиста может возникнуть проблема защитных действий в позиции «лежа на животе» (в правилах самбо и  дзюдо отсутствуют удары и добивания в партере, это не дает никаких баллов атакующему (верхняя позиция)); в партере судьи не дают работать долгое время – все эти особенности правил формируют у спортсмена неприемлемый для СБЕ (ММА) навык. В реальном бою он часто играет решающую роль. Все техническое превосходство в борцовской или ударной технике может свестись к досадному поражению из-за одной технической ошибки. При переходе спортсменов из вышеупомянутых единоборств, тренеру необходимо затрачивать большое количество времени для устранения закрепленного навыка, который в смешанном единоборстве ослабляет подготовку спортсмена. Эти и другие принципиальные отличия не позволяют копировать системы подготовки смежных видов единоборств; для СБЕ (ММА) требуется

собственная система подготовки спортсменов, начиная от набора юных спортсменов до

подготовки спортсменов уровня высшего спортивного мастерства.

 В каждом виде единоборств накоплен богатый опыт подготовки юных спортсменов,

каждый - имеет свой ритуал, философию и этику, которые должны быть использованы в воспитании бойцов СБЕ (ММА). Тренеру смешанного стиля в работе с детьми необходимо уметь обобщить имеющиеся знания и применить этот бесценный опыт.

Календарно-тематическое планирование.

Занятия

По

плану

Факти-чески

Тема занятия

Кол-во

 часов

Теория

Практика

Элементы содержания

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. История развития смешанного боевого единоборства (ММА).

2

2

Характеристика  смешанного боевого единоборства (ММА) как средство физического воспитания молодежи.

2

Правила спаррингов. Восьмиугольник и инвентарь.

2

2

Правила спаррингов. Восьмиугольник и инвентарь.

3

Техническая подготовка.

2

2

Прямые удары руками из стойки.

4

Тактические  действие.

2

2

Борьба в партере.

5

Техническая подготовка.

2

2

Прямые удары руками из стойки. Боковые удары руками.

6

Техническая подготовка.

2

2

Болевые приемы.

7

Специальная физическая подготовка.

2

2

Апперкот снизу. Бекфист.

8

Техническая подготовка.

2

2

Самостраховка и страховка соперника.

9

Тактические действие.

2

2

Прямые удары ногами из стойки. Боковые удары ногами из стойки.

10

Техника защиты и нападения.

2

2

Борьба в стойке.

11

Тактические действие.

2

2

Боковые удары ногами из стойки.

12

Специальная физическая подготовка.

2

2

Борьба в стойке.

13

Тактика защиты.

2

2

Прямые удары ногами из стойки. Удары ногами с разворота.

14

Техническая подготовка.

2

2

Уходы через мостик и забеганием.

15

Техническая подготовка.

2

2

Удары локтями.

16

Техническая подготовка.

2

2

Передняя подножка с захватом руки.

17

Общая физическая подготовка.

2

2

Клинч. Входы в клинч, выходы из клинча.

18

Тактическая  подготовка.

2

2

Задняя подножка с захватом руки.

19

Техника защиты.

2

2

Клинч. Входы в клинч через удары руками, выходы из клинча.

20

Техника нападения.

2

2

Бросок захватом руки на плечо.

21

Техническая подготовка.

2

2

Входы в клинч через удары ногами , выходы из клинча.

22

Общая физическая  подготовка.

2

2

Зацеп снаружи садясь.

23

Тактическая подготовка.

2

2

Прямые удары ногами (типы) и защита от прямых ударов ногами.

24

Техника защиты и нападения.

2

2

Бросок через бедро.

25

Специальная физическая подготовка.

2

2

Связка ударов руками и ногами.

26

Техника защиты и нападения.

2

2

Удушающие приемы в стойке.

27

Техника защиты и нападения.

2

2

Удары коленями в корпус.

28

Техника защиты.

2

2

Бросок с подхватом.

29

Техника защиты.

2

2

Удары коленями в голову.

30

Техническая подготовка.

2

2

Болевые приемы на ноги.

31

Техническая подготовка.

2

2

Боковые удары ногами.

32

Общая физическая подготовка.

2

2

Удушающие приемы в партере.

33

Техническая подготовка.

2

2

Обманные действия при ударе.

34

Специальная физическая подготовка.

2

2

Добивание в партере.

35

Общая физическая подготовка.

2

2

Связки по голове, корпусу, ногам.

36

Техническая подготовка.

2

2

Смена атакующего положения в партере.

37

Техническая подготовка.

2

2

Обманные движения при ударе ногами.

38

Тактическая подготовка.

2

2

Болевые приемы на ноги.

39

Тактическая подготовка.

2

2

Перемещения при ударах.

40

Тактическая подготовка.

2

2

Борьба у стенки.

41

Тактическая подготовка.

2

2

Обучение удару «лоу-кик»

42

Техническая подготовка.

2

2

Подъем из партера в стойку.

43

Тактическая подготовка.

2

2

Удары коленями в прыжке.

44

Тактическая подготовка.

2

2

Защитные действия в стойке.

45

Тактическая подготовка.

2

2

Удары с разворота в прыжке.

46

Техническая подготовка.

2

2

Болевые приемы из виса.

47

Техническая подготовка.

2

2

Перемещения при защите.

48

Техническая подготовка.

2

2

Бросок прогибом.

49

Тактическая подготовка.

2

2

Встречные удары.

50

Тактическая подготовка.

2

2

Защита от броска прогибом.

51

Техническая подготовка.

2

2

Удары руками через руку.

52

Тактическая подготовка.

2

2

Проход в ноги с броском.

53

Техническая подготовка.

2

2

Удары с разворота в корпус.

54

Техника  атакующего  удара.

2

2

Бросок через спину.

55

Общая физическая  подготовка.

2

2

Защита от ударов с разворота.

56

Техническая подготовка.

2

2

Проход защиты в партере.

57

Тактика  защиты.

2

2

Связки ударов руками.

58

Техническая подготовка

2

2

Бросок через спину с колен.

59

Тактическая подготовка

2

2

Связки ударов локтями.

60

Тактика  защиты.

2

2

Защита от болевого приема на руку.

61

Тактика  защиты.

2

2

Проход в одну ногу.

62

Тактика  защиты.

2

2

Защита от проходов в одну ногу.

63

Тактическая подготовка. Контрольные испытания по общей физической подготовке.

2

2

Защита от ударов локтями в клинче.

64

Тактика  защиты. Контрольные испытания по технической подготовке. Контрольные бои.

2

2

Защита от броска через бедро. Судейство на контрольных боях.

65

Тактика  защиты.

2

2

Защита от броска с подхватом.

66

Тактика  защиты.

2

2

Защита от броска через спину.

67

Тактика  защиты.

2

2

Защита от броска через спину с колен.

68

Тактическая подготовка. Соревнования.

2

2

Учебные спарринги. Подведение итогов. Судейство на соревнованиях.

Итого:

136

136

2

134

Содержание программы:

  1. Физическая культура и спорт в России. Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
  2. История развития смешанных единоборств в России. Характеристика смешанных единоборств как средство физического молодежи. История возникновения смешанных единоборств. Развитие смешанных единоборств в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по смешанному боевому единоборству (ММА) в России и за рубежом.
  3. Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов, закаливание организма. Правила закаливания.
  4. Техническая подготовка. Обучение технике – важнейшее задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и наводящих упражнений). Технику смешанного боевого единоборства (ММА) составляют специальные технические приемы:

- перемещения;

- удары руками;

- удары ногами;

- удары локтями;

- борьба в стойке;

- борьба в партере;

- добивание в партере.

  1. Тактическая подготовка.

Тактическая подготовка в смешанных единоборствах представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать индивидуально.  Формирование тактических умений это:

- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных ситуациях;

- умение наблюдать и на основе наблюдения немедленно осуществлять ответные действия;

Основные приемы техники в смешанных боевых единоборствах и способы их выполнения:

- перемещения;

- удары руками;

- удары ногами;

- удары локтями;

- борьба в стойке;

- борьба в партере;

- добивание в партере.

Тактика нападения и тактика защиты:

- индивидуальные действия.

  1. Правила спаррингов в смешанном боевом единоборстве (ММА).

Правила спаррингов в смешанном боевом единоборстве (ММА). Методика судейства. Терминология и судейские жесты.

  1. Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег с изменением скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Спортивные игры: баскетбол, футбол, регбол. Подвижные игры и эстафеты.

  1. Специальная физическая подготовка.

- отработка боковых ударов ногами у стены с задержкой на время;

- упражнения с набивными и теннисными мячами;

- развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена боевых стоек и позиций по сигналу тренера.

  1. Контрольные испытания.

- контрольные испытания по общей физической подготовке;

- контрольные испытания по технической подготовке.

  1.  Контрольные бои и судейская практика. Судейство во время товарищеских боев: ведение протокола, выполнение обязанностей главного и боковых судей.
  2.  Соревнования. Участие в соревнованиях школьного уровня. Судейство во время боёв.

Методическое обеспечение образовательной программы                  

                                                                                                                                                                                                                           

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Общие основы каратэ  ПП и ТБ Правила  

и методика судейства

в каратэ

Групповая, - с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный,

положение о соревнованиях по рукопашному бою.

2

Общефизическая подготовка

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

 Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, работа на снарядах, УТЗ

Таблицы, схемы, карточки, малый спортинвентарь (резина, гантели, медицинбол, тен.мячи и т.д.  обучающегося, силовые тренажеры

Тестирование,

зачеты, протоколы

3

Специальная физическая подготовка

Групповая, - с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, УТЗ, наглядный показ тренером.

Литература, схемы,

справочные материалы, плакаты, мелкий и средний спортинвентарь (малые гантели, пунктбол, лапы, бокс. мешки и груши, манекен)

Зачет, тестирование, учебные бои,

промежуточный тест.

4

Технико-тактическая  подготовка

Групповая, - с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, УТЗ, наглядный показ тренером.

Учебные бои.

Плакаты, мелкий инвентарь обучающего.

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебные бои, промежуточный тест,

соревнование

5

Соревновательная  подготовка

Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, УТЗ, Учебно-тренировочные бои.

Плакаты, соревновательный инвентарь (капа, перчатки, футы, бандаж)

Тренировочные бои,

промежуточный отбор,

соревнования


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.

Спортивный инвентарь:

Перчатки  -15-18 штук;

Лапы – 15 штук;

Пады – 15 штук;

Набивные мячи - на каждого обучающегося;

Перекладины для подтягивания в висе – 2 штуки;

Гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;

Татами ;

гимнастические маты;

баскетбольные, футбольные, теннисные  мячи -10-15 штук;

Спортивные снаряды:

гимнастические скамейки – 3-5 штук;

гимнастическая стенка – 6 пролетов.


Список литературы

  1. Акопян А.О., Долганов Д.И. Примерная программа рукопашного боя для ДЮСШ.-М.: Советский спорт 2004г
  2. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 2003.
  3. Войцеховский С.М. книга тренера.- М.: ФиС, 1971.
  4. Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.;2002
  5. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: ФиС 1978
  6. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте М.: ФиС 1991
  7. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994
  8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970
  9. Коблев Я.К., Письменский И.А., Чермит К.Д. Многолетняя подготовка дзюдоистов.- Майкоп, 1990
  10. Коц Я.М. Спортивная физиология. (Учебник для институтов физической культуры).М.: ФиС 1986
  11. Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. М.: Советский спорт, 2003
  12. Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. М.: Советский спорт, 2005
  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: ФиС, 1991
  14. Микрюков В.Ю. Каратэ. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003
  15. Найдиффер Р.Н. «Психология соревнующегося спортсмена», М.: ФиС, 1979
  16. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003
  17. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка. Учебное пособие. ГОУ ВПО ВГАФК. Волгоград 2003
  18. Остьянов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка).- Киев: Олимпийская литература, 2001
  19. Петерсен Л. Травмы в спорте. М.: ФиС, 1981
  20. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкмй А.Г. Учимся дзю-до с В.Путиным. - М.: 2002
  21. Рудман Д.Л. Самбо, техника борьбы.- М.: ФиС, 1983.
  22. Семенов Л.П. Советы тренерам. М.: ФиС, 1980
  23. Туманян Г.С. Базовая техника дзю-до. - М., 1991.
  24. Физиология человека (общая, спортивная, возрастная) М.: Олимпия Пресс, 2005
  25. Хартманин Ю., Тюннеманн Х. Современная силовая тренировка. - Берлин: Шпортферлаг, 1988. - 336 с.
  26. Эймингас П.А. Самбо: первые шаги. - М.: 1992.
  27. Юшков О.П. Совершенствование методики тренировки и комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах единоборств.- М.: МГИУ, 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа исторического кружка: «Боевой и трудовой путь нашей страны и малой родины».

Данная программа реализована в МОУ "Бурашевская СОШ", где есть свой школьный музей. Программа включает темы, востребованные в рамках военно-патриотического воспитания....

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Смешанные боевые единоборства ММА»

В последние 20-30 лет в развитии спортивных единоборств намечается тенденция к универсализации, что приводит к образованию новых видов единоборств и преобразованию уже существующих. В России и за рубе...